О единстве человека и природы в сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина размышляем в 6 классе.
Автор: Белова Наталья Николаевна
Цель урока: расширить представления о своеобразии художественного мира М.М. Пришвина, о духовности, о взаимосвязи человека и природы; способствовать развитию интереса к различным видам искусства; осуществить аналитическое проникновение в художественный текст, сформировать навыки конструирования модели причинно-следственных связей между художественными приемами, авторским отношением и образами героев, строить связное устное и письменное высказывание.
Задачи урока:
- обучающие: способствовать углублению знаний об особенностях художественного слова Пришвина, расширить и обогатить словарный запас учащихся путем работы с семантикой, научить пользоваться нетрадиционными формами и методами анализа художественного слова; выявить своеобразие художественного мира М.М. Пришвина; научиться анализировать прочитанное, написание сочинения-эссе (изображение впечатлений, раздумий от прочитанного).
-развивающие: развивать умения понимать иносказательный подтекст художественного текста во взаимосвязи с идеей, позицией автора, совершенствовать навыки выразительного чтения, развитие художественно-эстетических особенностей;
-воспитательные: развивать духовно-нравственные ориентиры; воспитывать бережное отношение к природе и ее богатствам;
- личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; мотивация учебной деятельности.
- метапредметные: сформировать умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать свою работу, выявлять задачу и решать ее, определяя круг действий и операций, коммуникативность, умение работать с информацией.
Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают, что такое эссе, научатся формулировать свои мысли, передавать чувства, смогут передать свои впечатления от прочитанного, усовершенствуют навыки аналитического чтения в рамках «погружения в текст».
Тип урока: урок-исследование.
Метапредметная связь: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: медиапроектор, таблички с названиями групп, белый треугольник, под ним запись («Природа – храм, а человек в ней – созидатель»), шкатулка с двойным дном, карточки со словами, оранжевый цветок, бабочка, толковые слова, карточки «Рефлексивный светофор», картонный треугольник с надписью; музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы».
Ресурсы: учебники по литературе (учебник-хрестоматия М.А. Снежневской, О.М. Хреновой, Э. Э. Кац для 6 класса под редакцией Г.И. Беленького (ч.2)); слайды презентации; памятки, рабочие листы.
Класс поделен на три группы.
На доске – белый треугольник. На оборотной стороне треугольника надпись, которая будет представлена учащимся в конце урока: ПРИРОДА - ХРАМ, А ЧЕЛОВЕК - СОЗИДАТЕЛЬ. ЭТО МИР ПРИРОДЫ, И ОН ПРЕКРАСЕН (М.М. Пришвин)
Этап урока |
Содержание и виды деятельности учащихся |
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап |
1. Актуализация знаний (литературный диктант по произведению «Кладовая солнца») 2. Введение в тему урока. Обращение к эпиграфу: «Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа…, взаимодействие человеческой души и мира природы». (В.А. Солоухин). 3. У учителя в руках шкатулка, олицетворяющая художественный мир писателя Пришвина. В начале урока она пуста, но в конце урока она должна преподнести нам сюрприз, какой – зависит от нашей совместной работы. |
2. Основной (информационно-аналитический) этап |
Работа в микрогруппах под музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы». Участники групп получают рабочие листы с заданиями, по итогам выполненных заданий – совместное обсуждение с формулировкой выводов. Гр.1: Задача: - Из ряда понятий вы выбираете три, связанные с авторским замыслом и анализируете. Используя прием «цветослово», вы проанализируете ключевые понятия, отражающие, на ваш взгляд, идею автора.
Гр.2: Задача: анализ фрагментов текста «вслед за автором» - необходимо заполнить рабочие листы, отвечая на предложенные вопросы и делая проблемный анализ по заданной схеме.
Гр.3: Задача: сделать проблемный анализ фрагмента «Блудово болото» с использованием корнесловно-смыслового анализа.
|
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап |
1. Итог урока: Учитель обращается к шкатулке. Здесь появились карточки со словами, из них нужно составить фразу (вызывается один учащийся и составляет фразу (Природа – храм, а человек в ней – созидатель – поворачиваем оборотной треугольник). Но это ещё не все, в нашей волшебной шкатулке есть ещё что-то: появился подарок – жёлтый цветок и бабочка. У древних египтян бабочка на оранжевом цветке – это символ гармонии и вдохновения. Таким образом, разгадав тайну художественного мира сказки-были «Кладовая солнца», мы получили еще и подарок, имеющий отношение к домашнему заданию. 2. Дифференцированное домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М. Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина». Поэтическая интерпретация отдельных фрагментов (стихотворение по мотивам сказки-были») «Эта волшебная природа!» 3. Рефлексия: Необходимо заполнить карточки «обратной связи»: в нужном месте поставь крест. |
Проект урока литературы в 6 классе
Ход урока
- Эмоциональный настрой (слайд 1)
- Актуализация знаний (литературный диктант – на слайде 2 вопросы) – отвечают 2 человека с места.
- Кто такой Антипыч? (Лесник)
- Как в произведении «Кладовая солнца» называли волка? (Серый помещик)
- По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу называли? (Палестинка)
- Топкое местечко в болоте, как прорубь на льду? (Елань)
- Название болота, возле которого жили дети? (Блудово)
- От чьего имени ведется повествование в сказке-были? (Разведчика болотных мест)
- Введение в тему урока.
Учитель:
- Ребята, сегодня мы побудем исследователями, а предмет нашего исследования спрятан в высказывании В.А. Солоухина. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Обращение к эпиграфу (Слайд 3):
«Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа…, взаимодействие человеческой души и мира природы». (В.А. Солоухин)
Учащиеся формулируют тему урока.
Учитель:
- На этом уроке мы с вами, ребята, попробуем войти в таинственный и загадочный мир М.М. Пришвина. Познавать мир художественного слова можно по-разному. И сегодня мы должны убедится в том, что в арсенале читателя для этого достаточно средств и приемов.
У меня в руках шкатулка – это художественный мир писателя Пришвина. Сейчас, как вы видите, она пуста, но в конце нашего урока она должна преподнести нам сюрприз, какой – зависит от нашей совместной работы. Итак, приступаем к нашему исследованию.
- Работа в микрогруппах под музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы». Участники групп получают рабочие листы с заданиями, по итогам выполненных заданий – совместное обсуждение с формулировкой выводов.
Учитель – первой группе:
- Из ряда понятий вы выбираете три, связанные с авторским замыслом, и анализируете. Используя прием «цветослово», вы проанализируете ключевые понятия, отражающие, на ваш взгляд, идею автора.
Рабочий лист
1 группа
Задача: выбрать из предложенных три слова, связанных с идеей произведения, и проанализировать их цветосимволику по образцу слова «клюква») (Ответ: природа, любовь, красота):
природа-любовь-красота-творчество-пространство-экология-одиночество
Цветосимволика:
Красный |
1 |
А |
И |
С |
Ъ |
Оранжевый |
2 |
Б |
Й |
Т |
Ы |
Желтый |
3 |
В |
К |
У |
Ь |
Зеленый |
4 |
Г |
Л |
Ф |
Э |
Голубой |
5 |
Д |
М |
Х |
Ю |
Синий |
6 |
Е |
Н |
Ц |
Я |
Фиолетовый |
7 |
Ё |
О |
Ч |
|
Розовый |
8 |
Ж |
П |
Ш |
|
Золотой |
9 |
З |
Р |
Щ |
|
Что несет данный цвет?
Синий цвет: В мифах синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности и ценности. Синий цвет–потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук скоробей синего цвета. Будда и Кришна – синего цвета. Синий цвет во флагах – свобода, объединение, принадлежность к большому целому.
Зеленый цвет очень разнообразен по оттенкам, поэтому и значение зеленого цвета не описать в двух словах. Он составлен из синего и желтого цветов, то есть Небес и Земли, поэтому этот цвет обладает почти мистическими свойствами. В христианстве значение зеленого цвета – это весна и растительность, и в связи с этим он является символом победы весны над зимой, другими словами, жизни над смертью. Зеленый цвет любят в Австралии, Мексике, Египте, Ирландии и др. В Китае, например, зеленый цвет означает роскошную жизнь и молодость, а в Индии — это мир и надежда. Он помогает нам объединиться с природой и стать ближе друг к другу. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Значение зеленого цвета у многих народов мира – это юность, надежда, веселье, но иногда и недостаточное совершенство или незрелость. Зеленый цвет максимально материален и оказывает успокаивающе, а иногда даже и угнетающее действие, поэтому говорят «тоска зеленая» или «зеленый от злости». Значение зеленого цвета у большинства народов – это символ природы, самой жизни, естества, весны.
Желтый цвет: значение желтого цвета в шедеврах эпохи Возрождения сходно с толкованием цвета в христианстве. В Бразилии желтый цвет воспринимают как знак отчаяния и болезни. В Китае желтый цвет олицетворяет великолепие и является символом империи. Для большинства русских людей значение желтого цвета ассоциируется с разлукой и изменой. Желтый цвет является цветом лёгким, теплым, он вызывает у человека положительные эмоции, ассоциируется у него с радостью и весельем.
Голубой цвет: в средневековье люди, ходившие в голубом, знали истину. Это цвет “спокойной эмоциональности”, расширяет пространство. Но! Замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грёз, цвет мира и согласия.
Образец анализа слова «клюква»:
Слово |
К |
Л |
ю |
к |
в |
а |
Число |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
1 |
Цвет |
Жел. |
Зел. |
Гол. |
Жел. |
Жел. |
Крас. |
Складываем числа 3+4+5+3+3+1=19=1+9=10=1+0=1 (красный) (используем таблицу «Цветосимволика»)
Красный цвет – это олицетворение силы, жизненных сил, энергии, здоровья. По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный к огню, например, пламя святого духа Троицы. Вывод: клюква – это символ жизненной энергии, которую человек черпает из недр природы, «цветное» значение слова подтверждает роль этого словообраза в идейной ткани произведения.
В приведенные таблицы вписываем выбранные слова и исследуем их по предложенному выше образцу.
п |
р |
и |
р |
о |
д |
а |
Роз. |
Зол. |
Крас. |
Зол. |
Фиол. |
Гол. |
Крас. |
8 |
9 |
1 |
9 |
7 |
5 |
1 |
л |
ю |
б |
о |
в |
ь |
Зел. |
Гол. |
Оранж. |
Фиол. |
Жел. |
Жел. |
4 |
5 |
2 |
7 |
3 |
3 |
к |
р |
а |
с |
о |
т |
а |
Жел. |
Зол. |
Крас. |
Крас. |
Фиол. |
Оранж. |
Крас. |
3 |
9 |
1 |
1 |
7 |
2 |
1 |
Складываем: 40=4+0=4 (зеленый) -природа
Складываем: 24=2+4=6 (синий) - любовь
Складываем: 24=2+4=6 (синий) - красота
Делаем вывод: как соотносятся значения цветовой символики, ключевые понятия и идея автора о том, что такое природа, что она может дать человеку (какие силы?)______________________________________________________.
Вставьте пропущенное слово.
«Добро, красота, _____________ венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно» (М.М. Пришвин).
Рабочий лист
2 группа
Учитель:
- Задача: анализ фрагментов текста «вслед за автором» - необходимо заполнить рабочие листы, отвечая на предложенные вопросы и делая проблемный анализ по заданной схеме.
Вопросы |
Ответы учащих-ся |
|||
По эпизоду «Ель и Сосна»: |
||||
Какие средства выразительности использовал автор и зачем? |
|
|||
Какая иллюстрация ближе указанному фрагменту и почему? |
|
|||
По фрагменту «Восход солнца. Тетерев Косач»: |
||||
Какими в произведении предстают человек и природа? (дописать недостающие элементы логической схемы «рыба») - Какой предстает природа, когда дети воссоединяются? - Как реагировала природа на ссору детей? - Найдите элементы описания природы, воссоздающие образ храма. - Как преображаются дети, оказываясь на полянке у Лежачего камня? |
Ответы записываются на стрелках: Мир природы природа – мир рядом с человеком Мир человека |
|||
Вывод: |
Рабочий лист
3 группа
Учитель:
-Задача: сделать проблемный анализ фрагмента «Блудово болото» с использованием корнесловно-смыслового анализа.
Вопросы-задания:
- Вставить подходящие по смыслу слова:
Природа ______________, она помогает людям, ________________ . Нужно учиться __________________, знать и понимать природу, беречь и _________________________.
2 Ответ на проблемный вопрос: почему именно клюква упоминается в сказке-были?
- Работа с со словом «блудово»: восстановите родственное гнездо данного слова.
Как соотносится слово «блудить» («блуждать») с сюжетом и идеей произведения Пришвина «Кладовая солнца»?
(Что было с детьми когда они поспорили?Что бывает с людьми, часто не замечающими подсказок и сигналов природы? Какие действия человека можно назвать ошибочными по отношению к природе, «запутывающими его»?)
- Задание: в чем сходство понятий «кладовая» и «храм», как эти слова, на ваш взгляд, соотносятся с идеей М.М. Пришвина?
Справка: В словаре С. Ожегова у слова «кладовая» имеется три значения:
- помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья;
- место хранения корма, запасов на зиму у животных;
- средоточие каких-либо скрытых богатств, ценностей.
Многозначным является и слово «храм»:
- здание для богослужений, церковь;
- место, внушающее благоговение и дарующее душевное обновление;
- сфера высоких духовных ценностей.
Учащиеся:
- Лес в сказке-были «Кладовая солнца» – это храм, где происходит очищение от плохого и обновление. Схожими можно считать значение №3 первого слова и значение №2 второго слова. Общее у них – значение «место, содержащее нечто ценное для человеческой души. Это значение лежит в основе идеи Пришвина о неразрывной связи человека и природы, идеи восприятия природы как некоего храма, где душа человека обретает новые силы, возрождается.
Учитель:
- Снова я обращаюсь к шкатулке. Здесь появились карточки со словами, из них нужно составить фразу (вызывается один учащийся и составляет фразу (Природа – храм, а человек в ней – созидатель – поворачиваем оборотной треугольник). Но это еще не все, в нашей волшебной шкатулке есть еще что-то: появился подарок – желтый цветок и бабочка. У древних египтян бабочка на оранжевом цветке – это символ гармонии и вдохновения. Таким образом, разгадав тайну художественного мира сказки-были «Кладовая солнца», мы получили еще и подарок, имеющий отношение к домашнему заданию.
Дифференцированное домашнее задание:
- Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М. Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина».
- Поэтическая интерпретация отдельных фрагментов (стихотворение по мотивам сказки-были») «Эта волшебная природа!»
А теперь заполните карточки «обратной связи»: в нужном месте поставьте крест.