Открытый урок о нормах современного литературного произношения и ударения в русском языке был проведён в 10 классе учителем русского языка и литературы ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска Скарлыгиной Мариной Марковной.
Тема: "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"
Урок комплексного применения ЗУН.
Оборудование: компьютер, проектор, словари (один на парте).
Вспомогательные материалы: презентация по теме урока, карточки (индивидуальные) по теме урока, релаксация, музыкальный фон для текста Е. Носова.
1.1. Акцентологическая разминка.
Расставить ударения: [Слайд №2]
(ед.ч. И.п.) простынЯ;
(ед.ч. Р.п.) простынИ
(ед.ч. В.п.) простынЮ,
(мн.ч. И.п.) прОстыни,
(мн.ч. Р.пад.) простЫнь,
(мн.ч. Д.п) простынЯм;
рУбчатый, но зубчАтый;
глубОко и глубокО; твОрог и творОг; тЕфтели и тефтЕли (6 слов) [Слайд №3]
→ определяем тему урока: нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке [Слайд №1]
1.2. Продолжаем исследование современного ударения в русском языке. Один читает вслух, остальные эксперты: если ответ правильный – поднимают зелёную карточку, если ошибочный – красную.
Расставить ударения в предложенных словах (устно): [Слайд №4]
Апостроф, баловать, банты, водопровод, гастрономия, досуг, каталог, квартал, кухонный, кулинария, оптовый, позвонишь, свёкла, сироты, сливовый, цепочка, черпать, шарфы, электропровод (20 слов)
Самопроверка. Работа со словарём. [Проверяем написание слов по орфоэпическому // орфографическому словарю]
2.1. Открываем новые знания: познакомимся с некоторыми закономерностями в современной орфоэпии /в ходе работы все «открытия» фиксируются в тетради, делаются пояснительные записи/:
- нередко ударный слог полной формы ряда прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
красИвый – красИв – красИва, красИво – красИвы (5 слов) [Слайд №5]
- если ударение в краткой форме женского рода прилагательных падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ЕЕ:
сильнА – сильнЕе, больнА – больнЕе, живА – живЕе, стройнА – стройнЕе, правА – правЕе (10 слов)
2.2. Продолжим исследование современной орфоэпии и попробуем выявить другие закономерности.
Образовать от инфинитива форму женского рода прошедшего времени, расставив ударение:
Брать - …; взять - …; гнаться - …; позвать -…; положить - …; понять - …; жить - …; ждать - …; лить - … (9 слов) [Слайд №6]
- Какую закономерность мы выявили?
Выжить - …; вылить - …; вызвать - …; выбрать - … (4 слова) [Слайд №7]
- Что объединяет эти слова? Сформулируйте правило (исключение составляют глаголы прош.вр. жен.р. с приставкой ВЫ, которая перетягивает на себя ударение)
Класть – … ; красть - …; послать - …; отослать - … (4 слова) [Слайд №7]
Выводим правило: не у всех глаголов в жен.р. прош.вр. ударение переходит на ЛА, есть исключения, которые надо запомнить.
3. Стихотворные «запоминалки»: [Слайд №8]
АпострОф – жми на «OFF»
БаловАть – беды не миновать
БОчковый – от «бочка», пОчковый – от «почка»
ВаловОй – не крути головой
ДиспансЕр ждет вас, сэр
Как видно, вам завИдно
КАшлянуть - к справке путь
Подлечить – боль облегчИть
КаталОг - с книгой диалог
УсугубИть – нос разбить
Молчишь как кремень – получишь ремЕнь
На фанты берем тОрты, шАрфы, бАнты (15 слов)
4. Вариант домашнего задания. Попробуйте создать стихотворные «запоминалки» на любые слова, записанные в наших тетрадях в акцентологических диктантах.
5. Исследование. Найти отличия, объяснить: Слать-стлать.
Алгоритм решения:
1) как звучат эти слова (произносительные нормы)? как пишутся эти слова (орфографические нормы)?
2) подберите синоним к каждому слову (слать = отправлять; стлать = заправлять)
3) образуйте словосочетание с использованием данных слов: слать телеграммы, стлать скатерть.
4) можно ли заменить одно слово другим? → нет, это не синонимы.
5) какой термин мы применяем к словам, лексически близким, часто имеющим даже одинаковый по написанию корень, но имеющим разную стилистическую окраску? (паронимы)
3.1. Дать толкование словам, составить с ними словосочетания: одеть – надеть; водный – водяной – водянистый; вековой – вечный.
3.2. Проверка индивидуального домашнего задания: «Самостоятельно составьте паронимичную пару. Дайте толкование словам. Придумайте с каждым из них предложения».
3.3. Продолжение проверки индивидуальных домашних заданий:
3.3.1. Выразительно прочитать предложенный текст и подобрать к нему музыкальное оформление (2 человека, задание в паре) [Слайды №9, 10, 11 + фонограмма]
Краски родной земли
(1)Родину, как и мать, не выбирают. (2)Она у всех такая, какая досталась от дедов и отцов. (3) Нам, курянам, досталась по наследию курская земля.
(4)Нет у нее ни морских берегов, ни горных радужных водопадов, ни могучих рек. (5)Ее небо не багрянят огненные жерла вулканов, оно не мерцает дивными всполохами северного сияния.
(6)Что и говорить, не так-то просто ухватить, воспроизвести, запечатлеть вот такую неэкзотическую, неброскую, не степь и не лес, землю. (7)Какими красками писать? (8)Но вот закрываю глаза, и трепетно обмирает сердце: вот она родимая! (9)Взгорья и ложбины, и опять холмы. (10)Вверх - вниз, вниз - вверх... (11)Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи...
(12)Тут мы и живем, между этими вздохами. (13)По лощинам и межгорьям, в лозняках и ольшаниках текут наши робкие, пугливые речушки, воды которых потом питают, поддерживают красу и славу легендарного Дона и досточтимо Днепра. (14)Там, у реки, по-весеннему пьяняще пахнет талой землей, просыхающими пнями, прошлогодними трубками дягиля, терпким черемушным окорьем.
(15)А еще будет на этой земле лето, для которого понадобятся новые и совсем другие краски – приспеют долгожданные деньки с раскатистыми громами, солнцеструйными ливнями, с белым цветом калины и медовым дыханием подмаренника.
(16)И будет потом наша золотая черноземная осень, когда в бездонной сини бабьего лета поплывут невесть куда серебристые пряди, а из отяжелевших садов еще за версту запахнет знаменитой курской антоновкой.
(17)А там чередом нагрянет зима с заячьими набродами в белых полях, с завораживающей тишиной в перелесках, с ранними сумерками и уютными огнями в деревенских окошках.
(18)А еще у этой земли есть своя история. (19)Долгая, древняя, уходящая в туманную глубь веков. (20)Черным сощуренным глазом ревниво и алчно следила за Русью некрещеная степь, и несчетно раз горели посеймские селения от набегов хазар, печенегов и половцев.
(21)За Москву и за самоё себя сражалась эта земля и на своей огненной дуге в сорок третьем. (22)Вглядимся в эти холмы, особенно на закате солнца, когда косые лучи высвечивают всякую неровность, и мы увидим все еще не изгладившиеся шрамы минувшего побоища. (23)А сколько отрешенно белых обелисков, молчаливых и скорбных в своем одиночестве, возносится на здешних высотах!
(24)У войны тоже свои краски.
(25)Да, нелегко воссоздать облик этой … земли без сыновней чуткости и бережности. (26)Но кто поймет ее, для того и она откликнется доверчиво и щедро всеми своими красками, как некогда белозерская земля раскрылась бесконечным и дивным свечением перед внемлющей душой Дионисия.
(27)Мне почему-то видится она в облике среднерусской женщины, много поработавшей, народившей много сыновей и дочерей, с усталой, но доверчивой и доброй улыбкой. (28)И на коленях у нее большие теплые руки. (По Е.И. Носову.)
Задание 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста:
1) Курская земля, охраняя рубежи Древней Руси, неоднократно страдала от набегов иноземцев.
2) Трудно художнику воспроизвести «неэкзотическую» землю, так как нельзя использовать яркие краски, чтобы запечатлеть степь и лес.
3) Образ родной земли ассоциируется у писателя с обликом женщины с большими натруженными руками.
4) Неотъемлемой деталью осеннего пейзажа является курская антоновка.
Задание 2. Замените слово «приспеют» стилистически нейтральным синонимом. Употребляется ли данное слово в современном литературном языке? Воспользуйтесь «Словарём живого великорусского языка» В.И. Даля.
Задание 3. Какой термин мы применим к слову «солнцеструйными» (ливнями)? Воспользуйтесь справочником литературоведческих терминов.
Задание 4. Подберите пароним к слову «бережность». Составьте словосочетания с каждым из них. Воспользуйтесь словарём паронимов.
Задание 5. Как вы понимаете значение слова «наброды»? Воспользуйтесь толковым словарём под ред. С. Ожегова
Задание 6. Сформулируйте вопросы, способствующие в соответствии с критериями (К1-К4) оценки сочинений (задание № 26 ЕГЭ) правильно написать творческую работу по тексту Е.И. Носова
Задание 7. Напишите сочинение по предложенному тексту (не менее 150 слов)
6. Рефлексия. Видеоролик «Морские мгновения».
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Приложение. Карточки с тестовыми заданиями по орфоэпии docx, 13,6 КБ
Приложение. Орфоэпический словарь docx, 40 КБ
Приложение. Урок русского языка в 10 классе docx, 26,7 КБ
Самоанализ урока docx, 15,4 КБ
Презентация. Нормы произношения pptx, 0,98 МБ
Фон для чтения текста Е. Носова mp3, 02:08, 3,91 МБ
Архив всех приложений в одном файле zip. 4,79 МБ
Автор: Скарлыгина Марина Марковна