Урок литературы в 10 классе знакомит учащихся с поэзией Афанасия Фета.

Автор урока: Щекина Людмила Васильевна

 

Цель:

1) способствовать более глубокому пониманию лирики Фета;

2) совершенствовать умения выразительного чтения, анализа поэтического произведения;

3) расширить знания по литературному краеведению.

Формируемые УУД

1. Познавательные УУД:

    - развитие навыков работы с различными источниками информации;

    - умение анализировать и передавать информацию;

    - умение строить высказывание;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - умение делать обобщения, выводы.

  1. Коммуникативные УУД:

    - продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем;

    - умение точно, логично, выразительно изложить свою точку зрения по поставленной проблеме;

    - осуществление совместной деятельности в рабочих группах, парах.

  1. Личностные УУД

   -развитие познавательного интереса к учебной деятельности, изучению поэтических произведений;

   - осознание важности литературы как искусства слова.

4. Регулятивные УУД:

   - планирование работы в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

   - планирование  последовательности действий;

   - осознание качества и уровня усвоения знаний;

   - осуществление совместной деятельности в рабочих группах, парах.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись.

Ресурсы: компьютер, проектор, материалы презентации, фотографии, сборники стихотворений Фета, иллюстрации обучающихся, музыкальные файлы с романсами на стихи Фета.

Подготовительный этап:

  1. Знакомство с биографией А.А. Фета.
  2. Изучение любовной и пейзажной лирики А.А. Фета (история создания стихотворений, анализ).
  3. Самостоятельное чтение и заучивание наизусть стихотворений поэта.
  4. Подготовка презентации.
  5. Создание альбома иллюстраций к любимым стихотворениям Фета.
  6. Поиск материала о родовом имении Фета в Курской области.

 

Ход урока

  1. Организационный этап (приветствие, эмоциональный настрой на урок).

- Здравствуйте, я рада встрече с вами. По вашим глазам я вижу, что вы готовы к общению. Пусть оно будет интересным, полезным и, главное, откровенным.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Однажды Л.Н. Толстой, выражая свой восторг по поводу одного стихотворения этого поэта,  в письме к нему заметил: «Если оно когда-нибудь разобьется и засыплется развалинами и найдут только отломанный кусочек, то и этот кусочек поставят в музей и по нему будут учиться».

А я могу назвать еще одно стихотворение этого поэта, по которому можно учиться жить, любить, помнить.В самый страшный период моей жизни это стихотворение было моим спасением, оно вернуло меня к жизни. Послушайте его.

Alter Ego

Как лилея глядится в нагорный ручей,

Ты стояла над первою песней моей,

И была ли при этом победа, и чья,-

У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?

 

Ты душою младенческой все поняла,

Что мне высказать тайная сила дала,

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

 

Та трава, что вдали, на могиле твоей,

Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,

И я знаю, взглянувши на звезды порой,

Что взирали на них мы как боги с тобой.

 

У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд;

Он сумеет нас сразу в толпе различить,

И мы вместе придём, нас нельзя разлучить!

 

- А есть ли у вас любимые стихотворения Фета, которые затронули струны вашей души? (ответы обучающихся) Я благодарю вас за ваши откровения.

- Чему же будет посвящен наш сегодняшний урок? (ответы обучающихся) А точнее лирическим откровениям поэта.

 

Эпиграфом к уроку послужат слова критика А.В. Дружинина:

«Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой».

  1. Актуализация знаний.

- Мы познакомились с биографией Фета, самостоятельно вы прочитали множество стихотворений поэта, занимались проектно-исследовательской деятельностью и сегодня на уроке этим поделитесь.

Ученик 1. История создания стихотворения «На заре ты ее не буди».

Ученик 2. Выразительное чтение наизусть стихотворения «На заре ты ее не буди».

Ученик 3. Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди».

Ученик 4. Исполнение романса  «На заре ты ее не буди».

На заре ты ее не буди...

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

 

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

 

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

 

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

 

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

Ученик 5. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Старые письма».

- Совершенно удивительны строки Фета о любви, а вдохновляла его родная природа: весна с пушистыми вербами, с первым ландышем, лето со сверкающим жгучим воздухом, с золотыми переливами зреющей ржи, с лиловым закатом, осень с пестрыми лесными косогорами, с улетающими птицами, зима с бегом далеких саней на блестящем снегу.

Ученик 6. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Заря прощается с землёю».

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

 

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

 

И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

 

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.

Ученик 6. Сообщение «Фет и импрессионизм»

Ученик 7. Представление проекта.

Ученик 8. Представление проекта. Чтение наизусть стихотворения «Бабочка».

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

 

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот - дышу.

 

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

 

- Я предлагаю вам текст стихотворения, последнее предложение которого будет скрыто, а вы постарайтесь понять его смысл и восстановить отсутствующую часть.

Из дебрей туманы несмело...

Из дебрей туманы несмело

Родное закрыли село;

Но солнышком вешним согрело

И ветром их вдаль разнесло.

Знать, долго скитаться наскуча

Над ширью земель и морей,

На родину тянется туча,…

(Чтоб только поплакать над ней.)

 

- Туча хочет умереть на родине, это ее единственное желание. Что значит «поплакать над ней»? Дождем пролиться, в землю уйти, умереть.

Фет и курский край

Родными пенатами для Фета в последние 15 лет его жизни стала усадьба Воробьевка Курской области. Здесь он создал свои лучшие стихи о любви, о природе, вошедшие в сборник «Вечерние огни». «Муза пробудилась от долгого сна и стала посещать меня также часто, как на заре моей жизни», - писал поэт. В поэтической обители Фета гостили Лев Толстой, Петр Чайковский, Яков Полонский.

Ученик 9. Сообщение о Воробьевке.

Ученик 10. История создания стихотворения «Сияла ночь»

Ученик 11. Чтение наизусть стихотворения «Сияла ночь»

Ученик 12. Сообщение о романсах.

  1. Рефлексия.

Открываю томик одинокий -

томик в переплёте полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он.

 

Пусть он думал и любил иначе

и в столетьях мы не повстречались...

Если я от этих строчек плачу,

значит, мне они предназначались.

(В.Тушнова)

- Ребята, это стихотворение и есть итог нашего урока. Мы,действительно, в столетияхне повстречались с Фетом, но его стихи живы. Биением своего поэтического сердца Фет пробуждает в нас лучшие человеческие токи, заставляет остановиться, оглянуться вокруг и увидеть красоту окружающего нас мира. Благодарю за урок, вы отлично поработали!

You have no rights to post comments