Данная методическая разработка может быть использована при изучении нового материала по теме «Деепричастие» (вводный урок).
В методической разработке урока используется материал для анализа – образцовые художественные тексты из стихотворения Э.А. Асадова « В лесном краю», рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Урок-исследование построен в рамках системно-деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технология сотрудничества (работа в группах). Данная форма работы способствует активному взаимодействию обучающихся друг с другом и учителем.
Разработчик: Пашина Светлана Михайловна
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия в деепричастии
Урок-исследование
Цель урока: дать понятие о деепричастии, его роли в художественных текстах, синтаксической функции.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий; научить находить деепричастия; определять их грамматические признаки;
-создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; развивать познавательные способности: речь, логическое мышление, внимание;
- воспитывать культуру общения; уважение к собеседнику; интерес к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, стихотворение Эдуарда Асадова «В лесном краю», карточки с заданиями.
Учебники: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2016 г.
Тип урока: изучение нового.
Основной метод: частично-поисковый.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться различать деепричастия, глаголы, наречия.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе алгоритма выполнения задания.
Применяемая технология: технология проблемного обучения.
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ
-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
- ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом ребус.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ
На доске перед стихотворение Эдуарда Асадова «В лесном краю»
- Прочитайте стихотворение.
- Назовите, кто совершает действие?
- Выпишите слова, которые выражают действие
- Какое из этих действий главное?
- Какое добавочное?
- Все ли выписанные слова являются глаголами?
- Чем отличаются от глаголов? (нет привычных окончаний, не изменяются)
- Зададим к этим словам от глаголов вопросы
Грозою до блеска промыты чащи,
А снизу, из-под зеленых ресниц,
Лужи наивно глаза таращат
На пролетающих в небе птиц.
Гром, словно в огненную лису,
Грохнул с утра в горизонт багряный,
И тот, рассыпавшись, как стеклянный,
Брызгами ягод горит в лесу.
Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
Маленький жук золотою каплей
Висит и качается на цветке,
А в речке на длинной своей ноге
Ива нахохлилась, будто цапля,
Дремлет, лесной ворожбой объята...
А мимо, покачиваясь в волнах,
Пунцовый воздушный корабль заката
Плывет на распущенных парусах...
Сосны беседуют не спеша.
И верю я тверже, чем верят дети,
Что есть у леса своя душа,
Самая добрая на планете!
Самая добрая потому,
Что, право, едва ли не все земное,
Вечно живущее под луною
Обязано жизнью своей ему!
И будь я владыкой над всей планетой,
Я с детства бы весь человечий род
Никак бы не меньше, чем целый год,
Крестил бы лесной красотою этой!
Пусть сразу бы не было сметено
Все то, что издревле нам жить мешало,
Но злобы и подлости все равно
Намного бы меньше на свете стало!
Никто уж потом не предаст мечту
И веру в светлое не забудет,
Ведь тот, кто вобрал в себя красоту,
Плохим человеком уже не будет!
– Тема урока: «Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия в деепричастии».
- ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Создание проблемной ситуации.
Мы записали тему урока. Сформулируйте, какие цели стоят перед нами? Что мы с вами должны узнать?
- Познакомиться .... (с новой частью речи)
- Узнать .... (признаки деепричастия)
- Закрепить .... (полученные знания и навыки)
– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание букв «дее»? Каким словам они созвучны? (деятель, дееспособный, действие)
– Какая часть речи в русском языке обозначает действие? (глагол)
– Обратимся ко 2 части слова – причастие. Отвлекитесь от термина «причастие как часть речи» и вдумайтесь в смысл самого слова.
– Что оно обозначает? («причастность к действию»)
Выявление места и причины затруднения
– Найдите различия в предложениях на слайде:
Человек сам становится счастливее, поднимает настроение окружающим, когда делает добро.
Человек, делая добро, поднимает настроение окружающим, и сам становится счастливее.
В каком из предложений от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?
В каком предложении выделенные слова обозначают: одно – главное, основное действие, выраженное глаголом, а другое – добавочное, дополнительное при главном?
Добавочное действие выражено словом, делая. Это деепричастие. Деепричастия образуются от глаголов.
На какой вопрос отвечает деепричастие: улыбаясь? (как? что делая?)
– Давайте сформулируем определение деепричастия.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом и отвечает на вопросы что делая? что сделав?
- ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ
– Все дети похожи на своих родителей. Деепричастие тоже похоже на своих родителей. А родителями деепричастия являются глагол и наречие. Наша задача выяснить, какие признаки деепричастие взяло себе от глагола и наречия. Чем оно похоже на своих родителей?
(Организую работу по исследованию проблемной ситуации в группах)
– Разделимся на группы. Каждая группа попробует определить один из признаков деепричастия. Затем мы сведем все признаки в одну таблицу.
1 ряд – Задавая вопрос к деепричастию, попробуйте определить какой признак у деепричастия есть от глагола (вид)
Замедляя шаг, он постепенно остановился. (что делая?)
- Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? – сказал наконец Бульба, очнувшись от своей задумчивости. (Н. В. Гоголь) (что сделав?)
2 ряд – Попробуйте изменить предложенные вам слова. (неизменяемая ЧР)
А) далеко, постепенно
Б) очнувшись, замедляя
3 ряд – Определите синтаксическую роль выделенных слов.
Она уже была от него далеко…;… он постепенно остановился
сказал наконец Бульба, очнувшись от своей задумчивости.
Замедляя шаг…
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Открытие нового знания.
Заслушивает представителей от групп.
Подводит итоги групповой работы.
Признаки от глагола |
Признаки от наречия |
1. Вид |
1. Неизменяемая ЧР |
|
2. Синтаксическая роль (обстоятельство) |
Предлагаю инструкцию по выявлению деепричастий.
- Ищи в тексте слово с суффиксом -а-, -я-, -учи, -в-, -вши-, -ши-.
Лежа, читая, будучи, сказав, утомившись, запершись
- Если такие слова есть, задай к ним вопрос «что делая?», «что сделав?» от глагола.
- Попробуй определить, от какого глагола они образованы.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Организует физкультминутку
– Если названные мной слова нужно писать с большой буквы поднимайте руки вверх, если с маленькой - хлопайте в ладоши.
котенок, Барсик, город, Курск, Никита, семиклассник, река, Волга, Москва, ученик, урок, Тускарь.
- ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Организую работу по закреплению материала, используя приём «Отсроченная отгадка».
Возвращаемся к стихотворению, которые мы читали в начале урока.
Проговаривают инструкцию нахождения деепричастий в речи.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
(Работа с предложениями из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»)
Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура.
Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог.
– Вот и его бросила, — продолжал он вполголоса, указывая на ребенка.
«Подождите здесь», — шепнул мне лесник, нагнулся и, подняв ружье кверху, исчез между кустами.
– На, дай ему, — проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок.
– Улитой, — проговорила она, еще более понурив свое печальное личико.
– «Подождите здесь», – шепнул мне лесник, нагнулся и, подняв ружье кверху, исчез между кустами.
10. РЕФЛЕКСИЯ
Организую работу по подведению итогов урока.
Тест с самопроверкой.
- Деепричастие отвечает на вопросы
а) что делал? что сделал?
б) что делая? что сделав?
в) каков предмет?
- Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
а) глагола и прилагательного
б) наречия и прилагательного
в) глагола и наречия
- Деепричастие –
а) изменяемая часть речи
б) неизменяемая часть речи
в) имеет окончание
4.Укажите признаки глагола, которые имеет деепричастие
а) вид
б) число
в) время
- В предложении деепричастие является:
а) определением
б) обстоятельством
в) сказуемым
– С каким настроением вы пойдете после этого урока? Выскажите свое мнение с помощью одного деепричастия или словосочетания с деепричастием. Например, улыбаясь; гордясь собой; предчувствуя гордость родителей; ничего не разобрав и т.д.
11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать 5 предложений с использованием деепричастий.
Литература
- Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006;
- Стихотворение Э. Асадова URl: http://alexnest.ru/russkaya-poehziya/a/asadov-eh-a/eduard-asadov-v-lesnom-krayu/
- Словарь Ожегова URL: http://slovarozhegova.ru/