О единстве человека и природы в сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина размышляем в 6 классе.

Автор: Белова Наталья Николаевна

 

Цель урока: расширить представления о своеобразии художественного мира М.М. Пришвина, о духовности, о взаимосвязи человека и природы; способствовать развитию интереса к различным видам искусства; осуществить аналитическое проникновение в художественный текст, сформировать навыки конструирования модели причинно-следственных связей между художественными приемами, авторским отношением и образами героев, строить связное устное и письменное высказывание. 

Задачи урока:

- обучающие: способствовать углублению знаний об особенностях художественного слова Пришвина, расширить и обогатить словарный запас учащихся путем работы с семантикой, научить пользоваться нетрадиционными формами и методами анализа художественного слова; выявить своеобразие художественного мира М.М. Пришвина; научиться анализировать прочитанное, написание сочинения-эссе (изображение впечатлений, раздумий от прочитанного). 

 -развивающие: развивать умения понимать иносказательный подтекст художественного текста во взаимосвязи с идеей, позицией автора, совершенствовать навыки выразительного чтения, развитие художественно-эстетических особенностей;

-воспитательные: развивать духовно-нравственные ориентиры; воспитывать бережное отношение к природе и ее богатствам;

- личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; мотивация учебной деятельности.

- метапредметные: сформировать умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать свою работу, выявлять задачу и решать ее, определяя круг действий и операций, коммуникативность, умение работать с информацией.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают, что такое эссе, научатся формулировать свои мысли, передавать чувства, смогут передать свои впечатления от прочитанного, усовершенствуют навыки аналитического чтения в рамках «погружения в текст».

Тип урока: урок-исследование.

Метапредметная связь: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка.

Оборудование: медиапроектор, таблички с названиями групп, белый треугольник, под ним запись («Природа – храм, а человек в ней – созидатель»), шкатулка с двойным дном, карточки со словами, оранжевый цветок, бабочка, толковые слова, карточки «Рефлексивный светофор», картонный треугольник с надписью; музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы».

Ресурсы: учебники по литературе (учебник-хрестоматия М.А. Снежневской, О.М. Хреновой, Э. Э. Кац для 6 класса под редакцией Г.И. Беленького (ч.2)); слайды презентации; памятки, рабочие листы.

Класс поделен на три группы.

На доске – белый треугольник.  На оборотной стороне треугольника надпись, которая будет представлена учащимся в конце урока: ПРИРОДА - ХРАМ, А ЧЕЛОВЕК - СОЗИДАТЕЛЬ. ЭТО МИР ПРИРОДЫ, И ОН ПРЕКРАСЕН (М.М. Пришвин)

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

1. Актуализация знаний (литературный диктант по произведению «Кладовая солнца»)

2. Введение в тему урока.

Обращение к эпиграфу:

«Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа…, взаимодействие человеческой души и мира природы».

(В.А. Солоухин).

3. У учителя в руках шкатулка, олицетворяющая художественный мир писателя Пришвина. В начале урока она пуста, но в конце урока она должна преподнести нам сюрприз, какой – зависит от нашей совместной работы.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

Работа в микрогруппах под музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы». Участники групп получают рабочие листы с заданиями, по итогам выполненных заданий – совместное обсуждение с формулировкой выводов.

Гр.1:

Задача: - Из ряда понятий вы выбираете три, связанные с авторским замыслом и анализируете. Используя прием «цветослово», вы проанализируете ключевые понятия, отражающие, на ваш взгляд, идею автора.

 

Гр.2:

 Задача: анализ фрагментов текста «вслед за автором» - необходимо заполнить рабочие листы, отвечая на предложенные вопросы и делая проблемный анализ по заданной схеме.

 

Гр.3:

Задача: сделать проблемный анализ фрагмента «Блудово болото» с использованием корнесловно-смыслового анализа.

 

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

1. Итог урока:

Учитель обращается к шкатулке. Здесь появились карточки со словами, из них нужно составить фразу (вызывается один учащийся и составляет фразу (Природа – храм, а человек в ней – созидательповорачиваем оборотной треугольник). Но это ещё не все, в нашей волшебной шкатулке есть ещё что-то: появился подарок – жёлтый цветок и бабочка. У древних египтян бабочка на оранжевом цветке – это символ гармонии и вдохновения. Таким образом, разгадав тайну художественного мира сказки-были «Кладовая солнца», мы получили еще и подарок, имеющий отношение к домашнему заданию.

2. Дифференцированное домашнее задание:

—  Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М. Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении   М. М. Пришвина».

—  Поэтическая интерпретация отдельных фрагментов (стихотворение по мотивам сказки-были») «Эта волшебная природа!»

3. Рефлексия:

Необходимо заполнить карточки «обратной связи»: в нужном месте поставь крест.

 

Проект урока литературы в 6 классе

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой (слайд 1)
  2. Актуализация знаний (литературный диктант – на слайде 2 вопросы) – отвечают 2 человека с места.

- Кто такой Антипыч? (Лесник)

- Как в произведении «Кладовая солнца» называли волка? (Серый помещик)

- По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу называли? (Палестинка)

- Топкое местечко в болоте, как прорубь на льду? (Елань)

- Название болота, возле которого жили дети? (Блудово)

- От чьего имени ведется повествование в сказке-были? (Разведчика болотных мест)

  1. Введение в тему урока.

Учитель:

- Ребята, сегодня мы побудем исследователями, а предмет нашего исследования спрятан в высказывании В.А. Солоухина. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Обращение к эпиграфу (Слайд 3):

«Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа…, взаимодействие человеческой души и мира природы». (В.А. Солоухин)

Учащиеся формулируют тему урока.

Учитель:

- На этом уроке мы с вами, ребята, попробуем войти в таинственный и загадочный мир М.М. Пришвина. Познавать мир художественного слова можно по-разному. И сегодня мы должны убедится в том, что в арсенале читателя для этого достаточно средств и приемов.

У меня в руках шкатулка – это художественный мир писателя Пришвина. Сейчас, как вы видите, она пуста, но в конце нашего урока она должна преподнести нам сюрприз, какой – зависит от нашей совместной работы. Итак, приступаем к нашему исследованию.

  1. Работа в микрогруппах под музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы». Участники групп получают рабочие листы с заданиями, по итогам выполненных заданий – совместное обсуждение с формулировкой выводов.

Учитель – первой группе:

- Из ряда понятий вы выбираете три, связанные с авторским замыслом, и анализируете. Используя прием «цветослово», вы проанализируете ключевые понятия, отражающие, на ваш взгляд, идею автора.

Рабочий лист

1 группа

Задача: выбрать из предложенных три слова, связанных с идеей произведения, и проанализировать их цветосимволику по образцу слова «клюква») (Ответ: природа, любовь, красота):

природа-любовь-красота-творчество-пространство-экология-одиночество

Цветосимволика:

Красный

1

А

И

С

Ъ

Оранжевый

2

Б

Й

Т

Ы

Желтый

3

В

К

У

Ь

Зеленый

4

Г

Л

Ф

Э

Голубой

5

Д

М

Х

Ю

Синий

6

Е

Н

Ц

Я

Фиолетовый

7

Ё

О

Ч

 

Розовый

8

Ж

П

Ш

 

Золотой

9

З

Р

Щ

 

 

Что несет данный цвет?

Синий цвет: В мифах синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности и ценности. Синий цвет–потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук скоробей синего цвета. Будда и Кришна – синего цвета. Синий цвет во флагах – свобода, объединение, принадлежность к большому целому.

Зеленый цвет очень разнообразен по оттенкам, поэтому и значение зеленого цвета не описать в двух словах. Он составлен из синего и желтого цветов, то есть Небес и Земли, поэтому этот цвет обладает почти мистическими свойствами. В христианстве значение зеленого цвета – это весна и растительность, и в связи с этим он является символом победы весны над зимой, другими словами, жизни над смертью. Зеленый цвет любят в Австралии, Мексике, Египте, Ирландии и др. В Китае, например, зеленый цвет означает роскошную жизнь и молодость, а в Индии — это мир и надежда. Он помогает нам объединиться с природой и стать ближе друг к другу. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Значение зеленого цвета у многих народов мира – это юность, надежда, веселье, но иногда и недостаточное совершенство или незрелость. Зеленый цвет максимально материален и оказывает успокаивающе, а иногда даже и угнетающее действие, поэтому говорят «тоска зеленая» или «зеленый от злости». Значение зеленого цвета у большинства народов – это символ природы, самой жизни, естества, весны.

Желтый цвет: значение желтого цвета в шедеврах эпохи Возрождения сходно с толкованием цвета в христианстве. В Бразилии желтый цвет воспринимают как знак отчаяния и болезни. В Китае желтый цвет олицетворяет великолепие и является символом империи. Для большинства русских людей значение желтого цвета ассоциируется с разлукой и изменой. Желтый цвет является цветом лёгким, теплым, он вызывает у человека положительные эмоции, ассоциируется у него с радостью и весельем.

Голубой цвет: в средневековье люди, ходившие в голубом, знали истину. Это цвет “спокойной эмоциональности”, расширяет пространство. Но! Замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грёз, цвет мира и согласия.

 

Образец анализа слова «клюква»:

Слово

К

Л

ю

к

в

а

Число

3

4

5

3

3

1

Цвет

Жел.

Зел.

Гол.

Жел.

Жел.

Крас.

Складываем числа 3+4+5+3+3+1=19=1+9=10=1+0=1 (красный) (используем таблицу «Цветосимволика»)

Красный цвет – это олицетворение силы, жизненных сил, энергии, здоровья. По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный к огню, например, пламя святого духа Троицы. Вывод: клюква – это символ жизненной энергии, которую человек черпает из недр природы, «цветное» значение слова подтверждает роль этого словообраза в идейной ткани произведения.

В приведенные таблицы вписываем выбранные слова и исследуем их по предложенному выше образцу.

п

р

и

р

о

д

а

Роз.

Зол.

Крас.

Зол.

Фиол.

Гол.

Крас.

8

9

1

9

7

5

1

 

л

ю

б

о

в

ь

Зел.

Гол.

Оранж.

Фиол.

Жел.

Жел.

4

5

2

7

3

3

 

к

р

а

с

о

т

а

  Жел.

Зол.

Крас.

Крас.

Фиол.

Оранж.

Крас.

3

9

1

1

7

2

1

 

Складываем: 40=4+0=4 (зеленый) -природа

Складываем: 24=2+4=6 (синий) - любовь

Складываем: 24=2+4=6 (синий) - красота

 

Делаем вывод: как соотносятся значения цветовой символики, ключевые понятия и идея автора о том, что такое природа, что она может дать человеку (какие силы?)______________________________________________________.

Вставьте пропущенное слово.

«Добро, красота, _____________ венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно» (М.М. Пришвин).

 

Рабочий лист

2 группа

Учитель:

- Задача: анализ фрагментов текста «вслед за автором» - необходимо заполнить рабочие листы, отвечая на предложенные вопросы и делая проблемный анализ по заданной схеме.

Вопросы

Ответы учащих-ся

По эпизоду «Ель и Сосна»:

Какие средства выразительности использовал автор и зачем?

 

 

Какая иллюстрация ближе указанному фрагменту и почему?

 

По фрагменту «Восход солнца. Тетерев Косач»:

Какими в произведении предстают человек и природа? (дописать недостающие элементы логической схемы «рыба»)

- Какой предстает природа, когда дети воссоединяются?

- Как реагировала природа на ссору детей?

- Найдите элементы описания природы, воссоздающие образ храма.

- Как преображаются дети, оказываясь на полянке у Лежачего камня?

 

Ответы записываются на стрелках:

 
   

 Мир природы

 природа – мир рядом с человеком

Мир человека

Вывод:

 

Рабочий лист

3 группа

Учитель:

 -Задача: сделать проблемный анализ фрагмента «Блудово болото» с использованием корнесловно-смыслового анализа.

Вопросы-задания:

  1. Вставить подходящие по смыслу слова:

Природа ______________, она помогает людям, ________________ . Нужно учиться __________________, знать и понимать природу, беречь и _________________________.

2 Ответ на проблемный вопрос: почему именно клюква упоминается в сказке-были?

  1. Работа с со словом «блудово»: восстановите родственное гнездо данного слова.

Как соотносится слово «блудить» («блуждать») с сюжетом и идеей произведения Пришвина «Кладовая солнца»?

 (Что было с детьми когда они поспорили?Что бывает с людьми, часто не замечающими подсказок и сигналов природы? Какие действия человека можно назвать ошибочными по отношению к природе, «запутывающими его»?)

  1. Задание: в чем сходство понятий «кладовая» и «храм», как эти слова, на ваш взгляд, соотносятся с идеей М.М. Пришвина?

Справка: В словаре С. Ожегова у слова «кладовая» имеется три значения:

  1. помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья;
  2. место хранения корма, запасов на зиму у животных;
  3. средоточие каких-либо скрытых богатств, ценностей.

 

Многозначным является и слово «храм»:

  1. здание для богослужений, церковь;
  2. место, внушающее благоговение и дарующее душевное обновление;
  3. сфера высоких духовных ценностей.

Учащиеся:

- Лес в сказке-были «Кладовая солнца» – это храм, где происходит очищение от плохого и обновление. Схожими можно считать значение №3 первого слова и значение №2 второго слова. Общее у них – значение «место, содержащее нечто ценное для человеческой души. Это значение лежит в основе идеи Пришвина о неразрывной связи человека и природы, идеи восприятия природы как некоего храма, где душа человека обретает новые силы, возрождается.

Учитель:

- Снова я обращаюсь к шкатулке. Здесь появились карточки со словами, из них нужно составить фразу (вызывается один учащийся и составляет фразу (Природа – храм, а человек в ней – созидательповорачиваем оборотной треугольник). Но это еще не все, в нашей волшебной шкатулке есть еще что-то: появился подарок – желтый цветок и бабочка. У древних египтян бабочка на оранжевом цветке – это символ гармонии и вдохновения. Таким образом, разгадав тайну художественного мира сказки-были «Кладовая солнца», мы получили еще и подарок, имеющий отношение к домашнему заданию.

Дифференцированное домашнее задание:

  • Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М. Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина».
  • Поэтическая интерпретация отдельных фрагментов (стихотворение по мотивам сказки-были») «Эта волшебная природа!»

А теперь заполните карточки «обратной связи»: в нужном месте поставьте крест.