Методическая разработка урока литературы по очерку А.Н. Толстого «Русский характер».
Автор: Рядовая Алла Михайловна
Сила русского характера как одно из слагаемых Великой Победы
(По рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»)
Цель: создание условий для личностного осмысления обучающимися Победы русского народа в Великой Отечественной войне, понимания значения этой Победы для страны, мира, каждого человека.
Задачи:
- организовать исследовательскую работу с текстом произведения для выявления художественных особенностей, познания замысла писателя;
- выявить особенности изображения героев рассказа;
- помочь определить, какие качества входят в понятие «сила русского характера», осознать их ценность и значимость для человека;
- воспитывать уважение к истории Великой Отечественной войны, к подвигам советских воинов; воспитывать нравственные качества, составляющие основу русского характера.
Возраст: 11 класс.
Методы обучения: проблемно-поисковый.
Ход занятия
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Создание доброжелательной атмосферы.
2.Актуализация темы урока.
Эпиграф к уроку:
Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе. Г. К. Жуков
- Сегодня мы будем говорить о том, какое значение имеет Победа для нашей страны, нашего народа.
3.Постановка проблемного вопроса. Формулирование цели урока.
- Великая Отечественная война застала Алексея Толстого уже известным писателем в возрасте 58 лет. В это время он часто выступает с публицистическими статьями, в которых охотно апеллирует к русской истории. Мало отличались от очерков "Рассказы Ивана Сударева" (1942), написанные от лица бывалого кавалериста. В 1944 г. к ним добавился рассказ "Русский характер". Показательно, что в действительности такой случай, как в "Русском характере", имел место.
- Автор рассказа, А. Толстой, получал многочисленные письма от фронтовиков. Простые солдаты писали, что рассказ растрогал их до слёз, что солдаты при чтении «Русского характера» плакали, не стесняясь. А какие эмоции вызвал рассказ у Вас?
Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать эту загадку, постараемся понять, почему рассказ вызывает такие эмоции, заставляет читателей плакать.
Что мы должны сделать для этого? Правильно, проанализировать рассказ, выяснить, что вкладывает автор в понятие «русский характер».
4.Беседа по тексту рассказа.
1)Выявление особенностей композиции рассказа.
- Как построен рассказ? От чьего лица ведётся повествование? Почему автор выбирает именно такой приём?
- Кто главный герой рассказа? Что мы узнаём о Егоре Дрёмове из первых абзацев рассказа?
- Как вы понимаете фразы: «Носит золотую звёздочку», «вся грудь в орденах…», «бог войны»?
- Как можем охарактеризовать героя? На какие качества делает упор автор? Приведите примеры из текста: «Человек простой, тихий, обыкновенный, колхозник…»
- Какие признаки русского характера мы видим в Егоре Дрёмове в начале рассказа?
На доске – слова РУССКИЙ ХАРАКТЕР. По мере анализа рассказа на доску и в тетрадь заносятся качества, присущие русскому характеру.
Сначала – качества Егора Дрёмова: СКРОМНОСТЬ, ПРОСТОТА В ОБЩЕНИИ.
- Сколько места занимает рассказ о боевых подвигах Егора Дрёмова? А остальные эпизоды о чём?
- Почему в этом рассказе большое внимание уделено не военному подвигу танкиста, а семейным обстоятельствам героя – взаимоотношениям с родными и невестой?
В Ы В О Д:
Русский характер – это не только Егор Дрёмов. Это и его сослуживцы, и родители, и любимая девушка. Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных.
2)Анализ образа главного героя рассказа – танкиста Егора Дрёмова.
А. Представление ученического проекта о Курской битве.
- Главным героем является Егор Дрёмов, командир танка, получивший тяжёлые ожоги в бою на Курской дуге.
(Представление обучающимися информационно-творческого проекта «Курская дуга: цифры и факты».
Ку́рская би́тва (5 июля — 23 августа 1943 года)
В 2019 году – 76 лет Курской битве.
23 августа является Днём воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год). Белгород, Курск и Орёл стали первыми городами России, которым присвоено почётное звание «Город воинской славы»).
Б. Работа с эпизодами рассказа по группам. Выявление составляющих русского характера.
Каждая группа получает карточку с заданием: нужно определить, какой эпизод рассказа проиллюстрирован, и выявить качества русского характера, представленные в эпизоде, предложенном для анализа.
Задания для групп
Выводы по итогам работы групп
Егора Дрёмова спасает из горящего танка водитель, который сам был ранен, но вытащил командира, потерявшего сознание. Таким образом, водитель танка Чувилёв (этот второстепенный персонаж ещё раз появится в рассказе для описания боевых подвигов танкового экипажа под командованием Егора Дрёмова) в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища. В его совестливости, товарищеском долге можно видеть черты характера, которые высоко ценится русскими.
На доске и в тетради – качества МУЖЕСТВО, СТОЙКОСТЬ, СОВЕСТЛИВОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ТОВАРИЩЕСТВО.
Задания для групп
Егор Дрёмов проявляет русский характер и в бою, и особенно в отношениях с родителями и невестой. Приехав домой в отпуск после ранения, он пожалел своих старых родителей, побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними. Таким образом, в характере главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность, которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но прежде всего думает о своих близких, об их счастье.
На доске – ЖЕРТВЕННОСТЬ, СДЕРЖАННОСТЬ, ЗАБОТА О БЛИЗКИХ.
Задания для групп
Выводы по итогам работы групп
Русским характером обладает и мать героя. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то шестым чувством, угадала, что у неё в доме гостил сын, и проявила необыкновенную чуткость, столь дорогую для русского сердца. Поскольку русский человек обычно сдержан в проявлениях своих чувств, постольку очень важными качествами становятся внимание и наблюдательность окружающих, которые сами должны догадываться о переживаниях близкого человека. Очень хорошо, если друзья и родственники понимают друг друга без слов.
На доске – ЧУТКОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ПОНИМАНИЕ БЕЗ СЛОВ
Задания для групп
Выводы по итогам работы групп
Егор Дрёмов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признаётся, что он их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив — ведь все вокруг получают с фронта «похоронки». Егор Егорович и Мария Поликарповна любят своего сына не за внешность, а потому, что он — сын. Конечно, старики гордятся, что их Егор — герой, но прежде всего ценят в нём не красоту, а мужество и честность. Здесь проявляется ещё одна черта русского характера — главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам. Ведь обожжённое лицо солдата свидетельствует, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину. Такой человек вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство. Поэтому отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, «надо гордиться». Эту мысль формулирует старший Дрёмов — сам русский человек.
На доске – ЦЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ КРАСОТЫ
Задания для групп
Выводы по итогам работы групп
В Кате Малышевой — невесте Егора Дрёмова – также раскрывается русский характер: в женщине русские ценят верность и преданность, что и демонстрирует героиня, которая дважды (провожая на фронт и навещая после ранения) заявляет Егору, что будет ждать его с войны и верно любить. А ведь Катя — невеста главного героя, а не жена, то есть пока связана с Егором только словом.
На доске и в тетради – ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ
Задания для групп
Выводы по итогам работы групп
Иван Сударев — друг Егора и доброжелательный рассказчик — сам обладает русским характером, рассудительным, сдержанным, вдумчивым. Он оценивает поступки всех героев, появляющихся в маленькой истории, и отмечает разные грани русского характера в каждом персонаже.
На доске и в тетради – СДЕРЖАННОСТЬ, РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ, ВДУМЧИВОСТЬ
В. Подведение итогов групповой работы.
По итогам работы групп на доске появляется следующая запись: РУССКИЙ ХАРАКТЕР
СОВЕСТЛИВОСТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ ТОВАРИЩЕСТВО |
ЖЕРТВЕННОСТЬ СДЕРЖАННОСТЬ ЗАБОТА О БЛИЗКИХ |
ЦЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ КРАСОТЫ ВЕРНОСТЬ ПРЕДАННОСТЬ |
ЧУТКОСТЬ ВНИМАНИЕ ПОНИМАНИЕ БЕЗ СЛОВ |
СДЕРЖАННОСТЬ РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ ВДУМЧИВОСТЬ |
МУЖЕСТВО СТОЙКОСТЬ |
Разговор о том, что такое характер, о человеческой красоте и истоках Победы.
-Так в чем же, по-вашему, сила и несгибаемость русского характера?
В Ы В О Д:
Сила и несгибаемость русского характера заключается в безграничной любви к Родине и родным людям, в поступках человека, а в данном рассказе в героических поступках лейтенанта Егора Дремова, который, несмотря на нечеловеческие страдания, физические и душевные, нашел в себе силы вернуть любовь родных людей и продолжить боевые действия за освобождение своей страны от немецких захватчиков. Сила русского характера его родителей в том, что, безгранично любя своего сына, сумели разглядеть под изуродованной маской своего родного Егорушку, приехали к нему в часть и силой своей родительской любви вернули ему силы и желание жить и бороться. Сила и несгибаемость характера невесты Кати также заключается в любви к Егору и желании быть всегда рядом с ним, каким бы он ни был. Сила характера водителя танка Чувилева заключается в том, что, не думая о себе, он кинулся к горящей машине и спас жизнь своему командиру.
Их сила в умении всегда оставаться людьми, любить, сочувствовать, защищать, выручать, оберегать, никогда не сдаваться, не сгибаться под ударами судьбы.
5. Беседа об изображении русского характера в литературе (сообщение ученика о произведении Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке») и проявлении русского характера в реальной жизни в годы войны (сообщение о ученика о Зое Космодемьянской).
6. Сопоставительный анализ рассказа А. Толстого «Русский характер» и стихотворения Ю. Друниной «Запас прочности».
ЮЛИЯ ДРУНИНА Запас прочности
До сих пор Не совсем понимаю, Как же я, И худа, и мала, Сквозь пожары, К победному Маю В кирзачах стопудовых Дошла.
И откуда Взялось столько силы Даже в самых слабейших Из нас?.. Что гадать! Был и есть у России Вечной прочности Вечный запас. 1980 |
Вопросы и задания: 1. Объясните, как вы понимаете слово «кирзачи». 2. Какова идея стихотворения? 3. Сопоставьте стихотворение Ю. Друниной «Запас прочности» и рассказ А. Толстого «Русский характер». Что общего у этих произведений? |
7. Беседа о проявлении русского характера в наши дни.
- В Великой Победе черпают силы и герои нашего времени. Запас прочности, несомненно, есть и у них. Давайте вспомним имена тех, кто проявил русский характер, пожертвовав жизнью ради спасения товарищей, уничтожения врага.
Имя Андрея Хмелевского знает каждый курянин. 5 марта 2000 года сотрудник ОМОН сержант Хмелевской повез в райотдел милиции задержанного чеченского боевика-наркомана, однако боевики устроили засаду, открыв огонь по автомобилю, в котором находились еще двое офицеров. Проявляя лучшие качества русского характера, Андрей Хмелевской дал возможность друзьям уйти на безопасное расстояние и принял весь огонь на себя. Когда у сержанта закончились патроны, он зубами выдернул чеку гранаты, взорвав и себя, и боевиков. За мужество и героизм Андрею Хмелевскому Указом Президента РФ от26. 04. 2000 № 734 посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации
17 марта 2016 года погиб при исполнении воинского долга в ходе боёв за Пальмиру старший лейтенант Александр Прохоренко. Окруженный террористами ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации) офицер Сил специальных операций Александр Прохоренко вызвал огонь на себя. Уничтожил террористов, но погиб сам… В западной прессе его назвали русским Рэмбо, сопоставив с героем из американского боевика, когда один, вопреки всему, – воин. Храбрый, бесстрашный, справедливый. Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, ему посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
8. Подведение итогов урока.
Возвращение к эпиграфу, постижение смысла слов Г.К. Жукова.
- Давайте вновь обратимся к эпиграфу:
«Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе». (Г. К. Жуков)
- Как вы думаете, какой смысл вкладывал великий полководец в эти слова?
9. Рефлексия.
Приведите
- 3 новых факта, о которых вы узнали;
- 2 вопроса, которые возникли в ходе урока;
- 1 самую важную мысль.
10. Домашнее задание.
Написать эссе «Победа русского характера».