В 6 классе проводим урок-размышление по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни».

Автор-разработчик: Старкова Юлия Анатольевна

 

Тема урока: «Что такое любовь к жизни?» (по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни»)

Класс: 6

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: ответить на проблемный вопрос: что такое любовь к жизни.

Задачи:

  • воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудную минуту;
  • формировать у учащихся представления о духовно-нравственных ценностях;
  • развивать умение вести исследовательскую работу с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты:

метапредметные: развитие навыков структурного мышления, умение доказывать суждения, аргументация тезиса с опорой на текст; развитие навыков работы в паре; умение слушать и работать на достижение общей цели;

предметные: совершенствование навыков анализа текста, умение объяснить термины «экстремальная ситуация», «сила духа», «ключевой эпизод»;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

личностные: использование читательского опыта в реальных жизненных ситуациях.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет Д. Лондона, карта Аляски, мультимедийная презентация, раздаточный материал, видеоролик об Аляске (природа края) текст рассказа Д. Лондона «Любовь к жизни».

УМК: Меркин Г. С. "Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2" Русское слово, 2016-2017 гг.

 

Урок литературы

«Что такое любовь к жизни?» (по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни»)

Ход урока

 

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Создание психологического настроя.
  2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Давайте послушаем ребят, которые нарисовали рисунки на тему «Моя жизнь» до того, как прочитали рассказ. (на доске выставка рисунков) 

- Как вы раскрыли тему «Моя жизнь» в своих рисунках? Несколько учеников объясняют смысл своих работ.  Вот и писатель Джек Лондон поможет нам глубоко осмыслить главный вопрос. Какой?

Что такое любовь к жизни?

Это и будет вопрос нашего урока!

- О чем мы мечтаем в повседневной жизни? (отдохнуть, поиграть в компьютер, купить новый телефон, планшет).

  1. Изучение нового материала.

Многое из того, что вы назвали, это вещи, то, что можно купить за деньги. Получается, у многих людей есть цель – иметь много денег, чтобы купить все, что захочется.

- Как это связано с рассказом Джека Лондона «Любовь к жизни»? (в основе рассказа лежит событие, связанное с обнаружением золота в Клондайке).

Прослушайте небольшую историческую справку о золотой лихорадке, определите общее настроение в обществе в данный момент. (используется географическая карта, слайды)

Историческая справка. Этот рассказ о золотой лихорадке, имевшей место на самом деле. Дело в том, что Аляска сравнительно недавно стала американским владением. До 2-ой половины 19 века она принадлежала России и лишь в 1867 году была продана США за 7,5 миллионов долларов. В те времена это была пустынная малозаселённая территория, на которой жили индейцы и эскимосы и небольшое число белых. Открытие золота в конце 90-ых годов и начавшаяся золотая лихорадка резко изменили картину: на Аляску двинулись тысячи людей, на реку Клондайк, на Берингово море и в Ледовитый океан.

Беседа. (ответы учащихся)

- Кто является действующими лицами рассказа? (Билл и его спутник)

И то, о чем они мечтали больше всего – золото! (слово на доске в центре) у них уже есть, им осталось только выбраться из этого места, и тогда их заветная мечта будет близка к осуществлению. Они смогут купить все…

- Вы согласны с тем, что рассказ «Любовь к жизни» только о золотой лихорадке? (не только. Он о жизни, о борьбе человека с опасностями, о смерти, о любви к жизни.)

Проследим за судьбами героев рассказа Дж. Лондона. - Что есть для главного героя жизнь? (Золото, его друг, боль – он подвернул ногу, а Билл его бросил.)

- Почему Билл бросил товарища?

- Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

(Билл испугался, струсил. Билл ушёл, но главное – для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом.)

И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки, бобы», т.е. то, что поможет выжить. Значит есть смысл добраться до тайника.

- Помогает ли главному герою золото преодолеть боль? (нет, уход друга – это олицетворение смерти. И золото в этой ситуации не спасает.)

Работа с терминами и понятиями. Герой попадает в сложную ситуацию.
- В чем сложность его положения? (Неизвестность, голод, одиночество)

Что же такое экстремальная ситуация? Найдите и прочитайте определение этого понятия. Работа с толковым словарем. Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние.

- Что, по вашему мнению, самое страшное для человека? (одиночество)

Физкультминутка. (можно использовать видео «Природа Аляски») Мы сейчас в классе на уроке, нам сложно представить состояние героя, но все-таки давайте попробуем. Для этого встаньте, пожалуйста, закройте глаза, потрите мочки ушей. Представьте, перед вами Аляска — земля первобытной, дикой Природы. Аляска, изрезанная фьордами и взметнувшаяся к облакам чарующей красотой снежных гор. Земля ледников и клокочущих вулканов; лесных дебрей и голых островов тундры; жаркой весны и ледяных ветров зимней стужи. И человек один перед этой суровой природой. Откройте глаза взмахните руками, садитесь. Как хорошо, что мы сейчас в классе, вместе и можем с восхищением посмотреть на этот край. (Видеоролик об Аляске – 1 минута) покажите на карте место действия. 

Анализ эпизода. (групповая работа)

1 и 2 группа – «Герой остался один»

Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один.

Как описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство? (подтвердите текстом).

Сравните с тем, что рисовали вы до прочтения рассказа? В чем вы видите различие? (мы счастливы, герой нет)

- Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный. (для усиления горестного состояния человека)

А где в этот момент золото? (оно в рюкзаке, но оно герою только мешает, потому что тяжело нести, а силы заканчиваются.)

Выводы 1 и 2 группы: Человек находится в экстремальной ситуации, это усиливают слова страх, страшный; золото – это промежуточное звено между жизнью и смертью, но герой не сдается, стремится к своей цели, преодолевая трудности.

3и 4 группа – «Борьба человека с волком»

- Какими показаны волк и человек?

- Что символизирует волк? (Волк – символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти.)

- Что помогло человеку одержать победу над животным? (сила духа)

Работа со словарем. Что такое сила духа?

- А где же золото у главного героя? (он его выбросил, потому что ему не хватило бы сил идти дальше.)

Выводы 3 и 4 группы. Благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх. У главного героя по одну сторону жизнь, по другую смерть, а золото – фантом, который в этой ситуации герою совершенно не нужен.

  1. Первичное осмысление и закрепление. Сопоставление жизни писателя и героев его произведений.

- Как вы считаете, мог ли Д. Лондон написать такой рассказ с чьих-то слов или он сам был в тех местах?

Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

Вашему вниманию сообщение «Джек Лондон и его герои». Подумайте:

- Есть ли что-то общее между тем, что вы услышите и рассказом «Любовь к жизни»? Если тема смелых героев вызвала у вас интерес, вы можете прочитать эти рассказы. (названия рассказов на доске)

«Джек Лондон и его герои»Джек Лондон (1876–1916), американский писатель. 

Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать. Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.

5. Итоги урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.

Подводя итог нашему уроку, ответьте на вопрос «Любовь к жизни – это любовь к …?» письменно ответ на вопрос.

6. Домашнее задание по выбору

  1. Подготовить сообщение на тему «Встречали ли вы в своей жизни настоящих людей? Какие они?
  2. Прочитать один из рассказов Д. Лондона по выбору учащихся, написать отзыв.

 

Информационно-методическое обеспечение

  1. Меркин Г. С. "Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2" Русское слово, 2016-2017 гг.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 19-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
  3. Бросок судьбы Джека Лондона http://liveplanet.ru/?catid=0&id=148
  4. Видео «Дикая природа Аляски» https://www.youtube.com/watch?v=sfeO6Cx1Hkk