Открытый урок по русскому языку в 5 классе на региональной стажировочной площадке провела учитель русского языка и литературы МБОУ "Гимназия №4" г. Курска Селиванова Виктория Евгеньевна.

Визитная карточка урока

1. Тип урока: открытие новых знаний.

2. Цель: усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения.

3. Задачи

Образовательные:

  1. выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. обогащать словарный запас учащихся;
  4. совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: 

  1. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных)
  2. формирование логических умений;
  3. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  4. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания, опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  5. развитие творческих, речевых способностей учащихся.

Воспитательные: 

  1. воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. воспитание ценностного отношения к слову;
  3. развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

4. Планируемые результаты:

Личностные:

  • уважительное отношение к родному языку;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • пополнение словарного запаса;
  • способность к самооценке.

Метапредметные: 

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные: 

  • развитие творческой самостоятельности;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
  • проведение морфемного анализа слов.

Ход урока

1. Организационный момент

Я рада приветствовать вас, ребята, и Вас, уважаемые гости, на наших малых зимних олимпийских играх. Весь мир  сейчас находится на пороге грандиозного события – 23 зимней олимпиады в Пхёнчхане. Наверняка вы слышали, что не все так просто с участием наших спортсменов в этом мероприятии, поэтому мы поддержим нашу страну СВОИМИ высокими достижениями.

2. Обращение к эпиграфу

Любому человеку, а спортсмену особенно, нужна мотивация. Поэтому в  качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла слова Адамс Келлер, американской писательницы, которая в возрасте 12 лет лишилась слуха и зрения. Однако благодаря собственным усилиям и усилиям родителей и педагогов смогла стать знаменитой писательницей и выдающимся общественным деятелем.

В одиночку мы так мало можем сделать. Вместе мы способны свернуть горы.

Хелен Адамс Келлер

Как вы понимаете слова писательницы? (одному человеку часто неподвластно то, что способен сделать коллектив)

Именно поэтому мы сегодня поработаем в группах.

3. Правила работы на уроке.

Путь к новому, к открытиям никогда не бывает легким. Преодолевая трудности, вы тоже шагаете вперед, к знаниям. Подобно спортсменам-олимпийцам мы с вами готовимся из урока в урок к главной в вашей учебной жизни дистанции – сдаче государственных экзаменов, которые откроют перед вами новые горизонты. А пока мы с вами только у подножия нашего лингвистического Олимпа, впереди нас ждет несколько испытаний.

Перед вами лежат маршрутные листы – это и есть наши ступени к успеху. За каждую одержанную победу команды получают наградные листы, которые впоследствии помогут капитанам установить новый рекорд.

4. Актуализация ранее изученного материала

Итак, переходим к первому виду соревнований – скоростной бег на коньках на дистанцию, равную 12 словам. (по цепочке вставляют пропущенные буквы в приставках).

1 команда: …дать, в…бить, ра…ценить

2 команда: р…списывать, р…зданный, р…здать.

3 команда: пре…положить, п…д…йти, с…йти.

4 команда: пред…дущий, по…грать, сверх…нтересный.

5. Определение темы урока.

Но чтобы прийти победителем к заветной финишной черте, нужно трудиться. Трудиться усердно, изо дня в день, преодолевая себя, придерживая лень, превозмогая усталость, преображая мир скучных правил в причудливо окрашенные ступени к Олимпу.

Посмотрите на экран. Какая орфограмма объединяет произнесенные мной слова?
Эти приставки и будут предметом рассмотрения на сегодняшнем уроке. А поскольку урок у нас необычный, нестандартно звучит и тема: «Олимпийский марафон от ПРЕ- к ПРИ-».

Это новая тема? Как звучало для вас это правило раньше? (приставка ПРЕ пишется в значении «очень» и «пере», в ост. случаях – ПРИ).

Поэтому именно так я сформулировала тему (от приставки ПРЕ, с которой выбыли знакомы, мы перейдем к значениям приставки ПРИ).
Запись темы в маршрутный лист.

6. Стадия затруднения.

А теперь переходим к индивидуальной гонке по шорт-треку: самостоятельно  выполните упр. 2 в маршрутных листах. 

Пр…крепить к дереву, пр…бывать в плохом настроении, пр…творить в жизнь, пр…школьный участок, пр…зирать врага, пр…образить мир.

1) А теперь поднимите руки, кому было легко и кто уверен, что обошел своих конкурентов на дистанции? А кому было непросто?

Проверьте правильность выполнения упражнения по эталону на слайде.

Поднимите руки те, кто заработал высшие баллы в этом виде.

2) Почему у некоторых возникло затруднение? (не знаем правило)

Как его разрешить? (изучить правило и научиться применять его на практике).

7. Формулирование правила.

Я приглашаю всех на тренировку по фигурному катанию. Скажите, а чем отличается фигурное катание от простого бега на коньках, например? (творческий подход) – творчеством и займемся.

Что является символом любой олимпиады? (олимпийские кольца)

Найдите на следующем листе иллюстрацию (ментальная карта). Перед вами те самые олимпийские кольца. Это поля для нашего лингвистического творчества. Что мы видим непривычного на этой картинке? (внутри некоторых колец есть информация по теме урока.). А пустые нам предстоит заполнить.

- Прочитайте примеры и определите, какое значение придаёт слову приставка.

1) пребольшой арбуз, премилый котёнок, прехорошее настроение. Верно: приставка ПРЕ- в данных словах имеет значение ОЧЕНЬ. 
2) преграда, прервать. В этих словах приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ- 
3) пришить карман, приехать к дому, прибавить скорость - Присоединение, приближение, прибавление.
4) прикрыть, присесть, приукрасить. Неполнота действия. 
5) пригородный район, пришкольный двор-. Пространственная близость. 
6) придумать, приучить, привыкнуть, приручить. Довести действие до конца. 

Прописываем правило в ментальной карте. Всем командам по слову-ключу.

8. Первичное закрепление нового знания

А теперь нас ждет смешанная эстафета. Участники по очереди заполняют пропуски в словах, передавая воображаемую эстафетную палочку соседу справа.

Пр…интересный

пр…остановить

пр…уральские

пр…одолеть

пр…спокойно

пр…градить

пр…озерный

пр…вязать

пр…солить

пр…одоление

пр…мудрый

пр…шить

пр…ручить

пр…лететь

пр…весок

пр…усадебный

пр…возмочь

пр…обрести

пр…морье

пр…бедный

пр…строить

пр…думать

пр…открыть

непр…станно

пр…бавка

пр…сечь

пр…слоняться

пр…возмочь

9. Динамическая пауза.

А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять.

А теперь присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!»

И снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию.

10. Обращение к правилу.

 Обратите внимание на среднее кольцо, в которое уже вписаны слова

Применимы ли ко всем словам уже озвученные условия?

Действительно, написание приставок в этих словах зависит от значения. И это соответствие необходимо запомнить. 

11. Закрепление изученного правила.

Поэтому я снова жду вас на катке, где проходят соревнования в парном катании на коньках (с соседом слева, начиная от капитана формируем пары и выполняем работу)

Составьте словосочетания с данными в среднем кольце  парами слов.

12. Упражнение для капитанов команд.

Приглашаем капитанов со словами-ключами поучаствовать в триатлоне. Ваша задача – сложить словосочетание. На иллюстрации есть подсказка (Прометеев огонь).

13. Работа над составлением текста в группе.

А мы уже близки к Олимпу. Нас ждет последнее испытание – керлинг.

Ваша задача состоит в том, чтобы «натереть» до блеска «потрескавшийся» текст и вернуть все шайбы со словами на свои места.

14. Закрепление.

Я читаю слова с приставками ПРЕ и ПРИ. Поднимите сигнальную карточку с соответствующей приставкой.

Придорожный куст, преспокойно уснул, Василиса Премудрая, прирасти к дереву, прехрабрый пес, приоткрыть дверь, премилый малыш, присесть на стул, приклонить к земле,Притворить дверь, приморский край, пребывать в горах, преинтересная присказка, приподнять настроение, престранный разговор.

15. Рефлексия.

Подошел к концу наш урок. Мы преодолели дистанцию от ПРЕ к ПРИ. Надеюсь, всем удалось попробовать свои силы в выбранных видах состязания.
Но у нас осталась еще фраза, которую сложили капитаны.

Прометеев огонь

Какое значение имеет фразеологизм? (Неодолимое, неугасающее стремление к достижению высоких, благородных целей)

На столах у вас лежат цветные стикеры-огоньки. Напишите на них, что лично вам сегодня на уроке удалось и над чем еще нужно работать.
Эти бумажные язычки пламени сегодня символизируют огонек знания, который, надеюсь, затеплился у каждого из вас, это и есть  наш прометеев огонь.

Уходя, наклейте эти огоньки на основание общего факела. Пожелаю напоследок, чтобы этот огонь знания был неугасим и ярок.

16. Домашнее задание: оставить текст, насыщенный словами с ПРЕ и ПРИ


Маршрутный лист ученика (файл doc, размер 277 КБ).

Автор: Селиванова Виктория Евгеньевна