Представляем конспект урока в 5 классе «Буквы О-А в корне -раст-//-ращ-//-рос-».
Автор-разработчик: Талдыкина Елена Александровна
Конспект урока «Буквы О-А в корне -раст-//-ращ-//-рос-»
Класс: 5
Цель урока – обучение написанию слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-
Задачи урока:
образовательные: создать условия для знакомства обучающихся с написанием слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-, с графическим обликом этих слов;
развивающие: способствовать развитию речевой культуры, орфографической грамотности обучающихся;
воспитательные: способствовать воспитанию обучающихся бережного отношения к слову, его строению и значению.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоить правило написания букв о-а в корне -раст-//-ращ-//-рос-; выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма; подбирать к данным в упражнениях словах однокоренные с чередованием согласных; обозначать корни с чередующимися гласными.
Метапредметные: уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем на уроках русского языка.
Личностные: иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий; понимать значение знаний для человека.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ресурсы: Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. – Москва: Просвещение, 2023.
Ход урока
- Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель. Добрый день. Я рада видеть вас на уроке и очень надеюсь на нашу с вами плодотворную работу. А чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него. Откройте тетради и запишите дату и название работы.
- Послушайте загадку.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту.
(Корень)
- Итак, ребята, как вы считаете, о чем пойдет речь на нашем уроке русского языка? Что бы вы хотели узнать на уроке?
(На данном этапе урока формируются следующие УУД: коммуникативные: настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем, слушают учителя и ответы друг друга; познавательные: осознают познавательную задачу; регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками и самостоятельно необходимые действия).
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1) Словарный диктант
Всегда, спортсмен, никогда, баскетбол, салют, компьютер, спасибо, вокзал, барьер, беседовать, алфавит, портфель, километр.
2) Самопроверка. СЛАЙД 1
Учитель. Какие трудности вы испытывали при написании данных слов?
3) Морфемный анализ.
Мы расположились на берегу лесного озера (предложение записано на доске)
Задание 1. В данном предложении найдите слово с приставкой или приставками. Расскажите о них.
Задание 2. В данном предложении найдите слово с чередующейся гласной в корне. Расскажите о нем.
(На данном этапе формируются следующие УУД: познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).
- Выявление места и причины затруднения.
1) Распределите данные слова на 2 группы (работа в парах). СЛАЙД 2
Слагаемое, растущий, возложить, вырос, приросли, приложение, предполагаемый, вырастала (карточки на столе)
- По какому признаку вы распределили данные слова?
2) Самопроверка. СЛАЙД 3
- Что вы знаете о корнях в словах первой группы? От чего зависит правописание данных корней? Сделаем вывод. (В правописании чередующегося корня -лаг-//-лож- командир – суффикс А)
- Обратите внимание на слова 2 группы. Что вы увидели?
Итак, сложилась затруднительная ситуация. Как вы считаете, какова цель нашей дальнейшей работы на уроке (найти решение данной проблемы).
(На данном этапе формируются следующие УУД: познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации).
Физминутка
Пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать, ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт.)
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, проблема определена. Нам необходимо найти путь, по которому следует пойти для выхода из сложившейся ситуации. Обратите внимание на экран. СЛАЙД 4.
- Почему мы сомневаемся в написании гласной в этом корне?
- Какие буквы чередуются?
- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне -раст-//-ращ-//-рос- пишется буква А, а когда –О.
- Сделаем вывод.
- А сейчас попробуем сформулировать закон правописания орфограммы «Буквы О-А в корне -раст-//-ращ-//-рос- Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой. СЛАЙД 5
- Обратите внимание на экран. СЛАЙД 6 (Слова-исключения)
- Какие слова являются исключениями? Почему?
- Что необходимо сделать с данными словами?
- Дадим лексическое толкование словам-исключениям «отрасль», «ростовщик», используя «Словарь русского языка С.И.Ожегова» (сообщение обучающихся)
Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль: 1) Ветвь растения (устаревшее)
2) Перен. Потомок, потомство (устаревшее)
3) Отдельная область деятельности, науки, производства.
- У слова «отрасль» 3 значения. Как называются такие слова?
- Ответим на один из главных вопросов. Можно пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?
- Сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадь.
(На данном этапе урока формируются следующие УУД: познавательные: анализируют слова, находят общий для них признак; регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действуют по плану); коммуникативные: строят понятные высказывания, используют в ответах термины; учатся точно формулировать выводы, слушаю друг друга).
- Реализация данного проекта.
- Работа с учебником – чтение теоретического материала вслух с.67
- Правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы «Буквы А//О в корне -раст-//-ращ-//-рос-»?
(На данном этапе формируются следующие УУД: регулятивные: сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (самоконтроль), находят в учебнике информацию, которую не озвучивали (подсказку, как запомнить правило).
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Выполнение упр.609 (работа у доски и в тетрадях).
(На данном этапе урока формируются следующие УУД: познавательные: применяют данное правило к словам; регулятивные: осуществляют самоконтроль).
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. СЛАЙД 7, 8
Тестовое задание. Найдите слова, в корне которых пишется буква А. (работа в парах)
- Выр..стили
- Подр..сли
- Отр..сль
- Взр..щенный
- Р..стки
- Разр..статься
- Пор..сль
- Вр..сли
(На данном этапе урока формируются следующие УУД: регулятивные: по окончании выполнения теста осуществляют самопроверку по эталону; коммуникативные: в парах выполняют предложенный тест).
- Включение в систему знаний и повторение.
Составление синквейна к слову «росток». СЛАЙД 9
(На данном этапе урока формируются следующие УУД: познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; регулятивные: исправляют и объясняют свои ошибки; коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
- Домашнее задание: правило с.66, упр.612, 613 (по выбору); задание повышенной сложности: начертить схему «Буквы А//О в корнях -раст-//-ращ-//-рос-».
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Закончи предложение «Я и не подозревал…»
(На данном этапе урока формируются следующие УУД: познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность).