Предлагаем урок подготовки к написанию сочинения в формате 9.3.
Подготовила Лунина Любовь Владимировна
Тема: Урок одного слова. Патриотизм
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, история)
Цели урока:
- сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3).
- сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
Задачи:
Образовательная:
продолжить формирование умения:
- систематизировать лингвистический материал, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;
- соблюдать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности;
- составлять собственный текст на основе увиденного и услышанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка.
Развивающая:
развивать
- письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление;
- навыки работы с дополнительной литературой, образовательными ресурсами Интернета.
Воспитательная:
-воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому, культуре страны.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийное оборудование, видеоролик, толковые словари.
Планируемые результаты:
Предметные:
-актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение);
-обогащение словарного запаса учащихся;
-умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.
Метапредметные результаты:
-развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие умения поиска и извлечения необходимой информации;
-формирование навыков исследовательской деятельности.
Личностные результаты:
- обогащение внутреннего мира учащихся;
-формирование чувства патриотизма, уважения к родной земле к соотечественникам.
Ход урока
- Организационное начало урока.
- Мотивация к изучению материала
(просмотр видеоролика «Родина») https://vk.com/video-215571576_456239106
- Какова основная идея ролика? Каким словом можно назвать все, что представлено в ролике?
- Представление «слова-темы». Сегодня мы будем говорить о слове «патриотизм». Это и будет темой нашего урока. Запишите в тетрадь дату и тему урока «Урок одного слова. Патриотизм».
- Постановка цели, мотивационный момент (Создание ситуации заинтересованности).
- В последнее время очень часто слышим слово «патриотизм». Знаете ли вы, что такое патриотизм?
- Как вы думаете, почему сегодня мы будем говорить об этом слове?
- Что же мы должны в конце урока с вами узнать? (Происхождение слова, его значение, исторический путь слова «патриотизм», употребление в текстах).
- Сегодня мы с вами составим «паспорт» слова «Патриотизм». На ваших столах рабочие листы, вносите туда необходимую информацию в соответствии с пунктами «паспорта» (приложение 1).
- Этимологическая страница.
- Предлагаю начать с самого начала – с истоков появления слова в языке. Об этимологии этого слова (Индивидуальное задание).
Наши представления о патриотизме связываются с любовью к родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.
Слово происходит от греческого πατριός — «отеческий» через посредство французского patriote — «соотечественник». Русское слово является заимствованием от французского слова patriotisme.
В XVIΙ веке слово «патриот» прочно входит в политический язык Западной Европы. В этот период служение стране понимается как служение монарху. Это связано с тем, что монархия понималась как единственно возможная форма существования государства.
Термин патриотизм вводится в оборот в XVIII веке деятелями эпохи Просвещения, в первую очередь французского. У них он теряет связь с монархическим устройством государства и сближается с понятием гражданина. Любовь к Родине, по их мнению, существует отдельно от государства и достигает высшей степени при народовластии. Французские просветители придавали патриотическому воспитанию огромное значение:
В России попытка ввести государственный патриотизм была сделана в ΧΙΧ веке министром просвещения Сергеем Уваровым. Продолжая увязываться с монархией, это понимание патриотизма вызывало негативную реакцию у части передовой интеллигенции, по мнению Л.Н.Толстого.
- Лексикографическая страница.
- Поработаем со словарями, чтобы определить значение слова:
а) http://gramota.ru/slovari/info/bts
б) https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм
в) Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
(https://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=207)
г) Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля (https://dal.slovaronline.com ).
- Ребята, существуют два понятия – патриотизм истинный и патриотизм ложный. Это антонимичные сочетания. Попробуйте объяснить их значение.
(Истинный патриотизм- это искренняя любовь к своей стране, гордость за свою страну, стремление защищать бескорыстно и улучшать свою Родину.
Ложный патриотизм – это неискренне чувство, когда люди под маской патритизма скрывают свои корыстные цели: жажду славы и наживы.)
- Попробуем подобрать однокоренные слова к слову «патриотизм» и записать их в соответствующий раздел паспорта («патриот», «патриотический», «патриотичный»).
- Одинаковы ли по значению прилагательные «патриотический» и «патриотичный»? Как называются такие слова?
Патриотический – относящийся к патриотам, выражающий патриотизм.
Патриотичный – содержащий элементы патриотизма.
- Литературная страница.
-Наши предки, не зная слова «патриотизм», много говорили о любви к Родине, почитая это чувство священным. Приведите примеры пословиц и поговорок о любви к Родине.
(Жить- Родине служить. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет. Кто за Родину горой, тот истинный герой. За Родину-мать не страшно умирать. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. На чужой стороне и весна не красна. Береги землю родимую, как матушку любимую. Родной куст и зайцу дорог.)
- В каких литературных произведениях, которые вам известны, звучит тема патриотизма? (М.Ю. Лермонтов «Бородино», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.С. Лесков «Левша», стихотворения С. Есенина)
- Вспомним, как проявляется патриотизм в поступках героев произведений.
- Каких людей вы назвали бы патриотами и почему?
- Презентация слова. «Ассоциативный куст»
- Чтобы понять, правильно ли вы поняли, что такое патриотизм, предлагаю составить кластер, используя ассоциации.
ПРЕДАННОСТЬ СВОЕЙ ЗЕМЛЕ |
ПАТРИОТИЗМ |
СТРЕМЛЕНИЕ СЛУЖИТЬ НАРОДУ, ИНТЕРЕСАМ СТРАНЫ |
ГОРДОСТЬ ЗА ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РОДИНЫ |
ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ |
(учащиеся рисуют кластер на рабочих листах)
- Творческая работа (работа в парах).
- Предлагаю вам, ребята, составить советы на тему «Как развивать чувство патриотизма?» и записать их на рабочих листах.
(1. Патриотизм надо воспитывать в семье. Родители-патриоты вырастят детей, любящих свою Родину.
- Нужно изучать историю своей страны, чтобы любить свой народ и гордиться его прошлым,
- Путешествовать по своей стране.
- Узнавать о достижениях своей страны, чтобы гордиться людьми, прославляющими Родину.)
- Анализ текста.
(фрагмент из книги В. С. Кожемяко «Валентин Распутин. Боль души»)
Любовь к Родине – то же, что чувство к матери, вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете. Родина дала нам все, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. Мне не однажды приходилось говорить о патриотизме, поэтому повторяться не стану. Напомню лишь, что патриотизм – это не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями.
Человек в Родине – словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он – духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем Родину, не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. Она и силу, и веру даст.
Родина – это прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом «территория». Слишком многое в этом звуке!.. Есть у человека Родина – он любит и защищает все доброе и слабое на свете, нет – все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рожденья и до смерти согревающее нас тепло. Я верю: и там, за порогом жизни, согревающее – живем же мы в своих детях и внуках бесконечно. Бесконечно, пока есть Родина. Вне ее эта связь прерывается, память слабеет, родство теряется.
*Виктор Стефанович Кожемяко - советский и российский журналист, обозреватель газеты «Правда» с 1963 года.
Задания к тексту.
- Прочитайте текст. О чём же болит душа В.С.Кожемяко?
- Работа по рядам.
1 ряд. Подчеркните ключевые слова и назовите микротему 1 абзаца.
2 ряд. Подчеркните ключевые слова и назовите микротему 2 абзаца.
3 ряд. Подчеркните ключевые слова и назовите микротему 3 абзаца.
- Как связана главная мысль текста с тем словом, о котором мы говорим на уроке?
- Что В.С.Кожемяко считает патриотизмом? Найдите и прочитайте предложение, в котором В.С.Кожемяко высказывает свою точку зрения.
- Составьте определение понятия «патриотизм», исходя из записей на рабочем листе и текста В.С.Кожемяко.
11. Поведение итогов. Синквейн.
- Ребята, чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю составить синквейн с тем словом, о котором говорили весь урок. В этом вам поможет «паспорт» слова.
1 строка. Тема (слово, понятие )
2 строка. Два прилагательных, показывающих отношение к теме
3 строка. Три глагола
4 строка. Предложение в 4 слова
5 строка. Эмоциональное отношение к теме
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Написать сочинение в формате 9.3. на тему «Что такое патриотизм?» на основе текста В.С.Кожемяко. В работе используйте «паспорт» слова.
- Рефлексия «ПОПС-формула».
- Ребята, прошу вас закончить предложения:
П - позиция. «Я читаю, что…»
О - объяснение, обоснование. «Потому, что…»
П - пример. «Я могу это доказать на примере…»
С - следствие, вывод. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Источники:
- https://ru.wiktionary.org/wiki/патриотизм#Этимология
- http://gramota.ru/slovari/info/bts
- https://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=207
- https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/04/21/urok-odnogo-slova-metodika
- https://vk.com/wall-236094_74060
Приложение 1
«Паспорт» слова «патриотизм»
№ |
Раздел |
Сведения |
1 |
Происхождение слова |
|
2 |
Значение слова |
|
3 |
Однокоренные слова |
|
4 |
Литературные произведения |
|
5 |
Как развивать чувство патриотизма? |
|