Учебное занятие имеет цель духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, посвящено решению непростых проблем, связанных с отношением человека к животным.
Автор-разработчик: Григорьева Наталья Федоровна
Нравственные уроки (по рассказу Леонида Андреева «Кусака»)
Тип урока: получение новых знаний
Технология: проблемный диалог
Цель: осмысление нравственных проблем, волнующих Л. Андреева, оценка человеческих поступков.
Задачи:
- Характеризовать поступки героев произведения, формировать умения и навыки анализа литературного произведения.
- Развивать устную и письменную речь учащихся, умение слушать, и аргументированно высказывать мнение.
- Воспитывать гуманное отношение к животным и нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск необходимой информации, грамотное построение речевого высказывания в устной и письменной формах, верное восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самостоятельное принятие решений, духовно-нравственное осмысление произведения, способность к самооценке деятельности;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение норм речевого поведения, умение обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, портрет Л.Н.Андреева, иллюстрация к произведению.
Ход урока
I этап: организационный момент
Добрый день, дети. Я рада встрече с вами. Надеюсь, что вам будет интересно знакомство с новым литературным произведением.
II этап: постановка целей, основных задач урока и мотивирование учащихся.
Мы встретились сегодня, чтобы на примере поступков героев литературного произведения всем нам стать лучше, добрее, отзывчивее, чем были вчера.
III этап: актуализация знаний.
Стихотворение Эдуарда Асадова «Дачники» (читает учитель)
И слышат только седые тучи
Да с крыш галдящее воронье,
Как жалобно воет, скулит, мяучит
На дачах брошенное зверье…
Откуда им, кинутым, нынче знать,
Что в час, когда месяц блеснет в окошке,
Родители будут бесстыдно лгать
О славной судьбе их щенка или кошки.
Что ж, поиграли – и сглаз долой!
Кончилось лето, и кончились чувства…
О чем эти строки? (О животных, о людях и их чувствах)
Чтобы рассказать об этом, писатели и поэты используют разные литературные роды и жанры.
К какому роду и жанру относится произведение Э. Асадова? (лирика, стихотворение)
А произведение Леонида Андреева «Кусака»? (эпос, рассказ)
Дайте определение рассказу как жанру.
Каков сюжет рассказа Л. Андреева «Кусака»? Расскажите кратко.
Подводящий диалог.
Как жила Кусака до встречи с дачниками?
Что изменило жизнь Кусаки? (Люди приручили её.)
Формулировка проблемы.
Этот поступок людей хороший или плохой?
Чувствуете, для нас это проблема – оценить поступок людей как положительный или как отрицательный.
Формулировка темы.
Как вы думаете, над чем сегодня будем размышлять, анализируя рассказ «Кусака»?
Столкнувшись с проблемой, мы должны её решить.
Определим тему нашего урока. (Дети предлагают разные темы).
Мне нравятся ваши предложения, в обобщённом виде тема может звучать так: «Нравственные уроки по рассказу Л. Андреева «Кусака».
IV этап: проверка того, насколько понятен материал учащимся.
Анализ рассказа
Почему рассказ называется «Кусака»?
Как вы думаете, а почему собака укусила девочку? (Привыкла, что её все обижали, а она должна защищаться).
Приведите примеры из рассказа, доказывающие тот факт, что люди обижали собаку. Прочитайте.
А когда Кусака перестает кусаться?
Удивительно, когда у неё не было имени, она кусалась, но с появлением имени она перестаёт кусаться.
Давайте проследим эволюцию имени.
Почему меняется Кусака? (Меняется отношение людей к ней: они полюбили Кусаку.)
Как изменилась Кусака? Обратитесь к тексту. Прочитайте. (Читают 3 часть).
V этап: закрепление материала.
Дети, мне бы хотелось, чтобы рассказ закончился этим эпизодом.
Вижу, что и вам тоже.
Каким словом можно назвать то, что произошло потом с Кусакой? (Предательство).
Прочитайте эпизод о том, что чувствовала Кусака после предательства людей, которым она поверила, которых полюбила.
Читаем 5 главу. (Звучит тревожная музыка).
Что помогло вам наиболее ярко представить состояние Кусаки? (Пейзаж, музыка).
Работа в парах
Сравните 2 пейзажные зарисовки рассказа: жизнь Кусаки с приездом дачников и после предательства.
Чувствуете разницу? Как пейзаж помогает разобраться в чувствах Кусаки?
Работа над композицией.
Обратимся к началу рассказа. Прочитайте ещё раз.
А сейчас прочитаем финал рассказа. Сравните начало и финал рассказа.
Какой вывод сделаете? (В начале повествуется о том, как собака страдала, и в конце рассказа описывается страдание Кусаки).
Ребята, вы знаете, как называется такая композиция? (Кольцевая).
А в чём смысл кольцевой композиции? (Собака опять никому не нужна, только теперь ей стало еще хуже, т.к. она узнала, что такое ласка и любовь людей).
Включение материала в систему знаний.
Работа в группах
Сейчас вы попробуете себя в роли психологов и законодателей. Вот задания группам.
Психологи: Какой совет можете дать маме Лёли?
Законодатели: Составьте правила для людей, которые хотят завести домашних животных.
Проверка.
VI этап: рефлексия.
Автор рассказа «Кусака» предложил нам решить проблему, которая является сложной даже для взрослых. Сегодня мы много размышляли.
Какие нравственные уроки вы извлекли из размышлений?
Напишите на сердечках.
Начните фразой: «На сегодняшнем уроке я задумался…»
Прочитайте. (2-3 ученика)
Сердечки мысленно подарите Кусаке (Прикрепляют к иллюстрации с изображением собаки).
«Каждый современный урок имеет название.
Какое название вы дали бы сегодняшнему уроку?
VII этап: домашнее задание.
- Фотопроект «Не оставим!»
Вы уже начали его выполнять дома, подбирая к уроку фото с домашними животными. Выйдите к доске, прикрепите фотографии на лист.
- Написать сочинение-размышление.
«Мы часто твердим, что собака – друг человека. Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?» (по высказыванию Э. Асадова).
- 2016 год объявлен в России годом Кино.
Снимите на видеокамеру короткие сюжеты о домашних животных и покажите в классе.
Литература:
- Учебник:Коровина В. Я. Литература. 7 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2012.
- Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе: 7 класс/авт.-сост. В.Я. Коровина. – 10 изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ (файл pptx, размер 7,5 МБ)