В 6 классе проводим урок-размышление по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни».
Автор-разработчик: Старкова Юлия Анатольевна
Тема урока: «Что такое любовь к жизни?» (по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни»)
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: ответить на проблемный вопрос: что такое любовь к жизни.
Задачи:
- воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудную минуту;
- формировать у учащихся представления о духовно-нравственных ценностях;
- развивать умение вести исследовательскую работу с текстом художественного произведения.
Планируемые результаты:
метапредметные: развитие навыков структурного мышления, умение доказывать суждения, аргументация тезиса с опорой на текст; развитие навыков работы в паре; умение слушать и работать на достижение общей цели;
предметные: совершенствование навыков анализа текста, умение объяснить термины «экстремальная ситуация», «сила духа», «ключевой эпизод»;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет Д. Лондона, карта Аляски, мультимедийная презентация, раздаточный материал, видеоролик об Аляске (природа края) текст рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни».
УМК: Меркин Г. С. "Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2" Русское слово, 2016-2017 гг.
Урок литературы
«Что такое любовь к жизни?» (по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни»)
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.
- Актуализация знаний. Целеполагание.
Давайте послушаем ребят, которые нарисовали рисунки на тему «Моя жизнь» до того, как прочитали рассказ. (на доске выставка рисунков)
- Как вы раскрыли тему «Моя жизнь» в своих рисунках? Несколько учеников объясняют смысл своих работ. Вот и писатель Джек Лондон поможет нам глубоко осмыслить главный вопрос. Какой?
Что такое любовь к жизни?
Это и будет вопрос нашего урока!
- О чем мы мечтаем в повседневной жизни? (отдохнуть, поиграть в компьютер, купить новый телефон, планшет).
- Изучение нового материала.
Многое из того, что вы назвали, это вещи, то, что можно купить за деньги. Получается, у многих людей есть цель – иметь много денег, чтобы купить все, что захочется.
- Как это связано с рассказом Джека Лондона «Любовь к жизни»? (в основе рассказа лежит событие, связанное с обнаружением золота в Клондайке).
Прослушайте небольшую историческую справку о золотой лихорадке, определите общее настроение в обществе в данный момент. (используется географическая карта, слайды)
Историческая справка. Этот рассказ о золотой лихорадке, имевшей место на самом деле. Дело в том, что Аляска сравнительно недавно стала американским владением. До 2-ой половины 19 века она принадлежала России и лишь в 1867 году была продана США за 7,5 миллионов долларов. В те времена это была пустынная малозаселённая территория, на которой жили индейцы и эскимосы и небольшое число белых. Открытие золота в конце 90-ых годов и начавшаяся золотая лихорадка резко изменили картину: на Аляску двинулись тысячи людей, на реку Клондайк, на Берингово море и в Ледовитый океан.
Беседа. (ответы учащихся)
- Кто является действующими лицами рассказа? (Билл и его спутник)
И то, о чем они мечтали больше всего – золото! (слово на доске в центре) у них уже есть, им осталось только выбраться из этого места, и тогда их заветная мечта будет близка к осуществлению. Они смогут купить все…
- Вы согласны с тем, что рассказ «Любовь к жизни» только о золотой лихорадке? (не только. Он о жизни, о борьбе человека с опасностями, о смерти, о любви к жизни.)
Проследим за судьбами героев рассказа Дж. Лондона. - Что есть для главного героя жизнь? (Золото, его друг, боль – он подвернул ногу, а Билл его бросил.)
- Почему Билл бросил товарища?
- Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.
(Билл испугался, струсил. Билл ушёл, но главное – для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом.)
И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки, бобы», т.е. то, что поможет выжить. Значит есть смысл добраться до тайника.
- Помогает ли главному герою золото преодолеть боль? (нет, уход друга – это олицетворение смерти. И золото в этой ситуации не спасает.)
Работа с терминами и понятиями. Герой попадает в сложную ситуацию.
- В чем сложность его положения? (Неизвестность, голод, одиночество)
Что же такое экстремальная ситуация? Найдите и прочитайте определение этого понятия. Работа с толковым словарем. Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние.
- Что, по вашему мнению, самое страшное для человека? (одиночество)
Физкультминутка. (можно использовать видео «Природа Аляски») Мы сейчас в классе на уроке, нам сложно представить состояние героя, но все-таки давайте попробуем. Для этого встаньте, пожалуйста, закройте глаза, потрите мочки ушей. Представьте, перед вами Аляска — земля первобытной, дикой Природы. Аляска, изрезанная фьордами и взметнувшаяся к облакам чарующей красотой снежных гор. Земля ледников и клокочущих вулканов; лесных дебрей и голых островов тундры; жаркой весны и ледяных ветров зимней стужи. И человек один перед этой суровой природой. Откройте глаза взмахните руками, садитесь. Как хорошо, что мы сейчас в классе, вместе и можем с восхищением посмотреть на этот край. (Видеоролик об Аляске – 1 минута) покажите на карте место действия.
Анализ эпизода. (групповая работа)
1 и 2 группа – «Герой остался один»
Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один.
Как описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство? (подтвердите текстом).
Сравните с тем, что рисовали вы до прочтения рассказа? В чем вы видите различие? (мы счастливы, герой нет)
- Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный. (для усиления горестного состояния человека)
А где в этот момент золото? (оно в рюкзаке, но оно герою только мешает, потому что тяжело нести, а силы заканчиваются.)
Выводы 1 и 2 группы: Человек находится в экстремальной ситуации, это усиливают слова страх, страшный; золото – это промежуточное звено между жизнью и смертью, но герой не сдается, стремится к своей цели, преодолевая трудности.
3и 4 группа – «Борьба человека с волком»
- Какими показаны волк и человек?
- Что символизирует волк? (Волк – символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти.)
- Что помогло человеку одержать победу над животным? (сила духа)
Работа со словарем. Что такое сила духа?
- А где же золото у главного героя? (он его выбросил, потому что ему не хватило бы сил идти дальше.)
Выводы 3 и 4 группы. Благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх. У главного героя по одну сторону жизнь, по другую смерть, а золото – фантом, который в этой ситуации герою совершенно не нужен.
- Первичное осмысление и закрепление. Сопоставление жизни писателя и героев его произведений.
- Как вы считаете, мог ли Д. Лондон написать такой рассказ с чьих-то слов или он сам был в тех местах?
Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.
Вашему вниманию сообщение «Джек Лондон и его герои». Подумайте:
- Есть ли что-то общее между тем, что вы услышите и рассказом «Любовь к жизни»? Если тема смелых героев вызвала у вас интерес, вы можете прочитать эти рассказы. (названия рассказов на доске)
«Джек Лондон и его герои». Джек Лондон (1876–1916), американский писатель.
Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать. Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.
5. Итоги урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.
Подводя итог нашему уроку, ответьте на вопрос «Любовь к жизни – это любовь к …?» письменно ответ на вопрос.
6. Домашнее задание по выбору
- Подготовить сообщение на тему «Встречали ли вы в своей жизни настоящих людей? Какие они?
- Прочитать один из рассказов Д. Лондона по выбору учащихся, написать отзыв.
Информационно-методическое обеспечение
- Меркин Г. С. "Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2" Русское слово, 2016-2017 гг.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
- Бросок судьбы Джека Лондона http://liveplanet.ru/?catid=0&id=148
- Видео «Дикая природа Аляски» https://www.youtube.com/watch?v=sfeO6Cx1Hkk