Предлагаем сценарный план урока «Понятие однородных членов предложения» в 8 классе по разделу «Синтаксис и пунктуация. Простое осложненное предложение». Автором разработки является учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №59» г. Курска Лунина Любовь Владимировна.
Сценарный план урока русского языка в 8 классе
Тема урока: Понятие однородных членов предложения
Цели урока:
обучающие: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, знакомство с союзами при однородных членах, тренировка в нахождении однородных членов;
развивающие: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;
воспитывающие: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок рефлексии)
Характеристика класса: общеобразовательный класс со средним уровнем обученности
Программа: программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы, автор-составитель С.И. Львова, М.: Мнемозина, 2010.
Учебник: Русский язык, 8 класс, авторы С.И.Львова, В.В. Львов, М.: Мнемозина, 2011.
Раздел: Синтаксис и пунктуация. Простое осложненное предложение
Методы обучения:
- по источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические
- по способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование и наглядность: раздаточный материал (карточки), учебники, мультимедиа
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
1.Учитель: Приветствую всех!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок! Присаживайтесь!
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Давайте вспомним, какое задание вы выполняли дома, и проверим, насколько вы с ним справились.
Учащийся: Нужно было записать предложения из упражнения № 453. расставить знаки и построить схемы предложений с однородными членами. Затем нужно было определить лексическое значение выделенных слов 2 способами (словарная статья и способ подбора синонимов).
(Проверка домашней работы осуществляется посредством проектирования на экран схем предложений с однородными членами)
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Учитель: Используя опорные слова, вспомните, что такое однородные члены предложения. (работа в парах , опорные слова на карточках)
1. Отвечают на…
2. Относятся к..
3. Связаны..
4. Могут быть выражены…
5. Произносятся…
- А чем соединены однородные члены в предложениях текста?
(текст проецируется на экран)
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
(А. Ахматова)
Учитель: Объясните отсутствие запятой перед союзом И во второй строфе? Вспомните правило.
IV. Актуализация опорных знаний
Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.
Учитель: Как вы, ребята, думаете, кому посвятила Ахматова эти строчки?
(Эти строчки об А.С.Пушкине, портрет проецируется на экран).
Назовите тропы, фигуры, их роль в поэтических строчках. Запишите термины в тетрадь, допишите названия ещё 3-4 фигур или тропов. Объясните их значение, приведите примеры.
V. Постановка цели занятия перед учащимися:
Учитель: Сегодня на уроке нас ожидает встреча с нашими старыми знакомыми, которые могут выступать в качестве осложняющих элементов в простом предложении. Как вы думаете, с какими языковыми явлениями мы познакомимся поближе? (С однородными членами предложения).
VI. Первичное закрепление
Учитель: Перед вами лежат карточки с текстом. Запишите предложения, расставьте все необходимые знаки, постройте схемы (индивидуальная работа)
Пушкин и дети
(1)Среди псковских знакомых Пушкина были не только взрослые но и дети. (2)Он хорошо знал дворовых девчонок и мальчишек Михайловского и Тригорского. (3)Летом ходил вместе с ними в лес по грибы и ягоды а зимой катался на коньках по озеру, часто наблюдал в окно за дворовыми мальчишками.. (4)Акулина Ларионова дожившая до ста пяти лет и умершая в 1924 году много рассказывала о встречах с Пушкиным.
Учитель: У доски нужно будет выполнить два задания: первое - выполнить синтаксический разбор последнего предложения текста и второе - выписать три словосочетания с разными типами подчинительной связи и выполнить их синтаксический разбор. ( Проверка работы осуществляется посредством проектирования схем на экран).
Учитель: В чём особенность однородных членов в 3 предложении?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Учитель: У А.С. Пушкина есть замечательная повесть «Метель». Наш земляк Г. Свиридов написал вальс который прозвучал в кинофильме по мотивам пушкинской повести. Слушаем музыку и выполняем произвольные танцевальные движения
Учитель: А теперь попробуем творить! Составим предложения о Пушкине, его замечательных произведениях по тем схемам, которые вы видите на экране (5 разных схем с однородными членами проектируются на экран).
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Учитель: Одна ученица написала небольшое сочинение. Прочитайте его. Что вам не понравилось? (В предложениях с однородными членами допущены грамматические ошибки). Поработайте в парах и исправьте ошибки, если сложно, обратитесь к подсказкам - схеме каждого предложения.
Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой учит нас быть честными и преданности.
Все произведения и стихи А.С.Пушкина мне очень нравятся.
VIII. Домашнее задание
Учитель: запишем в дневниках домашнее задание:
1. П. 31.- теоретический материал повторить – для всех, упражнение № 459, задание 1 и 2 . Прочитайте задания. Кому непонятно, что нужно делать с текстом упражнения?
2. Задание по выбору: просмотреть теорию следующего пункта (п.32), придумать 5 предложений для графического диктанта, оформить схемы ИКТ – презентацией
IX. Подведение итогов урока,рефлексия:
Учитель: Итак, ребята, подходит к концу ученический час, осталось пара вопросов для вас:
- Что сегодня нового узнали на уроке?
- Запишите один из ответов - ДА или НЕТ на листочке с вопросами. Фамилию можно не подписывать.
Вопросы для рефлексии:
1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Сумел ли ты получить новые знания?
4. Был ли ты активен на уроке?
5. Ты будешь с удовольствием выполнять домашнюю работу?
6. Сумел ли ты показать себя?
Автор: Лунина Любовь Владимировна