Технологическая карта урока русского языка в 6 классе I четверти посвящена частям речи.

Автор-разработчик: Мартыненкова Ольга Ивановна

Цели

1. Образовательные:

- закрепление навыков определения частей речи и их морфологических признаков (существительное, прилагательное, глагол);

- закрепление навыков правописания слов с изученными в 5 классе орфограммами.

2. Развивающие:

- развитие навыков монологической речи;

- развитие навыков анализа языкового материала.

3. Воспитательные:

- формирование уважительного отношения к родной природе, уважения к родной литературе, в которой описана Родина, формирование осознанного отношения к русскому языку как средству отражения красоты природы.

Планируемые результаты

- знание частей речи и умение определять их морфологические признаки;

- умение находить орфограммы в морфемах, классифицировать их и объяснять правописание слов;

- умение работать с текстом, выполнять элементы комплексного анализа.

1. Познавательные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение производить анализ, сравнение, обобщение.

2. Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение способов взаимодействия;

- умение точно выражать свои мысли;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить свое высказывание, аргументированно отвечать на поставленный вопрос.

3. Регулятивные УУД:

- умение определять цели.

1. Патриотическое воспитание:

- формирование уважения к Родине через формирование уважения к родному слову, родной природе.

2. Эстетическое воспитание:

- осознание важности художественного текста как средства приобщения к родной культуре.

3.Трудовое воспитание:

- формирование желания выполнять учебные задания, развитие учебно-познавательного интереса к предмету.

Технология: "Проблемно-диалогическое обучение".

Тип урока: Повторение и обобщение знаний.

Материально-технические средства:

1. Компьютер, проектор, экран.

2. Презентация.

3. Учебник.

Использованные приемы:

- " Верные и неверные утверждения".

 

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим повторять материал, пройденный в 5 классе.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. 

2 Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

Ребята, на слайде вы видите стихотворение Маргариты Чуваевой – Серебряной, давайте его прочитаем:

- Величава и вольна, полная участья,
Человеческая речь делится на части.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - просто удивительное!
Все живые существа, вещи и предметы:
Мама, Родина, Москва, Солнце, Море, Лето...
А вместо Существительных, ставь Имязаменители:
У предмета и лица есть Местоименье.
Кофе -"Он",Туфля-"Она","Он"- твой День Рожденья.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – качествовзыскательное:
Верный пёс, Неверный друг, чья-то воля Злая;
Майский дождь, Зелёный луг, нива Золотая...
Нет важнее в жизни роли, чем Прекрасное глаголить!
У ГЛАГОЛОВ лейтмотив – Самоутвержденье:
Через тернии и труд к звёздным восхожденьям.
За глаголами НАРЕЧЬЯ, как буксир, плывут по речке.
Расскажи-ка нам, НАРЕЧЬЕ, как же мог звериный рык
Наших предков
Превратиться в Человеческий язык.
Почему у слова "РЕЧКА"тот же корень, что и "РЕЧЬ"!
Оттого ль их надо людям одинаково беречь?
А СЛОВА СЛУЖЕБНЫЕ, хоть и неприметные, но авторитетные.
Уважать мы их должны: ведь в цепи единой
Мы с СОЮЗАМИ дружны
И непобедимы.
У ПРЕДЛОГОВ роль – вязать все слова на свете,
Собирать и сочетать, как цветы в букете.
МЕЖДОМЕТИЯ нужны, вместо слов красивых.
Ахи, вздохи так нежны, так красноречивы!
А Франция, Германия, Великая Британия –
Эти страны не привыкли обходиться без Артиклей.
СЛОВО – это щит и меч, данные без срока.
Мы должны его беречь, как зеницу ока.
И плывёт издалека, обретая Вечность,
Облачённая в слова, наша Человечность...

- Ребята, о чём это стихотворение?

- Почему автор большое внимание уделяет частям речи?

- Как автор призывает относится к словам?

- Ребята, с какими частями речи мы «близко» знакомы? О каких частях речи мы говорили в 5 классе? (существительное, прилагательное, глагол).

- Давайте поиграем в игру «Верю – не верю». Я буду задавать вопрос, а вы отвечать «да» или «нет».

1. Имя существительное отвечает на вопрос: кто? что? (да)

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос: что делать? что сделать? (нет)

3. У глагола можем определить склонение. (нет)

4. Прилагательные изменяются по родам. (да)

5.Существительные, оканчивающиеся на ь знак относятся к 3 склонению. (да)

6.Относительные прилагательные имеют краткую форму. (нет)

7. У глагола можем определить категорию наклонения. (да)

8. Степени сравнения могут иметь только качественные прилагательные. (да)

9. Категорию одушевленности – неодушевленности у существительных можно определить по вопросу: кто? что? (нет)

- Итак, ребята, во время нашей игры некоторые из вас допускали ошибки. Как вы думаете почему? (Забыли морфологические признаки частей речи).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Части речи и их морфологические признаки)

Обращает внимание учащихся на стихотворение на слайде, побуждает к рассуждениям через создание проблемной ситуации. Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему, цель.

 

 

3 Закрепление знаний, решение учебных задач.

- Вспомним морфологические признаки этих частей речи. (Ученики называют морфологические признаки существительного, прилагательного, глагола)

- Обратимся к учебнику.

Параграф 7. Стр. 22-23.

- Прочитаем и вспомним, какие морфологические признаки определяются у существительного, прилагательного и глагола.

- Обратимся к учебнику.

Упражнение 47 Стр. 23.

Индивидуальная работа у доски

1 ученик выписывает существительные;

2 ученик выписывает глаголы;
3 ученик выписывает прилагательные; 3 ученика выполняют морфологический разбор (1 – бежит, 2 – долине, 3- береговыми)

Остальные ученики выполняют задание самостоятельно.

- Запишите группами известные вам самостоятельные части речи. Обозначьте в записанных прилагательных безударные окончания. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

Луговая речка бежит по ровной долине или по широкому лугу. Извилистые берега её обрастают местами лозняком, вербою и ольхой, а местами осокой и другими береговыми травами; дно её ровно и гладко, и глубина почти везде одинакова.
(С. Аксаков)

- Давайте обратимся к учебнику.

Упражнение 46 Стр. 23.

- Почитайте текст.

Закат т..жело пыла..т на кронах дерев(?)ев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бе(з, с)шумно лета..т, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах3 — звучание вечера, догоревшего дня. А вечером бл..снёт наконец озеро, как ч..рное, косо поставленное зеркало. Ноч(?) уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду, — ноч(?), полная звёзд. На запад.. ещё тлеет заря, в зар..слях волч(?)их ягод кр..чит выпь, и на мшарах* бормоч..т и воз..тся журавли, обе(з, с)покоенные дымом к..стра. Всю ноч(?) огонь1 к..стра то разгорает(?)ся, то гасн..т.
(К. Паустовский)

- Как вы думаете, как можно его озаглавить?

- В заголовок мы вынесем тему текста или основную мысль?

- К какому стилю речи можно отнести этот текст, почему?

- Найдите в тексте слова, которые обозначают звуки и краски догорающей осени.

- У выделенных существительных укажите род, склонение, падеж.

- У прилагательных – род , падеж.

- У глаголов – вид, спряжение.

- Найдите в этом тексте 2-3 предлога, 2-3 союза.

Задает вопросы, помогает в формулировке вывода из задания.

 

4 Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

- Спишите текст, выделите морфемы, где находятся орфограммы. Объясните орфограммы графически.
Закат т..жело пыла..т на кронах дерев(?)ев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бе(з, с)шумно лета..т, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах3 — звучание вечера, догоревшего дня. А вечером бл..снёт наконец озеро, как ч..рное, косо поставленное зеркало. Ноч(?) уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду, — ноч(?), полная звёзд. На запад.. ещё тлеет заря, в зар..слях волч(?)их ягод кр..чит выпь, и на мшарах* бормоч..т и воз..тся журавли, обе(з, с)покоенные дымом к..стра. Всю ноч(?) огонь1 к..стра то разгорает(?)ся, то гасн..т.
(К. Паустовский)

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

5. Подведение итогов.

- Итак, давайте вернемся к началу занятия. На какую тему мы сегодня размышляли?

- Какую цель достигали?

- А какими способами мы достигали поставленной цели? С помощью каких видов деятельности? (вспоминать, что уже знаем, выполнять задания, проверять, отвечать,…)

- Испытывали ли мы в течение урока трудности? Какие? На каком этапе урока?

Помогает учащимся сделать выводы и оценить свою деятельность. 

6. Домашняя работа. Параграф 7, упр 48, стр 24.

- Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите. В первом абзаце над существительными напишите склонение и падеж; во втором над глаголами напишите вид и спряжение; над выделенными прилагательными напишите род и падеж.

Есть прелесть и в самой поз(?)ней3 осени — в этом безн..дёжном дожде, в этих острых, одуряющих зап..хах тления, в этих мален(?)ких, сморщенных, пос..невших от холода сырое..ках, на ссохшихся б..ретиках которых лежат сосновые иголки, липнет бруснич(?)ный лист и др..жит, св..ркает, как слеза, дождевая капля.
Шумит над головой лес. Мя..ко похлюпывает под ногами сизый карельский мох.4 Рдяно алеют в своей нерж..веющей зелени крупные бусины брусники... Косо, невп..пад лежит рыжий, поникший пап..ротник... И никаких звуков — ничего, кроме шума дождя и ш..рохов леса.
(Л. Пантелеев)

7. Рефлексия.

Ребята, хочу вам предложить волшебный мелок и волшебную губку. С их помощью вы можете что-то добавить или убрать с урока. Что бы вы выбрали?

Оценивает деятельности обучающихся, побуждает учащихся к оценке их собственной деятельности на уроке. Отвечают, аргументируя свою точку зрения. 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (табличная форма)