В 11 классе обращаемся к повести К.Д. Воробьева «Крик», выясняем замысел автора, переживаем те же чувства, которые испытывают её герои, постигаем, какой ценой была завоевана победа.

Автор урока: Кузнецова Елена Викторовна

 

«Невероятная явь войны»

Цели урока:

- воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к историческому прошлому своей страны.

- обучающие: совершенствование умений анализа и интерпретации произведений о Великой Отечественной войне на примере повести К.Воробьева «Крик» в их историко-литературной обусловленности;

-развивающие: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка книг, иллюстрации к повести, реквизит к инсценированию, эпиграф (на доске).

Эпиграф к уроку:

 

«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление». В. Быков

 

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой

Чтение учителем стихотворения «Курский край» (см. Приложение)

Учитель: Я начала урок с этого стихотворения о малой родине, потому что речь сегодня пойдёт о нашем знаменитом земляке – К.Д. Воробьеве и его повести «Крик». И сейчас я хочу зажечь свечу памяти, и пусть она горит как символ живой души писателя.

II. Определение темы и целей урока

Тема нашего урока «Невероятная явь войны». Мы будем анализировать произведение, постараемся понять замысел автора, попытаемся пережить те чувства, которые испытывают герои повести, постичь, какой ценой была завоевана победа.

III. Проверка домашнего задания

Дома вам нужно было прочитать повесть «Крик», сделать необходимые пометы, нарисовать иллюстрации. Индивидуальное задание – биография писателя. С неё и начнём.

Выступление учащегося – биография писателя, сопровождаемая мультимедийной презентацией.

IV. Работа по теме урока

Слово учителя:

Обратите внимание на выставку книг К.Д. Воробьева. Наш земляк оставил нам бесценное наследие – яркие, запоминающиеся, самобытные произведения.

Обнажённая правда писателя открывает народную трагедию 1941 года. По словам жены К. Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. И Воробьев находит такие слова, которые передают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны. Существует такой термин: «окопная правда». За неё писатель и поплатился.

Эпиграфом к уроку я взяла слова В. Быкова: «Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление». Как вы понимаете слова В. Быкова? (Писатель должен говорить правду.)

Первоначальное восприятие текста

- Понравилось ли вам произведение?

- Каковы ассоциации?

- Как читалось?

- Что особенно запомнилось?

Анализ произведения

- Кратко, в нескольких предложениях, перескажите сюжет повести.

- С помощью какого приёма достигается достоверность изображаемого автором? (Повествование от 1-ого лица).

- В чём особенность авторского повествования? (Использование диалектных слов; чувствуется «стиль» К. Воробьева, который трудно спутать с другими авторами; автобиографичность).

- Какие традиции русской литературы продолжает  писатель в своём произведении? (Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» – натурализм; смерть не героическая, не романтическая, а страшная в своей простоте и обыденности – поленница из трупов, например).

- Кто является главным действующим лицом повести? При каких обстоятельствах мы с ним знакомимся? (зачитать)

- Насколько автобиографичен образ Сергея Воронова? (сходство в фамилии, факты биографии, антропометрические данные).

- Какие чувства обуревают главного героя? (гордость от того, что он младший лейтенант; чувство любви).

- Как познакомились Сергей и Маринка?

- Найдите в тексте, какие чувства пробудились в душе у главного героя?

- Давайте проследим по тексту, как развиваются их отношения.

- Какие две темы развиваются в повести? (Война и любовь).

- Как соотносится с военной темой тема любви? (несовместимые понятия; любовь возникает в военном аду вопреки всему; любовь захлёстывает главных героев).

 - Как обрывается любовь? (Смертью Маринки).

Медитация.

Закройте глаза. Расслабьтесь. Дышите глубоко и ровно, следите за дыханием. Почувствуйте, как воздух медленной струйкой проникает через нос в ваши лёгкие, наполняет их, а затем плавно и медленно покидает их. Проделайте это несколько раз, мысленно следуя за воздухом, пока ваши мысли не очистятся. А теперь представьте, что вы с большой высоты смотрите с небес на землю. Она темна и мрачна, её освещают лишь взрывы снарядов. Эти огненные вспышки постепенно складываются в буквы, и вы видите яркое слово, вы можете его прочитать. Что это за слово? (Война, огонь, смерть и т.п.)

- Мы проследили тему любви в произведении, а теперь перейдём к теме войны.

- Какой вопрос постоянно мучит юных лейтенантов, пришедших на фронт? (Какие они – враги? Кто они?)

- Прочитайте, какими увидел немцев Сергей Воронов?

- Какое средство художественной выразительности использует автор, описывая коллекцию знаков различия у одного из немцев? (художественная деталь).

- Как это характеризует немца?

- Какие страшные картины войны вас поразили в повести? (эпизод с лошадью, поленница из трупов).

- Кто же победил в повести?

Инсценировка (см. Приложение)

VI. Составление синквейна (по вариантам)

Война ужасная, разрушительная; убивать, страдать, выживать. Никого не оставит равнодушным. Страх.

Любовь непутёвая, чистая; любить, терпеть, наслаждаться. Любовь живёт вечно. Надежда.

VII. Анализ иллюстраций.

Все до одной иллюстрации учащиеся сделали в карандаше. Случайно ли это?

VIII. Итог урока

- Каков финал повести? (открытый)

- Почему повесть названа «Крик?»

(Прямое название. Переносное название – это крик замученных, но не сломленных, они кричат, что нельзя забывать тех, кто прошел через эти страшные испытания.)

Минута молчания.

- После гибели Маринки Сергей Воронов потерял голос, который вернулся лишь в июле 1943 на Курской дуге. Как вы думаете, с чем это связано? (Родина излечила; перелом войны – уверенность в победе).

Домашнее задание

Прочитать повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка».

Написать сочинение-миниатюру «Какие чувства возникли у меня после прочтения повести «Крик».

X. Выставление оценок.

XI. Рефлексия

Учитель:

В начале урока я зажгла свечу. Я попрошу вас по очереди взять её в руки и сказать: «Сегодня я уношу с собой с урока … продолжите фразу».


ПРИЛОЖЕНИЕ

Елена Кузнецова

Курский край

Родина моя милая…

Косогоры да перелески.

Мне твоя красота унылая

И дороже других, и прелестней.

Родина моя славная…

Всё кладбища да обелиски.

Панихиды слова печальные

Да имён короткие списки.

Родина моя звонкая!

Соловья сладкогласного трели,

Благовеста удары тонкие

И весенняя песня капели.

Родина моя яркая!

Сарафаны, платков узоры.

Голубые прожилки рек,

А над ними алые зори…

На земле обретённый рай…

Потому так сильно, до дрожи,

Я люблю тебя, Курский край!

Ты на свете всего дороже.

 

Инсценирование

Под музыку выходят Война и Любовь.

Война: Я - многоликая Война,
Я к людям часто приходила.

Любовь: Я – всемогущая Любовь,
Я людям счастье приносила.

Война: Я – где коварство, боль и страх,
Где небо – алой крови бездна.

Любовь: Я – где надежда, свет и жизнь,
Где небо – алый цвет Победы.

Война: Несу тебе я, человек,
Потерю близких, боль, страданье.

Любовь: А я несу в своих руках
Творить, любить и жить желанье.

Война: Но ты, Любовь, слабей меня,

Тебя всегда я побеждала.

Любовь: Но как всегда, твоя война

Моей победой завершалась.

Война: Наш спор идет уже давно,

Пора поставить в этом точку.

Любовь: Сражаться будем до конца,
И днем, и ночью…

Война: И днем, и ночью.

Любовь: Смотрите, люди! Час настал
Великой битвы!

Война: Битве – быть!

Но кто нас может рассудить?

Любовь: Пусть нас рассудит человек!

Ты загляни в сердца людей –
Увидишь в них любовь большую:
К любимым, детям, матерям,
Отцам, друзьям…Любовь святую!

Война: Но свыше воля мне дана
Любовных уз разрушить цепи,
И в бесконечный ряд крестов
Их прочно заключить навеки.
И мне идей не занимать:
Концлагеря, бомбежки, пытки…

Любовь: Но этим душу не убить!

Напрасны все твои попытки!
Огнем войны не сжечь имен,
С которыми идут на битву,
Их повторяют вновь и вновь,
Как всемогущую молитву!

Мелодия затихает. Любовь и Война уходят.