Технологическая карта урока русского языка в 6 классе I четверти посвящена частям речи.
Автор-разработчик: Мартыненкова Ольга Ивановна
Цели
1. Образовательные:
- закрепление навыков определения частей речи и их морфологических признаков (существительное, прилагательное, глагол);
- закрепление навыков правописания слов с изученными в 5 классе орфограммами.
2. Развивающие:
- развитие навыков монологической речи;
- развитие навыков анализа языкового материала.
3. Воспитательные:
- формирование уважительного отношения к родной природе, уважения к родной литературе, в которой описана Родина, формирование осознанного отношения к русскому языку как средству отражения красоты природы.
Планируемые результаты
- знание частей речи и умение определять их морфологические признаки;
- умение находить орфограммы в морфемах, классифицировать их и объяснять правописание слов;
- умение работать с текстом, выполнять элементы комплексного анализа.
1. Познавательные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение производить анализ, сравнение, обобщение.
2. Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение способов взаимодействия;
- умение точно выражать свои мысли;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить свое высказывание, аргументированно отвечать на поставленный вопрос.
3. Регулятивные УУД:
- умение определять цели.
1. Патриотическое воспитание:
- формирование уважения к Родине через формирование уважения к родному слову, родной природе.
2. Эстетическое воспитание:
- осознание важности художественного текста как средства приобщения к родной культуре.
3.Трудовое воспитание:
- формирование желания выполнять учебные задания, развитие учебно-познавательного интереса к предмету.
Технология: "Проблемно-диалогическое обучение".
Тип урока: Повторение и обобщение знаний.
Материально-технические средства:
1. Компьютер, проектор, экран.
2. Презентация.
3. Учебник.
Использованные приемы:
- " Верные и неверные утверждения".
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим повторять материал, пройденный в 5 классе.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.
2 Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.
Ребята, на слайде вы видите стихотворение Маргариты Чуваевой – Серебряной, давайте его прочитаем:
- Величава и вольна, полная участья,
Человеческая речь делится на части.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - просто удивительное!
Все живые существа, вещи и предметы:
Мама, Родина, Москва, Солнце, Море, Лето...
А вместо Существительных, ставь Имязаменители:
У предмета и лица есть Местоименье.
Кофе -"Он",Туфля-"Она","Он"- твой День Рожденья.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – качествовзыскательное:
Верный пёс, Неверный друг, чья-то воля Злая;
Майский дождь, Зелёный луг, нива Золотая...
Нет важнее в жизни роли, чем Прекрасное глаголить!
У ГЛАГОЛОВ лейтмотив – Самоутвержденье:
Через тернии и труд к звёздным восхожденьям.
За глаголами НАРЕЧЬЯ, как буксир, плывут по речке.
Расскажи-ка нам, НАРЕЧЬЕ, как же мог звериный рык
Наших предков
Превратиться в Человеческий язык.
Почему у слова "РЕЧКА"тот же корень, что и "РЕЧЬ"!
Оттого ль их надо людям одинаково беречь?
А СЛОВА СЛУЖЕБНЫЕ, хоть и неприметные, но авторитетные.
Уважать мы их должны: ведь в цепи единой
Мы с СОЮЗАМИ дружны
И непобедимы.
У ПРЕДЛОГОВ роль – вязать все слова на свете,
Собирать и сочетать, как цветы в букете.
МЕЖДОМЕТИЯ нужны, вместо слов красивых.
Ахи, вздохи так нежны, так красноречивы!
А Франция, Германия, Великая Британия –
Эти страны не привыкли обходиться без Артиклей.
СЛОВО – это щит и меч, данные без срока.
Мы должны его беречь, как зеницу ока.
И плывёт издалека, обретая Вечность,
Облачённая в слова, наша Человечность...
- Ребята, о чём это стихотворение?
- Почему автор большое внимание уделяет частям речи?
- Как автор призывает относится к словам?
- Ребята, с какими частями речи мы «близко» знакомы? О каких частях речи мы говорили в 5 классе? (существительное, прилагательное, глагол).
- Давайте поиграем в игру «Верю – не верю». Я буду задавать вопрос, а вы отвечать «да» или «нет».
1. Имя существительное отвечает на вопрос: кто? что? (да)
2. Имя прилагательное отвечает на вопрос: что делать? что сделать? (нет)
3. У глагола можем определить склонение. (нет)
4. Прилагательные изменяются по родам. (да)
5.Существительные, оканчивающиеся на ь знак относятся к 3 склонению. (да)
6.Относительные прилагательные имеют краткую форму. (нет)
7. У глагола можем определить категорию наклонения. (да)
8. Степени сравнения могут иметь только качественные прилагательные. (да)
9. Категорию одушевленности – неодушевленности у существительных можно определить по вопросу: кто? что? (нет)
- Итак, ребята, во время нашей игры некоторые из вас допускали ошибки. Как вы думаете почему? (Забыли морфологические признаки частей речи).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Части речи и их морфологические признаки)
Обращает внимание учащихся на стихотворение на слайде, побуждает к рассуждениям через создание проблемной ситуации. Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему, цель.
3 Закрепление знаний, решение учебных задач.
- Вспомним морфологические признаки этих частей речи. (Ученики называют морфологические признаки существительного, прилагательного, глагола)
- Обратимся к учебнику.
Параграф 7. Стр. 22-23.
- Прочитаем и вспомним, какие морфологические признаки определяются у существительного, прилагательного и глагола.
- Обратимся к учебнику.
Упражнение 47 Стр. 23.
Индивидуальная работа у доски
1 ученик выписывает существительные;
2 ученик выписывает глаголы;
3 ученик выписывает прилагательные; 3 ученика выполняют морфологический разбор (1 – бежит, 2 – долине, 3- береговыми)
Остальные ученики выполняют задание самостоятельно.
- Запишите группами известные вам самостоятельные части речи. Обозначьте в записанных прилагательных безударные окончания. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
Луговая речка бежит по ровной долине или по широкому лугу. Извилистые берега её обрастают местами лозняком, вербою и ольхой, а местами осокой и другими береговыми травами; дно её ровно и гладко, и глубина почти везде одинакова.
(С. Аксаков)
- Давайте обратимся к учебнику.
Упражнение 46 Стр. 23.
- Почитайте текст.
Закат т..жело пыла..т на кронах дерев(?)ев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бе(з, с)шумно лета..т, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах3 — звучание вечера, догоревшего дня. А вечером бл..снёт наконец озеро, как ч..рное, косо поставленное зеркало. Ноч(?) уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду, — ноч(?), полная звёзд. На запад.. ещё тлеет заря, в зар..слях волч(?)их ягод кр..чит выпь, и на мшарах* бормоч..т и воз..тся журавли, обе(з, с)покоенные дымом к..стра. Всю ноч(?) огонь1 к..стра то разгорает(?)ся, то гасн..т.
(К. Паустовский)
- Как вы думаете, как можно его озаглавить?
- В заголовок мы вынесем тему текста или основную мысль?
- К какому стилю речи можно отнести этот текст, почему?
- Найдите в тексте слова, которые обозначают звуки и краски догорающей осени.
- У выделенных существительных укажите род, склонение, падеж.
- У прилагательных – род , падеж.
- У глаголов – вид, спряжение.
- Найдите в этом тексте 2-3 предлога, 2-3 союза.
Задает вопросы, помогает в формулировке вывода из задания.
4 Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
- Спишите текст, выделите морфемы, где находятся орфограммы. Объясните орфограммы графически.
Закат т..жело пыла..т на кронах дерев(?)ев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бе(з, с)шумно лета..т, как будто заглядывают в лицо, летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах3 — звучание вечера, догоревшего дня. А вечером бл..снёт наконец озеро, как ч..рное, косо поставленное зеркало. Ноч(?) уже стоит (над)ним и смотр..т в его тёмную воду, — ноч(?), полная звёзд. На запад.. ещё тлеет заря, в зар..слях волч(?)их ягод кр..чит выпь, и на мшарах* бормоч..т и воз..тся журавли, обе(з, с)покоенные дымом к..стра. Всю ноч(?) огонь1 к..стра то разгорает(?)ся, то гасн..т.
(К. Паустовский)
Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.
5. Подведение итогов.
- Итак, давайте вернемся к началу занятия. На какую тему мы сегодня размышляли?
- Какую цель достигали?
- А какими способами мы достигали поставленной цели? С помощью каких видов деятельности? (вспоминать, что уже знаем, выполнять задания, проверять, отвечать,…)
- Испытывали ли мы в течение урока трудности? Какие? На каком этапе урока?
Помогает учащимся сделать выводы и оценить свою деятельность.
6. Домашняя работа. Параграф 7, упр 48, стр 24.
- Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите. В первом абзаце над существительными напишите склонение и падеж; во втором над глаголами напишите вид и спряжение; над выделенными прилагательными напишите род и падеж.
Есть прелесть и в самой поз(?)ней3 осени — в этом безн..дёжном дожде, в этих острых, одуряющих зап..хах тления, в этих мален(?)ких, сморщенных, пос..невших от холода сырое..ках, на ссохшихся б..ретиках которых лежат сосновые иголки, липнет бруснич(?)ный лист и др..жит, св..ркает, как слеза, дождевая капля.
Шумит над головой лес. Мя..ко похлюпывает под ногами сизый карельский мох.4 Рдяно алеют в своей нерж..веющей зелени крупные бусины брусники... Косо, невп..пад лежит рыжий, поникший пап..ротник... И никаких звуков — ничего, кроме шума дождя и ш..рохов леса.
(Л. Пантелеев)
7. Рефлексия.
Ребята, хочу вам предложить волшебный мелок и волшебную губку. С их помощью вы можете что-то добавить или убрать с урока. Что бы вы выбрали?
Оценивает деятельности обучающихся, побуждает учащихся к оценке их собственной деятельности на уроке. Отвечают, аргументируя свою точку зрения.