Технологическая карта урока в 10 классе составлена учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ №45» Агеевой Светланой Анатольевной.
Визитная карточка
Тема урока: "Культура речи. Языковые нормы".
Место и роль урока в изучаемой теме: девятый урок по теме.
Цели урока:
Развивающие:
формирование лингвистической компетентности через овладение языковыми понятиями «культура речи», «языковая норма», «орфоэпические нормы», «лексические нормы», «грамматические нормы», практическое владение языковыми нормами; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; формирование умения владеть способом действия при выборе языковой нормы, умения анализировать, сопоставлять, дифференцировать языковые явления, делать выводы на основе анализа; формирование коммуникативной компетентности посредством овладения всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение); формирование информационной компетентности через умение осуществлять поиск необходимой информации, выделять главную и второстепенную информацию; формирование умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Воспитательные:
формирование представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой речи.
Образовательные:
закрепить знания о понятиях «культура речи», «языковые нормы»; владеть орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка.
Содержание учебного материала
Репортаж обучающихся на тему «Великий и могучий?»
Беседа по поводу увиденного:
Какие впечатления вызвал данный репортаж? О чем заставил задуматься?
Знакомство с эпиграфом к уроку:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает?»
Эти слова принадлежат великому классику русской литературы К.Г. Паустовскому и взяты из его статьи «Поэзия прозы».
Как вы понимаете смысл этих слов? Может ли проза быть поэтичной? Судя по такому началу урока, о чем пойдет речь сегодня на занятии?
Фронтально-индивидуальный опрос:
Что значит культурный? Какую речь мы называем культурной? Как определить: культурная речь или нет? Что такое языковая норма? Назовите ее основные признаки. Какие языковые нормы известны на сегодняшний момент? Как вы полагаете, какие цели стоят перед нами сегодня на уроке?
Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свои листы с самостоятельной работой в группе: орфоэпические нормы, лексические нормы и грамматические.
Самостоятельная работа.
Задания для 1 группы: расставьте ударения в словах, прочитайте выразительно.
1. Предприимчивый мастер из Гатчины занимался вещами значимыми. Дал приют он сиротам, научил их остротам предприимчивый мастер из Гатчины.
2. Выполняя договоры, инженеры и шоферы, столяры и маляры – потрудились все на славу, чтоб за месяцы зимы возвести домов кварталы для народа, для страны.
3. Феномен звонит по средам. Приняв договор по годам, он отдал экспертам эскорта ходатайство аэропорта.
4. Молодому шоферу из Видного все на свете было завидно. От такого недуга ни подруги, ни друга не видать у шофера из Видного.
5. Деловая зимовщица Марфа обожала банты и шарфы. И, коллекцию всю нацепив поутру, на лыжню шла красавица Марфа.
6. Черпать суп из свеклы можно, но не балуясь, осторожно.
7. Молодой столяр Василий из Америки на работу ездил затемно на велике. И в гостинице столичной сделал пол он мозаичный, чем начальника довел он до истерики.
8. Наживший загодя друзей давнишний недруг поскорей откупорить принудит вас не сливовый, без свеклы квас.
9. Клала шарфы, банты, торты, кралась затемно домой, а потом к аэропорту прибыла, слилась с толпой.
2 группа: составить словосочетания или предложения с паронимами.
Абонент – абонемент, высокий – высотный, гречишный – гречневый, надеть – одеть, предоставить –представить, рыбий – рыбный, царский – царственный, человеческий – человечный.
3 группа находит предложения с грамматическими ошибками, называет причину ошибки, дает правильный вариант ответа (по учебному тренажеру Остриковой С.П.).
Каждая группа оценивает свою работу: нам удалось узнать…., мы достигли (не достигли) поставленной цели…, нашему успеху способствовало…., нам мешало…, мы столкнулись с такими трудностями…, мы можем это преодолеть, если….
Мониторинг психологического состояния обучающихся.
(Дети оценивают свое эмоциональное состояние, свой уровень подготовки по данному вопросу перед получением контрольного задания).
Каждый ученик (в зависимости от собственной оценки своих возможностей) выбирает свой листок контроля, в котором находятся 5 заданий части А ЕГЭ (задания А1, А2, А3,А4,А5).
На интерактивной доске – варианты ответов на тестовые задания.
Самоконтроль:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1 ошибка;
«3» - 2 ошибки;
«2» - 3 и более ошибок.
Слово учителя. Мы начали урок с репортажа и фрагмента статьи К.Г. Паустовского «Поэзия прозы»: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он этого заслуживает?»
Продолжение этой статьи звучит так: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Я полностью разделяю точку зрения великого классика и предлагаю вам задуматься над тем, что от нас и от наших слов и дел во многом зависит будущее родной страны. Слово «культура» латинское, означало первоначально возделывание и имело отношение только к земледелию. Работа на земле сложная, сойдет немало потов, пока получишь желаемый результат. Но если не пахать и не сеять, то можно остаться ни с чем.
Я желаю вам набраться терпения и работать не покладая рук, изучая языковые нормы, чтобы со временем вам было чем похвастаться перед родителями, друзьями и будущими детьми.
А сейчас я предлагаю вам оценить свой уровень языковой культуры и свою работу на уроке. На ваших оценочных листах две координатные прямые. На первой прямой покажите, как вы оцениваете свой уровень культуры речи:
все знаю, не ошибаюсь – «5»;
есть еще чему поучиться – «4»;
есть пробелы в знаниях – «3»;
не знаю ничего – «2».
На второй координатной прямой поставьте ту оценку, которую вы заработали на сегодняшнем уроке, выполняя разные задания. Оцените свой вклад в общее дело.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Задания для 1-3 групп - 3 файла docx, 37 КБ
Оценочная карточка урока docx, 12,4 КБ
Самостоятельная работа по вариантам docx, 32,6 КБ
Технологическая карта урока в 10 классе в табличной форме docx, 23,2 КБ
Презентация к уроку pptx, 2,94 МБ
Репортаж wmv, 04:11, 42,4 МБ
Все файлы в одном архиве zip 44,5 МБ
Автор: Агеева Светлана Анатольевна