Астахова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №5» г. Железногорска знакомит нас с уроком русского языка в 6 классе.

 

Употребление числительных

 

Цель урока: обеспечение усвоения навыков употребления числительных в устной и письменной речи в соответствии с грамматическими, орфоэпическими и лексическими нормами; создание условий для развития речевой и мыслительной активности учащихся, навыков связной монологической речи; создать условия для активного участия учащихся в процессе обучения и формирования навыков работы в команде, нацеленного на общий успех, умения давать самооценку.

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УУД: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, выбор решения из нескольких предложенных и обоснование выбора.

Коммуникативные УУД: умение эффективно работать в паре, группе, индивидуально, умение и готовность вести диалог, искать решения, правильно выражать свои мысли в речи.

Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания, оценка собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, саморегуляция в учебной деятельности.

Обучающиеся будут знать: грамматические, орфоэпические и лексические нормы употребления числительных в речи.

На основе знаний будут уметь: правильно употреблять имена числительные и определять их роль в речи.

Ресурсы: учебник – Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 6 класс. Часть 2», компьютер, проектор, раздаточный и дидактический материал.

 

Ход урока

 

I. Организационный этап.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания.

II. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В конце изучения темы «Имя числительное» я предлагаю вам провести малые зимние олимпийские игры по русскому языку. Какой будет тема урока? («Употребление числительных»). Дату игр и тему запишите в тетрадь.

Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? (Мы поговорим об употреблении числительных в речи, повторим правила написания и произношения числительных)

А, может быть, вы предложите и форму урока. (Спортивные соревнования. Вы не против? Итак, добро пожаловать на наши малые зимние олимпийские игры!)

«Быстрее, выше, сильнее!» – девиз Олимпийских игр.  Лозунг был предложен Пьером де Кубертеном. Подумайте, под каким девизом должны пройти наши игры?  

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Квалификация. (На слайде: Квалификация (спорт.) – квалификационные, отборочные или предварительные соревнования)

Мы начинаем с квалификационных, отборочных соревнований, которые каждый спортсмен проходит лично.  Отвечаем по одному. В это время записывайте в тетради числительные, которые вы услышите.

  1. К какому склонению относится слово мама? (к первому)
  2. Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (тридцать три)
  3. Сколько ночей рассказывала Шахерезада свои сказки? (1001)
  4. Сколько лье под водой проплыли герои Жюля Верна? (20 тысяч)
  5. Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (тринадцатого)
  6. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (семь)
  7. Какое колесо не нужно телеге? (пятое)
  8. Сколько алых роз купил один художник для своей любимой? (миллион)
  9. Твоя любимая отметка в школе? (Пять или пятерка?)

Какая это часть речи? Докажите.

Можно ли записанные вами числительные классифицировать?

IV. Первичное закрепление в знакомой ситуации и в изменённой ситуации.

Скелетон. (На слайде: Скелетон – вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному желобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме)

Вижу, что вы усвоили, как отличить числительное от слов других частей речи? Тогда приглашаю вас на скелетон.

Определите, какие слова являются числительными, подчеркните их. Вот такой спуск нам предстоит. А вашими санями будут ваши знания.

  1. Пятерка
  2. Пятак
  3. Пять
  4. Впятером
  5. Пятый
  6. Пятница
  7. Пяток
  8. Пятидесятый
  9. Пятьсот
  10. Пятеро
  11. В-пятых
  12. Пятачок
  13. Пятнадцатый
  14. Пятибалльный
  15. Пятьюстами
  16. Пятерня
  17. Пятерочник
  18. Пятиэтажный
  19. Пятимиллионный
  20. Пятикратно

Самопроверка.  Кто из вас без ошибок нашел 8 числительных?

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Бобслей. (На слайде: Бобслей – вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях - бобах)

И на этой же трассе проходит и бобслей. Сегодня у нас соревнования двоек.  Задание выполняем в паре.

  1. Проанализируйте особенности произношения имен числительных. Какой гласный произносится на месте буквы Я в первом перед ударением слоге? Можно ли произносить на месте буквы Я безударные гласные звуки [ъ] и [ь]? (упр.774)
  2. Проанализируйте морфемный состав числительных. Все ли слова являются однокоренными? Найдите числительные, соответствующие схемам. Составьте одну словообразовательную цепочку.
  3. Найдите слово, которое в речи употребляется и в роли числительного, и в роли прилагательного. Составьте словосочетания (предложения), которые помогут вам аргументировать свое мнение. Определите лексическое значение слов разных частей речи.
  4. Какими членами предложения могут быть порядковые и количественные числительные? Составьте предложения для иллюстрации синтаксической роли имен числительных.

Дополнительные вопросы:

- В каком слове есть звук Ц? 

- Сколько корней в слове двестипятидесятый?

- Знаете ли вы, как появилось числительное пять?

VI. Проверка домашнего задания.

У нас сноуборд. (На слайде: Сноуборд – вид горнолыжного спорта, включающий в себя различные спуски с гор по специальной трассе на одной доске – сноуборде и акробатические прыжки на сноуборде на различных трамплинах)

Какие открытия вам удалось сделать, выполняя домашнее задание? Кто из вас выяснил, название какого числительного произошло от русского слова, имеющего значение «растопыренный кулак»?  Почему четыре десятка называют сорок? (сообщения учащихся о числительных миллион, тысяча, девять и др.)

Кто из вас может рассказать, по какой «специальной трассе» надо двигаться и какие «акробатические прыжки» делать, выполняя это задание? Дайте советы тем, кто не смог найти материал.

Хоккей. (На слайде: Хоккей – вид спорта, в котором две команды стараются поразить твёрдым, круглым мячом или шайбой цель —ворота противника, используя клюшки. В каждой команде есть один вратарь, который защищает ворота своей команды)

Проверим, как вы выполнили другое задание и поиграем в хоккей. Две команды по очереди называют пословицы – тем самым …забивают голы. (Кто бы хотел быть вратарем?) Вратарь ловит пословицы по теме урока, записывает на листах.   (7 раз отмерь, 1 раз отрежь. Обещанного 3 года ждут. Конь о 4 ногах, и то спотыкается.  Ум хорошо, а 2 лучше. У умной головы 100 рук. Руки одного поборют, а знание - тысячу. У 7 нянек дитя без глаза. И др.)

Фигурное катание. (На слайде: Фигурное катание – зимний вид спорта, в котором спортсмены перемещаются на коньках по льду с выполнением дополнительных элементов, чаще всего под музыку)

Представление проектов «Музей одного слова»                                                                                                                  

Как мы с вами увидели, числительные часто употребляются в образной речи. Об этом говорит большое количество пословиц, поговорок, фразеологизмов.

А сейчас разминка перед новыми играми.

Разминка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Раз, два, три.

Головою три кивка

Раз, два, три.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

VII. Закрепление в знакомой ситуации и в изменённой ситуации. 

Шорт-трек. (На слайде: Шорт-трек – вид скоростного бега на коньках на короткой дорожке, заключающийся в максимально быстром преодолении дистанции)

Мы много называли числительных. И произносили их правильно. О чем еще не забудем? (правильно писать)

Наш шорт-трек покажет скорость на короткой дорожке с орфограммами в именах числительных. На старт, внимание, марш.

218 - двест__в__с__м__на__ат__  

790 - с__м__   сот  д__в__ност__

311 - три   ст__    оди__а__цат__                            

6050 - шест__тысяч__  п__т__    д__сят__

70004 сем__ми__ ионов  ч__тыр__    ст__   

Биатлон. (На слайде: Биатлон – вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой на огневых рубежах из малокалиберной винтовки)

Мишенями в нашем биатлоне будут предложения. Все ли слова правильно написаны? А что не так?

  1. На Олимпиаду в Сочи приехали более пять тысяч пятьсот спортсменов и членов команд.
  2. Олимпийский огонь прибудет в Сочи к седьмому февралю на ста двадцати третий день от начала эстафеты.
  3. Во время зимних игр двух тысяча четырнадцатого года будут разыграны девяносто восемь комплектов наград в семерых олимпийских видах спорта.

У нас сегодня эстафета. На листе даны 8 предложений, среди них – с грамматическими ошибками.  Найдите их и исправьте. У каждого 1 выстрел. Участник 4-го этапа может все исправить. В ожидании своего этапа записываем в тетради отредактированное предложение из презентации.

  1. В Дне здоровья приняли участие около двухсот девяноста учащихся нашего лицея.
  2. С двухстами семидесяти четырьмя участниками соревнований были проведены тренировочные старты.
  3. На остановке стояли четверо мужчин и трое женщин.
  4. От пятидесяти девяти тысяч семисот шестидесяти восьми отнять двадцать шесть.
  5. Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.
  6. Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.
  7. К Девятому мая сквер Воинов-интернационалистов нужно убрать.

Проверим, правильно ли мы отредактировали предложение.

Скажите, выполнять задание самостоятельно было легко? А если бы вы взялись за дело вдвоем? Втроем? Вчетвером, было бы легче? Почему? Тогда приглашаю вас на керлинг.

VIII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Керлинг. (На слайде: Кёрлинг – командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). От каждой команды – четыре игрока)

Как положено в керлинге, работаем в четверках. Вместе изучите задания, обсудите в группе. Подготовьте связный ответ. Команды соревнуются попарно. Посмотрим, кто удачнее «поставит камень в дом».

             1 группа. 

На дне рожденья у Яги

Горыныч съел все пироги,

Украл три тыквы из подвала,

Сожрал картошку, репу, сало,

Стащил пучок сухих мышей и

За это выгнан был в три шеи! (Андрей Усачев)

Проведите комплексный анализ текста

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  2. Назовите числительное(ые), употребленное(ые) в этом тексте. С какой целью они употреблены? Укажите разряд числительного.
  3. Объясните смысл фразеологизма. В какой речевой ситуации он будет уместен?
  4. Что вы можете сказать о стилистических особенностях данного текста? С какой целью использовано слово «сожрал»? Другие слова?
  5. Сделайте вывод о роли числительных в тексте.
  6. Определите синтаксическую роль числительных.

             2 группа. 

По грибы Егор пошел,

Собирал их здорово:

Два гнилых сморчка нашел,

А наврал с три короба. (Андрей Усачев)

  Проведите комплексный анализ текста

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  2. Назовите числительное(ые), употребленное(ые) в этом тексте. С какой целью они употреблены? Укажите разряд числительного.
  3. Объясните смысл фразеологизма. В какой речевой ситуации он будет уместен?
  4. Что вы можете сказать о стилистических особенностях данного текста? С какой целью использовано слово «наврал»? Другие слова?
  5. Сделайте вывод о роли числительных в тексте.
  6. Определите синтаксическую роль числительных.

             3 группа. 

Про Семена

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей.

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками

И зовут его Семен. (Игорь Иртеньев)

Проведите комплексный анализ текста

  1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
  2. Назовите числительное(ые), употребленное(ые) в этом тексте. С какой целью они употреблены?
  3. Сколько фразеологизмов употребляется в тексте и каково значение каждого из них.
  4. С какой целью использованы фразеологизмы?
  5. Сделайте вывод о роли числительных в тексте.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Фристайл: (На слайде: Фристайл – свободный стиль катания на горных лыжах. В состав фристайла входят лыжная акробатика, могул, ски-кросс и ньюскул скиинг)

1) составить словарный диктант (или мини-диктант) на основе орфографического минимума урока;

2) написать сочинение «Вдруг числительные исчезли…»;

3) сделать подборку на тему «Имена числительные в текстах разных жанров».

X. Рефлексия.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

 

Автор: Астахова Елена Васильевна