В 9 классе проводим урок-размышление по рассказу Юрия Казакова «Запах хлеба».
Автор: Мишустина Вера Викторовна
Тема урока: «Где наше родное и близкое? Где наши духовные ценности?»
Тип урока: урок углублённой работы над текстом произведения.
Цели урока:
- Совершенствовать навыки анализа художественного текста: определение темы, идеи, композиции, выразительных средств в произведении.
- Развивать у учащихся умение критически мыслить при знакомстве с текстом, опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания по предмету, применяя эффективные приёмы технологии развития критического мышления.
Найти ответы на проблемные вопросы:
- Какие вечные духовно-нравственные проблемы затрагивает в произведении автор?
- В чём смысл названия рассказа?
Задачи:
- личностные: вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; воспитывать лучшие нравственные качества: совестливость, ответственность, доброта, чувство долга, забота о близких;
- метапредметные: обучать умению отбирать материал текста для работы по теме урока; развивать навыки анализа текста; развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки работы со словарём; развивать монологическую и диалогическую речь;
- предметные: познакомиться с биографией Ю. Казакова, определить особенности стиля рассказов писателя; развивать умение объяснять литературоведческие понятия, подкрепляя их примерами из текста; развивать умение формулировать проблемы, поднятые автором в произведении.
Ожидаемые результаты:
- личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- регулятивные: целеполагание, планирование;
- метапредметные: работа с информацией из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, совершенствование читательских умений и культуры речи;
- предметные: совершенствование навыков анализа текста, умение объяснить термины «психологизм», «несобственно-прямая речь».
Технология: технология развития критического мышления.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет Ю. Казакова, различные издания произведений писателя, презентация, аудиозапись песни Я. Сумишевского «Мама», словари, бумага и фломастеры для составления кластера).
ХОД УРОКА
1. Мотивация к деятельности
Здравствуйте, ребята! Я хочу всем пожелать хорошего настроения. И уверена, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом и радость новых открытий. Вы готовы? Замечательно!
1) Обратите внимание на экран.Что вы видите? (слайд № 1: изображение хлеба, старушки-матери у крыльца деревенского дома)
2) О каком произведении мы будем сегодня говорить? (рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба»)
2. Актуализация знаний об авторе
- Как связаны между собой данные изображения? С чем у многих ассоциируется хлеб? (дом, мама, родители)
Подготовленный ученик читает стихотворение Розы Госман «Мамин хлеб» (слайд №2)
- Где, по-вашему, формируются наши духовные ценности, нравственные устои? (в семье)
- Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (предположения детей, тема выводится на экран) слайд № 3
- Вы прочитали рассказ Ю. Казакова «Запах хлеба», только ли он о хлебе?
- Или в нём поднимаются еще другие, более глубокие проблемы?
- Какие цели мы сегодня поставим перед собой на уроке? На какие вопросы постараемся ответить? (слайд № 4)
Ответить на эти вопросы нам поможет писатель Юрий Павлович Казаков.
Сообщение учащегося:
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве (в семье рабочего). Отец и мать его – бывшие крестьяне, выходцы из Смоленской губернии.
В школе в одном классе с Юрием Казаковым учился музыкант, который посещал ещё и музыкальную школу, где занимался в классе виолончели. Его одержимость музыкой повлияла и на Юрия Казакова. С пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке: сначала он играл на виолончели, потом на контрабасе, так как пальцы были не очень гибкими. В 1951 году Юрий Казаков окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса и сразу был принят в состав оркестра им. К.С.Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Играл в джазовых и симфонических оркестрах.
Между 1953 и 1954 годами его увлекает литературное творчество. Юрий Казаков поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958 году. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы. Первые же из них принесли успех: «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре» и др. Рассказ стал излюбленным жанром Казакова.
Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север. Особое отношение было у него именно к русскому Северу. Героями его рассказов были моряки, рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.
29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.
- Юрий Павлович Казаков – писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы: как нужно жить? какими качествами нужно обладать? что лежит в основе человеческого поведения? что такое добро и зло?
Как правило, в основе рассказов Казакова лежит действительный случай. Герои – люди обыкновенные, а не исключительные. Писатель сосредоточивает внимание на их нравственном состоянии в потоке повседневной жизни. Автора интересует обыденное сознание и его развитие, которое может привести или к нравственным вершинам, или к потере важнейших духовных ценностей.
Рассмотрим, как это происходит в рассказе «Запах хлеба».
3. Осмысление произведения
- Что включает в себя это понятие: духовные ценности? (работа со словарями по группам:
1 группа даёт толкование понятий «духовность», «ценность», «мораль», «нравственность», «чувство долга»;
2 группа подбирает синонимы, 3 группа – антонимы к словам (Душевность, родственность; важность, преимущество; нравственность, этика, закон; порядочность, добродетель; ответственность, сознательность).
- Итак, обратимся к тексту рассказа.
- Какую телеграмму и когда получает Дуся? Случаен ли выбор писателем именно этой даты?
(1 января, не случаен. Герои отдыхают после встречи Нового года)
- Как она отнеслась к известию о смерти матери?
- Какие детали указывают на ее психологическое состояние, подтвердите текстом, какова роль художественной детали в тексте?
(побледнела, молча водила рукой по скатерти, как слепая, легла, вяло ходила по квартире, голова болела, не пошла в гости, было грустно, не могла плакать)
- Каким вырисовывается в памяти женщины образ её матери?
(плохо помнит, чужое лицо, тяжёлые тёмные руки)
- Почему лицо самого родного человека ей кажется чужим?
(не видела более 15 лет)
- Почему Дуся не поехала на похороны?
(холодно; барахло, наверное, растащили)
У Казакова зачастую авторское повествование переплетается с речью героини, её мужа, других персонажей. Так начало 2 главы «Прошла зима, и Дуся вовсе позабыла о матери. Муж её работал хорошо, жили они в своё удовольствие, и Дуся стала ещё круглее и красивее» – по форме является речью автора. Но слова «вовсе позабыла», «жили в своё удовольствие» указывают на речь Дуси и её мужа. Это называется «несобственно-прямой речью».
- Для чего использует Казаков это приём? Как это характеризует героев рассказа?
(Герои сами себя разоблачают, данные слова подчёркивают мысль автора о том, что герои погрязли в заботе только о собственном материальном благополучии. А по сути – заплатят за это очень дорогой ценой: забвением нравственных корней, потерей духовных ценностей, утратой душевности, порядочности. Сниженная разговорная лексика героев: барахло, растащат, башка, валяй и др.)
Так вот – героиня всё же едет в деревню.
- Зачем? Что ее подтолкнуло?
(письмо племянника Миши, остался дом, значит, можно продать и получить за него деньги!)
- Какой предстала перед Дусей деревня?
(родные поля, пообстроилась, перемены не понравились, многие её узнавали, а Дуся нет)
- Почему героине не понравились перемены, почему Дуся не узнавала бывших односельчан?
(было неприятно, что без неё деревня не угасла, а наоборот, расстроилась, живёт своей полноценной жизнью)
- Чем занималась героиня в деревне?
(продавала вещи, затем дом) Слайды № 5,6
Казаков называл свой особый взгляд на героя «осмыслением самого себя», что означало раскрытие внутреннего мира персонажа через анализ его мыслей и чувств. Это позволяет говорить о психологизме произведений писателя. Часто поведение героев не зависит от воли и желания персонажа, а проявляется неожиданно, вызывается эмоциями, которые возникают под влиянием ассоциаций.
- Какие чувства и ассоциации нахлынули на Дусю во время посещения ею родного дома? Какие детали говорят об этом?
(дом имел нежилой вид, но пахло хлебом; у Дуси забилось сердце;икона на стене; открыла сундук – запахло матерью)
- Почему всё это кажется героине сном? Слайд № 7
- А что же было дальше? Ведь у Казакова подсознательные душевные движения человека раскрываются через их ощущение неудовлетворённости собой, тоску, смутное беспокойство, стыд.
- Что произошло с героиней на кладбище? Какой пейзаж рисуется в этом эпизоде? как он помогает понять внутреннее состояние героини?
(день «было замглился», «посоловел», позже тучи разошлись, но в той стороне, куда шли Дуся с Мишей висела гряда облаков)
(на кладбище Дуся сначала побледнела, будто нож всадили ей под грудь, потом «чёрная тоска ударила ей в душу, так она задохнулась, затряслась…) Слайд № 8
Что интересно: осмысление себя в рассказах Казакова происходит у героев вне городской суеты, на лоне природы. В воспоминаниях отражается прошлая духовная жизнь человека, и эти эмоции дают толчок его душевным процессам в настоящем. Вот и на Дусю нахлынула жуткая тоска по матери, осознание невыполненного дочернего долга, утраты очень близкого и дорогого!!!
- В каком настроении покидает деревню героиня?
(была весела и ровна)
- С какой целью автор в конце рассказа говорит о том, что в доме матери-старухи вымыли полы, привезли вещи и стали жить новые люди?
(дом ожил, может, новые жители будут добрее и внимательнее к нему, с уважением и благодарностью вспоминать умершую хозяйку)
Казаков избегает авторских дополнительных объяснений и рассчитывает на работу читательской мысли, заставляет нас додумывать, сопереживать.
4. Рефлексия
В этом писатель продолжает традиции поэтики А.П.Чехова.
Вот и мы попробуем немного разобраться в задумке автора.
- Как вы думаете, почему рассказ имеет такое название?
(запах хлеба стал для героини, с одной стороны, символом дома, мамы, родины, а с другой стороны, осознанием утраты, одиночества)
Составление кластеров и их защита: 1 группа – образ Дуси, 2 группа – родной дом, 3 группа – проблемы, поднятые автором в рассказе. У учащихся на столах лежат бумага, фломастеры.
( 1 – равнодушие, безответственность, позднее раскаяние, отсутствие чувства долга, бездушие; 2 – мама, хлеб, уют, тепло, любовь, доброта, душевность, 3 – утрата связи с отчим домом, забвение матери, одиночество, распавшиеся человеческие связи, духовные ценности, чувство долга)
Звучит песня в исполнении Ярослава Сумишевского «Мама»
Необходимо слушать зов собственного сердца, ведь оно хранит светлые и тёплые воспоминания о самом дорогом на земле: маме, доме, малой родине.
«Запах хлеба» – рассказ, в котором ставятся сложные проблемы человеческой психологии, раскрываются внутренние мотивы поведения. Благодаря точной психологической обрисовке характеров читатель может представить жизнь героев в будущем, предположить, как они будут вести себя в той или иной ситуации.
5. Домашнее задание на выбор:
1. Прочитать и проанализировать рассказы Ю.Казакова «Свечечка», «Осень в дубовых лесах», «Плачу и рыдаю…» – один на выбор
2.Сочинение-рассуждение на вопрос темы урока «Где наше близкое и родное? Где наши духовные ценности?»
3. Сочинение на тему «Жизнь Дуси после поездки на родину»