Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Виды предложений по цели высказывания».

Автор-разработчик: Белова Ольга Валерьевна


Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Предложение»

Задачи:

• повторить строение и признаки предложения;
• закрепить умение отличать предложение от других языковых единиц;
• учить обучающихся отличать предложения по цели высказывания, составлять предложения и словосочетания;
• учить учеников правильно давать толкование лексического значения слова;
• развивать мышление;
• способствовать формированию познавательных УУД через самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений, анализ речевых ситуаций, выполнение заданий на анализ, сравнение, приведение доказательств;
• способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля;
• развивать личностные УУД через оценивание усваиваемого материала;
• способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога.

Планируемые результаты

Предметные:
• знать особенности строения предложения;
• уметь отличать предложение от других языковых единиц;
• уметь отличать повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;
• уметь давать толкование лексического значения слов;
• уметь находить и исправлять ошибки.

Личностные:
• оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные:
• принимать учебную задачу;
• работать по инструкции учителя;
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
• контролировать выполнение работы, вносить коррективы;
• применять для решения учебной задачи логические действия анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждения и вывода (под руководством учителя);
• правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, грамотно отвечать на вопросы;
• осуществлять совместную деятельность в группе.

Основные понятия: предложение, словосочетание, слово.

Межпредметные связи: литература, музыка, ИЗО (словесное рисование).

Ресурсы: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014-2019.

Используемые технологии: дифференцированный подход, деятельностный подход.

 

Ход урока


1. Организационный момент

- Добрый день. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
(Учитель ставит задачу: проверить готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок). Проверяют готовность рабочего места.

2. Актуализация опорных знаний 1.Организуется повторение.

На доске запись:

Весна
Весенний день
В этом году весна наступила2 рано.

Вопрос обучающимся:
- Чем отличаются эти фразы? Как вы определили, что последняя фраза – это предложение?

Запишите предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Чем отличаются предложение, словосочетание и слово? Какие знаки ставятся в конце предложения?

(Дополнительное задание-разберите слово «наступила» по составу)

2. Учитель организует самостоятельную работу обучающихся:

- Составьте и запишите со словами, которые я диктую, словосочетания, подчеркните орфограммы в словах (все слова изучались в этом году): парашют, изумрудный, издалека, салют, беседовать.

Два человека работают индивидуально на карточках (записать словосочетания, обозначить главные слова): весенний день, современный вокзал, заниматься в библиотеке, разговаривать с другом, повернуть направо.

- Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу: Весной на юг возвращаются перелётные птицы.

- Докажите, что данная фраза является предложением. Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания.

Отвечают на вопросы учителя:

- В первой строке записано слово, во второй дано словосочетание, а в третьей мы видим слова, связанные между собой по смыслу и грамматически, поэтому делаем вывод: в третьей строке записано предложение).

- Грамматическая основа предложения весна (подлежащее, выраженное именем существительным) наступила (сказуемое, выраженное глаголом).

- Слово – это одна единица речи, словосочетание – два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически, а предложение – это несколько слов, связанных по смыслу, грамматически, и в нем содержится законченная мысль).

На (приставка) - ступ (корень) - и (суффикс) -л (суффикс) - а (окончание)

Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах и составляют словосочетания:

Красивый парашют (парашют – после Ш пишу Ю, словарное слово), изумрудный шарф (изумрудный – пишу с буквы И), приехал издалека (издалека – наречие, пишу слитно, безударный гласный в корне А, проверочное слово - даль), салют победы (салют – в корне пишу букву А, надо запомнить), беседовать с друзьями (в корне слова беседовать пишу букву Е, надо запомнить)

Определяют особенности строения предложения:

Грамматическая основа предложения –

(Птицы (подлежащее, выражено именем существительным) возвращаются (сказуемое, выражено глаголом).

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу)

Проверка (карточки) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

весенний день (главное слово) КАКОЙ?, современный вокзал (главное слово) КАКОЙ?, заниматься (главное слово) ГДЕ? в библиотеке, разговаривать (главное слово) С КЕМ? с другом, повернуть (главное слово) КУДА? направо. Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения, разбор слова по составу.

Умение составить словосочетание, найти грамматическую основу предложения. Умение найти главное слово в словосочетании. Соблюдение орфографических норм.

3. Постановка проблемы и определение учебной задачи 1. Учитель подводит обучающихся к формулированию темы урока.

На доске записаны предложения, прочитайте их, пожалуйста:

Я сделал домашнее задание.
Ты сделал домашнее задание?

Проверьте домашнее задание!

- Учитель задаёт вопросы классу:

- Чем отличаются эти предложения? Почему в конце этих предложений стоят разные знаки? Назовите эти знаки.

2. Сообщается тема урока. Учитель подводит обучающихся к формулированию цели урока.

- Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания».

- Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать? Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры.

- Первое предложение произносится спокойно, второе с вопросительной интонацией, а третье предложение содержит указание, что требуется сделать. В конце предложений стоят разные знаки препинания: точка, вопросительный знак и восклицательный.

Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя).

(- Сегодня на уроке мы должны узнать, какие бывают предложения по цели высказывания и научиться определять виды предложений по цели высказывания) Определение темы и цели урока.

4. Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока)

5. Релаксация Рассказывает обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы:

- Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

- Ребята, обратитесь к учебнику и прочитайте определения этих видов предложений (параграф 29, стр. 70)

Организует наблюдение: - Ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений и сделаем вывод.

Под музыку (https://muzebra.net/track/122940098298164/3do-vesennaa-melodia.html) учащимся предлагается закрыть глаза и представить пробуждение природы. «Представьте, как лучи солнышка греют ваши щечки, где-то за окном журчат ручейки, поют птицы, вам очень хочется побежать на улицу и все это увидеть своими глазами. Вы медленно открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу.

Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение.

(- Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные произносятся спокойно, вопросительные с вопросительной интонацией, а побудительные содержат просьбу или приказ)

Обучающиеся закрывают глаза и представляют то, что говорит учитель.

Знание особенностей различных видов предложений.
Адекватное восприятие информации на слух.
Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения.
Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.
Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.

6. Закрепление полученных знаний 1. Мини-диктант.

- Запишите предложения, определите вид предложения по цели высказывания:

1. Небо над головой весеннее.
2. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
3. Над влажной землёй взлетают высоко в небо жаворонки.

4.Вы видели, как красиво они летят?
5. Давайте сделаем фотографию!

- Объясните написание слов.
- Сделайте вывод: как вы определили вид предложения по цели высказывания?

- Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту?

Контролирует выполнение работы.

2. Организуется самостоятельную работу в группах (обучающимся выдаются карточки) составить по 3 предложения:
1 ряд
Составьте и запишите повествовательные предложения на тему «Весенний день в парке».

2 ряд
Составьте вопросительные предложения на тему «Скоро каникулы».

3 ряд
Составьте побудительные предложения на тему «Домашнее задание».

Объяснение орфограмм:

(В слове ГОЛОВА в корне две безударные гласные, проверочные слова – головы, головка, в слове ВЕСЕННЕЕ пишем две буквы н, одна входит в корень, другая является суффиксом, безударный гласный в корне можно проверить словом – вёсны; в слове ПОЛЯХ безударный гласный о, проверочное слово – поле; в слове БЕГУТ – безударный гласный в корне слова е, проверочное слово – бег; в слове ГОВОРЛИВЫЕ две безударные гласные в корне слова – о, проверочные слова – говор и разговорчивый; в слове ЗЕМЛЕЙ безударный гласный в корне слова Е можно проверить словом земли; в слове ВЫСОКО в суффиксе пишем букву О; в слове КРАСИВО в корне следует писать букву А, проверочное слово – краше; в слове ЛЕТЯТ безударный гласный Е можно проверить словом полёт; в слове ДАВАЙТЕ безударный гласный А можно проверить словом дать; в слове ФОТОГРАФИЯ первую О можно проверить словом фото, вторую словом фотограф).

Обучающиеся осуществляют самопроверку. Определяют вид предложений по цели высказывания:

(По цели высказывания 1,2,3 –повествовательные, в конце ставится точка, произносятся предложения спокойно;
4 – вопросительное, в конце стоит вопросительный знак, произносим это предложение с вопросительной интонацией, 5 – побудительное, в конце стоит восклицательный знак, в предложении содержится побуждение к действию).

Составляют устный текст (словесное рисование:
- После прочтения данных предложений мне представляется весенний солнечный день Над головой голубое небо, в котором парят птички. Жаворонки красиво машут крыльями, кружатся над моей головой. Я достаю фотоаппарат и делаю несколько снимков).

Выполняют задания. Осуществляют самопроверку.
Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе.

1 ряд.
Парк весной преображается. На деревьях появляются нежно-зеленые листочки. Солнце светит все ярче и ярче.

2 ряд.
Скоро наступят каникулы? Куда вы планируете поехать отдохнуть? Вы будете делать фотографии во время путешествия?

3 ряд.
Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник. Выполняйте упражнение строго по заданию. Пишите разборчиво и аккуратно!) Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики.

Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм.
Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета.

7. Рефлексия Предлагается обобщить знания, закреплённые на уроке:

- Ребята, давайте поделимся впечатлениями о сегодняшнем уроке
(по кругу обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «рефлексивного перечня» на доске:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учитель подводит обучающихся к формулированию вывода. Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала.

- сегодня я узнал, что предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные,
- было интересно составлять словесную картину,
- было трудно объяснять орфограммы,
- я выполнял задания с удовольствием,
- я понял, что надо много читать, чтобы уметь строить интересные предложения,
- теперь я могу составлять предложения на определенную тему,
- я почувствовал, что мне не хватает слов для составления предложений,
- я приобрел новые знания о предложении,
- я научился различать слова и предложения,
- у меня получилось разбирать предложения,
- я смог все задания записать аккуратно,
- я попробую сочинить новый текст по заданию,
- меня удивило, как быстро прошел урок,
- урок дал мне для жизни много положительных эмоций,
- мне захотелось увидеть журавлей и сфотографировать их.

8. Домашнее задание Творческое задание. Составьте текст на тему «В походе» (5-7 предложений), постарайтесь использовать повествовательные, вопросительные побудительные предложения (в скобках определите, какие предложения по цели высказывания у вас составлены) Запись учащимися задания в дневники.

9. Итог урока Предлагается обучающимся оценить свою работу на уроке.

– Ребята, оцените, как вы сегодня поработали, выскажите свое мнение об уроке и своей работе на нем.

Выставление отметок за урок.

Анализ выполненных индивидуальных заданий по карточкам, объявление оценок. Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке.

- Мне урок понравился, я справился со всеми заданиями правильно, думаю, моя оценка сегодня «отлично».
- Мне на уроке было интересно, но я неправильно указал орфограммы, допустил две ошибки, значит, работал я на «4».

Технологическая карта урока