Астахова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №5» г. Железногорска предлагает разработку урока русского языка в 7 классе.

Тема урока: Правописание союзов

Цель урока:

  • обеспечить усвоение обучающимися приёмов различения союзов и совпадающих с ними по звучанию сочетаний слов и формирование умения находить и правильно оформлять на письме союзы и совпадающие с ними по звучанию сочетания слов;
  • создать условия для развития мыслительной деятельности, внимания, слуховой памяти, орфографической зоркости, навыков связной монологической речи;
  • создать условия для активного участия обучающихся в процессе обучения и формирования  таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу, умение давать самооценку.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УУД: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные УУД: умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения ,  уметь договариваться,  правильно выражать свои мысли в речи.

Личностные УУД: смыслообразование, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, саморегуляция в учебной деятельности.

Обучающиеся будут знать: разряды союзов, правила правописания союзов.

На основе знаний будут уметь: конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов; слитно писать союзы тоже, также, чтобы, зато и др. в отличие от созвучных сочетаний слов.

Ресурсы: учебник - Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. Часть 2», компьютер, проектор, раздаточный  и дидактический материал.

 

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания.

«Чтобы пойти дальше, нам нужны ваши знания».

Целеполагание и мотивация.

Инструкция к выполнению задания на восстановление предложений  «Вставьте подходящий (заданный) союз в предложение…»:

  1. Я пришел к тебе с приветом рассказать, ______( изъясн.) солнце встало.    
  2. Все должны заниматься физкультурой, _____ (целевой) укрепить своё здоровье.

Определение уровня усвоения материала, изученного ранее  («Классифицируйте союзы по значению, по составу…»)

  1. Шёл ____( раздел.) дождь, _____( раздел.)  снег.
  2. ________(уступки) пошел дождь, экскурсию в дендрарий не отменили.
  3. ________ (причины) наступили холода, прогулки были отменены.
  4. Все встали, ____( времени) затихла музыка.
  5. Денег ни гроша, _______ (противит.) слава хороша.

- Запишите пословицу к себе в тетрадь. Как понимаете её смысл? Как написали слово зато? (слитно, союз).

Работа с текстом (на экране)

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук.

За то, что ты — сын.

За то, что малыш.

За то, что растешь.

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов.

  1. Анализ текста (тема, идея, анафора и др.)
  2. Постановка цели урока (научиться различать союзы и омонимичные им слова и правильно их писать)
  3. Формулировка темы урока (Предполагаемые ответы: местоимение с предлогом,  дополнение).

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Постановка учебной задачи: прослушать диалоги (читают обучающиеся), составить вопросы и задания к ним.

Анализ диалогов (в парах).

  1. - Ох, успел, не опоздал! Пожалуйста, вот мой билет!

- Да-а-а, билет ваш, а теплоход не ваш! Ваш теплоход отходит (ОТ) ТОГО причала, причала №2. Туда вы уже не успеете!

- Ну вот, теперь придётся ехать на поезде, (ОТ)ТОГО ЧТО так долго собирался!

  1. - Привет, сестрёнка! Какие слёзы! Ну, и что у тебя опять случилось?

- Жужик, мой любимый Жужик пропал!!! Всё утро мы с ним играли во дворе, бегали (ПО)ТОМУ парку. А потом он исчез!!!

- Смотри! Вот он, твой Жужик! Отдыхает! Он от тебя убежал, (ПО)ТОМУ ЧТО ты его просто замучила!

 

- В чем вы уверены?

- Что вызывает затруднения?

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи).

После прочтения первого абзаца текста на с. 127 выясним, понятно ли ученикам, о написании каких омофонов перечисленных союзов пойдёт речь в тексте.

- Скажите, в чём трудность написания союзов тоже, зато, причём, притом?

(Предполагаемые ответы: не уверены в определении части речи, слова звучат одинаково, не знаем правила)

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания).

- Какие у вас есть предложения по поводу решения этой орфографической задачи?

(Предполагаемые ответы: задать вопрос, определить часть речи,  определить член предложения, что-то обозначает или  для чего-то служит)

- Попробуйте составить алгоритм решения данной орфографической задачи.

- Зафиксируйте его при помощи схем, рисунков, условных обозначений и др.

Учащиеся продумывают проект выхода из затруднения (в парах), проверяя предложенные позиции.

Различные варианты, предложенные обучающимися, обсуждаются и выбирается оптимальный.

Реализация построенного проекта.

- Проверим эффективность и правильность алгоритма.

Объяснение правописания омонимичных слов в диалогах.

Объяснительный диктант.

Коротко, за(то) ясно. На ней то(же) платье, что было и вчера.  Я благодарил друга за(то), что он мне помог. (Что)бы нам поделать? Друзья то(же) приехали.

Объяснение правописания омонимичных слов с применением алгоритма.

- Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному.

Дождь прекратился, ветер то(же) затих. Выполни то(же) задание.

Мы пошли дальше, (по)тому что дождь прекратился. Мы пошли (по)тому же пути.

- Какие приёмы нужно использовать при различении указанных омофонов?

Определение синтаксической роли союзов и  совпадающих с ними в звучании сочетаний слов.

Взаимопроверка.

Знакомство с текстом рубрики «Знайте и применяйте!». Пересказ.

Первичное закрепление во внешней речи.

Организация работы в группах:

Выполнить упр.766 с проговариванием алгоритма решения вслух.

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий (упр.766)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание «Корректор».

- Найдите ошибки  в написании союзов и исправьте их.

Дорого, за то надёжно

спрятался зато здание

ушёл, чтобы отдохнуть

он то же пришёл и сказал то же самое

также хвастлив, как и сосед

что бы почитать

что бы больше знать о мире животных необходимо, что бы все были спокойны

 

- Схемы каких предложений вы начертили?

Вывод: как отличить союз от местоимения с предлогом и частицей, а также от наречия с частицей?

Индивидуальная работа,  самопроверка, сравнение с эталоном.

Рефлексия деятельности.

- Что вызвало у вас затруднения?

- Над чем  предстоит еще поработать?

Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение и систематизация изученного материала.

- Как отличить союз от самостоятельной части речи?

- Как отличить союз от омонимичной части речи?

Выполнение тренировочных упражнений.

- Предложите новые способы действия.

Обратим внимание ребят на то, что союз как служебную часть речи можно заменить только служебным словом - другим (синонимичным) союзом.

 - Какими союзами мы можем заменить союзы тоже и потому что (тоже – и, потому что – так как).

- Придумайте свои примеры, запишите их в тетрадь.

Подбор слов-подсказок. Запись примеров, подобранных самостоятельно.

Тест на правописание союзов. 

Выписать номера тех предложений, в которых союзы пишутся слитно.

  1. Все дружно работали, я то(же) не отставал.
  2. О людях нужно судить (по)тому, что они сделали в жизни хорошего.
  3. Охотники промокли (и)так устали, что решили заночевать в ближайшей деревне.
  4. (И)так, всё стало ясно.
  5. Что(бы) вы желали купить?
  6. Денег ни гроша, (за)то слава хороша.
  7. Мы прятались (за)то дерево.
  8. Он видел всё то(же): снега, лунный блеск, звёзды.
  9. (От)чего это ты так присмирел?
  10. Мы ездили на Байкал, что(бы) полюбоваться красотой природы.

Домашнее задание: упр.767

Рефлексия деятельности.

Продолжите предложения:

Я узнал…

Я понял…

Я хочу узнать…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Меня удивило…

 

- Вспомните, какие цели мы ставили?

Рефлексия деятельности, анализ и самоанализ.

Планирование дальнейшей деятельности.

 

Автор: Астахова Елена Васильевна