Данный урок рассчитан на обучающихся, знакомых с биографией и творчеством К.Д. Воробьева.

Автор: Гуляева Екатерина Витальевна

 

Если это первый урок о писателе, то целесообразно в качестве индивидуального задания предложить подготовить дополнительную информацию о нем.

Обучающимся за несколько дней до урока можно предложить принести фотографии бабушек и дедушек в послевоенное время, поискав в семейных архивах, расспросив о том времени. Потом с помощью этих материалов можно оформить 2 часть доски.

 

«Писатель обязан быть следопытом причин и следствий»

(по рассказу К.Д. Воробьева «Живая душа»)

 

Цели:

  • способствовать более прочному усвоению содержания рассказа «Живая душа», в том числе в контексте исторических фактов о довоенном и послевоенном быте;
  • развивать умение вести исследовательскую работу с текстом художественного произведения;
  • воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку.

Планируемые результаты

Предметные: умение анализировать эпизод прозаического текста; умение формулировать проблемы, поднимаемые автором текста.

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в группе, умение формулировать собственное мнение.

Личностные:  формирование любви к Родине, воспитание интереса к чтению, определение духовных жизненных ценностей.  

Оборудование: компьютер, телевизор, видеоролик «7 симфония» Шостаковича, рабочие листы.

В классе выделяется 1 группа  журналистов-оформителей (3 человека).

Доска разделена на 2 части: 1 часть – фотографии, связанные с войной, 2 часть – фотографии о мирной жизни 45-50-х годов 20 века.

 

Ход урока

Я не требовал наград за свои дела,

потому что был настоящим русским.

К.Д. Воробьев

I.Приветствие.

Добрый день! Рада приветствовать вас!

II. Мотивация к учебной деятельности.

Разрешите сегодня урок литературы начать с небольшого музыкального вступления. Я попрошу вас взять в руки  рабочие листы, карандаши/краски, внимательно послушать и передать с помощью цвета ваши чувства. А группа журналистов-оформителей весь урок должна будет следить за нашей работой, создавая газету.

Звучит отрывок из «7 симфонии» Шостаковича (1,5 мин.)

– Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. Как вы думаете, о чем это музыкальное произведение?

Кто-нибудь знает, как оно называется, автора? Это «7 симфония» Шостаковича.

Индивидуальное сообщение обучающегося.

Знаменитая тёмная тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника]. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Открывается 1 часть доски.

III. Актуализация и углубление изученного.

Война – очень жестокое время. Почему так важна была для людей эта симфония? Как вы думаете, менялись ли люди на войне? А что их ждало, когда они возвращались домой?

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением нашего земляка Константина Дмитриевича Воробьева. Давайте вспомним, что мы о нем знаем, какие произведения изучали? (Воевал, был в концлагере, изучали «Немец в валенках», «Подкидыш»).

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова самого Воробьева: «Я не требовал наград за свои дела, потому что был настоящим русским». О чем писал К.Д. Воробьев? (о простых людях, которые воевали, попали в плен, о жизни в концлагере, о жизни на селе).

Дома вы прочитали небольшой рассказ «Живая душа». Ребята, а что такое «живая душа»? Как называется такое словосочетание? К какому словарю нам надо обратиться за помощью?

Группа лингвистов работает с фразеологическим словарем. Запишите в рабочий лист.

Живая душа -

Разг. 1. О человеке, животном. — А ты что ж, милочка, одна живёшь? Я квартирантов не перевожу. Худо-бедно, доход есть и душа живая рядом.— Ну уж ладно, — сказала бабка. — Скучно только без кочета. Привыкла к нему — всё живая душа в избе. 2. Экспрес. Отзывчивость, проявление участия, сочувствия и т. п. кому-либо. Велика сила русской женщины, если она сохранила и пронесла через рабство и бесконечные страдания свою живую и богатую душу!

IV. Работа с текстом. Осмысление содержания.

Обратимся к первому предложению: «Всяк по-своему возвращался после войны в отчий дом, у каждого по-разному застревали в сердце встречи: один забывал о них через неделю, другой – через год».

Открывается вторая часть доски, фотографии мирного времени.

Почему писатель начинает свой рассказ именно так? Как вы думаете, как люди возвращались с войны? Что их ожидало дома? Что ожидало дома главного героя? Такое действительно было или автор придумал?

Предлагаю поработать в группах.  Для того, чтобы понять, почему шофера называют живой душой, необходимо именно погрузиться в послевоенный быт. Поэтому на этом уроке мы и обратимся к исследованию, пройдемся по следам войны. (Во время урока дети объединяются в 4 группы). Перед вами разные документы: газетные статьи, архивные документы, воспоминания о жизни села в 45-50-ые годы 20 века. Вам необходимо заполнить таблицу в рабочей карте.

Документальные сведения о жизни в селе

Сведения о жизни в селе в произведении «Живая душа»

 

 

Выступление групп.

Прошу передать документы группе журналистов-оформителей.

Итак, что мы можем сказать о том, как жилось после войны людям?  Что мы узнаем о деревне рассказчика?

(Раньше деревня была «согласная и сытая, как куропатный выводок, присевший на заре у края дороги». Деревенька в 30 хат, похожих на своих хозяев.)

– Ребята, что значит «согласная и сытая»? Как автор передает хорошую жизнь в деревне до войны? (С помощью описания жителей, самих домов: «кокетливые палисадники», «новая изба, крытая черепицей», «не тянуло душноватым запахом хлеба»)

– Что увидел герой после войны, какими стали его Дворики? Почему? Остальные деревни пострадали меньше, жилось ли людям лучше? («поредели хаты», «полинялые наволочки подушек», «она ж тут как беспризорный горох»)

– Как вы понимаете слова «кто ни прошел – тот и дернул!»?

– Давайте обратимся к речи героев. Все ли слова и выражения вам понятны? Давайте найдем и прочитаем («оперился под пьяную хоругву», «и тюха, и матюха, и колупай с братом», «сызнова», «чепляй», «нешто», «пошибче»).  Мы можем найти толкование этих слов в словарях? Как называются такие слова?

– Вы когда-нибудь слышали такую речь? Где? Зачем автор использует в речи героев эти слова? Что он хочет нам показать?

– Что увидели герой и шофер? (как бабы пашут) Как вы думаете, почему такое произошло? Как жители относятся к такому положению дел? Какой выход придумал шофер? Почему он решил помочь?

– Итак, давайте вспомним, чем должен был расплатиться герой с шофером? А что в итоге? Почему шофер не взял денег?

 – Изменилось отношение? Кто и как называет шофера? (дядя Тимофей, «с удивлением и восхищением одновременно шепотом»). Мы можем согласиться с дядей Тимофеем? Почему не рассказчик?

– Ребята, мы весь урок называли главных героев «герой, офицер» и «шофер». Почему Воробьев не дал им имена, а жителей деревни называет поименно? (таких офицеров и шоферов много, главное здесь обратить внимание на быт конкретной деревни, непридуманной, она не безликая, в ней настоящие люди, столкнувшиеся с бедой, сумевшие все стойко перенести)

– Давайте попробуем это доказать или опровергнуть, нарисовав кластер.

Кластер: рассказчик - офицер, возвращается с фронта, злится на шофера за «торгашеский дух», не может вернуться в мирную жизнь.

Кластер: шофёр возит генерала Иващенко, работящий, смышленный, не берет денег за свой труд, живая душа.

– Мы мало узнаем о самих главных героях, но оцениваем их поступки.

V. Рефлексия.

– Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Но надо помочь нашим журналистам–оформителям. Ведь в газете обязательно должны быть статьи. Одну предлагаю сделать вместе, заполнив пропуски в тексте.

 «В рассказе К. Воробьёва «Живая душа» воссоздана обстановка послевоенного времени. Передать образ разрушенной войной деревни, жизнь и состояние людей писателю помогли синтаксическое средство выразительности _______однородные члены предложения_______(например, «... тягуче, смертно, одинаково» в предложении 23), тропы — _____метафора__________(«... найдётся тут для них дырка» в предложении 45), _____сравнение__________(«как куропатный выводок», «как беспризорный горох»), __эпитет__________(«кокетливые палисадники», «вымученная тишина»). В рассказе действуют люди из народа, поэтому речь персонажей характеризуют ____разговорные слова________(«подрулив», «на задке» в предложении 29).

– А теперь журналисты возьмут у некоторых из вас интервью (задают вопрос, прием «Микрофон»).

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился, смог…

Было трудно…

Я похвалил бы себя …

– Пока завершается оформление газеты, предлагаю опять взять карандаши/краски и в ваших рабочих листах с помощью цвета отразить впечатления от рассказа. А фоном будет звучать конец «7 симфонии» Шостаковича.

Все показывают свои работы, несколько объясняют.

– Ребята, давайте еще обратимся к нашей доске. Итак, какие периоды на ней отражены? (война и послевоенное время). А в рассказе К.Д. Воробьева? (довоенное и послевоенное). А что мы узнали о войне, почему автор косвенно о ней говорит? (что она разрушила мирный уклад, но не изменила людей, хотя сначала офицер был зол на шофера, но потом понял, что он хороший человек. Война жестока, много искалечила судеб, но людям надо возвращаться к мирной жизни. Людям села приходится самим впрягаться в плуг, пахать, но они привычны к труду).

Демонстрируется получившаяся газета.

VI. Домашнее задание.

Написать эссе / найти примеры поступков людей, за которые их можно было назвать живой душой/ репортаж на тему «Живая душа» (это может быть, например, опрос одноклассников, прохожих, родственников); прочитать рассказ «У кого поселятся аисты».

 

Литература

  1. Воробьев К.Д. Рассказы. – Курск: ТОО «Крона», 1997.
  2. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ, 2008.
  3. http://begovatovo.ru/istoriya/50-80e-gody/28-byt-sela-50-80h-g20v.html
  4. https://www.sites.google.com/site/rodnyemesta/50-e-gody