Учебное занятие имеет цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, посвящено решению непростых проблем, связанных с отношением человека к животным.

Автор-разработчик: Григорьева Наталья Федоровна

 

Нравственные уроки (по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

Тип урока: получение новых знаний

Технология: проблемный диалог

Цель: осмысление нравственных проблем, волнующих Л. Андреева, оценка  человеческих поступков.

Задачи:  

  1. Характеризовать поступки героев произведения, формировать умения и навыки анализа литературного произведения.
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, умение слушать, и аргументированно высказывать мнение.
  3. Воспитывать гуманное отношение к животным и нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.

Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск необходимой информации, грамотное построение речевого высказывания в устной и письменной формах, верное восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самостоятельное принятие решений, духовно-нравственное осмысление произведения,  способность к самооценке деятельности;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение норм речевого поведения, умение обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, портрет Л.Н.Андреева, иллюстрация к произведению.

 

Ход урока

 

I этап: организационный момент

Добрый день, дети. Я рада встрече с вами. Надеюсь, что вам будет интересно знакомство  с новым литературным произведением.

II этап: постановка целей, основных задач урока и мотивирование учащихся.

Мы встретились сегодня, чтобы на примере поступков героев литературного произведения всем нам стать лучше, добрее, отзывчивее, чем были вчера.

III этап: актуализация знаний.

Стихотворение Эдуарда Асадова «Дачники» (читает учитель)

 

И слышат только седые тучи

Да с крыш галдящее воронье,

Как жалобно воет, скулит, мяучит

На дачах брошенное зверье…

 

Откуда им, кинутым, нынче знать,

Что в час, когда месяц блеснет в окошке,

Родители будут бесстыдно лгать

О славной судьбе их щенка или кошки.

 

Что ж, поиграли – и сглаз долой!

Кончилось лето, и кончились чувства…

 

О чем эти строки? (О животных, о людях и их чувствах)

Чтобы рассказать об этом, писатели и поэты используют разные литературные роды и жанры.

К какому роду и жанру относится произведение Э. Асадова? (лирика, стихотворение)

А произведение Леонида Андреева «Кусака»? (эпос, рассказ)

Дайте определение рассказу как жанру.

Каков  сюжет рассказа Л. Андреева «Кусака»? Расскажите кратко.

Подводящий диалог.

Как жила Кусака до встречи с дачниками?

Что изменило жизнь Кусаки? (Люди приручили её.)

Формулировка проблемы.

Этот поступок людей хороший или плохой?

Чувствуете, для нас это проблема – оценить поступок людей как положительный или как отрицательный.

Формулировка темы.

Как вы думаете, над чем сегодня будем размышлять, анализируя рассказ «Кусака»?

Столкнувшись с проблемой, мы должны её решить.

Определим тему нашего урока. (Дети предлагают разные темы).

Мне нравятся ваши предложения, в обобщённом виде тема может звучать так: «Нравственные уроки по рассказу Л. Андреева «Кусака».

IV этап: проверка того, насколько понятен материал учащимся.

Анализ рассказа

Почему рассказ называется «Кусака»?

Как вы думаете, а почему собака укусила девочку? (Привыкла, что её все обижали, а она должна защищаться).

Приведите примеры из рассказа, доказывающие тот факт, что люди обижали собаку. Прочитайте.

А когда Кусака перестает кусаться?

Удивительно, когда у неё не было имени, она кусалась, но с появлением имени она перестаёт кусаться.

Давайте проследим эволюцию имени.

Почему меняется Кусака? (Меняется отношение людей к ней: они полюбили Кусаку.)

Как изменилась Кусака? Обратитесь к тексту. Прочитайте. (Читают 3 часть).

V этап:  закрепление материала.

Дети, мне бы хотелось, чтобы рассказ закончился этим эпизодом.

Вижу, что и вам тоже.

Каким словом можно назвать то, что произошло потом с Кусакой? (Предательство).

Прочитайте эпизод о том, что чувствовала Кусака после предательства людей, которым она поверила, которых полюбила.

Читаем 5 главу.  (Звучит тревожная музыка).

Что помогло вам наиболее ярко представить состояние Кусаки? (Пейзаж, музыка).

Работа в парах

Сравните 2 пейзажные зарисовки рассказа: жизнь  Кусаки с приездом дачников и после предательства.

Чувствуете разницу? Как пейзаж помогает разобраться в чувствах Кусаки?

Работа над композицией.

Обратимся к началу рассказа. Прочитайте ещё раз.

А сейчас прочитаем финал рассказа. Сравните начало и финал рассказа.

Какой вывод сделаете? (В начале повествуется о том, как собака страдала, и в конце рассказа описывается страдание Кусаки).

Ребята, вы знаете, как называется такая композиция? (Кольцевая).

А в чём смысл кольцевой композиции? (Собака опять никому не нужна, только теперь ей стало еще хуже, т.к. она узнала, что такое ласка и любовь людей).

Включение материала в систему знаний.

Работа в группах

Сейчас вы попробуете себя в роли психологов и законодателей. Вот задания группам.

Психологи: Какой совет можете дать маме Лёли?

Законодатели: Составьте правила для людей, которые хотят завести домашних животных.

Проверка.

VI этап: рефлексия.

Автор рассказа «Кусака» предложил нам решить проблему, которая  является сложной даже для взрослых. Сегодня мы много размышляли.

Какие нравственные уроки вы извлекли из размышлений?

Напишите на сердечках.

Начните фразой: «На сегодняшнем уроке я задумался…»

Прочитайте. (2-3 ученика)

Сердечки мысленно подарите Кусаке (Прикрепляют к иллюстрации с изображением собаки).

«Каждый современный урок имеет название.

Какое название вы дали бы сегодняшнему уроку?

VII этап: домашнее задание.

  1. Фотопроект «Не оставим!»

Вы уже начали его выполнять дома, подбирая к уроку фото с домашними животными. Выйдите к доске, прикрепите фотографии на лист.

  1. Написать сочинение-размышление.

«Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э. Асадова).

  1. 2016 год объявлен в России годом Кино.

Снимите на видеокамеру короткие сюжеты о домашних животных и покажите в классе.

 

Литература:

  1. Учебник:Коровина В. Я. Литература. 7 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе: 7 класс/авт.-сост. В.Я. Коровина. – 10 изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ (файл pptx, размер 7,5 МБ)