Соболева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 5» города Железногорска Курской области представляет конспект урока русского языка в 5 классе.

 

Понятие о пунктуации. Знаки препинания

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: создание содержательных и организационных условий для осознания учениками практической и личностной значимости учебного материала.

Задачи

Образовательные: формировать понятие о пунктуации как разделе лингвистики, добиваться от школьников осмысления роли пунктуационных знаков в письменной речи.

Развивающие: развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, уважительное отношение к родному языку.

Планируемые результаты          

Предметные:

Знать: разделы пунктуации, знаки препинания каждого раздела.

Уметь: интонационно правильно произносить предложения с однородными членами, обра­щениями, ставить знаки пре­пинания в таких предложени­ях (простые случаи); правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

УУД

Личностные УУД: уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

Познавательные УУД: умение пользоваться изучающим видом чтения, осуществлять анализ, синтез, преобразование информации, устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия: пунктуация, разделы пунктуации, знаки препинания.

Ресурсы:

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 182 с. : ил.

Оборудование: бумага формата А3, фломастеры или маркеры для изготовления схем.

Формы работы: групповая, индивидуальная.  

Технология: проблемный диалог.           

 

Ход урока

 

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Ребята, вы любите проводить эксперименты?

Сегодняшний урок я предлагаю начать с лингвистического эксперимента!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

/Запишем на доске небольшой текст дважды: с одной стороны доски – без знаков препинания и пробелов, с другой – в соответствии со всеми правилами пунктуации/

Леснойкотёнок

Идуясружьёмполесувижунаполянкемаленькийкотёночекходитхвосткороткиймордочкапучеглазаяглазаглупыесхватилон

вротдлиннуюсоломинкуасамупалнаспинузадниминогамисоломинкуподбрасываетнадоелакотёнкусоломинказамухой

погналсяпотомцветоклапойударилтутшмельпопалнаглазаподобралсякотёноккшмелюдакакдастзаднейлапойпоромашке

накоторойшмельсиделисбилеголовкоорудуетзаднейногойкакпереднейдомашнейкошкетакнесуметькотёнокнепростой

былэтобыллисёнок.

(По Е. Чарушину)

Лесной котёнок

    Иду я с ружьём по лесу, вижу: на полянке маленький котёночек ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая, глаза глупые. Схватил он в рот длинную соломинку, а сам упал на спину, задними ногами соломинку подбрасывает. Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок к шмелю да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел! И сбил его. Ловко орудует задней ногой, как передней. Домашней кошке так не суметь. Котёнок не простой был. Это был рысёнок.

(По Е. Чарушину)

Попросим двух учеников выразительно прочитать текст. Один из них выполнит задание легко, второй столкнётся с трудностями.

III. Выявление места и причины затруднения.

Задание было одно? А выполнили вы его как? Почему?

/ Отсутствие знаков препинания затрудняет и понимание текста, и выбор интонации/

– Какая сегодня будет тема урока?

– Запишите тему урока.

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

– Что нам необходимо узнать, чему нужно научиться, изучая данный раздел лингвистики?

/Дети формулируют задачи урока/

V. Реализация построенного проекта.

Работа с рубрикой «Теоретические сведения» стр. 149-151, § 31-32 (в малых группах, по 3-4 человека)

Изучите тему самостоятельно и представьте информацию в виде схемы, которая будет отражать разделы пунктуации (они названы в учебнике) и знаки препинания, используемые в каждом разделе (это нужно будет определить самим).

По окончании работы группы представят результат своего труда – опорные схемы.

– Оцените работу друг друга, выберите наиболее удачный вариант.

У пятиклассников могут возникнуть вопросы: ещё не все знаки препинания изучены. Например, они вряд ли смогут отнести к какому-либо разделу скобки, в сложном предложении пока могут поставить только запятую. Не будем вдаваться в детали, просто скажем, что подробно мы будем это изучать в 8 классе.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 – Составьте устный ответ по теме «Разделы пунктуации», опираясь на схему.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с текстом о лесном котёнке (упражнение № 331).

– Спишите, разделяя на слова, предложения, абзацы, используя прописную букву и знаки препинания.

Леснойкотёнок

Идуясружьёмполесувижунаполянкемаленькийкотёночекходитхвосткороткиймордочкапучеглазаяглазаглупыесхватилон

вротдлиннуюсоломинкуасамупалнаспинузадниминогамисоломинкуподбрасываетнадоелакотёнкусоломинказамухой

погналсяпотомцветоклапойударилтутшмельпопалнаглазаподобралсякотёноккшмелюдакакдастзаднейлапойпоромашке

накоторойшмельсиделисбилеголовкоорудуетзаднейногойкакпереднейдомашнейкошкетакнесуметькотёнокнепростой

былэтобыллисёнок.

(По Е. Чарушину)

Выполняем индивидуально, проверяем по эталону

Лесной котёнок

    Иду я с ружьём по лесу, вижу: на полянке маленький котёночек ходит. Хвост короткий, мордочка пучеглазая, глаза глупые. Схватил он в рот длинную соломинку, а сам упал на спину, задними ногами соломинку подбрасывает. Надоела котёнку соломинка. За мухой погнался, потом цветок лапой ударил. Тут шмель попал на глаза. Подобрался котёнок к шмелю да как даст задней лапой по ромашке, на которой шмель сидел! И сбил его. Ловко орудует задней ногой, как передней. Домашней кошке так не суметь. Котёнок не простой был. Это был рысёнок.

(По Е. Чарушину)

Обсуждаем, почему в некоторых случаях дети поставили разные знаки.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

 – Связана ли пунктуация с другими разделами лингвистики? Как?

/ Дети говорят о связи пунктуации с синтаксисом/

– Спишите текст упражнения № 336, определяя границы предложений и расставляя знаки препинания в конце и внутри предложения.

Проверка упражнения № 336.

IX. Подведение итогов урока.

– Объясните, как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

– Сформулируйте вывод о роли пунктуации в письменной речи.

X. Задание на дом: подготовить устный ответ по теме «Пунктуация. Разделы пунктуации», выполнить упражнение № 332 или 333 (по желанию).

XI. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите фразу:

– Сегодня на уроке я узнал…

– Сегодня на уроке я научился…

– Сегодня мне было трудно…

– К следующему уроку я постараюсь…

 

Автор: Соболева Марина Александровна