На уроке запланировано создание логико-смысловых схем по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и проведение сравнительного эксперимента с помощью полученной модели между поэмой Н.В. Гоголя и «Божественной комедией» Данте.

Автор: Полянская Татьяна Игоревна

 

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

В основу урока заложен синтез образовательных технологий, заявленных в проектном моделировании: это и ИКТ, и многомерная дидактическая технология В.Э. Штейнберга, и технология развития критического мышления. Ведущими методами работы на уроке являются структурирование и систематизация учебного материала, сочетающими в себе аналитические и синтетические формы интеллектуальной деятельности.

Междисциплинарная связь на уроке присутствует с русским языком, с искусством (кинематографом) и с МХК (средневековая литература).

Итоги урока отражаются в:

– предметных результатах обучающихся – это диалог на литературную тему в научном формате и в контексте мировой литературы;

– метапредметных результатах – навык работы с различными видами информации, ее анализ и интерпретация;

– личностных результатах – умение найти положительное у героев поэмы, формирование нравственных ориентиров обучающихся.

Стоит заметить, что домашнее задание закрепляет и продолжает работу по развитию личностных результатов обучающихся.

В ходе урока запланирована смена видов деятельности: синтез, анализ, классификация, дискуссия.

Приемы и методы соответствуют целям и задачам урока (развитие речи через реализацию технологии проектного моделирования). Урок ориентирован на индивидуальную и групповую формы работы, потому что одной из целей на уроке – создать ситуацию для самоопределения по теме урока.

Хочу заметить, что я намеренно ухожу в своем уроке от традиционной трактовки А. И. Герцена о мертвых душах помещиков и предлагаю более широкий научный подход, который нашел свое отражение в трудах Ю. М. Лотмана и Ю. В. Манна, говорящих о том, что «не все ещё мертво в этом царстве».

Для меня очень важно, чтобы каждый из присутствующих на уроке задумался не только о душах помещиков, представленных на страницах поэмы Н. В. Гоголя, но и о своей собственной душе, непременно жаждущей покаяния, очищения и спасения.

 

Тема урока: «В поисках человеческого в человеке» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»).

Класс: 9.

Предмет: литература.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: ответить на проблемный вопрос: осталась ли душа у героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Задачи:

  • проанализировать образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя;
  • построить логико-смысловую схему по поэме «Мертвые души»;
  • сопоставить тексты поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте.

Планируемые результаты:

метапредметные – развитие навыков структурного мышления, построение схем, моделей, развитие моделирующего мышления; формулирование суждений, аргументация тезиса с опорой на текст; развитие навыков работы в паре; умение слушать и работать на достижение общей цели.

предметные – освоение навыков сравнительной характеристики литературных героев, систематизация образов художественного произведения, интерпретация авторского замысла, знакомство с различными академическими точками зрения (А. И. Герцена, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Манна) на идею художественного замысла;

личностные – осмысление человеческого предназначения, формирование сочувствия литературному герою и личности, которая за ним стоит.

Методическая цель: развитие коммуникативной компетенции через реализацию технологии проектного моделирования.

Используемые образовательные технологии: технология проектного моделирования, многомерная дидактическая технология Штейнберга, технология развития критического мышления, проблемное обучение.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, текст поэмы «Мертвые души».

Раздаточный материал (каждый обучающийся заполняет в ходе урока, учитель заполняет данную схему у доски параллельно с обучающимися).

Ход учебного занятия

1.Организационный момент

Методический комментарий.

 На данном этапе необходимо создать мотивацию обучающихся на предмет разговора.

1 слайд

Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие ребята!

Осмелюсь предположить, что наша встреча не станет случайной, мимолётной, а напротив, оставит яркое воспоминание на всю жизнь. Я постараюсь сегодня, здесь, создать те условия, которые позволят каждому из вас верно определить нравственные ориентиры в жизни, а в конечном итоге – если позволите – задать вектор спасения души. И если это случится в жизни хотя бы немногих из вас, я буду по-настоящему счастлива.

Пусть же предметом нашего разговора сегодня станет «душа».

Одна только душа есть у человека. Может, действительно, ее истребить и въехать без нее в новый сверкающий мир, а? Отчего же она болит и жить мешает, проклятая?  А от того, что человек без души – пустота, ничто. Назови человека бездушным, так он и оскорбится, потому что всё уйдет, как дым: кончатся деньги, вещи, а душа останется.

2.Актуализация знаний.

Методический комментарий.

На данном этапе происходит формулировка проблемного вопроса, поиск ответа на который будет лежать в основе урока. В данном случае этот вопрос звучит так:

-А осталась ли душа у героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», есть ли то, что способно возродиться?

Решение этого вопроса должно стать проблемным и по сути своей – целью урока, к достижению которой и будет следовать учитель и ученики.

Слово учителя.

Ребята, я открою вам одну очень важную особенность творчества Н.В. Гоголя. Её суть в том, что писатель испытывал «страсть узнать все», «желание познать человека», которое заставляло его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя.

У нас есть удивительная возможность поучиться у Мастера этому таланту – «ловить душу человека», вглядываться в лица, искать в них светлое начало, даже если на лица эти наложили свой страшный отпечаток время, пережитые невзгоды, а самое главное – государственный строй, при котором один человек по закону владеет «душами» сотен и тысяч бесправных и угнетаемых им людей.

3.Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.

Методический комментарий.

Данный этап направлен на формулирование темы урока. Здесь определяется форма работы на уроке. Здесь же определяется и цель, которую обучающиеся формулируют под чутким руководством учителя.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока, задачи; самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД: уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое).

Слово учителя.

-Ребята, как Вы думаете, что же станет темой нашего урока?

Методический комментарий.

Обучающиеся высказывают варианты темы урока, учитель, обобщая сказанное, формулирует название. В данном случае тема звучит так:

«В поисках человеческого в человеке…

(по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души)

2 слайд.

Обучающиеся записывают в тетради тему урока.

Учитель, возвращаясь к проблемному вопросу, ставит перед учениками задачу: как можно обозначить цель урока? Ученики пытаются её сформулировать, в этом им помогает учитель. Итак, цель урока – ответ на поставленный вопрос: осталась ли душа у героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»?

Слово учителя.

Ребята, форма работы на нашем уроке будет не совсем обычной. Новаторство – вот то, что определяет успех современного ученика и учителя. В связи с этим предлагаю вам обобщить знания о поэме, используя многомерную дидактическую технологию В. Э. Штейнберга. В её основе лежат логико-смысловые модели. Не стоит, ребята, пугаться иноязычного слова. Я уверена, что у вас всё получится.

3 слайд.

Обратите внимание на экран: здесь представлены логико-смысловые схемы по текстам литературных произведений как результат работы учащихся тех классов, в которых я преподаю.

Методический комментарий.

Учитель обращает внимание обучающихся на логико-смысловые схемы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир», намечая ориентиры предстоящей работы. Наглядное изображение даёт возможность обучающимся представить ход текущей работы.

Как следствие звучит вопрос: так что же станет задачей, результатом работы на уроке?

Обучающиеся должны прийти к выводу о том, что задачей урока станет построение логико-смысловой схемы по поэме «Мертвые души» посредством анализа образов помещиков.

4 слайд.

Слово учителя.

 Никто не скажет о героях лучше, чем автор. И поэтому главным инструментом в конструировании этой модели станет гоголевский текст. Он, ребята, находится у Вас на столах.

 Также у вас имеются рабочие листы, в которых уже задана система координат: в центр будущей системы координат помещен объект конструирования: душа помещиков.

Пусть эпиграфом к нашему уроку станут слова Николая Рубцова:

 До конца, до тихого креста

Пусть душа останется чиста.

Н. Рубцов.

Обучающиеся записывают эпиграф в тетрадь.

4. Построение модели по теме урока.

Методический комментарий.

 Данный этап направлен на построение модели урока, которая ляжет в основу проведения эксперимента на следующем этапе. Происходит визуализация и систематизация изучаемого материала.

Познавательные УУД: выделять главное; анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: строить связанное монологическое высказывание на заданную тему; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: искать пути решения проблемы.

Слово учителя.

 – Давайте вспомним, с кем из помещиков знакомится П. И. Чичиков?

Обучающиеся называют помещиков – Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.

Слово учителя.

 – Ребята, представим себе, что каждый из этих помещиков – отдельный вектор в нашей системе. Теперь попробуем определить набор опорных узлов — «смысловых гранул» для каждой координаты, а также главных элементов содержания или ключевых факторов для характеристики изучаемых образов. Ими станут:

  • говорящие фамилии;
  • нравственные характеристики помещиков во время встречи с Чичиковым;
  • усадьбы помещиков.

Обращаю ваше внимание на то, что по ходу урока Вы заполняете модель в рабочих листах, а я у доски.

Методический комментарий.

На данном этапе учитель должен помочь ребятам верно определить те самые опорные узлы, главные элементы характеристики героев, заложить их в систему координат, ибо от этого зависит результат работы.

Слово учителя.

Итак, ребята, приступаем!

Каждый из вас, вероятно, хотя бы раз был в картинной галерее, рассматривая художественные полотна и восторгаясь ими. Сегодня, кстати говоря, это можно сделать дистанционно. Я же предлагаю вместе отправиться в «картинную галерею» портретов помещиков поэмы Н.В. Гоголя. 

5 слайд.

На слайде поочередно появляются портреты помещиков.

Слово учителя.

– Обратите внимание на слайд (5 слайд).  Перед нами портреты героев. Их выполнили художники-иллюстраторы.

 – А что в этом слайде написано по тексту Н. В. Гоголя?

Обучающиеся отмечают фамилии героев.

 – Хочу заметить, что именно фамилии помогли художникам написать портреты персонажей.  Тогда уместен мой вопрос: какой же литературный прием лежит в основе этого слайда?

Обучающиеся должны ответить, что это прием говорящих фамилий.

Методический комментарий.

Если ученики затрудняются, учитель вправе им подсказать.

  – Предлагаю поработать с портретами наших героев с точки зрения данного литературного приема.

Методический комментарий.

Учителю необходимо акцентировать внимание ребят на фамилиях, вслух проговаривая каждую из них.

Итак, первый из помещиков, с которым мы встречаемся – Манилов.

Давайте обратимся к значению этого слова, подберём ряд однокоренных слов.

Ребята отвечают: Манилов – от «манить», «манящий».

 – Да, Манилов – мечтатель. Его манят воздушные замки – неосуществимые мечты.

 – Давайте вспомним, о чем мечтает Манилов во время встречи с Чичиковым?

 – Сбываются ли мечты Манилова в тексте поэмы?

 – Какую характеристику мы можем дать Манилову, чтобы вписать ее в нашу логико-смысловую схему?

Методический комментарий.

На данном этапе учителю нужно быть крайне внимательным, чтобы услышать голос каждого ученика, так как в основу схемы ляжет собирательный образ, который сложится из ответов обучающихся. Систематизируя сказанное, учитель предлагает назвать ключевые слова. Ими станут по отношении к Манилову: Бесплодный мечтатель.

Учитель вносит данное выражение в схему у доски, обучающиеся выполняют это в своих схемах.

Слово учителя.

 – Ребята, следующим персонажем, с которым нам предстоит поработать, является Коробочка.

– Скажите, какие ассоциации возникают у вас при работе с фамилией данной героини поэмы?

– Какие эпитеты мы можем подобрать для характеристики внутреннего мира Коробочки?

Ребята отвечают: упрямая, недалёкая, несговорчивая, глупая, скопидомка…Ограниченность ее, по определению Чичикова, не знает предела.

Определяются ключевые слова, которые вносятся в схему: ограниченность взглядов, жизнь в своей «коробочке».

6 слайд.

Слово учителя.

Спешу заметить, что фамилия Ноздрёв может вызвать у вас разные толкования, вовсе не связанные со значением фамилии. Во избежание этого предлагаю вам работу с фразеологизмом «совать нос».

Методический комментарий.

Работа с данной фамилией, действительно, может не привести к желаемому успеху. Поэтому учителю разумно организовать работу с фразеологическим словарём, между прочим, сменив форму деятельности.

Учитывая лексическое значение фразеологизма, в схему следует записать ключевые слова – «исторический» человек» (т.е. человек, который постоянно попадает в какую-либо историю).

7 слайд.

Слово учителя.

Движемся дальше. И следующий помещик – Собакевич.

 – Скажите ребята, о чём говорит эта фамилия?

Обучающиеся отвечают, что фамилия Собакевич напоминает о животном мире.  Гоголь подчеркивает животное начало персонажа, отмечая грех чревоугодия, сравнивает героя с медведем.

 – Найдите и зачитайте описание Собакевича в тексте поэмы?

Обучающиеся обращаются к тексту, зачитывая нужный эпизод.

  – Какие слова мы можем подобрать к герою, которые заполнят узел в логико-смысловой модели урока?

Обучающиеся определяют основополагающие черты характера. Ими являются животное начало во внешности.

Это выражение и вносится в схему.

Слово учителя.

И последний персонаж в нашей галерее – Плюшкин.

 – Скажите, с чем у Вас ассоциируется фамилия данного героя?

Методический комментарий.

Скорее всего, ученики назовут слово «плюшка». Учителю необходимо в данном случае обратить внимание на внешний вид героя. Это поможет ребятам прийти к выводу, что персонаж больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Здесь фамилия дается в переносном значении. Также его фамилия напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.

Слово учителя.

  – Вспомните поведение Плюшкина на страницах поэмы и подберите эпитеты к этому образу?

Ребята говорят о том, что этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: «Прореха на человечестве». Это выражение вносится в схему.

Итак, ребята, мы вместе с вами уже заполнили часть схемы – первый круг модели, – определив главные черты характеров героев, исходя из толкования их фамилий. Теперь нам предстоит узнать, каковым было поведение героев во время встречи с Чичиковым. И так же, как и в первом случае, нам предстоит найти ключевые слова, которые будут внесены в схему.

С этой целью вновь обратимся к тексту. Я предлагаю вам зачитать эпизоды встречи Чичикова с каждым из помещиков и подобрать характеристики, которые заполнят узлы во втором круге модели.

Методический комментарий.

Во время работы со 2 кругом модели учитель выключает на время презентацию, реализуя здоровьесберегающую технологию.

8 слайд.

Слово учителя.

 – Мы зачитали сцену встречи Манилова и Чичикова (гл.2). Скажите, что в поведении Манилова бросается на первый взгляд в глаза?

Ребята отвечают: глупость, недальновидность, его ум, как и его дом, «открыт всем ветрам».

Эти ключевые слова вносятся в схему.

9 слайд.

Слово учителя.

  – А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Встреча Коробочки и Чичикова» – 10 слайд.

  – Скажите, какие же слова мы можем употребить, характеризуя Коробочку?

Ребята отвечают: «дубинноголовая», глупая.

Записываем эти слова в схему.

11 слайд

Слово учителя.

– Давайте зачитаем эпизод встречи Ноздрёва с Чичиковым (гл.4).

– Назовите ключевые слова.

Ребята определяют: «кутила, меняла».

Вносим эти слова в схему.

12 слайд

Слово учителя.

– Зачитайте эпизод встречи Собакевича с Чичиковым(гл.5).

– Назовите ключевые слова.

Ребята определяют: хваткий, цепкий, как собака.

Вносим эти слова в схему.

Слово учителя.

– И последняя сцена – встреча Плюшкина с Чичиковым.

– Зачитайте эпизод встречи Плюшкина с Чичиковым (гл.6).

– Назовите ключевые слова.

Ребята определяют: жадный, скупой, скаредный.

Вносим эти слова в схему.

13 слайд

Методический комментарий.

Посредством работы с текстом происходит подтверждение ассоциативных связей, полученных на предыдущем этапе урока. Учителю необходимо указывать главы текста, к которым обращаются обучающиеся, с тем, чтобы они быстрее ориентировались в тексте.

Слово учителя.

– Ребята, заполнен второй круг модели. Теперь нам предстоит отправиться в помещичьи усадьбы. Ведь ничто лучше не охарактеризует помещиков, чем жизнь их крепостных. Обратимся к усадьбам помещиков.

14 слайд

Вам предлагается работа у доски. Необходимо соотнести описание помещика с его усадьбой.

Работа у доски.

15 слайд

Методический комментарий.

Во время соотнесения помещиков с усадьбой необходимо нацелить учащихся на выделение отличительных черт последних.

Так, для усадьбы Манилова характерна неухоженность;

Коробочки – порядок;

Ноздрёва – запустение, неухоженность;

Собакевича – порядок, довольство обитателей;

Плюшкина – бедность.

5.Обобщение и систематизация знаний. Проведение эксперимента с полученной моделью.

Методический комментарий.

Проведение эксперимента с моделью, полученной в ходе урока. На данном этапе обучающиеся учатся сравнивать визуальные и литературные модели.

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать, делать вывод.

Коммуникативные УУД: осуществлять контроль; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения).

Слово учителя.

– После нанесения информации на каркас получается многомерная модель представления знаний. После заполнения данной модели мы видим, что у героев поэмы есть общее объединяющее начало. Что является, на ваш взгляд, этим началом?

Ребята говорят о том, что объединяющим началом является готовность на сомнительную сделку ради получения денег.

– Но раз все герои в этом одинаковые, в чем смысл их индивидуальности на страницах текста; в чем авторская идея, лежащая в основе каждого героя?

Ребята видят и говорят о том, что мотивы совершения сделки – РАЗНЫЕ.

– Действительно, греховность этих героев заключается в мотивах их поступков. Давайте попробуем назвать пороки каждого из помещиков.

Учащиеся называют их:

Манилов – беспечность, наивность.

Коробочка – страх и жажда наживы.

Ноздрев – отсутствие нравственных границ в совершении поступков.

Собакевич – желание удовлетворения низменных потребностей подчиняет себе весь уклад жизни.

Плюшкин – скаредность.

– А теперь, когда нам известны мотивы, обратите внимание на несколько изменившийся продукт нашего урока (из плоской модели в презентации появляется объемная модель с портретами помещиков вместо смысловых узлов), скажите, что она напоминает?

Учащиеся вполне могут увидеть воронку.

16 слайд

Слово учителя.

Должна сказать вам, ребята, что Н. В. Гоголь во время работы над поэмой жил в Италии, где близко познакомился с творчеством Данте.

– Скажите, с каким произведением Данте Вы познакомились, изучая историю создания поэмы «Мертвые души»?

Учащиеся называют произведение Данте «Божественная комедия».

– Обратите внимание на данный слайд (17) и скажите, в чем состояла задумка Н. В. Гоголя при создании поэмы? Давайте попробуем предположить?

Методический комментарий.

Здесь учитель вправе подсказать, обратив внимание на наличие повтора трехчастной композиции «Божественной комедии» Данте.

17 слайд

Слово учителя.

Действительно задумка Н.В. Гоголя – повтор трехчастной структуры «Божественной комедии» Данте. Главный герой должен был пройти через «Ад», испытания «Чистилища», а затем оказаться в «Раю». Герой поэмы Н. В. Гоголя, посещая помещичьи усадьбы, расположенные в окрестностях города N, совершает, подобно герою Данте, свое собственное путешествие в загробный мир, спускаясь все ниже в дантовский ад.

– А теперь давайте вернемся к цели нашего урока и скажем, возможно ли возрождение душ помещиков? Как Вы думаете, способны ли души помещиков к очищению, т.к. поэма Гоголя не была окончена (до нас дошли только отдельные главы 2 тома, а ведь намечался еще и 3)?

Заслушиваются ответы обучающихся.

Методический комментарий.

Здесь учитель должен быть готов выслушать самые разные мнения. Важно выслушать, понять и, если потребуется, изменить их суждения, приводя весомые аргументы.

18 слайд

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Ребята, мне очень приятно слышать ваши суждения. Большинство из них говорит о том, что души наших героев способны возродиться. Позвольте и мне высказать своё мнение.

Несмотря на то, что в нашей модели практически только отрицательные характеристики героев, все же нельзя однозначно сказать, что души помещиков мертвы. В героях поэмы Гоголя от природы были хорошие задатки, но их души изуродовало крепостное право.

Я убеждена в том, что, пока жив герой на страницах произведений, пока жив человек, все можно исправить. Непременно на смену кутежам должно прийти смирение, на смену накопительству – щедрость, на смену греху – покаяние.

Я искренне желаю, чтобы любовь, добро и милосердие стали вечными спутниками Вашей души. И, возвращаясь к эпиграфу нашего урока, хочу сказать вам словами Николая Рубцова:

До конца, до тихого креста

Пусть душа останется чиста!

6.Выставление оценок и рефлексия

Методический комментарий.

Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить связанное монологическое высказывание.

7.Домашнее задание.

Методический комментарий.

Продолжение закрепления знаний посредством развития критического мышления при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание: напишите эссе на тему: «Возможный путь возрождения душ помещиков (1 группа – путь возрождения души Манилова, 2 группа – путь возрождения души Коробочки, 3 группа –  путь возрождения души Собакевича, 4 группа – путь возрождения души Ноздрева, 5 группа – путь возрождения души Плюшкина) в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

 

Список литературы:

1.Выготский, Л.С. «Мышление и речь», Астрель, М., 2011

2.Гоголь, Н.В. Мертвые души. Справочное пособие [Текст] / авт.-сост. Л.Д.Страхова. – М.: ДРОФА. 1997.

3.Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова [Текст] / Ю.М.Лотман. – М.: Просвещение. 1988.

4.Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя [Текст] / Ю.В.Манн. – М.: Советский писатель. 1988.

5.Полянская Т.И МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: ШАГ К УСПЕХУ: сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых (19-20 марта 2020 года), в 5-х томах, Том 3, Юго-Зап. гос. унт., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т 2020, стр.80.

6.Тропа к Гоголю [Текст] / под ред. Ю.В.Манна. – М.: Детская литература. 1976.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ