Урок «Повторение изученного по теме «Причастие» направлен на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы, развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков коллективной и самостоятельной работы.
Автор-разработчик: Алябьева Оксана Сергеевна
Класс: 7
Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы.
Задачи: закрепить знания учеников; развить навыки морфологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников.
Тип урок: урок систематизации ЗУН
Планируемые результаты:
Предметные: знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; умение находить слова, обозначающие признак предмета по действию, в предложениях; определять синтаксическую роль причастия, определять вид и время причастий.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Образовательные ресурсы: https://videouroki.net/, https://www.zavuch.ru/, https://открытыеуроки.рф/
Ресурсы: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014-2019.
Ход урока
- Самоопределение к действию.
Приветственное слово:
– Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!
- Актуализация опорных знаний.
–Урок я хочу начать с игры. Первый ряд – команда №1. Второй ряд – команда №2. Третий ряд – команда №3. Выберите капитана в каждой команде, именно он будет решать, кто дает ответ на вопрос. Сигналом желания ответить служит поднятая рука.
– Итак, первый вопрос для первой команды (поочередно командам задаются вопросы, если верный ответ не получен, ход переходит следующей команде).
Вопросы:
- Назовите морфологические признаки, унаследованные причастием от глагола и прилагательного.
(Ответ детей: от глаголов – вид, возвратность, время; от прилагательных – падеж, число, род)
- Назовите суффиксы, с помощью которых образуются причастия от глаголов первого спряжения?
(Ответ детей: суффиксы действительных причастий -ущ-, -ющ-; страдательных -ем-, -ом-)
- Назовите суффиксы, с помощью которых образуются причастия от глаголов второго спряжения?
(Ответ детей: суффиксы действительных причастий -ащ-, -ящ-; страдательных -им-)
- Назовите суффиксы страдательных причастий.
(Ответ детей: настоящее время -ом-, -ем-, -им-; прошедшее время -енн-, -нн-, -т-)
- Назовите суффиксы действительных причастий.
(Ответ детей: настоящее время -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; прошедшее время -вш-, шн-)
- Расскажите о правописании не с причастиями.
(Ответ детей: не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет зависимых слов. Не с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимые слова или противопоставление. Не с краткими причастиями пишется раздельно.)
- Расскажите о правописании одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных.
(Ответ детей: в причастиях в суффиксе пишется две буквы -н-: если в причастии есть приставка (кроме не-), если причастие имеет зависимые от него слова, в причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, причастиях, которые заканчиваются на –ованн-/-ёванн-. Исключение составляют слова кованый, жеваный. В отглагольных прилагательных пишется одна буква -н-)
- Что мы называем причастным оборотом?
(Ответ детей: причастный оборот - это пунктуационно-смысловой отрезок. Он состоит из причастия и зависимых от него слов).
- Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.
(ответ детей: если причастный оборот стоит после определяемого слова или относится к личному местоимению, то он выделяется на письме запятыми)
(Подведение итогов игры)
- Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
– Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?
(Повторять тему «Причастие»)
– Совершенно верно. Наша задача на урок – повторить все, что мы знаем о причастии.
- Выявление места и причины затруднения. Построение выхода из затруднения.
– Начнем мы с «Вопросов на засыпку»
- Определите, какой частью речи является слово «взволнован(нн)о» в следующих предложениях:
Она старалась держаться спокойно, но лицо ее было взволнованно.
Ребята взволнованно обсуждали свои дальнейшие планы, посвященные раскрытию тайн.
Лицо девушки было взволновано мыслями о предстоящей важной встрече.
(Дети записывают предложения, определяют часть речи, объясняют написание одной и двух букв н в суффиксе, объясняют постановку знаков препинания)
- Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени от слов: бороться, клеить, смотреть.
(Образуют причастия, объясняют правописание суффиксов)
- Образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени от слов:
Одевать, гнать, увидеть, услышать.
(Образуют причастия, отмечая, что страдательные причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида, объясняют правописание суффиксов).
– Ребята, что вы знаете о причастном обороте?
(ответы детей)
– Выполним задание, в котором необходимо будет правильно обозначить границы причастного оборота и расставить знаки препинания.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна. 4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали. 6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
(Записывают предложения под диктовку учителя, определяют границы причастного оборота, расставляют запятые, подчеркивают причастный оборот как член предложения, объясняют правописание причастий. Несколько человек поочередно работают у доски. Остальные в тетради.
1) Наступает золотая осень, приносящая дожди. 2) Река, огибавшая берег, уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна. 4) Мы опускаем руки в воду, струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали. 6) Листья, кружащиеся в воздухе, падают на землю.)
- Самостоятельная работа с последующей проверкой.
–А теперь поработаем самостоятельно. Проведем орфографический «забег». Вы получаете карточки с заданиями на разные виды орфограмм в причастиях. Списываете, вставляете пропущенные буквы, выделяете орфограммы.
(Карточки детям раздаются в произвольном порядке, четыре человека самостоятельно работают у доски, коллективная проверка)
Карточка 1. Для проходивш.. дистанц..ю; от высохш.. коло..ца; в промокш.. пальт..; с остывш.. кофе; в открыт.. форт..чку; с развевающ..ся полотнищ..м; у почитаем.. в..терана; в проявивш..ся радост..; на открыт.. воздух..; не имеющ.. времен..; об улыбающ..ся однокла..сниках.
(Для проходивших дистанцию; от высохшего колодца; в промокшем пальто; с остывшим кофе; в открытую форточку; с развевающимся полотнищем; у почитаемого ветерана; в проявившейся радости; на открытом воздухе; не имеющего времени; об улыбающихся одноклассниках)
Карточка 2. Сия..щая вода; люб..щие р..дители; передава..мые нов..сти; знач..мый для культуры; колебл..мые травы; опуска..щийся на дно; ре..щий флаг; стел..щийся дым; держ..щийся р..зультат; просушива..мые грибы; отдаля..мая р..звязка; невид..мая строч..ка.
(Сияющая вода; любящие родители; передаваемые новости; значимый для культуры; колеблемые травы; опускающийся на дно; реющий флаг; стелющийся дым; держащийся результат; просушиваемые грибы; отдаляемая развязка; невидимая строчка)
Карточка 3. Домотка..ное сукно — тка..ное дома полотно — вытка..ное полотно. Серебр..ный подстака..ник — посеребр..ный подстака..ник. Масл..ные оладьи — промасле..ная бумага — масля..ные краски.
(Домотканое сукно — тканное дома полотно — вытканное полотно. Серебряный подстаканник — посеребренный подстаканник. Масленые оладьи — промасленная бумага — масляные краски)
Карточка 4. (Не)понимающий взгляд; (не)понявший условие задачи; (не)упакованные, а разбросанные вещи; (не)исследованная геологами местность; яркое, но (не)греющее солнце; ещё (не) облетевшие листья; блестела (не)высохшая роса; (не)засеянные, а отдыхающие поля; колосья (не)скошены; овёс (не)убран крестьянами.
(Непонимающий взгляд; не понявший условие задачи; не упакованные, а разбросанные вещи; не исследованная геологами местность; яркое, но негреющее солнце; ещё не облетевшие листья; блестела невысохшая роса; не засеянные, а отдыхающие поля; колосья не скошены; овёс не убран крестьянами)
– В финале урока я предлагаю выполнить тест, обобщающий наши знания по теме «Причастие»
(Обучающиеся работают самостоятельно. Тесты сдают учителю для проверки)
Тест.
- В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква
А) люб..щие разговаривать, дети дремл..т
Б) стро..щаяся школа, иголки кол..тся
В) крас..щие вещества, травы стел..тся
Г) пен..щиеся волны, все увид..т
- В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква
А) он дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся друзья
Б) двига..шься к выходу, на стро..щемся заводе
В) та..щий снег, постро..ное здание
Г) выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы
- В каком ряду в обоих случаях пишется НН:
А) подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
Б) не выуче..ы уроки, связа..ый свитер
В) нечая..ый взгляд, кури..ый бульон
Г) ути..ая охота, кова..ая лошадь
- В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно?
А) (не)придуманный сюжет
Б) (не)изгладимое впечатление
В) (не)дремлющее око
Г) (не)стоявший в очереди покупатель
Д) яростно (не)навидящий ложь
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.
А) 1,2
Б) 2,3
В) 1,2,3
Г) 3,4
(Ответы к тесту: 1-Г, 2-А, 3-А, 4-Г, 5-Б)
- Итог урока. Рефлексия.
– Подведем итог нашего урока, вспомним, какие цели мы ставили перед собой, достигли мы ли их? (ответы детей)
– Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?(ответы детей)
– Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.
Домашнее задание: распечатки с заданиями.
Задание. Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Выделить причастный оборот в предложениях. Над причастиями надписать их морфологические признаки.
1) Бодрым пр..сыпает(?)ся путешестве(нн/н)ик ра(з/с)буже(нн/н)ый утре(нн/н)ими голосами птиц пролет..вших над самой п..латкой.
2) На белой дорог.. спокойно п..слась пара лошадей запряже(нн/н)ая в воз с яблоками.
3) Соня пр..бежавшая за ключ..м забытым ею на к..моде вывела нас из этого т..желого пол..жения.