Представляем конспект урока в 5 классе «Буквы О-А в корне -раст-//-ращ-//-рос-».

Автор-разработчик: Талдыкина Елена Александровна

 

Конспект урока «Буквы О-А в корне -раст-//-ращ-//-рос-»

Класс: 5

Цель урока – обучение написанию слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-

Задачи урока:

образовательные: создать условия для знакомства обучающихся с написанием слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-, с графическим обликом этих слов;

развивающие: способствовать развитию речевой культуры, орфографической грамотности обучающихся;

воспитательные: способствовать воспитанию обучающихся бережного отношения к слову, его строению и значению.

 

Планируемые результаты:

Предметные: усвоить правило написания букв о-а в корне -раст-//-ращ-//-рос-; выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма; подбирать к данным в упражнениях словах однокоренные с чередованием согласных; обозначать корни с чередующимися гласными.

Метапредметные: уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем на уроках русского языка.

Личностные: иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий; понимать значение знаний для человека.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ресурсы: Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. – Москва: Просвещение, 2023.

 

 

Ход урока

 

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель. Добрый день. Я рада видеть вас на уроке и очень надеюсь на нашу с вами плодотворную работу. А чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него. Откройте тетради и запишите дату и название работы.

- Послушайте загадку.

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту.

(Корень)

- Итак, ребята, как вы считаете, о чем пойдет речь на нашем уроке русского языка? Что бы вы хотели узнать на уроке?

(На данном этапе урока формируются следующие УУД: коммуникативные: настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем, слушают учителя и ответы друг друга; познавательные: осознают познавательную задачу; регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками и самостоятельно необходимые действия).

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1) Словарный диктант

Всегда, спортсмен, никогда, баскетбол, салют, компьютер, спасибо, вокзал, барьер, беседовать, алфавит, портфель, километр.

2) Самопроверка. СЛАЙД 1

Учитель. Какие трудности вы испытывали при написании данных слов?

3) Морфемный анализ.

Мы расположились на берегу лесного озера (предложение записано на доске)

Задание 1. В данном предложении найдите слово с приставкой или приставками. Расскажите о них.

Задание 2. В данном предложении найдите слово с чередующейся гласной в корне. Расскажите о нем.

(На данном этапе формируются следующие УУД: познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения).

  1. Выявление места и причины затруднения.

1) Распределите данные слова на 2 группы (работа в парах). СЛАЙД 2

Слагаемое, растущий, возложить, вырос, приросли, приложение, предполагаемый, вырастала (карточки на столе)

- По какому признаку вы распределили данные слова?

2) Самопроверка. СЛАЙД 3

- Что вы знаете о корнях в словах первой группы? От чего зависит правописание данных корней? Сделаем вывод. (В правописании чередующегося корня -лаг-//-лож- командир – суффикс А)

- Обратите внимание на слова 2 группы. Что вы увидели?

Итак, сложилась затруднительная ситуация. Как вы считаете, какова цель нашей дальнейшей работы на уроке (найти решение данной проблемы).

(На данном этапе формируются следующие УУД: познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации).

Физминутка

Пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать, ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт.)

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, проблема определена. Нам необходимо найти путь, по которому следует пойти для выхода из сложившейся ситуации. Обратите внимание на экран. СЛАЙД 4.

- Почему мы сомневаемся в написании гласной в этом корне?

- Какие буквы чередуются?

- Обратите внимание на выделенные буквы в корне, и вы узнаете, когда в корне -раст-//-ращ-//-рос- пишется буква А, а когда –О.

- Сделаем вывод.

- А сейчас попробуем сформулировать закон правописания орфограммы «Буквы О-А в корне -раст-//-ращ-//-рос- Помните, что закон должен отражать главное, формулировка должна быть простой. СЛАЙД 5

- Обратите внимание на экран. СЛАЙД 6 (Слова-исключения)

- Какие слова являются исключениями? Почему?

- Что необходимо сделать с данными словами?

- Дадим лексическое толкование словам-исключениям «отрасль», «ростовщик», используя «Словарь русского языка С.И.Ожегова» (сообщение обучающихся)

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль: 1) Ветвь растения (устаревшее)

2) Перен. Потомок, потомство (устаревшее)

3) Отдельная область деятельности, науки, производства.

- У слова «отрасль» 3 значения. Как называются такие слова?

- Ответим на один из главных вопросов. Можно пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?

- Сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадь.

(На данном этапе урока формируются следующие УУД: познавательные: анализируют слова, находят общий для них признак; регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действуют по плану); коммуникативные: строят понятные высказывания, используют в ответах термины; учатся точно формулировать выводы, слушаю друг друга).

  1. Реализация данного проекта.
  2. Работа с учебником – чтение теоретического материала вслух с.67

- Правильно ли мы сформулировали правило написания орфограммы «Буквы А//О в корне -раст-//-ращ-//-рос-»?

(На данном этапе формируются следующие УУД: регулятивные: сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (самоконтроль), находят в учебнике информацию, которую не озвучивали (подсказку, как запомнить правило).

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  2. Выполнение упр.609 (работа у доски и в тетрадях).

(На данном этапе урока формируются следующие УУД: познавательные: применяют данное правило к словам; регулятивные: осуществляют самоконтроль).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. СЛАЙД 7, 8

Тестовое задание. Найдите слова, в корне которых пишется буква А. (работа в парах)

  1. Выр..стили
  2. Подр..сли
  3. Отр..сль
  4. Взр..щенный
  5. Р..стки
  6. Разр..статься
  7. Пор..сль
  8. Вр..сли

(На данном этапе урока формируются следующие УУД: регулятивные: по окончании выполнения теста осуществляют самопроверку по эталону; коммуникативные: в парах выполняют предложенный тест).

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Составление синквейна к слову «росток». СЛАЙД 9

(На данном этапе урока формируются следующие УУД: познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; регулятивные: исправляют и объясняют свои ошибки; коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Домашнее задание: правило с.66, упр.612, 613 (по выбору); задание повышенной сложности: начертить схему «Буквы А//О в корнях -раст-//-ращ-//-рос-».

 

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Закончи предложение «Я и не подозревал…»

(На данном этапе урока формируются следующие УУД: познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ