Конспект урока по русскому языку в 5 классе в форме заседания научной лингвистической лаборатории «Живое слово» представляет учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска Бартенева Евгения Сергеевна.
Визитная карточка урока
Тема урока: «О/Ё после шипящих в корне слова»
Тип урока: изучение нового материала
Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. А.Д. Шмелёва
Цель урока: сформировать и закрепить навык выбора букв о, е, ё после шипящих в корне слова разных частей речи.
Задачи:
- Предметные:
знать: правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова, слова-исключения;
правописание слов с непроверяемыми гласными после шипящих в безударном положении;
уметь: находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. - Метапредметные:
уметь находить, преобразовывать и передавать информацию, использовать современные информационные технологии; уметь работать в команде; уметь анализировать и синтезировать информацию из разных школьных курсов. - Личностные: положительно относиться к учебе; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, его значение в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения:
- наблюдение над языком;
- эвристический метод;
- индивидуальная, групповая, фронтальная работа,
- интерактивный метод «Карусель»
Образовательные ресурсы: http://gramota.ru, https://saharina.ru/tests/, https://nsportal.ru
Оборудование: Интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация по теме урока), распечатанные таблицы, толковые словари русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Объяснительный русский орфографический словарь-справочник Ивановой, Чельцовой, Бешенковой.
ХОД УРОКА
I. Постановка целей урока, установка на восприятие материала.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам показать, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения орфографических правил – это не самые скучные уроки в школе. Для этого я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию, в которой мы будем заниматься научной работой. В ходе этой работы мы:
1) встретимся с определенным языковым явлением;
2) соберем о нем как можно больше материала;
3) проанализируем собранный материал;
4) выработаем рекомендации поведения при встрече с данным явлением в обычной жизни;
5) проверим рекомендации на практике.
В качестве эпиграфа предлагаю вам слова А.П. Чехова:
«ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО, ТО ВАША РАБОТА ВЫЙДЕТ НИЧТОЖНОЙ; НАДО РАБОТАТЬ, ИМЕЯ В ВИДУ ТОЛЬКО БУДУЩЕЕ…»
Обсуждение эпиграфа.
2. Актуализация ранее изученного материала
«ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ»
Сегодня мы проведем орфографическую разминку в необычной форме. Я предлагаю вам поиграть в «Орфографическую карусель» (у учащихся карточки со словами, в которых пропущены буквы. Они вставляют букву в одном слове и меняются по часовой стрелке, проверяя написанное за предыдущим участником карусели). После разминки происходит совместная проверка с объяснением всех орфограмм.
З…ревой
Перег…реть
Стекля…ый
Тро…ейбус
Инт...лл…гент
Те…итория
Пр…з…дент
Пр...пя…ствие
…дешний
Настеж…
Пл…вцы
Слыш…ш…
Р…стислав
3. Орфоэпическая разминка «Ударная» МИНУТКА
Звонить, портфель, столяр, облегчить.
Сантиметр, начать, повторит, красивее.
Алфавитный, партер, торты, положить.
Ворота, магазин, начали, поняла.
Банты, километр, современный, углубит.
II. Изучение нового материала
Игра «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР».
Инструкция:
- Составить из частей слов целые слова.
- Найти в толковом словаре значение незнакомых слов, написанных на конвертах.
- Проанализировать все слова.
Каждая группа работает со словами в конверте
Шорох; шёпот; жёлтый; чёрный; шорты; шоколад жёрдочка, дешёвый, жёлудь, бечёвка, шофер, чёлка, шёлк, чёрствый, шоссе, кошёлка, крыжовник, щётка, решётка, щёлкать, (ожёг руку, ожог руки, шорник, чопорный, джонка, шомпол, жокей, чёботы, чёлн, жёрнов, сажёнки, жёлоб, пижон, мажор– ЭТИ СЛОВА ДАЮТСЯ НЕРАЗРЕЗАННЫМИ).
Анализ полученного материала:
- Какой звук слышится под ударением? А какие буквы пишутся?
- После каких букв стоят ударные?
- В каких морфемах находятся ударные гласные?
По 2 человека из каждой группы определяют значение незнакомых слов, 1 человек работает с порталом Грамота.ру.
- 1 группа:
Жёлоб, жокей, жёрнов,
- 2 группа:
чёботы, чёлн, чопорный
- 3 группа:
шомпол, шорник, пижон
- 4 группа: ГРАМОТА.РУ
джонка, сажёнки, мажор
Постановка целей и задач урока учащимися
Ученики на основе полученного материала и опроса учителя самостоятельно формулируют тему урока, цель и основные задачи. Тема урока записывается на доске.
Работа с таблицей, правилом и исключениями.
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
Когда же пишется буква О?
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба,
Чокнуться, шотландец, шоры,
Чохом, шомпол и жонглеры,
Шорты, шовинизм и шок,
В существительном ожог.
И еще совсем немного:
Жом, трещотка и изжога.
вечор (вчера вечером) – исключение, НО ВЕЧЁРКА – вечерняя газета
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
СООБЩЕНИЕ МЛАДШЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА
ИСТОРИЯ БУКВЫ «Ё»
Ё, ё — 7-я буква русского и белорусского алфавитов и 9-я буква русинского алфавита. Используется также в некоторых неславянских алфавитах на основе гражданской кириллицы (например, казахском, киргизском, монгольском, таджикском, чувашском и удмуртском).
Виктор Трофимович Чумаков — российский писатель, публицист, общественный деятель, «главный ёфикатор России и постсоветского пространства», председатель Союза ёфикаторов России ПИСАЛ, что только в самом конце прошлого века, а именно в августе 1999 года, удалось сделать историко-филологическое открытие и опубликовать сведения о том, когда впервые буква Ё была рукой написана на бумаге и когда она начала тиражироваться в книгах. Оказалось, что родоначальницей буквы Ё 18 (29) ноября 1783 г. стала директор Петербургской академии наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Так этот день стал днём рождения новой русской буквы.
Первым словом, напечатанным с буквой Ё, было слово «всё». Затем последовали слова: огонёк, пенёк, василёчек. В 1796 г. в той же типографии Н.М. Карамзин в своей первой книге «Аонид» с буквой Ё печатает: зарёю, орёл, мотылёк, слёзы и первый глагол с Ё «потёк».
Сегодня буква ё пишется в следующих случаях:
- Когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узнаем; всёв отличие от все; вёдро в отличие от ведро; совершённый (причастие) в отличие от совершенный (прилагательное).
- Когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма.
- В специальных текстах: букварях, школьных учебниках русского языка, учебниках орфоэпии и т. п., а также в словарях для указания места ударения и правильного произношения.
СООБЩЕНИЕ МЛАДШЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА
КАК ИСЧЕЗЛА «Ё» ИЗ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Учитель: Также мы должны знать о том, что Точки над буквой Ё – это диакритический значок «умлаут», пришедший из немецкого языка. В русском языке есть еще один диакритический знак в букве «й» (кратка).
III. Закрепление нового материала.
Загадки (ответы записываются каждый учеником самостоятельно, потом проверяются совместно и комментируются):
- Опоясал каменный ремень, сотни городов и деревень. (Шоссе)
- Ежедневно спозаранку, в руки он берёт баранку, крутит, вертит, так и сяк, но не ест её никак. (Шофёр)
- Мы ею пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать. (Расчёска) - Костлявая спинка,
На брюшке щетинка.
По одежке прыгала,
Вот всю грязь и выгнала. (Щётка) - В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
ИЛИ:
- Умышленное предание огню какого-нибудь имущества.
- Место соединения сшитых кусков ткани, кожи, мягкого материала.
- Колючий садовый кустарник с кисло-сладкими ягодами, а также его ягоды.
- Брюки до колен или выше.
- Форма расположения волос на голове, получаемая путем причесывания, стрижки, завивания; расположенные в таком порядке волосы
- Отличающийся неутолимым тяготением к еде, способный съесть очень много, ненасытный.
- Недорогой, мало стоящий, низко оцениваемый
- Местное повреждение ткани тела огнем или чем-нибудь горячим.
- Приспособление для чистки, обметания чего-нибудь в виде плоской деревянной, костяной или металлической колодки с часто насаженной на нее щетиной.
- Кондитерское изделие, полученное переработкой бобов какао с сахаром.
- Чрезмерно, неестественно строгий в поведении, обращении, крайне щепетильный в отношении приличий.
- Откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды.
- Цирковой актер, умеющий искусно и ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов.
- Профессиональный наездник на скачках.
РЕЗЕРВ (если позволяет время): 1 ученик работает на компьютере с тестом Захарьиной, который сразу проверяется.
Тест по русскому языку «Морфемика и орфография. Буквы О и Ё после шипящих в корне» №1 для 5 класса
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рточка
2) сильный ож...г
3) щ...лка
4) ч...тное число
- В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рох
2) ш...в
3) ч...рствый
4) пиж...н
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) анч...ус
2) пош...л
3) деш...вый
4) поч...тный
- В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рты
2) ш...фёрский
3) пш...нка
4) капюш...н
- В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...кировать
2) ж...нглировать
3) прищ...лкивать
4) ч...кнулся
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) подсч...т голосов
2) ш...рник
3) молодож...ны
4) реш...тка
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...боты
2) дж...нка
3) ч...лн
4) беч...вка
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...кей
2) расч...тливый
3) гладкош...рстный
4) щ...голь
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...лудь
2) ш...пот
3) леч...
4) тяж...лый
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...сткий
2) ж...лтый
3) щ...тка
4) трещ...тка
Учитель: Ребята, заканчивая урок, хотела напомнить вам о том, что такое шовинизм.
ШОВИНИЗМ - крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Агрессивная человеконенавистническая идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства.
Учитель: Давайте всегда помнить, к чему может привести такая идеология, и никогда не забывать о том, что случилось в 1941-1945 годах. Мы помним, что 8 февраля 1943 года г.Курск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Посмотрите на кадры немецкой кинохроники, на наш разрушенный и измученный город (учащимся демонстрируется фильм о Г.Курске в период оккупации и после освобождения). Если мы будем помнить, будут живы все те, кто завоевал Великую Победу!
Учителем во время просмотра фильма читается отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.
Р. Рождественский
«Реквием»
Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,—
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,—
заклинаю,—
помните!
1962
IV. Рефлексия.
Учитель рассказывает притчу о мудреце и бабочке. Учащиеся выбирают из двух бабочек (желтая-всё получилось, был доволен собой, достигли все цели и решили поставленные задачи, розовая – не совсем доволен собой, осталось что-то непонятым, кажется, что не всё удалось достичь).
ПРИТЧА
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках...
Учитель: ребята, всё в ваших руках: и наш завтрашний день, и ваши знания!
V. Д/З: выучить правило, выполнить упр. № 91стр.276 (списать, выделить орфограмму графически); по желанию придумать небольшой текст, насыщенный словами с О/Ё после шипящих в корне.
Автор: Бартенева Евгения Сергеевна