Урок по теме «Мысль семейная в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» рассчитан на 2 часа.
Автор-разработчик Тарасова Марина Николаевна
Цели:
проанализировать развитие «мысли семейной» как нравственного ориентира человеческой души в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Задачи:
- рассмотреть семейные отношения главных героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
- доказать абсолютную ценность нравственных категорий: любовь к родителям, торжество любви, ответственность за тех, кто рядом, признание права на иное миропонимание; стремление к жизни в мире и согласии.
Планируемые результаты
Предметные: совершенствовать умения обучающихся анализировать прозаический текст, сравнивать проявления нравственных качеств героев в различных эпизодах романа, оценивать взгляды художников, писателей, критиков на образ родителей Базарова.
Метапредметные: понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, работать с дополнительными источниками; сопоставлять, анализировать материал.
Личностные: формировать у обучающихся представления о ценностной мировоззренческой категории «семья» как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- репродукция картины В. Г.Перова «Старики родители на могиле сына»;
- запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта «Аве Мария»;
- художественный фильм «Отцы и дети» (фрагмент);
- текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Педагогические технологии
- Диалог искусств
- Технология проблемного обучения
- Технология критического мышления
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Комментарий преподавателя. В начале занятия необходимо создать благоприятную обстановку, располагающую к открытому диалогу, своего рода, откровению, потому что речь пойдёт о семье – мире, с которого начинается человек. С целью мотивации к предстоящему диалогу преподавателю можно прочитать наизусть стихотворение Эдуарда Асадова «Неравенство». В качестве музыкального сопровождения может выступить произведение Ф.Шуберта «Аве Мария».
НЕРАВЕНСТВО
Так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.
Родителям это всегда, признаться,
Обидно и странно. И всё же, и всё же
Не надо тут, видимо, удивляться
И обижаться не надо тоже.
Любовь ведь не лавр под кудрявой кущей,
И чувствует в жизни острее тот,
Кто жертвует, действует, отдаёт,
Короче: дающий, а не берущий.
Любя безгранично детей своих,
Родители любят не только их,
Но плюс ещё то, что в них было вложено:
Нежность, заботы, труды свои,
С невзгодами выигранные бои,
Всего и назвать даже невозможно!
А дети, приняв отеческий труд
И становясь усатыми «детками»,
Уже как должное всё берут
И покровительственно зовут
Родителей «стариками» и «предками».
Когда же их ласково пожурят,
Напомнив про трудовое содружество,
Дети родителям говорят:
– Не надо, товарищи, грустных тирад!
Жалоб поменьше, побольше мужества!
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.
И всё же – не стоит детей корить.
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Всё перечувствовать, пережить
И побывать в «стариках» и «предках»!
3. Формулирование темы, определение цели урока.
После прослушивания стихотворения преподаватель задает вопросы:
– Кому посвящено это стихотворение? Назовите тему и идею данного произведения.
Предполагаемые ответы обучающихся:
– стихотворение посвящено родителям – самым дорогим и близким людям на Земле;
– в стихотворении звучит вечная тема – взаимоотношения родителей и детей;
– автор говорит о неравенстве любви родителей и детей.
Комментарий преподавателя. На предыдущем занятии по изучению творчества И.С. Тургенева обучающимся в качестве домашнего задания было предложено написать эссе на тему «Что значат для меня мои родители?». Высказывания обучающихся ложатся в основу урока. Преподаватель предлагает обучающимся зачитать фрагменты творческих работ.
Примеры творческих работ обучающихся (фрагменты)
О матери
«…Моросит мелкий дождь. Снова неделя ожиданий, моих и её. А пока я иду на остановку. Рядом угрюмо семенит пёс. Нитью, связывающей меня с домом, станут вещи, с любовью собранные мамой, сохранившие нотки родного запаха, тепло любимых рук и дающие силы устоять перед всеми поворотами судьбы. Так пусть же эта нить, соединившая мать и дитя, никогда не оборвётся, сохранив сокровенное вечное родство! Берегите своих матерей, ведь они наша сила!»
Об отце
«…Почему-то чаще люди пишут про мамину любовь. Про то, как она переживает за своё чадо, молится о нём перед иконой. Но и в сердце настоящего отца всегда есть место для своего ребёнка. Он так же, как и мать, всей душой болеет за своё дитя, печётся о нём, радуется его небольшим успехам и огорчается вместе с ним. А если в дом пришла беда, он, стиснув пальцы в кулак, находит в себе силы успокоить свою жену, своих близких, забывая в этот момент о собственной боли, теснившейся в груди. И, может быть, втайне от всех, укрывшись от людских глаз и взглядов, уронит он скупую мужскую слезу. На мой взгляд, семья без отца, что дом без крыши».
О семье
«…Я желаю каждому малышу, подростку, человеку в почетном возрасте заботиться о своих родителях, помогать им в построении семейного храма. И пусть в нем всегда найдётся место материнской ласке, любви, заботе, а наставления отца звучат каноном, незыблемым правилом, соблюдать которое – святая обязанность ребенка».
Комментарий преподавателя. На данном этапе преподавателю важно отметить работу ребят, похвалить их за то, что в своих семьях они видят правильные ценности, искренне любят своих родителей, заботятся о них. Преподаватель может попросить ребят определить ключевое слово в прочитанных работах. Им, конечно, является семья.
Слово преподавателя: Скажите, ребята, из всего прослушанного сейчас, как мы можем определить тему нашего занятия, связывая её с содержанием произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
Обучающиеся предлагают различные варианты:
- Семья в жизни героев романа «Отцы и дети».
- Проблема отцов и детей в романе И.С.Тургенева.
- Базаров и его родители.
Комментарий преподавателя. Преподаватель, выслушивая мнение обучающихся, корректно озвучивает тему: «Мысль семейная в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Обучающиеся записывают тему в рабочую тетрадь.
Слово преподавателя: Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия?
Обучающиеся высказывают свои мнения:
– Понять, каковы семейные взаимоотношения героев
– Что значит семья для героев романа
– Какие ценности являются определяющими в семейных отношениях
Выслушивая ответы, преподаватель озвучивает цель: проанализировать развитие «мысли семейной» как нравственного ориентира человеческой души в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Комментарий преподавателя. Преподавателю важно акцентировать внимание обучающихся на развитии «мысли семейной» в русской литературе.
4. Актуализация и углубление изученного
Слово преподавателя: XIX век – это восприятие национального мира как дома, русской жизни, как домашнего гнезда. Жизнь – дом, народ – семья, каждый человек чувствует тепло общего домашнего очага.
Начало «мысли семейной», как основы миропонимания, было положено «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина. Петруша Гринев, покидая родительское гнездо, попадает в «буран» событий, мерилом отношений в котором являются ценности, заложенные в отчем доме: «береги честь смолоду». Герой выходит из водоворота жизни, обретая свой домашний очаг, в котором нет места лжи, предательству, мести...
Для героя И. А. Гончарова «тихая семейная пристань» становится противовесом «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванию друг у друга дороги, сплетням, пересудам...» петербургской жизни.
О чем мечтал Илья Обломов?
«Он то и дело извлекал из воображения готовые уже нарисованные им картины...»: дом, жена, кресло, чай, аллея, мечты, биение сердца, природа... «Небо там, кажется, напротив ближе жмется к земле, ...чтоб обнять ее покрепче, с любовью. Оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь от невзгод».
Семейный очаг дарит человеку ощущение гармонии внутреннего мира с миром окружающим. Вспомним неприкаянность и бездомность Онегина, Печорина, Чичикова. Отсутствие семейной опоры приводит Катерину Островского к душевным страданиям и предчувствию грозы в окружающем ее мире. В поисках гармонии героиня готова принести себя в жертву. Распад семейных уз ведет к разладу с окружающим миром, так как выбивается опора из-под ног.
5.Работа с текстом. Осмысление содержание.
В романе Тургенева «мысль семейная» заложена уже в названии. Это и непосредственные внутрисемейные отношения: Николай Петрович и Аркадий Кирсановы, Василий Иванович, Арина Власьевна и Евгений Базаровы. Это и отношения между поколениями: старшим и младшим. Это и отношения социальные: мужик в разговоре с Базаровым произносит: «а против нашего то есть миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы».
Тургенев не случайно начинает роман с возвращения в отчий дом. И не случайно это дом Кирсановых.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
Предполагаемый ответ. В этом доме отношения основаны на чувстве. Любовь когда-то определила будущую жизнь хозяина дома, любовь движет Николаем Петровичем, когда он выезжает навстречу сыну, любовь помогает преодолеть социальные амбиции и выстраивать семейные отношения с дочерью экономки Фенечкой. Марьино – идеал семейной жизни, пожалуй, и для самого автора. Именно поэтому Аркадий, следуя «заветам отца», выстраивает свою жизнь по готовому уже сценарию.
Вопрос: А как сложилась судьба Павла Петровича?
Предполагаемый ответ. Павел Петрович живет вместе с братом и дорожит родственными отношениями, однако его жизнь – абсолютный разлад с окружающим его миром: «всю жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен», он не считает для себя возможным признать право на иное понимание жизни.
Задание: сравните с высказыванием Николая Петровича.
Зачитать цитату: «…я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?»
Вопрос: Можно ли сказать, что социальные амбиции мешают созданию семейного счастья в жизни Павла Петровича?
Предполагаемый ответ. Именно социальные амбиции становятся преградой на пути к семейному счастью у Павла Петровича (влюбился в княгиню). Именно социальные амбиции заставляют его, живущего в отдалённом от светской жизни месте, придерживаться ненужных привычек, не подать руку при встрече с Базаровым (сыну полкового лекаря), а тот еще и смеет в спор вступать и на жизнь иначе смотреть? А ведь семья –готовность принять другого без оглядки на что-либо.
Отсюда одиночество и тоска Павла Петровича, зависть семейному счастью брата и тоска по отсутствию смысла в собственной жизни.
Вопрос: что чувствует Павел Петрович после приезда Аркадия? О чём он думает? Приведите цитату.
Предполагаемый ответ. Он долго не мог заснуть, он не спокоен, он тоскует.
«Бог знает где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними только воспоминаниями. А в маленькой... комнатке ...сидела... молодая женщина, Фенечка, и то прислушивалась, то дремала, то посматривала на растворенную дверь, из-за которой виднелась детская кроватка и слышалось ровное дыхание спящего ребенка»; после посещения комнаты Фенечки, с запахом недавно выкрашенного пола, ромашки и мелиссы, с банками любимого Николаем Петровичем варенья из крыжовника на окнах Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет с персидским ковром, ореховою мебелью, «бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаяньем глядя в потолок».
Вопрос: Какой эпизод изменяет отношение Павла Петровича к жизни? Подтвердите свою мыслью текстом.
Предполагаемый ответ. Дуэль с Базаровым перевернула отношение к жизни Павла Петровича. Осознав ценность человеческих отношений без социальных предрассудков и амбиций, «он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела». Павел Петрович осознал истину выражения «Что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!».
Под собственной жизнью герой подводит черту «А в это время целая погибшая жизнь в нем трепетала». Все то, что составляло его понимание жизни («аристократизм») он называет «всякой суетой». Именно в этот момент он становится неинтересен и для самого автора произведения: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца... Да он и был мертвец».
Слово преподавателя: отсутствие семейных ценностей лишают человека способности любить, заботиться о близких и дорогих сердцу людях, чувствовать свою необходимость в их жизни.
Но не нужно забывать о том, что создание семьи – большая ответственность. И счастье поселяется в тех семьях, где есть взаимопонимание, прощение, любовь. Вспоминаются слова М.Пришвина: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя…». Самосовершенствование, самопожертвование – главные ценности семейной жизни. Помните об этом, дорогие ребята!
В семье, как правило, имеют место быть взаимоотношения не только мужчины и женщины, но и отношения родителей и детей. Я предлагаю вам рассмотреть взаимоотношения Евгения Базарова со своими родителями.
Вопрос: Когда впервые Базаров упоминает о своих родителях?
Ответ: О своих родителях Базаров впервые вспоминает перед поездкой в губернский город: «Надо к отцу проехать. Он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже. Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один».
Преподаватель: Однако встреча с Одинцовой снова отодвигает свидание с семьей. Базаров решает ответить на приглашение незнакомой женщины, не придавая значения чувствам своих родителей. Подтвердите эту мысль текстом.
Ответ: «Поздравь меня... Сегодня 22 июня (приехали в имение 20 мая), день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос... - Ну, подождут, что за важность».
Преподаватель: Как вы можете прокомментировать эти слова?
Ответ: В этих словах чувствуется пренебрежительное отношение к родителям.
Преподаватель: Предлагаю проследить развитие этих отношений – родители – сын.
Вопрос: Сколько раз мы видим Евгения Базарова в родительском доме?
Ответ: два раза.
Преподаватель: Давайте зачитаем эпизод первого приезда Базарова в родительский дом. При чтении выделите в тексте ключевые слова (детали, подчеркивающие волнение, радость родителей):
Фрагмент романа (первый приезд Базарова домой)
«Лошади остановились.
– Наконец пожаловал, – проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами. - Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся.
Он стал обнимать сына... «Енюша, Енюша», - раздался трепещущий женский голос. Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипыванья.
Старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего.
– Ну, полно, полно, Ариша! перестань, – заговорил он, поменявшись взглядом с Аркадием, который стоял неподвижно у тарантаса, между тем как мужик на козлах даже отвернулся. - Это совсем не нужно! пожалуйста, перестань.
– Ах, Василий Иваныч, – пролепетала старушка, – в кои-то веки батюшку-то моего…»
… голубчика-то, Енюшеньку... - и, не разжимая рук, она отодвинула от Базарова свое мокрое от слез, смятое и умиленное лицо, посмотрела на него какими-то блаженными и смешными глазами и опять к нему припала.
... А у самого и губы и брови дергало, и подбородок трясся... но он, видимо, желал победить себя и казаться чуть не равнодушным. Аркадий наклонился.
…– Батюшка, - сквозь слезы проговорила старушка, - имени и отчества не имею чести знать...
– Аркадий Николаич, – с важностию, вполголоса, подсказал Василий Иваныч.
– Извините меня, глупую. – Старушка высморкалась и, нагиная голову то направо, то налево, тщательно утерла один глаз после другого. – Извините вы меня. Ведь я так и думала, что умру, не дождусь моего го...о...о...лубчика».
Преподаватель: Прочитайте, какие слова и выражения вы подчеркнули?
Обучающиеся зачитывают эти слова, которые говорят о чувствах родителей Вопрос: Как Базаров на первый взгляд относится к родителям?
Ответ: Сухо, пренебрежительно.
Преподаватель: Действительно, сын не отвечает взаимностью на их трепетное отношение. В общении с ними сын угловат, ни приласкать, ни приголубить. Ведь не случайно Василий Иванович быстрее находит общий язык с Аркадием и интересуется своим сыном у него. Какой вопрос задаёт Василий Иванович Аркадию?
Ответ. «Какого мнения Вы о моем Евгении?» - задаёт Василий Иванович вопрос Аркадию.
А как бы вы ответили на этот вопрос?
Звучат ответы обучающихся.
А вот как это делает Аркадий. Зачитать эпизод. Выделить ключевые слова.
Работа с текстом
«– Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий.
Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.
– Итак, вы полагаете, – начал он...
– Я уверен, - подхватил Аркадий, – что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.
– Как... как это было? – едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них.
– Вы хотите знать, как мы встретились?
– Да... и вообще...
Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.
Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы – и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.
– Вы меня совершенно осчастливили, - промолвил он, не переставая улыбаться, – я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! Но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли?… Голос старика перервался».
Преподаватель. Скажите, понимают ли родители, что их сын не такой как все?
Ответ. Да, понимают. И потому, ощущая нехватку сыновней любви, её неравенство, как, помните, в стихотворении Эдуарда Асадова, не укоряют его за бесчувственность, за холодность.
Преподаватель. В родительском доме Базаров чувствует себя любимым сыном, окруженным лаской, заботой, теплом своих родителей. Однако он злится, раздражается, чувствует себя беспомощным перед родительскими чувствами. Базаров не может заснуть в доме родителей, он признается Аркадию:
«– Та осина ....напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом, я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что я не скучал оттого, что был ребенком. Ну, теперь я взрослый, талисман не действует».
Значимым для понимания образа главного героя становится диалог между Аркадием и Базаровым. Предлагаю посмотреть фрагмент художественного фильма «Отцы и дети».
Сколько ты времени провел здесь всего? - спросил Аркадий.
Года два сряду; потом мы наезжали. Мы вели бродячую жизнь; больше все по городам шлялись.
А дом этот давно стоит?
Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.
Кто он был, твой дед?
Черт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть.
То-то у вас в гостиной портрет Суворова висит. А я люблю такие домики, как ваш, старенькие да тепленькие; и запах в них какой-то особенный.
Лампадным маслом отзывает да донником, – произнес, зевая, Базаров. - А что мух в этих милых домиках... Фа!
Скажи, - начал Аркадий после небольшого молчания, – тебя в детстве не притесняли?
Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.
Ты их любишь, Евгений?
Люблю Аркадий!
Они тебя так любят!
Базаров помолчал.
Знаешь ли ты, о чем я думаю? - промолвил он, наконец, закидывая руки за голову.
Не знаю. О чем?
Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, толкует о «паллиативных» средствах, лечит людей, великодушничает с крестьянами...; и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами да охами, что ей и опомниться некогда; а я...
А ты?
А я думаю: я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки!
...Я хотел сказать, что они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит,.. а я... я чувствую только скуку да злость».
Вопрос: Что позволяет понять этот диалог в характере Базарова? Почему герой чувствует только скуку да злость?
Ответ: Путь самопознания Базарова – путь самопознания Андрея Болконского, не желающего примириться с собственным «ничтожеством» на фоне неба под Аустерлицем. Они не понимают, что величие человека заключено в нем самом.
На вопрос Аркадия «когда ты себя ломал?», Базаров отвечает: «Я только этим и горжусь».
Ломая в себе человеческое, Базаров не понимает, на что обрекает себя и людей, которые его окружают. Отцовская любовь именно человеческое видит в Базарове и этим «обезоруживает» героя»: «Вы... прекрасному предаетесь занятию. Лежа на «земле», глядеть «в небо», «Сколько в вас силы, молодости самой цветущей, способностей, талантов!»
Базаров борется с собственными чувствами.
С одной стороны, он замечает «преданность и нежность» в глазах Арины Власьевны, неотступно обращенных на сына. «В них виднелась и грусть, смешанная с любопытством и страхом, виднелся какой-то смиренный укор».
С другой стороны – «Уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя... Отец мне твердит, «мой кабинет к твоим услугам - никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться...»
Базаров причиняет страдание родителям, пытаясь заглушить в себе живое, трепещущее сердце, умеющее любить, ценить, понимать искренние чувства:
Зачитайте фрагмент отъезда Базарова из дома.
«Когда старички остались одни в своем, тоже как будто внезапно съежившемся и подряхлевшем доме, – Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь. «Бросил, бросил нас, – залепетал он, – бросил, скучно ему стало с нами. Один, как перст теперь один!» – повторил он несколько раз... Тогда Арина Власьевна приблизилась к нему и, прислонив свою седую голову к его седой голове, сказала: «Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня».
Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену свою подругу, так крепко, как и в молодости ее не обнимал: Она утешила его в печали».
Преподаватель. Так закончился первый приезд Базарова домой. Что изменилось во время второго приезда?
Второй приезд Базарова. Чтение обучающимися эпизода, поиск ключевых деталей.
Примерный ответ: слова, показывающие радость, суматоху в доме.
ФРАГМЕНТ ТЕКСТА (ВТОРОЙ ПРИЕЗД БАЗАРОВА ДОМОЙ)
«Старики Базаровы тем больше обрадовались внезапному приезду сына, чем меньше они его ожидали. Арина Власьевна до того переполошилась и взбегалась по дому, что Василий Иванович сравнил ее с "куропатицей": куцый хвостик ее коротенькой кофточки действительно придавал ей нечто птичье. А сам он только мычал да покусывал сбоку янтарчик своего чубука, да, прихватив шею пальцами, вертел головою, точно пробовал, хорошо ли она у него привинчена, и вдруг разевал широкий рот и хохотал безо всякого шума.
– Я к тебе на целых шесть недель приехал, старина, – сказал ему Базаров, - я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне.
– Физиономию мою забудешь, вот как я тебе мешать буду! – отвечал Василий Иванович.
Он сдержал свое обещание. Поместив сына по-прежнему в кабинет, он только что не прятался от него и жену свою удерживал от всяких лишних изъявлений нежности. «Мы, матушка моя, – говорил он ей, - в первый приезд Енюшки ему надоедали маленько: теперь надо быть умней». Арина Власьевна соглашалась с мужем, но немного от этого выигрывала, потому что видела сына только за столом и окончательно боялась с ним заговаривать. «Енюшенька!» – бывало, скажет она, – а тот еще не успеет оглянуться, как уж она перебирает шнурками ридикюля и лепечет: «Ничего, ничего, я так», - а потом отправится к Василию Ивановичу и говорит ему, подперши щеку: «Как бы, голубчик, узнать: чего Енюша желает сегодня к обеду, щей или борщу?»
Преподаватель. Что изменилось в поведении родителей во второй приезд сына?
Ответ. Во второй приезд родители осторожничают, понимая, что их сын церемоний не любит.
Вопрос: Каков финал романа?
Ответ. Уходом из жизни заканчивается сюжетная линия ведущего героя романа Евгения Базарова. Это герой – идеолог, строящий свою жизнь в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой. Если Аркадий с досадой оценивает хозяйственные проблемы имения, то Базаров досадует на жалкие возможности отдельного человека, который оказывается не в состоянии изменить целый мир.
Вопрос. Не угадывается ли вам в суждениях Базарова теория другого литературного персонажа?
Ответ. «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь» – дорога к Раскольникову.
Вопрос. О каких неприятностях говорит Базаров? Что может делать человека слабым, неспособным заняться преобразованием мира?
Ответ: «По-моему - лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца...» Любовь к Одинцовой делает Базарова беспомощным перед чувством: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость... Оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе...»
Именно поэтому в разговоре с Одинцовой Базаров признается: «тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается».
А так как Базаров максималист: «или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата...», не дорожа собою, не размышляя и выжидая, то и требования к себе у него предельно жестки и бескомпромиссны.
Преподаватель. Семья, любовь родителей, забота о близких становятся для Базарова таким же испытанием, как и любовь к женщине. Базаров не может позволить себе быть слабым, Енюшей, заботливо обнимаемым и благословляемым ребенком.
Он, сын полкового лекаря, внук дьячка, сам, в отличие от Аркадия, выстраивал собственную жизнь.
Вопрос. Как воспитывался Базаров?
Ответ. «…другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? Он отроду лишней копейки не взял...».
Преподаватель. Анна Сергеевна Одинцова интересуется, какая будущность ждёт Базарова? Что он ей отвечает?
Ответ. Анна Сергеевна Одинцова, признавая интеллектуальную силу Базарова, говорит: «...Вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды - вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? Какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать - какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?»
И, когда Базаров отвечает, что он будущий уездный лекарь, она восклицает: «Вы - с вашим самолюбием – уездный лекарь!»
Преподаватель. В базаровском максимализме его сила и слабость одновременно.
Размышляя о возможностях сделать счастливым человечество, он не придает значения простому человеческому счастью. Он не видит смысла в скором возвращении домой, не придает значения долгому ожиданию родителей. Он, являясь свидетелем встречи Аркадия с Николаем Петровичем (а они ведь не виделись всего полгода), волнения отца, радости сына, отказывает в этих чувствах своим родителям. Именно теплое искреннее отношение Николая Петровича к сыну замечено Базаровым и получает из его уст высокую оценку: «А отец у тебя славный малый... Он добряк». Именно так Базаров отзовется и о своем отце: «Презабавный старикашка и добрейший... Такой же чудак, как твой...».
Вопрос. Оппозиционируя себя таким образом, как вы думаете, на что обрекает себя Базаров? Можно ли говорить, что в этом проявляется и позиция автора? Вспомните семейные отношения у Кирсановых.
Ответ. Он обрекает себя на одиночество.
Вопрос. Можно ли говорить, что чувства все-таки одерживают верх в душе Базарова? Когда это произошло окончательно?
Ответ. Можно. Во время дуэли с Павлом Петровичем.
Преподаватель. Базаров, осознав ценность семейных отношений (называет «делом хорошим» решение Аркадия жениться), сам счастливым не становится. В его «жизненном чемодане» образовалась «пустота», заполнить которую он уже был не в состоянии.
Базаров навсегда прощается с теми, с кем свела его жизнь. Он отправляется туда, где для него всегда найдется место, где ему не нужно будет скрывать свое трепетное сердце, где его душе придется пройти через настоящее испытание. Это будет поединок Человека со смертью. Это испытание будет пройдено до конца: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану».
Смерть Базарова в отчем доме подарила успокоение измученной душе и ввела в исступление Василия Ивановича: «Я говорил, что я возропщу, - хрипло кричал он, с пылающим перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то, - и возропщу, возропщу!» Но Арина Власьевна, вся в слезах, повисла у него на шее, и оба пали ниц. «Так, – рассказывала... Анфисушка, – рядышком и понурили свои головки, словно овечки в полдень...»
Обратимся к следующей картине:
«Старики родители на могиле сына». Худ. В.Перов
Преподаватель. В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» художник Василий Григорьевич Перов заканчивает картину «Старики родители на могиле сына».
Трагическое полотно «Старики-родители на могиле сына» было создано, когда художник вернулся на родину после длительного путешествия по Франции. За границей живописец много трудился, оттачивая свои навыки, пытаясь перенести на холст не только портретное сходство, но и душу человека.
В поисках новых сюжетов, Перов обращается к классикам литературы, в частности, перечитывает произведение Тургенева «Отцы и дети». Именно впечатление от романа нашло свое отражение в печальной картине о стариках-родителях на могиле сына.
Задание. Прочитайте последний абзац эпилога.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...
Задание. Сопоставьте содержание эпизода с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?
Предполагаемые ответы.
Ответ 1. Картина точно передаёт содержание эпизода. На ней изображено кладбище, где на могилу сына пришли двое пожилых родителей. Они стоят к зрителю спиной, но благодаря мастерству художника, прекрасно понятно, что испытывают два пожилых человека. Печаль, тоска – чувства, которые возникают, глядя на картину.
Ответ 2. Очень жаль родителей Базарова. Не получив должной любви при жизни сына, они по-прежнему любят его. Маленькая сгорбленная фигура женщины как бы прячется за спиной мужа, ищет в нем поддержку и опору. Ее горе настолько велико, что она хочет спрятаться от внешнего мира, который принес ей такую утрату. В мужчине чувствуется большая твердость духа, как глава семьи он старается не выказывать своего отчаяния, но плечи его опущены, невидимый зрителю взгляд направлен на могилу любимого сына.
Ответ 3. В картине внимание уделено не только людям, но и деталям, их окружающим. Природа вокруг не отличается яркостью, тона приглушённые. Но картина не кажется мрачной, напротив, в ней чувствуется безмятежность и смиренность. Могила, чуть поросшая травой, намекает зрителю на давность события в маленькой семье. Когда-то безутешное горе стариков стало теперь тихой печалью, острая несправедливость смерти ушла, обратилась в горделивую покорность перед лицом неизбежности.
Задание. Сравните текст романа с журнальным вариантом «Русского вестника».
Открыть на экране: Базаров Одинцовой: «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет… Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя не тешилось… вы знаете». (Журнальный текст «Русского вестника»).
Какие слова И.С. Тургенев добавил?
После ответов учащихся открыть текст:
«И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»
О чём говорят эти слова?
Предполагаемый ответ. Перед смертью Базаров произносит, может быть, самые главные слова в своей жизни. Он ставит родителей на главную ступень пьедестала. Это говорит о том, что герой любил своих родителей, но очень жаль, что это чувство носило скрытый характер.
Преподаватель. Да, ребята, я согласна с вами. В семье Базаровых люди любили друг друга – родители сына, сын родителей, и мы всем ходом урока доказали состоятельность и правоту этой идеи. Мы сегодня сознательно мало говорили о родителях Базарова как об «отставных людях», идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста. Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Для нас важно увидеть, что в этой семье имели место и любовь, и уважение – те нравственные ценности, которые являются определяющими в жизни человека. Я желаю, чтобы в ваших семьях процветали гармония, нежность, забота и любовь. Не стесняйтесь своей сыновней и дочерней любви. Как говорится в Библии, в пятой заповеди Божией, «Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле».
Помните о том, что семья – это мир, наполненный любовью, любовью мужчины и женщины, родителей и детей!
6.Выставление оценок.
7.Домашнее задание: прочитать статью Писарева Д.И. «Базаров».
8.Рефлексия. Перед вами три сундучка (большой, средний и маленький). Представьте, что вы находитесь в сокровищнице. Но в сундуках хранятся не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого. Запишите на карточках по три семейные ценности, которые, по вашему мнению должны быть в вашей будущей семье, и разложите их по сундучкам: от самого ценного до вещей менее дорогих.