Конспект урока по литературе в 10 классе разработан Полянской Татьяной Игоревной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева» г. Курска.

Тема урока: «Авторский идеал семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Цель урока: показать, что Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» – как основу человеческой жизни.

Задачи:

– на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Авторский идеал семьи в романе», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

– развивать исследовательские навыки обучающихся: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

– формировать собственный семейный идеал у обучающихся.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», видеофрагменты экранизации романа «Война и мир», мультимедийная презентация, карточки с изображением героев романа, шаблон генеалогического дерева.

Используемая образовательная технология: педагогическая мастерская.

Эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь ... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой).

 

Ход урока

1-й этап – индукция. Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня мы с Вами собрались здесь, чтобы отправиться в творческую мастерскую по страницам одного из романов русской литературы и чтобы написать психологический портрет героев этого романа.

 Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада: древо жизни и древо познания добра и зла. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». Плоды первого дают бессмертие, под деревом здесь разумеется вера. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

Вспомним и генеалогическое древо русских царей, их жизни – это история, ушедшая своими корнями в далекое прошлое, но позволяющая нам дать свою оценку времени и событиям, олицетворением которых они были.

Отражение поступков, их оценку можно найти не только в истории, но и в литературе. В литературе, как в зеркале, отражается история, но только преломленная через призму духовности.

Я прошу Вас обратить свое внимание на экран, где будет представлен эпизод романа русской литературы, являющийся, по моему мнению, одним из корней русской  национальной культуры.

Экранизация эпизода «Первый бал Наташи Ростовой».

2-й этапмалое афиширование.

1.Скажите, эпизод какого литературного произведения был представлен на экране?

(роман «Война и мир», эпизод «Первый бал Наташи Ростовой»).

2.А кто эти герои? (Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Слово учителя.

Выбор этого эпизода не случаен – в нем оживают герои, олицетворяющие честь, любовь к Отчизне, долг перед Отечеством – с одной стороны, гостеприимство, радушие, открытость – с другой. Именно эти качества ложатся в основу авторского идеала семьи.

Каждая семья в романе имеет свою историю, гордится своим родом, традициями.

3-й этап – самоконструкция.  Но прежде, чем перейти к страницам романа «Война и мир», я бы хотела показать Вам ученические работы, ставшие результатом изучения романов, на страницах которых проходит жизнь не одного поколения. Ведь не только ученик, который зачастую не видит текст полностью и не читает его, но и взрослый человек, осознанно обращающийся к тексту романа, блуждает в обилии персонажей. Для того чтобы разобраться в этом, помочь нашим студентам, я бы хотела поделиться с Вами своим творческим приемом работы с текстами художественных произведений. Я предлагаю своим обучающимся строить генеалогическое древо семей, живущих на страницах романов. Вашему вниманию  я бы хотела  представить эти проекты. Обращение к презентации.

Хочется заметить, что это не только портрет героя, где красиво или нет  прописаны его черты, но это и тот внутренний мир, те ценности, которые идут от отца к сыну, те нравственные мерила, которые идут из рода в род, впитываются с молоком матери.  

– Вы узнали произведение, с которым мы будем работать, и увидели работы студентов. Скажите, в чем, по вашему мнению, состоит задача? Что станет результатом работы мастерской? (составление генеалогического дерева)

– Составление генеалогического древа – не самоцель, важнее – уяснить нравственный облик семьи, те моральные качества, которые ложатся в основу авторского идеала семьи?

4-й этап – социоконструкция (на данном этапе раздаются карточки с иллюстрациями героев романа).

Слово учителя. Л.Н. Толстой, тонкий исследователь человеческой души, говорил: «Люди, как реки: у каждого свое русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Мир семьи – важнейшая составляющая романа.

Для того чтобы достичь цели нашего учебного занятия, отправимся в творческую мастерскую по изучению романа «Война и мир».

Итак, мы отправляемся в родовое имение семьи Болконских – Лысые горы.

При работе с текстом романа Вы будет получать карточки, которые лягут в основу генеалогического древа на следующем этапе нашего урока,  для того чтобы зафиксировать полученные знания, Вы заполняете рабочие листы, лежащие у Вас на столах.

Рассказ о генеалогическом древе в столовой дома Болконских.

Семья Болконских.

Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы» (т.I, ч.1, гл.22-25).

Беседа по вопросам:

1.Кто из героев романа может быть представлен среди плодов этого древа?

2.Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении? (невысокий рост «сухие» черты, удивительные глаза – «лучистые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу)

– Н.А. Болконский;

– Княжна Марья;

– Андрей Болконский;

– Маленькая княгиня Лиза Болконская (работа с карточкой: сравнительный анализ);

– Николенька Болконский;

– Николай Ростов;

– Дети Марьи Болконской и Николая Ростова.

3.Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских (сцена прощания с сыном, прощание с сестрой, Марья и Бурьен).

4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

Вывод: Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.

Работа с таблицей (соотнесение героя и черт характера).

Для закрепления пройденного материала я предлагаю еще раз повторить нравственные качества семьи Болконских.


5-й этап мастерской – социализация.

Слово учителя. Сейчас из карточек Вам предстоит составить генеалогическое древо семьи Болконских, используя полученные знания.

(Обучающиеся выполняют групповую творческую работу на основе наработанного материала. Они самостоятельно выстраивают свой наглядный образ, сформировавшийся у них в ходе данного урока, при помощи карточек с иллюстрациями, полученных на предыдущем этапе.
Таким образом,  происходит закрепление изученного материала через деятельность, сопряженную с творчеством).

6-й этап – большое афиширование. Вывешивание «произведений» -  творческих работ обучающихся в аудитории и ознакомление с ними.

7-й этап – этап мягкой коррекции. Учитель делится своими наработками, показывает обучающимся свое видение темы и идеи урока – представляет творческую работу как образец.

8-й этаппроект мастера. Сравниваются проекты обучающихся и учителя, отмечаются сходства и отличия (мягко корректируются ошибочные суждения и выводы).

9-й этап – разрыв. Это внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания  новому, это внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению проблемы, поиску ответов, к сверке нового знания с литературными источниками.

– Скажите, какие дворянские семьи еще представлены в романе?

– Чем похожи дома Болконских и Ростовых?

Слово учителя.  На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Сейчас я предлагаю Вам обратить свое внимание  на экран (работа с деревом Ростовых и Курагиных).

Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых овеян своей поэзией. Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно. Это семейное счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. В этом доме нет места искренности и порядочности.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

Последний этап – рефлексия. Отражение чувств, ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы. Происходит совместное обсуждение результатов урока и того настроения,  которое осталось после него.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Заключительное слово учителя.

Рабочий лист обучающихся

Имя героя романа Л.Н. Толстого

«Война и мир»

Нравственные качества героев

Князь Николай Андреевич Болконский

 

Андрей Болконский

 

Княжна Марья Болконская

 

Маленькая княгиня Лиза Болконская

 

Николенька Болконский

 

Николай Ростов

 

Старший сын Андрюша

 

Трехлетняя Наташа

 

Сын Митя

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ С ВИДЕОФРАГМЕНТАМИ (файл .pptx 19,2 МБ)

Автор: Полянская Татьяна Игоревна