На учебном занятии исследуются особенности поэтики импрессионизма в стихотворениях А.А. Фета и В.В. Бородаевского.

Автор-разработчик: Савчук Ирина Владимировна

 

Цель урока: углубить представления обучающихся о художественном направлении в искусстве – импрессионизме, его основных чертах и методах; развитие представления о художественном методе поэта, об  импрессионистическом видении мира, присущем поэту; совершенствование умения наблюдать за развитием особой поэтической «логики» изучаемого стихотворения.

 

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Преподаватель. Добрый день! Начнем наш урок.

Наконец, весна в полной мере вступила в свои права. И мы с нетерпением ожидаем времени цветения, яркой зелени, буйства красок, по которым так истосковался наш взгляд за долгий зимний период. И в этой связи я хотела бы сосредоточить ваше внимание на одном изображении. Перед вами репродукция картины известного французского художника Клода Моне «Ирисы в саду Моне» (рис. 1).

Рис. 1. Слайд с изображением репродукции картины Клода Моне «Ирисы в саду Моне»

Давайте поговорим об этой картине:

  • Что на ней изображено? (предполагаемый ответ: цветущий сад с разноцветными ирисами).
  • Обратите внимание, какие краски использует художник? (Ответ: яркие, сочные цвета: коричневый, фиолетовый, голубой, зеленый).
  • Какое время суток изображено на картине? (Ответ: день, яркий, солнечный. Все озарено солнечным светом).
  • Что вам кажется необычным в этой картине? Обратите внимание на технику исполнения работы. Все ли контуры четко прорисованы? (Ответ: в картине присутствует кажущаяся небрежность исполнения, размытость контуров, нечеткая прорисовка отдельных деталей; все изображенное «слито» воедино).
  • Я согласна с вами. Художник наносит четкие, выразительные мазки, соединяя их в единую цветовую палитру.
  • Какому крупнейшему течению в искусстве свойственна данная художественная манера изображения? (Ответ: импрессионизму).
  • Как переводится с французского слово «импрессионизм»? (Ответ: впечатление).
  • Какое впечатление, какие чувства вызвала в вас эта картина? (Ответ: ощущение праздника, восторг, ликование, радость, чувство красоты).

 

2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Преподаватель. Я полностью с вами согласна.

Итак, импрессионизм – одно из направлений в искусстве последней трети XIX – начала XX веков. Мы познакомились с ним, его основными чертами, когда наш с вами разговор шел о Серебряном веке русской поэзии, и отмечали при этом, что, хотя импрессионизм зародился во Франции в живописи, вскоре его идеи нашли своё воплощение в музыке и литературе, а точнее – в поэзии. И вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Попробуйте сформулировать его тему, т.е. определить то, о чем мы будем говорить на уроке.

Предполагаемые ответы обучающихся:

  • Импрессионизм.
  • Импрессионизм в русской поэзии.
  • Импрессионистические приемы в русской поэзии.

Преподаватель. Вы практически верно определили тему занятия. Но мы не сможем за один урок охватить всю русскую поэзию. Предлагаю сегодня обратиться к стихотворениям всего лишь двух поэтов, но поэтов уникальных, чье творчество ярко и самобытно и тесно связано с Курским краем. Имя одного из них вы хорошо знаете, с творчеством второго только предстоит познакомиться. Итак, предлагаю обозначить тему урока так: «Особенности поэтики импрессионизма в стихотворениях А.А. Фета и В.В. Бородаевского».

Тема урока отображается на слайде в электронной презентации.

Преподаватель. Чем же мы, исходя из обозначенной темы, должны заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?

Обучающиеся. Определить в стихотворениях А.А. Фета и В.В. Бородаевского черты импрессионизма, выявить импрессионистические особенности их поэтики.

Преподаватель. Какие задачи мы должны решить для достижения данной цели?

Обучающиеся.

  • Вспомнить основные художественные приемы импрессионистов.
  • Познакомиться с основными вехами жизненного пути В.В. Бородаевского.
  • Прочитать стихотворения А.А. Фета и В.В. Бородаевского.
  • Выполнить анализ стихотворений и найти в них черты импрессионизма.
  • Сравнить особенности поэтики импрессионизма в стихотворениях А.А. Фета и В.В. Бородаевского как отражение их мировоззрения.

Цель урока отображается на экране презентации, преподаватель ещё раз обращает на неё внимание студентов.

3. Работа над новой темой

Преподаватель. Перечислим основные черты импрессинизма. Какие художественные приемы были свойственны этому направлению в искусстве? (Ответы студентов: источником впечатлений для импрессионистов являлась природа; для них было важно не копирование предмета и действительности, а впечатление, которое этот предмет и действительность производят; импрессионисты работали яркими, сочными красками, густо нанося их на полотно отдельными мазками; в их произведениях отсутствует прорисовка отдельных деталей; у импрессионистов наблюдаем жизнеутверждающее начало, радость бытия, любование красотой).

Преподаватель. Итак, для импрессионистов важно не копирование предмета, не передача действительности, а впечатление, которое этот предмет или явление производят. Т.е. важны не сами реалии, а эффект, оставляемый ими, впечатление.

Удивительно, но ту же манеру художественного письма мы находим у Фета. Слово у него неожиданно и избирательно, живо и ярко, образно и выразительно! Подобно художникам-импрессионистам, Фету важно было передать впечатление, настроение, свои ощущения. Наиболее ярко это выразилось в пейзажной лирике поэта. В природе поэт умеет услышать и увидеть необычайно много, проникнуть взором, слухом и наблюдательным умом в её сокровенный мир, передать свой диалог с ней, свои философские раздумья, особенно в вечернюю и ночную пору.

Ответьте на вопрос: какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «ночь»?

Обучающиеся. Это тишина, спокойствие, замирание всего живого, покой. Ночью всё засыпает.

Преподаватель. А теперь обратимся к творчеству А.А. Фета и его «ночному» стихотворению «Какая ночь! Как воздух чист…» Посмотрим, что значит ночь для него. Послушайте стихотворение.

Преподаватель читает стихотворение.

***

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

 

Полночный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, черней лишь тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

1867

Преподаватель. Мы будем проводить анализ стихотворения известным нам методом – методом концептных карт. Напомним, что мы называем концептом?

Обучающиеся (предполагаемые ответы).

  • Это основные понятия в нашем сознании, сгустки сознания.
  • Их содержание может разниться в зависимости от жизненного опыта, культурного уровня его носителя.
  • Концепты – это наши ментальные образования, сформировавшиеся под воздействием наших культурных ценностей, жизненных ориентиров.

Преподаватель. Мы знаем, что очень часто наше мировоззрение не совпадает с авторским. Наша совокупность образов, представлений, ассоциаций, понятий, впечатлений или, иными словами, наша концептосфера не всегда совпадает с концептосферой поэта. Наша задача – составить концептную карту данного стихотворения и выявить, насколько это возможно, концептуальную картину мира автора текста, т.е. Фета. Говоря о конкретном стихотворении, определить, что значит ночь для Фета и в то же время проследить, какими импрессионистическими приемами он передает свои впечатления и эмоции. Итак, приступим к анализу стихотворения. Обратимся к его тексту, который лежит у каждого на рабочем столе.

На протяжении урока обучающиеся определяют базовые и вспомогательные концепты, строят концептную схему стихотворения на листах:

  • Стихотворение композиционно состоит из двух строф. Выделим основной, базовый, концепт первой строфы. (Ночь).
  • Определим вспомогательные концепты, дополняющие, раскрывающие концепт Ночь. (Воздух чист, серебристый лист, тень черна, спит залив, не вздохнет волна, тишина).
  • Что представляет собой первый блок? (Описание ночи. Фет детально описывает ночь: чистоту воздуха, сияние листа, черные тени, спящий залив, ночную тишину).
  • Какие элементы и детали ночной жизни описывает поэт? (Он рисует отдельные, высвеченные моменты, которые наиболее ярко характеризуют восприятие лирическим героем ночи).
  • Согласна с вами. Мы можем даже почувствовать запах ночи («воздух чист») и увидеть её свет. Докажите это. (Фет использует цветовую палитру: он, подобно живописцу, рисует ночь, но рисует не красками, а словом: лист серебристый, тень черна).

Преподаватель. Каждое слово Фета при всей реалистичной конкретности и точности наполнено ассоциациями, эмоциями, расширяющими художественное пространство. Попробуем в этом убедиться. Как вы думаете, почему лист серебристый? (Скорее всего, этот оттенок придает ему лунный свет, ниспадающий на землю).

Можем ли еще увидеть и пронаблюдать это серебро? (Некое свечение видим и над заливом. Поэт не говорит нам о нем, но мы явственно представляем блеск водной глади, возникший в результате сияния луны. Кроме того, цветовую палитру дополняют и черные тени прибрежных ив).

Преподаватель. Французские импрессионисты старались не использовать в своих работах черный цвет. Но русский импрессионизм отличался собственной творческой манерой. Черный цвет мы встречаем в работах многих русских художников-импрессионистов: Константина Коровина, Филиппа Малявина, Александра Мурашко. Черный цвет, как вы сами убедились, видим и у А.А. Фета.

Почему тени черны? (Может быть, на фоне яркого лунного освещения они кажутся черными).

Преподаватель. Еще раз убеждаемся: первая строфа стихотворения как будто просится на полотно! Поэт очень живописен в изображении ночного пейзажа. Отдельные, мастерски переданные зарисовки-картинки (воздух, лист, тени, залив, волна), сливаются в единый образ ночи.

Обратите внимание на повторение слова как вначале каждой строки. Как называется данная стилистическая фигура? Попробуйте объяснить её использование. (Автор применяет анафору. Как уже отмечалось, поэт-художник рисует картину, состоящую из отдельных зарисовок, впечатлений. Повторяя многократно «как», он как будто нанизывает на единую «леску» свои впечатления, восприятия, составляя при этом единую целостную картину, подобно тому, как из отдельных, выразительных мазков художник-импрессионист составляет единую цветовую конструкцию.

Обратите внимание, какие олицетворения использует автор и с какой целью? (Лист дремлет, залив спит, волна не вздохнет. Фет одушевляет природу, сближая мир природы и человека).

Обратимся ко второй строфе стихотворения. Выделим в ней главный концепт. (Полночный свет, день).

Это разные концепты? Что говорит автор? (Для него полночный свет и день – одно и то же: «Полночный свет, ты тот же день». Он продолжает рисовать ночь, но при этом сравнивает её с днём, подчеркивая этим, что ночью природа не умирает, а продолжает жить. Ночью в природе продолжается неспешное движение). Запишем базовый концепт Полночный свет – тот же день.

Определим и запишем вспомогательные концепты. (Белей блеск, черней тень, тоньше запах, этот воздух).

Можем ли мы сказать, что Фет продолжает рисовать картину ночи? (Конечно, он опять взял в руки краски, и мы вновь видим свет, блеск, цвета).

Они воспринимаются в том же качестве? (Нет, теперь все ощущения острее, ярче).

С помощью чего удается Фету это передать? (С помощью использования сравнительной степени имен прилагательных. Именно она помогает автору «сказать» о том, что ночью всё воспринимается выразительнее: цвета, запахи – все чувства).

Мы обозначили два блока концептной карты. Связаны ли они между собой? (Конечно, ведь это одна картина, на которой представлено описание ночи).

Давайте соединим эти блоки, добавив в нашу карту двунаправленную стрелочку, объединяющую концепты в единое полотно.

Каким образом передана нам вся, целостная картина ночи? (Через восприятие лирического героя, присутствие которого во второй части стихотворения ощущается сильнее).

Действительно, перед нами человек со своими чувствами, мыслями, нравом. Выделим ещё один базовый концепт – Человек.

Назовите вспомогательные концепты, связанные с данным концептом. (Грудь полна, ум светлей, мирнее нрав, грудь хочет вздохнуть).

Мы не стали обозначать в нашей карте концепт «Страсть», почему? (С наступлением ночи, идеального времени суток, когда все чувства обострены, светлеет ум и душа наполняется миром, исчезает страсть. Грудь героя полнится безмятежной тишиной, в ней нет места страстям).

Преподаватель. Действительно. Человек стремится слиться с природой, ощутить себя частицей великого целого, вкусить благодать. И не случайно его образ появляется уже в первой строфе стихотворения рядом с изображениями ярких картинок-зарисовок ночной поры. У Фета человек – неотъемлемая составляющая всего природного мира!

Обозначим стрелочками связь между блоками Ночь – Человек и Полночный свет – тот же день – Человек.

В результате построения концептной карты стихотворения А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» на листах обучающихся появляется следующая схема (рис. 2):

Рис. 2. Слайд с изображением концептной карты стихотворения А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»

Назовите размер, которым написано стихотворение, и определите тип рифмовки. (Стихотворение написано ямбом, автор использует парную рифму: чист – лист, волн – полна и т.д.).

Преподаватель. Верно. Обратите внимание на окончание каждой строки. Логическое ударение перемещается на последнее слово в каждой строке, а словесное ударение – на последний слог. Даже в двусложных словах ударение падает на последний слог слова и всей строки: день – тень, трав – нрав, грудь – вздохнуть. Не кажется ли вам, что это напоминает яркие, сильные, густые, сочные удары кисти живописца? Действительно, Фет – импрессионист, только импрессионист в слове.

Обратите внимание на последние строки в каждой строфе. Не кажется ли вам, что нарушена хронологическая последовательность? (Несомненно, в первой строфе грудь человека наполнена тишиной, а во второй – он только хочет «вздохнуть» «этим воздухом»).

Как вы считаете, можно ли как-то оправдать эту фетовскую непоследовательность? Что было важно для поэта? (Несомненно! Поэту важно было передать своё особое душевное состояние, своё впечатление от ночной красоты. Он спешит раствориться в природе, насладиться безмятежностью и тишиной, ощутить себя составной частью мироздания. И именно ночь, время максимального обострения всех человеческих чувств, эмоций и ощущений – момент полного соединения человека с миром.

Преподаватель (подводит промежуточный итог). Итак, Фета по праву называли первым стихийным импрессионистом в русском искусстве. Причем, что удивительно, импрессионистом-словесником. Он жил озарениями, яркими вспышками! Для него было важно не точное воспроизведение реалий, а передача чувств, впечатлений, настроения человека.

А теперь обратимся к творчеству другого поэта, который, так же, как и Фет, наш земляк. Это Валериан Валерианович Бородаевский. Следует сказать, что стихи Бородаевского на долгое время несправедливо были преданы забвению, но, к счастью, в настоящее время вновь появился интерес к его личности и его творческому наследию.

Предлагаю познакомиться с краткой справкой об основных вехах жизни и творчества поэта, посмотрев видеофрагмент телевизионной передачи «Городские истории» телеканала СТС – Курск от 5 декабря 2014 г. Её выпуск был посвящен В.В. Бородаевскому.

Обучающиеся смотрят видеофрагмент передачи.

Преподаватель. Итак, что интересного узнали вы о поэте В.В. Боро-даевском? Какую информацию о его жизни и творческом пути вы получили?

Обучающиеся (предполагаемые ответы):

  • В. Бородаевский – наш земляк, уроженец Тимского уезда.
  • С известными поэтами того времени он познакомился благодаря знаменитым средам на «Башне».
  • Близким другом Бородаевского был Вяч. Иванов, известный поэт-символист.
  • Своими учителями В.В. Бородаевский считал Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева.
  • По образованию Бородаевский – горный инженер.
  • Бородаевский был членом Курского союза поэтов.

Преподаватель. Бородаевский тоже считал ночь особенным состоянием природы. Но мы поговорим о стихотворении, в котором поэт размышляет о дне. Оно называется «Я пью мой долгий день, лазурный и прохладный…». Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Преподаватель читает стихотворение.

***

Я пью мой долгий день, лазурный и прохладный,

Где каждый час – как дар и каждый миг – певуч;

И в сердце, трепеща, влетает рдяный луч,

Как птица райская из кущи виноградной.

 

Я пью мой синий день, как брагу хмелевую

Из чьих-то смуглых рук, склонивших древний жбан.

От утра до зари брожу, смятен и пьян,

И землю под ногой жалею и милую.

 

И тайно верится, что в струях этой влаги

Отныне и вовек душа не отцветет…

Но тише… меж дерев – ты слышишь? – Бог идет.

И ветви, заалев, колышатся, как стяги.

 

Поработаем с текстом стихотворения, который есть у каждого на столе. Выделим в стихотворении базовые концепты. (Долгий день, Синий день, Человек).

Обозначим вспомогательные концепты базового понятия Долгий день. (Лазурь, прохлада, час – как дар, миг – певуч).

Бородаевский не являлся поэтом-импрессионистом в полном смысле этого слова, но, тем не менее, черты этого художественного течения, несомненно, присутствуют в стихотворении. В поэтических строках отражены впечатления лирического героя, в пользу которых автор отказывается от объективной картины реальности, ставя на первое место ощущения и впечатления. Попытайтесь на этот раз самостоятельно определить черты импрессионизма, его художественные методы в первой строфе. (В стихотворении, как и у Фета, все построено на ассоциациях, впечатлении. День воспринимается лирическим героем через эмоцию, ощущения. Этот концепт окружен в первой строфе цветом (лазурь), осязанием (прохлада), звуком (певуч); он наполнен протяженностью и в то же время представляет собой миг).

Каково лексическое значение слова «лазурь»? Какой это цвет? (Оттенок синего, светло-синий).

Как вы считаете: почему, рисуя день, Бородаевский окрашивает его в синий, а точнее в лазурный, цвет? (Синий цвет – цвет небес, цвет чистоты).

Какие вспомогательные концепты помогают раскрыть базовый концепт второй строфы Синий день? (Брага хмелевая, смуглые руки, древний жбан, земля).

Обратите внимание, в этой строфе лазурный цвет сгущается. Светло-синий перерастает в синий. Происходит усиление, закрепление синего цвета. Достройте ассоциативную цепочку, начатую вами при обсуждении первой строфы, связанную с синим цветом. (У Бородаевского синий цвет – цвет небес, чистоты, божественный цвет. Долгий день перерастает в синий день).

Чувствуете ли вы некое противопоставление между первым и вторым блоками? (Да. Во втором блоке больше проявляется земное начало (брага, руки, земля). День – это божественный дар, то, что ниспослано свыше для человека.

Мы отметили, что лирический герой воспринимает день, долгий, синий через эмоции, ощущения. Какие впечатления добавились к цвету, звуку во второй строфе? (Некая тактильность (осязательность) – «земля под ногой».

Как вы понимаете значение слова «милую»? Обратимся к лексическому словарю. (Читаем в словаре С.И. Ожегова: миловать – в народной словесности: ласкать)[1]. Землю герой жалеет и ласкает.

Какими вспомогательными концептами окружен концепт «Лирический герой»? (Сердце, рдяный луч, птица райская, вера, душа).

Что привносит своим появлением рдяный луч? (Свет, простирающийся с небес. Расширяется, обогащается цветовая палитра – появляется рдяный цвет, т.е. красный. Это цвет солнца, несущего свои лучи с небес.

К какой языковой сфере относятся словосочетания «рдяный луч», «птица райская», «кущи винограда»? (Это лексика религиозной культуры. Она придает стихотворению торжественность, строгий возвышенный характер, настраивает читателя на философское созерцание).

Итак, давайте еще раз отметим, как передает впечатления человека, связанные с концептом «День», автор? (Через эмоции, ощущения: это свет, цвет, звук, прикосновение, осязание).

Почему герой «пьет день»? (Он принимает его в себя. Возникает ассоциация с таинством причастия, которое всегда сообщает верующему божественную благодать).

Обратите внимание на анафору в тексте. Дважды повторяется «я пью мой…день». Каково её значение? (Герой утверждает принятие божественного начала, принимает его как божий дар, веря в бесконечность бытия – «душа не отцветет»).

Человек здесь, на земле, чувствует единение с природой, которая для него является божественным даром, милостью божией.

Мы не выделили еще один основной, базовый концепт стихотворения, который появляется у нас в последней строфе. Назовите его. (Бог. Его появление закономерно. Оно подготовлено всеми предыдущими эмоциями).

Опять при этом (появление Бога) проявляются импрессионистические мотивы. Определите их. (Звук – «ты слышишь» и цвет – «заалев» – это заалели ветви деревьев, колышущиеся, как стяги, приветствующие появление Бога).

В результате построения концептной карты стихотворения на листах обучающихся появляется следующая схема (рис. 3):

Рис. 3. Слайд с изображением концептной карты стихотворения В.В. Бородаевского «Я пью мой долгий день, лазурный и прохладный…»

Преподаватель: Построение концептной карты стихотворения помогает нам определить и понять концептосферу поэта. Интересно сравнить концептные картины мира А.А. Фета и В.В. Бородаевского. Предлагаю ещё раз сосредоточить свое внимание на наших схемах.


На экране появляется слайд, на котором одновременно изображены две концептные карты рис. 4. Слайд с изображением концептных карт стихотворения А.А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» и стихотворения В.В. Бородаевского «Я пью мой долгий день, лазурный и прохладный…»

Что общего в данных концептных картах и в чем их различие?

Оба поэта изображают целостную картину мира, своих мироощущений, используя при этом эмоции, ощущения, впечатления, цвет, свет, звук и т.п. Это все – средства передачи сиюминутных, переменчивых впечатлений, а точнее – художественные особенности поэтики импрессионизма.

Мы видим тесное слияние мира природы и человека, наслаждение благодатью у Фета. То же взаимопроникновение двух миров изображает нам и Бородаевский. Человек у каждого из поэтов является частицей общего мироздания.

Но ощутима разница в мироощущениях поэтов, их концептосферах. У Фета видим диаду: Человек- Природа. Бородаевский выстраивает некую триаду: Природа – Человек – Бог.

Преподаватель. Я согласна с вашим мнением. Хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что при изображении своих ощущений от красоты мира, природы каждый поэт, о котором шла речь сегодня на уроке, использовал образ человека. Это не случайно: русский импрессионизм – это не просто передача действительности, это еще и передача состояния переменчивой русской души! Это всегда философия!

Осознание единения с природой, слиянности с ней, взаимопроникновения двух миров – мира природы и мира человека – служит основой для гармоничного развития человека как личности. Человек лишь частица мироздания, стремящаяся раствориться во Вселенной, как у Фета, и принимающая его Божественную сущность, как у Бородаевского. И сегодня особенно важно об этом помнить и говорить. Природа не создана для Человека, он, Человек, её неотъемлемая часть. Глубокое понимание этого является одним из наших нравственных ориентиров, формированию которых во многом способствует русская пейзажная лирика.

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Предметная рефлексия. Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня говорили об импрессионизме, и хотя в литературе он не сложился как отдельное направление, его основные черты все-таки нашли своё отражение в творчестве отдельных поэтов.

На уроке мы читали и анализировали методом концептной карты стихотворения наших земляков – А.А. Фета и В.В. Бородаевского. В каждом поэтическом тексте мы пытались определить черты импрессионизма. Удалось ли нам это выполнить? (Да).

Давайте еще раз перечислим основные черты этого художественного течения и убедимся в наличии импрессионистических методов и приемов в стихотворениях поэтов, о которых шла речь на уроке.

Студенты перечисляют основные импрессионистические приемы:

  • Источник впечатлений для импрессионистов – природа.
  • Важно не копирование предмета или действительности, а впечатление, которое этот предмет или действительность производят.
  • Работа чистыми, яркими красками, густо наносимыми отдельными мазками.
  • На первый план выходило множество нюансов, ощущений.
  • Жизнеутверждающее начало, радость бытия, любование красотой.

Все эти художественные приемы мы сегодня находили в поэзии и А.А. Фета, и В.В. Бородаевского.

Эмоциональная рефлексия. Мы начали свой урок со знакомства с картиной известнейшего художника-импрессиониста Клода Моне «Ирисы в саду Моне». Я предлагаю вам, подобно художникам-импрессионистам, тоже с помощью кисти и красок передать свои впечатления об уроке, оставить на «полотне» свои эмоции, ощущения. Те из вас, кого  переполняют  эмоции и впечатления, могут работать у доски. Составим галерею впечатлений!

Обучающиеся пытаются передать, отразить на бумаге либо с помощью определенной цветовой палитры, либо с помощью какого-либо изображения свои впечатления об уроке. Преподаватель просит прокомментировать нескольких студентов свои работы.

Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, выставляет отметки.

Инструктирование о выполнении домашнего задания

Преподаватель. Сегодня мы говорили о Фете и Бородаевском, искали их точки соприкосновения, схожесть поэтической манеры при передаче своих чувств, эмоций, впечатлений. Следует сказать, что Бородаевский глубоко почитал творчество Фета. Одно из своих стихотворений лирического цикла «Интимные лики» Бородаевский посвятил поэту, стихотворение называется «Памяти Фета».

Цветные листы с текстом этого стихотворения, а также заданиями к нему находятся у вас на столах. Круг вопросов, в зависимости от цвета полученной карточки, разный. Дома внимательно прочтите стихотворение, вдумайтесь в него, прочувствуйте его и ответьте на предложенные вопросы. Ответы на них помогут нам на следующем уроке, когда мы будем говорить об одном из течений Серебряного века – символизме, составить концептную карту стихотворения «Памяти Фета» и определить: почему В.В. Бородаевского ученые-филологи относят как к поэтам-импрессионистам, так и к представителям поэзии символизма; какие черты этого течения можно обнаружить в его творчестве.

Мы сегодня начинали наш урок с картины Клода Моне, основателя импрессионизма. В городе Далласе, что находится в американском штате Техас, в Ботаническом саду установлен памятник этому великому французу.

На экране появляется слайд с изображением памятника Клоду Моне (рис. 5). Посмотрите, как он выглядит: сидя на скамье в прекрасном парке в окружении зелени и свежести, он работает над созданием своего очередного шедевра.

Рис. 5. Слайд с изображением памятника Клоду Моне в городе Далласе

В Орле, на родине поэта, можно увидеть памятник А.А. Фету. На экране появляется слайд с изображением памятника А.А. Фету  (рис. 6).

Рис. 6. Слайд с изображением памятника А.А. Фету в городе Орле

Одной рукой поэт опирается на спинку стула, в другой – держит бумажные листы, в которые устремлен его сосредоточенный взгляд. Кажется, что мы можем сесть на скамью рядом с Фетом, вступить с ним в диалог.

Должна вам сообщить тот факт, что у нас в Курске нет памятника Фету, нет его и в усадьбе поэта – Воробьевке, где Афанасий Афанасьевич прожил около 20 лет.

Кроме того, нет памятника и В.В. Бородаевскому. Его нет ни в Курске, ни в Кшени, где родился поэт.

Я прошу вас дома подумать и представить, как могли бы выглядеть памятники этим двум поэтам. Составьте, пожалуйста, устное описание памятника Фету или Бородаевскому по вашему выбору.


[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.

You have no rights to post comments