Испытание любовью выдерживают не все герои И.С. Тургенева. Обратимся к роману «Отцы и дети».
Автор: Савчук Ирина Владимировна
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Цель урока: выявление обучающимися основных изменений внутреннего мира героев, вызванных воздействием их любви к женщине, наблюдение за результатом испытания персонажей любовью; развитие представления обучающихся об основных творческих приемах И.С.Тургенева, используемых им с целью более полного раскрытия характеров своих персонажей (портрет, диалог, деталь).
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Преподаватель. Добрый день! Начнём наш урок.
В эти ноябрьские дни наша страна и вся литературная общественность отмечают 200-летие со дня рождения великого классика русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. Его имя относится к тем большим русским писателям XIX века, благодаря которым отечественная литература вырвалась на звѐздную орбиту. Великолепный мастер слова, он в совершенстве владел русским языком, благодаря чему создал изумительные по своей красоте картины русской природы и жизни русских людей. Сегодня мы с вами на уроке продолжаем разговор о, пожалуй, самом известном его романе – «Отцы и дети». Предметом нашего пристального внимания предыдущих уроков была личность Евгения Васильевича Базарова, человека незаурядного, сильного, гордого, волевого, имеющего на все собственную точку зрения, которую он пытается отстаивать. Евгений Базаров — самый привлекательный, самый значительный, но и самый противоречивый герой тургеневского романа. Он, в отличие от «не настоящего нигилиста», своего друга Аркадия Кирсанова, нигилист самый что ни на есть настоящий.
Вспомним, что же такое нигилизм? Кто такие нигилисты?
Предполагаемый ответ. Слово «нигилизм» в переводе с латинского означает «ничто, ничего». Аркадий Кирсанов так определял значение данного слова: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». На замечание своего отца по поводу того, что «это слово означает человека, который…который ничего не признаёт», Аркадий возражает: «Который ко всему относится с критической точки зрения».
Преподаватель. Чем занимался Базаров?
Предполагаемый ответ. Евгений Васильевич Базаров готовится стать уездным лекарем. Он увлекается естественными науками: химией, биологией, анатомией. В гостях у друга – Аркадия – он не теряет времени зря: продолжает заниматься, каждое утро ходит на болото, ловит лягушек, проводит над ними эксперименты.
Преподаватель: Каково отношение Базарова к искусству?
Предполагаемый ответ. Базаров не признает искусства. Он вообще не приемлет всего, что носит отпечаток художественности.
Преподаватель. Вспомните его высказывания по поводу поэзии, живописи.
Предполагаемый ответ. Однажды, беседуя с Павлом Петровичем, Базаров произнес: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Известно еще одно его высказывание: «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит…» На вопрос дяди Аркадия: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» Базаров восклицает: «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»
Преподаватель. Вспомним, как Базаров реагирует на услышанную им игру отца Аркадия на виолончели?
Предполагаемый ответ. Он смеётся и высказывает свое недоумение по этому поводу: «Помилуй! В сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде – играет на виолончели!»
Преподаватель. Как реагирует Евгений, узнав, что Николай Петрович увлекается поэзией, читает Пушкина.
Предполагаемый ответ. Он недоволен, считает это занятие несерьезным делом. Взамен Пушкина, Базаров предлагает порекомендовать Николаю Петровичу книгу немецкого материалиста Бюхнера «Материя и сила», уверенный в пользе от её прочтения.
Преподаватель. Какое слово употреблял Базаров применительно ко всему, что носило отпечаток чувства, художества?
Предполагаемый ответ. Романтизм. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художества». Данные понятия Евгений Васильевич ставил на одну ступень значимости. Гниль и романтизм для него равнозначны. Слова «художества» и «романтизм» носят для него негативный оттенок.
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание
Преподаватель. Мы уже не раз отмечали на предыдущих уроках, что при раскрытии характеров своих героев, выявлении истинных качеств их души Тургенев использует ряд характерных для его творческой манеры приемов: это портретная характеристика, диалоги и наличие деталей. С каждым из этих приемов мы уже сталкивались, анализируя образы различных персонажей романа. Но есть у Тургенева еще один излюбленный прием, которым он неизменно пользуется для более глубокого раскрытия образа героя. В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине. «Отцы и дети» не исключение. Почему любовь? Потому что это самое чистое, самое святое чувство на свете, чувство, способное изменить человека. Именно в любви раскрывается душа и личность человека, обнажая все истинные, «спрятанные» качества.
Вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Предполагаемый ответ. О любви.
Как вы предлагаете обозначить тему сегодняшнего урока?
Предполагаемый ответ. Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Любовь как критерий подлинности характера героя».
Преподаватель. Я полностью с вами согласна. Подытожив все сказанное вами, предлагаю обозначить тему нашего сегодняшнего урока как «Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Тема урока отображается на слайде в электронной презентации.
Преподаватель. Чем же мы, исходя из обозначенной темы, должны заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?
Предполагаемый ответ. Проследить, как герои романа проходят испытание любовью и как под воздействием любви к женщине меняется внутренний мир основных персонажей.
Преподаватель. Какие задачи мы должны решить для достижения данной цели?
Предполагаемые ответы:
- Определить какие герои проходят в романе испытания любовью.
- Проанализировать взаимоотношения героев, между которыми возникло чувство.
- Проследить, как меняется душевное состояние героев и их поведение до встречи с предметом обожания и во время испытываемого ими чувства любви.
- Сделать вывод о том, как изменился тот или иной персонаж под воздействием охватившего их чувства, как прошел он испытание любовью.
Преподаватель. И, конечно же, мы сконцентрируем свое внимание на испытание любовью центрального персонажа романа: посмотрим, как выдержит испытание любовью Евгений Базаров.
Цель урока отображается на экране презентации, преподаватель ещё раз обращает на неё внимание студентов.
3. Работа над новой темой
Преподаватель. Сколько сюжетных линий, связанных с темой любви, присутствует в романе. Назовите их.
Предполагаемый ответ. Четыре сюжетные линии. Это отношения между Николаем Петровичем и Фенечкой, Аркадием Кирсановым и Катей Локтевой, Павлом Петровичем и княгиней Р., Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой.
Преподаватель. Предлагаю поговорить о каждой любовной линии отдельно, называя при этом концепты, характеризующие отношения каждой из пар. Для этого необходимо вспомнить, что мы называем концептами?
Предполагаемый ответ.
- Это основные понятия в нашем сознании, сгустки сознания.
- Их содержание может разниться в зависимости от жизненного опыта, культурного уровня его носителя.
- Концепты – это наши ментальные образования, сформировавшиеся под воздействием наших культурных ценностей, жизненных ориентиров.
Преподаватель. Совершенно верно. Попробуем, говоря о взаимоотношениях героев, анализируя их чувства, переживания, ощущения, внутренний мир, вычленять из авторского текста концепты, служащие главной характеристикой их любви. При этом у себя в тетради будем строить концептную карту любви героев романа.
На протяжении урока обучающиеся, обращаясь к тексту романа, определяют базовые концепты, записывают их, строя таким образом концептную карту взаимоотношений героев.
Обратимся к истории взаимоотношений Павла Петровича Кирсанова и таинственной княгини Р. Каким был Павел Петрович до встречи с княгиней, какой образ жизни он вел?
Предполагаемый ответ. Павел Петрович еще с детства отличался «замечательной красотой», он был самоуверен и смел. В двадцать восемь лет стал уже капитаном. Он любил общество, свет, легко нравился женщинам. Добившись успеху с какой-нибудь красавицей, легко с ней расставался. Он жил легко, победоносно шагая по жизни, блестящая карьера его ожидала, как вдруг вся его жизнь изменилась после встречи с таинственной княгиней Р.
Преподаватель. Где познакомился Павел Петрович с княгиней Р. и какие отношения были между ними?
Предполагаемый ответ. Они познакомились на балу, где потанцевал с ней и влюбился в неё страстно. Он скоро достиг победы в отношениях с ней, но эта легкость не охладила его. Он ещё мучительнее и крепче привязался к этой женщине. А она то страстно его любила, то охладевала к нему Он страдал, негодовал и в то же время стыдился своих чувств. Он следовал за нею повсюду, куда бы она ни уезжала. Кирсанов подарил княгине кольцо с изображением на нем сфинкса, сказав ей, что сфинкс – это она. Через некоторое время Кирсанов узнает, что княгиня умерла. Вскоре он получает от неё кольцо с перечеркнутым изображением сфинкса.
Преподаватель. Попробуем подобрать из текста слова и словосочетания, характеризующие любовь Павла Петровича, и преобразуем их в концепты, которые запишем в нашу концептную карту.
Предполагаемые ответы. Влюбился страстно, горькая досада, сердце все ныло, еще мучительнее привязался, еще крепче, он терзался и ревновал, он стыдился самого себя, он негодовал за свое малодушие, огонь вспыхнул. Концепты: страсть, мучение, привязанность, горькая досада, уныние, терзание, ревность, стыд, негодование, малодушие.
Обучающиеся записывают концепты в концептную карту (рис. 1).
Рис.1. Концептная карта «Отношения Павла Петровича и княгини Р.»
Преподаватель. Каким одним общим концептом можем мы охарактеризовать любовь Павла Петровича Кирсанова? Что это была за любовь?
Предполагаемый ответ. Любовь-наваждение, или любовь-болезнь.
Обучающиеся записывают этот обобщающий концепт в карту.
Преподаватель. Скажите, изменила ли Павла Петровича любовь к княгине? Каким он стал?
Предполагаемый ответ. Если до встречи с княгиней Павел Кирсанов был светским человеком, любившем блестящее общество, с легкостью делающим себе карьеру, то теперь он стал нелюдим, ощущал себя человеком без будущего, у которого остались только сожаления и воспоминания. Павел Петрович заживо себя похоронил, автор называет его «живым мертвецом». Жизнь, любовь к княгине, испытания любовью сломили его.
Преподаватель. А теперь обратимся к другим персонажам. Рассмотрим историю любви Николая Петровича и Фенечки. Как они встретили друг друга?
Предполагаемый ответ. Николай Петрович и Фенечка познакомились три года тому назад. На постоялом дворе он встретил женщину, содержательницу этого двора, которую пригласил к себе в дом в качестве экономки. Та согласилась и переехала в Марьино вместе со своей дочерью Фенечкой, которой минул уже семнадцатый год. Однажды мать девочки попросила Николая Петровича помочь своей дочери, которой искра из печки попала в глаз. Тот согласился. Эта встреча с Фенечкой запомнилась Кирсанову. Девушка произвела на него большое впечатление. После того, как мать её умерла, между Феодосьей Николаевной и Николаем Петровичем завязались нежные, добрые отношения, переросшие вскоре в любовь.
Преподаватель. Какие отношения были между ними? Попробуйте так же, как и с предыдущей парой, обозначить их концептами и записать.
Предполагаемые ответы. Забота, нежность, доброта, чистота, почтительность, искренность, уважение, семья, сын.
Преподаватель. Каким одним общим концептом можем мы охарактеризовать любовь Николая Петровича Кирсанова и Фенечки? Что это была за любовь?
Предполагаемый ответ. Любовь-семья, уважение.
Обучающиеся записывают этот обобщающий концепт в карту (рис. 2).
Рис. 2. Концептная карта «Отношения Николая Петровича и Фенечки»
Преподаватель. Изменился ли Николай Петрович после встречи с Фенечкой? Как он прошел испытание любовью?
Предполагаемый ответ. До встречи с Феодосьей Николай Петрович был погружен в уныние, одинок, чувствовал себя несчастным человеком. Любовь к Фенечке вернула его к жизни. Он вновь полон надежд, планов, у него подрастает сын Митя, которого он очень любит. Любовь Фенечки вернула Кирсанова к жизни.
Преподаватель. Поговорим о паре Аркадий Кирсанов - Катя Локтева. Как развивались их отношения?
Предполагаемый ответ. Аркадий встретил Катю у Одинцовой, погостить к которой он приехал со своим другом Базаровым. Изначально Аркадию кажется, что он влюблен в Анну Сергеевну, но в дальнейшем он разбирается в своих чувствах и понимает, что любит её сестру Катю.
Преподаватель. Обратимся к тексту и найдем в нем слова и словосочетания, характеризующие их отношения. Преобразуем их в концепты.
Предполагаемый ответ. Сказывалось доверчивое сближение, тайно радовались, казался спокойнее, нравится, когда смеется, готов покоряться, дружелюбно сходятся, это радует, важный и светлый взгляд, улыбнувшись.
Концепты: доверие, радость близости, спокойствие, дружба, покорность, уважение, семь, сын.
Преподаватель. Подберите один общий концепт, характеризующий их любовь. Как её можно назвать?
Предполагаемый ответ. Это любовь-семья, дружба.
Обучающиеся продолжают записывать концепты в концептную карту (рис. 3).
Рис. 3. Концептная карта «Отношения Аркадия и Кати»
Преподаватель. Изменился ли Аркадий Кирсанов после встречи с Катей? Как он прошел испытание любовью?
Предполагаемый ответ. Аркадий, ранее считавший себя нигилистом, отказался от своих прежних убеждений. До встречи с Катей он пытался во всем подражать своему другу Базарову, разделял его взгляды и убеждения. Познакомившись с Катей, он приобрел другие ценностные ориентиры. На поверхность его души вырвались качества, которые он пытался скрыть: юношеский восторг, романтизм, восхищение прекрасным. Этим переменам способствовала любовь Кати. «Мы с вами ручные», - сказала как-то она ему. И действительно, Катя Локтева приручила Аркадия Кирсанова, сделала его покладистым, добрым, отзывчивым. Любовь к Кате преобразила жизнь Аркадия, сделала её яркой, наполненной жизнеутверждающим смыслом.
Преподаватель. А теперь предлагаю поговорить о главном герое романа, о Евгении Васильевиче Базарове и его чувствах к Анне Сергеевне Одинцовой. Но для начала давайте вспомним, что Базаров говорил о любви? Как он относился к этому чувству?
Предполагаемые ответы. Базаров считал любовь чепухой. Между мужчиной и женщиной он видел возможность только физических отношений. Он не видел в женщине никакой загадки, тайны. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться…загадочному взгляду?»
В отношениях между мужчиной и женщиной Базаров – физиолог.
Базаров говорил: «Нравится тебе женщина…старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась».
Преподаватель. Где и при каких обстоятельствах Евгений познакомился с Одинцовой?
Предполагаемый ответ. Базаров видит Одинцову на балу. Она производит на него впечатление своим внешним видом. Она красива, стройна, величественна. Базаров заинтересован.
Преподаватель. Какие высказывания в адрес Одинцовой допускает Базаров? Найдите ответы в тексте.
Предполагаемый ответ. Говорит об Одинцовой, что она «ой-ой-ой!», «у неё такие плечи, каких я не видывал давно», «Посмотрим к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Базаров цинично выражается в адрес Одинцовой, как бы боясь впустить в свое сердце нежное, искреннее чувство.
Преподаватель. Происходят ли изменения в поведении Базарова?
Предполагаемый ответ. Да, поведение главного героя меняется. При разговоре с Анной Сергеевной Евгений Васильевич смущается, немного робеет, даже краснеет, чему сам очень удивляется.
Преподаватель. Чем объясняются такие перемены в поведении Евгения Базарова?
Предполагаемый ответ. Причиной таких изменений было «чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило…».
Преподаватель. Как сам герой воспринимал эти перемены в себе?
Предполагаемый ответ. Это его очень злило и бесило. Мы можем найти в тексте следующие подтверждения его перемен, а также его отношения к ним. «Новизна», «кровь его загоралась», «что-то другое в него вселилось, чего он не допускал», «сознавал романтика в самом себе», «ходил.., браня и её и себя», «топал ногою», «скрежетал зубами», «грозил себе кулаком».
Преподаватель. Действительно, Базаров, считавший любовь белибердой и чепухой, вдруг полюбил сам. Но он не хочет признавать в себе этого чувства, так как это противоречит его внутренним убеждениям. Именно поэтому он злится, бешено шагает по лесу, ломая ветки, и грозит себе кулаком.
Обозначим концепты, характеризующие отношения Базаров – Одинцова.
Предполагаемые ответы. Мучение, бешенство, страсть, ярость, сдержанность, напряженность, злость.
Преподаватель. Базаров пытается побороть в себе эти чувства, заглушить. Чем становится для него любовь к Одинцовой? Назовите концепт, характеризующий чувства, неожиданно вспыхнувшие в сердце героя.
Предполагаемый ответ. Это любовь – испытание. (рис. 4).
Рис. 4. Концептная карта «Отношения Базарова и Одинцовой»
Преподаватель. Кульминацией в отношениях Базарова и Одинцовой является сцена объяснения в любви. Предлагаю вашему вниманию просмотр фрагмента художественного фильма «Отцы и дети», снятого в 1983 году режиссером В. Никифоровым. При просмотре обратите внимание на то, какими средствами выразительности и художественными приемами режиссеру удается передать внутреннее состояние героев, так ярко переданное И.С. Тургеневым в своем романе.
Обучающиеся смотрят фрагмент художественного фильма.
Преподаватель. Удалось ли актерам передать то напряжение, которое испытывали герои романа?
Предполагаемый ответ. Да, актеры своей интонацией пытались передать накал страсти, напряжение и, вместе с тем, некую злобу, бессилие перед накалом чувств. Очень хорошо подобрана музыка, её звучание усиливает напряжение и состояние бессилия перед эмоциями.
Преподаватель. Обратите внимание, какие два предмета – две детали – присутствуют в сцене признания? На их фоне мы видим фигуру Одинцовой? Почему и режиссер, и сам автор рисуют нам эти детали?
Предполагаемый ответ. Мы видим Одинцову то на фоне окна, то на фоне зеркала. Автор романа вводит такие детали не случайно. Окно символизирует свободу, открытость чувств. Зеркало – это взгляд в себя, самолюбование, в какой-то степени эгоизм. Одинцова мечется между зеркалом и окном. Что же она выбирает?
Для этого предлагаю прочесть внутренний монолог Анны Сергеевны после объяснения с Базаровым (окончание главы XVIII).
Обучающиеся читают от слов «Она до обеда не показывалась» до слов «спокойствие все-таки лучше всего на свете».
Преподаватель. Что же выбирает Анна Сергеевна?
Предполагаемый ответ. Она выбирает зеркало, т е. «себя», свое спокойствие и комфорт. Базаров после объяснения спешно покидает Анну Сергеевну.
Преподаватель. Можем ли мы сказать, что Базаров все-таки изменился? Где мы это видим?
Предполагаемый ответ. В сцене последнего свидания Базарова и Одинцовой.
Преподаватель предлагает обучающимся прочесть по ролям сцену последнего свидания Базарова и Одинцовой. Обучающиеся читают отрывок из главы XXVII (от слов «Ну, спасибо…», до слов «Анна Сергеевна тихо вышла»).
Преподаватель. Какие изменения, произошедшие в Базарове, мы видим?
Предполагаемый ответ. Евгений Васильевич говорит, как романтик («Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»), он даже говорит некие комплименты Анне Сергеевне («Какая молодая, чистая и свежая»). Он уже открыто, не сопротивляясь говорит Одинцовой о своей любви. Мы видим, что любовь к Анне Сергеевне изменила, преобразила Базарова, вывела на поверхность все то, что так тщетно пытался скрыть от всех и самого себя в том числе Евгений Базаров.
4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний
Преподаватель. Давайте обратимся к построенной нами концептной карте. Посмотрите: перед нами четыре вида отношений между мужчиной и женщиной. Предлагаю сравнить концепты, характеризующие любовь «отцов» и «детей». Какие выводы можно сделать? Чьи концепты наиболее схожи?
Предполагаемый ответ. Два главных оппонента в романе Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров, оказывается любят одинаково. Их любовные истории похожи и во многом перекликаются.
Кирсанов встречает княгиню Р. на балу, Базаров также впервые видит Анну Сергеевну на балу. Каждого из них очень быстро поглотили чувства. Для каждого из них любовь стала мукой, терзанием, болезнью, наваждением. Наблюдаются даже некие переклички в отношениях между героями: Павла Петровича притягивает загадочный взгляд княгини, Базаров же, отрицая магию любви, после общения с Одинцовой задумается: «Может, и вправду, в ней есть какая-то загадка?»
Княгиня вернула Павлу Петровичу кольцо с перечеркнутым сфинксом, Одинцова, разговаривая с Базаровым, часто держит руки скрещенными на груди.
Любовь становится мукой и для Павла Петровича, и для Базарова. Старший Кирсанов со временем «ещё мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.
Преподаватель. Одинаково ли выдержали испытание любовью Павел Петрович и Евгений Базаров?
Предполагаемый ответ. Нет. Кирсанов сдался, потерял вкус к жизни, превратился в живого мертвеца. Базаров переносит отказ любимой достойно (зная, что Одинцова не любит его, отказывается от протянутой к нему руке Анны Сергеевны со словами: «Нет!...Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»).
5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия
Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня говорили о теме любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», о том, как это прекрасное чувство, по мысли Тургенева, меняет человека, обнажает его истинные чувства, показывает человека таким, каков он есть на самом деле.
Давайте еще раз отметим изменения, которые произошли с героями романа вследствие воздействия на них любви.
(Обучающиеся еще раз тезисно обозначают изменения, произошедшие в поведении героев, в их мироощущении).
Преподаватель. Давайте посмотрим, кто же счастлив в романе, кому любовь принесла уверенность, спокойствие, счастье и явилась основой создания семьи?
Предполагаемый ответ. Николаю Кирсанову и его сыну Аркадию. Они счастливо живут в семьях, растят детей. По мнению И.С. Тургенева, счастлив лишь тот, кто сам умеет любить и прощать, кто проявляет человеческие качества поверх поколенческого конфликта, кто верен общечеловеческим ценностям. Такими героями в романе являются Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий Николаевич.
Преподаватель. До сих пор в литературоведческих кругах ведутся споры о том, как прошел, выдержал испытание любовью Евгений Базаров.
Обратите внимание на экран. Перед вами два высказывания, касающиеся одного и того же вопроса. Прочтите их.
(На экране появляется слайд, на котором выведены слова литературоведа С.М. Петрова и высказывание известного исследователя творчества И.С. Тургенева П.Г. Пустовойта (рис. 5). Обучающиеся зачитывают их).
Рис. 5. Слайд с изображением высказываний известных литературоведов об отношении И.С. Тургенева к своему герою.
Преподаватель. С каким из этих высказываний вы согласны? Перепишите его себе в тетрадь. У вас на столах листы бумаги с данными цитатами. Уходя с урока, подложите мне на стол их, оставив предварительно отметку напротив того высказывания, которое вы считаете справедливым.
Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, выставляет отметки.
6. Инструктирование о выполнении домашнего задания
Преподаватель. На следующем уроке мы продолжим разговор о романе «Отцы и дети», а именно о его главном герое Евгении Васильевиче Базарове. Перечитайте, пожалуйста, дома последние главы романа, связанные с болезнью Базарова и его уходом из жизни. Д.И. Писарев писал: «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг». Подумайте, согласны ли вы с его высказыванием? Составьте устный ответ на данный вопрос, обосновывая при этом свое мнение.