Как готовиться к написанию сочинения-рассуждения (задание 26 КИМ ЕГЭ по русскому языку)? Практические рекомендации дала учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4» Александрова Наталья Федоровна.
Визитная карточка практикума
Цель урока: проанализировать тексты тематического блока "Человек на войне" для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Задачи урока:
1.Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
2.Формирование умения обобщать имеющийся материал, делать выводы.
3.Развитие навыка групповой работы.
4.Формирование мировоззрения учащихся посредством анализа художественных и публицистических текстов.
Дидактический материал: рабочие листы.
Описание хода урока
1. Распределение учащихся на группы по 3-5 человек.
2. Объявление темы, целей и задач урока.
3. Знакомство с порядком работы над текстом для написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
4. Чтение текста (каждая группа получает свой текст).
Приложение № 1
Исходные тексты для работы
Текст 1
(1)Для переброски в тыл врага наш отряд был разбит на несколько звеньев. (2)Начальником первого звена назначили, долго не раздумывая, Сашу Творогова, уже воевавшего в тылу врага, молодого, но опытного партизана. (3)В списках бойцов нашего отряда Саша Творогов стоял первым и первым же полетел в тыл врага. (4)Он должен был приземлиться в Мозырских лесах и отыскать место для приёма остальных звеньев. (5)Перед вылетом его предупредили, что, если с ним что-нибудь случится, встреча с отрядом всё равно должна состояться в назначенном пункте.
(6)Через два дня после вылета Творогов сообщил по радио, что произошла ошибка: вместо Мозырских лесов летчики выбросили его звено южнее Житомира. (7)Это за триста километров от Мозырских лесов! (8)Местность оказалась безлесной, скрываться от немцев было негде. (9)Во время передачи сообщения связь неожиданно прервалась. (10)Ждали день, два, три – связи всё нет и нет. (11)Все понимали, что это может означать: ни укрытий, ни запаса продуктов, ни транспорта группа под Житомиром найти не могла.
(12)Мы рассчитывали так: если случилось чудо и Саша Творогов жив, он направится к нам в условленное место. (13)Мы высадились под Мозырем и ждали ребят долго, но не пришёл никто.
(14)Вскоре наши разведчики услышали от крестьян рассказы о каких-то отважных четырнадцати партизанах. (15)Сначала эти вести доходили до нас как легенда о красных десантниках, наголову разбивших большой фашистский отряд. (16)Потом сведения начали всё больше проясняться, нашлись очевидцы, жители двух деревень из-под Житомира, и вот что мы установили.
(17)Творогов со своим звеном, десантированный южнее Житомира, пошёл на прорыв к Мозырю, чтобы выполнить поставленную боевую задачу. (18)Уже в первую ночь немцы окружили хату в деревне, где партизаны расположились на отдых.
(19)«Рус, сдавайся!» – кричали враги.
(20)Надеяться нашим товарищам было не на что. (21)Но никто не сдался. (22)Бой длился целый день. (23)Свыше пятидесяти гитлеровцев было убито. (24)Из четырнадцати партизан в живых остались только пятеро. (25)Когда стемнело, немцы подожгли дом, но партизанам удалось сделать невозможное. (26)Отстреливаясь, они скрылись.
(27)За ночь, раненые и измученные, они прошли километров десять. (28)На рассвете увидели погоню, добежали до деревни и заняли крайнюю хату. (29)И опять немцы их окружили, и опять предложили сдаться. (30)И опять безрезультатно. (31)Несколько часов длился бой. (32)Наконец стрельба из хаты прекратилась. (33)Когда немцы ворвались в дом, их добычей были тела трёх убитых партизан. (34)Двое каким-то чудом бежали. (35)По рассказам крестьян, по описанию одежды можно было догадаться, что в числе убитых был и Саша Творогов. (36)Ничего больше об этой группе мы не узнали.
(37)Как же несправедливо было из-за роковой ошибки летчиков оказаться в безвыходной ситуации! (38)Как же тяжело было знать, что погибнешь без славы и даже без весточки родным, не надеясь на то, что о твоём последнем бое узнают товарищи. (39)И всё-таки никто из них не сдался.
(По Д.Н. Медведеву*)
*Дмитрий Николаевич Медведев (1898–1954) – полковник, Герой Советского Союза, командир крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писатель.
Текст 2
(1)Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. (2)Участок его обороны находился у самого подножия Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее кровавые бои.
(3)Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищённый, а главное, с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. (4)Днём пятая рота была фактически отрезана от остального полка. (5)Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. (6)Всё это очень осложняло оборону участка. (7)Надо было что-то предпринимать. (8)И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью.
(9)Однажды ночью он явился ко мне в землянку. (10)С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. (11)Смуглый кудрявый парень, с густыми чёрными бровями и неожиданно голубыми, при общей его чёрноте, глазами. (12)Просидел он у меня недолго — погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чёртов грунт сломал».
— (13)Ладно, — сказал я. — (14)Присылай солдат, я дам, сколько надо.
— (15)Солдат? — он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. — (16)Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперёд. (17)Давай мне, сам понесу. (18)И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.
(19)На следующую ночь он опять пришёл, потом — его старшина, потом — опять он.
(20)Спустя полторы-две недели нам с капитаном удалось попасть во владения Конакова, в пятую роту. (21)Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулемёты и полковая сорокапятка, шёл не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
(22)Конакова в его блиндаже мы не застали. (23)На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист. (24)Вскоре появился Конаков, растолкал старшину, и тот, торопливо засунув руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался из блиндажа.
(25)Мы с капитаном уселись у печки.
— (26)Ну как? — спросил капитан, чтобы с чего-нибудь начать.
— (27)Да ничего, – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. — (28)Воюем помаленьку. (29) С людьми вот только сложно…
— (30)Ну с людьми везде туго, – привычной для того времени фразой ответил капитан. — (31)Вместо количества нужно качеством брать.
(32)Конаков ничего не ответил. (33)Потянулся за автоматом.
— (34)Пойдём, что ли, по передовой пройдёмся?
(35)Мы вышли.
(36)Вдруг выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. (37)Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемёта на флангах — одним словом, всё то, чему и положено быть на передовой. (38)Не было только одного — не было солдат. (39)На всём протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. (40)Только старшину. (41)Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам…
(42)Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна — война разбросала нас в разные стороны. (43)Но, когда вспоминаю его — большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счёт количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоём со старшиной отбивал несколько атак в день и называл это только «трудновато было», мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен враг. (44)Никакой!
(45)А ведь таких у нас миллионы, десятки миллионов, целая страна.
(По В. П. Некрасову*)
* Виктор Платонович Некрасов (1911—1987 гг.) — русский писатель, автор произведений о буднях военной жизни.
Текст 3
(1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. (2)Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией.
(3)Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. (4)Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. (5)Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (6)Но ни адская боль , ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его волю. (7)Пытки стали еще более жестокими, еще более изощренными, палачам уже хотелось не столько вырвать информацию, сколько победить узника.(8) Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу.(9) Они были твердо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.
(10)Как же бесил их этот безумный фанатик! (11)Уже казалось, что ничем поколебать его твердой, как гранит, решимости. (12)Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, привести себя в порядок.(13) Потом посадили и повезли по цветущему Парижу.(14) Завели в кофейню, угостили горячим шоколадом. (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чем-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья…
(16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов.(18) Его никто ни о чем не спрашивал. (19)И он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? (20)Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моем существовании, ради этого перепачканного кремом ребенка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… (21) Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни? (22)Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?
(23)В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стекла машины, звала его остаться… (24)И тогда он произнес: «Ладно». (25)Сказал тихо. (26)Но его услышали. (27)Сказал только одно слово. (28) Но его поняли…
(29)Через месяц его выпустили…(30)Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. (31) Он пришел в то же самое кафе… (32)Но там не было ни бабушки с внуком, ни той влюбленной парочки… (33) И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. (34)Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. (35)Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью… (36) Но кофе все равно был горький, как будто его сварили из полыни.
(По А. Авдееву)
Текст 4
(1)Районная электростанция на окраине Сталинграда была участком фронта. (2)Больше того, она была на передней линии фронта, гитлеровцы охотились на нее, чтобы погасить ее свет. (3)Охоту на электростанцию начали с первых дней осады. (4)В августе 1942 года гитлеровцы совершили воздушный налет на Красноармейск и попутно на ГРЭС. (5)Первые две бомбы разорвались над третьей турбиной. (6)Разрушенные взрывом перекрытия, части крыши и свода обрушились на машину. (7)Там был человек, работавший на станции десять лет без перерыва. (8)Избитый осколками железа и камня, весь в ссадинах и в крови, он испытал на себе первый внезапный удар войны, но продолжал делать то, что делал все десять лет каждый день: он удержал машину в работе.
(9)Вторая бомба убила слесаря турбинного цеха и тяжело ранила любимца всей станции, пятнадцатилетнего ученика слесаря Колю. (10)Этот мальчик рвался на самое опасное дело, в часы тревог забирался на крышу, вызывался дежурить за других, чуть не плакал, если его силой стаскивали вниз. (11)Осколком бомбы ему оторвало ногу. (12)Его собирались эвакуировать, но он взмолился, чтобы его оставили вблизи станции, и его оставили дома. (13)Старики Сталинградской ГРЭС навещали его каждый день, носили ему хлеб из своего пайка, болтали с ним о своих делах, как с человеком бывалым, приятелем. (14)И он был с ними как равный.
(15)На территории станции разорвалось тогда восемь бомб. (16)Углеподача была разрушена. (17)Ее восстановили. (18)Во дворе и в цехах смыли первую кровь. (19)Так электростанция вошла в войну. (20)Город был в бою, ему нужна была энергия, нужен был свет.
(21)Вскоре городу понадобилась вода. (22)Город умирал без воды. (23)После чудовищных бомбардировок он был в пламени. (24)Огонь перекинулся даже на Волгу: в реку стекала с холмов горевшая нефть.
(25)Своей энергией станция должна была добывать воду.
(26)А бой шел уже в пределах города. (27)Линия электропередачи была под огнем, снаряды и бомбы по десять раз в сутки обрывали провода. (28)Но монтеры изо дня в день восстанавливали поврежденные линии и каким-то образом ухитрялись подавать энергию даже через кварталы, занятые противником.
(29)Это был уже настоящий бой за энергию. (30)Им руководил худой, молчаливый, скромный человек – главный инженер сетевого района. (31)Его называли человеком без сна и без нервов. (32)Он все дни проводил на линии, где стреляли уже из пулеметов, и однажды на станцию не вернулся.
(33)Электростанция вела бой за энергию, и, как во всяком бою, у нее были потери. (34)Но упрямые монтеры делали свое дело. (35)Там, где нужна была энергия, была энергия. (36)Там, где нужен был свет, был свет. (37)Люди оказались сильнее дальнобойных немецких орудий. (38)Они добывали свет Сталинграду, уцелевшим заводам южной окраины, подземным штабам, обороне. (39)Это был свет человеческой доблести. (40)И война не могла его погасить.
(По Е. Кригеру)
Текст 5
(1)Когда каратели устроили засаду на нас около села Озерцы, озерцовские крестьяне окольными путями стали пробираться в лес, пытаясь спастись от фашистов. (2)Старший гестаповец решил, что крестьяне идут в лес, чтобы предупредить партизан. (3)Была дана команда, и каратели стали ловить перепуганных жителей, принялись жечь дома. (4)Ни объяснения, ни мольбы взрослых, ни слёзы детей не помогали. (5)В течение какого-нибудь часа разъярённые палачи хватали подряд жителей, убивали, бросали в горящие хаты. (6)Из трёхсот тридцати хат села Озерцы каратели сожгли триста двенадцать, а четыреста человек они расстреляли. (7)Так фашисты дали понять, что заложниками нашей партизанской войны будут отныне мирные жители.
(8)Чтобы отвлечь внимание врага и уберечь население близлежащих деревень, мы решили взорвать поезд гораздо западнее, на железной дороге Ковель — Ровно.
(9)Маликов, инженер по специальности, с двенадцатью бойцами взяли мины и отправились к намеченному месту. (10)Они расположились около железнодорожного полотна и с наступлением темноты незаметно подползли к будке стрелочника.
(11)Старик-стрелочник охотно рассказал, что поезда здесь ходят часто и сильно гружённые, в сторону фронта идут с войсками и вооружением, на запад — с ранеными, обмороженными и награбленным имуществом. (12)Поняв, что наши хотят сделать, старик, помолчав, сказал:
(13) — На меня, понятно, фрицы всех собак повесят, а как с остальным народом быть?(14)Их ведь постреляют, как в Озерцах!
(15)Оказалось, что для патрулирования железной дороги немцы уже успели мобилизовать крестьян из ближайших деревень и предупредили, что, если будет совершена диверсия, всех ждёт расстрел. (16)Сторожевые посты из крестьян стояли метрах в пятидесяти друг от друга вдоль полотна.
(17)Крестьяне, знавшие о судьбе жителей Озерцов, тем не менее, не стали отговаривать наших, все обсуждали только, как удачнее произвести взрыв. (18)Маликову, понимавшему, что мирное население не пощадят, трудно было принять решение.
(19)Положение спасла одна пожилая крестьянка, которая предложила:
(20)— А вы нас, ребятки, вяжите и делайте свое дело. (21)Рты заткните, засветите в глаз, чтоб синячок позаметней был.
(22)— Ну, бить-то вас нам как-то не с руки!
(23)— Да мы, соколики, сами поколотим друг друга, — ответила та же крестьянка.
(24) «Сторожам» эта мысль понравилась. (25)Пока наши закладывали мины, они тузили друг друга. (26)Потом партизаны их связали и положили около поста, рядом с костром. (27)Скоро появился поезд. (28)Взрыв состава, гружённого оружием, боеприпасами и другими военными материалами, был произведён блестяще. (29)Шестьдесят вагонов, слетев с пути, разбились и сгорели.
(30)С тревогой крестьяне ждали ответных действий врага. (31)Но на этот раз расстрелов мирных жителей не последовало — видно, в уловку немцы всё-таки поверили. (32)А мы в очередной раз ощутили, насколько помогают нам, партизанам, мужество и самоотверженность мирного населения — женщин, стариков, детей. (33)Если бы не они, и наш, и другие отряды, действовавшие на территории Украины и Белоруссии, были бы, скорее всего, обречены: слишком большие силы Вермахта бросили гитлеровцы на борьбу с партизанами.
(По Д. Я. Медведеву*)
*Дмитрий Николаевич Медведев (1898—1954) — полковник, Герой Советского Союза, командир крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писатель.
5. Формулировка проблем(ы) текста и позиции автора (используем материалы презентации “Порядок работы с текстом").
Презентация
6. Выбор эталонного варианта формулировки проблемы и позиции автора (Эталонные образцы формулировки проблем и позиции автора).
Приложение № 2
Текст № 1
Основные проблемы
- Проблема положения мирного населения во время войны.
- Проблема нравственного выбора мирных граждан, оказавшихся в тылу врага.
- Проблема единения народа в годы войны.
Позиция автора
- Мирные жители становятся на войне заложниками противоборствующих сторон.
- Мирные граждане, оказавшиеся в тылу врага, готовы, несмотря на угрозу жизни, оказать помощь партизанам в их борьбе.
- Без помощи мирного населения оккупированных территорий партизанская война была бы обречена на провал.
Текст № 2
Основные проблемы
- Героизм советских бойцов, проявленный в борьбе с захватчиками.
- Проблема нравственного выбора человека на войне.
Позиция автора
- Автор восхищается мужеством и стойкостью духа партизан отряда Творогова: они бились с врагом до последнего.
- Даже в безвыходном положении, не рассчитывая на спасение и на то, что их подвиг станет когда-нибудь известен другим, советские воины не сдались в плен, они до конца исполняли свой воинский долг.
Текст № 3
Основные проблемы
- Проблема мужества и доблести перед лицом суровых испытаний.
- Проблема чувства долга в годы войны.
- Проблема силы человеческого духа.
Позиция автора
- В годы войны людям придаёт силы сознание того, что они делают.
- Во время суровых испытаний, перед лицом опасности, грозящей Родине, самые обыкновенные люди совершают героические поступки, т. К. чувство долга перед своим народом оказывается сильнее чувства самосохранения.
- Истинная человеческая сила – это сила духа, делающая человека способным выполнять свой долг перед лицом самой страшной опасности, это сила доблести, которая заключается в неуклонном противостоянии врагу.
Текст № 4
Основные проблемы
- Проблема истинного героизма.
Позиция автора
- Настоящий героизм способен преодолеть любые обстоятельства.
Текст № 5
Основные проблемы
- Проблема предательства.
- Проблема нравственного выбора.
Позиция автора
- Во время войны человек может не выдержать тяжёлых испытаний и стать предателем.
- Война проверяет человека на нравственную прочность.
7. Комментирование текста с помощью "двухчастного дневника" (Подготовка к комментированию текста).
Для каждого текста заготовлены отдельные бланки. Используем речевые клише, данные в презентации “Порядок работы с текстом").
Приложение № 3
В табличной форме представлены те номера предложений, которые можно было бы прокомментировать.
8. Отбираем произведения для аргументации собственного мнения из данного на уроке списка (Список произведений для аргументации собственного мнения для тематического блока "Человек на войне").
Приложение № 4
Список произведений к тематическому блоку "Человек на войне"
- Л. Толстой. “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”
- В. Быков. “Сотников”, “Третья ракета”
- Б. Полевой. “Повесть о настоящем человеке”
- М. Алигер. “Зоя”
- К. Паустовский. “Робкое сердце”
- В. Распутин. “Живи и помни”
- А. Твардовский. “Василий Тёркин”
- Е. Носов. “Живое пламя”
- Б. Васильев. “Экспонат №…”, “В списках не значился”, “А зори здесь тихие”
- М. Шолохов. “Они сражались за Родину”, “Судьба человека”
- В. Некрасов. “В окопах Сталинграда”
- В. Гроссман. “Жизнь и судьба”
- К. Воробьёв. “Убиты под Москвой”, “Немец в валенках”
- К. Симонов. Стихотворения. Публицистика. “Живые и мёртвые”
- В. Кондратьев. “Сашка”
- Ю. Бондарев. “Горячий снег”
- А. Адамович. “Немой”
- Э. Ремарк. “На западном фронте без перемен”
- Э. Хемингуэй. “Прощай, оружие”
9. Формулируем аргументы.
10. Рассматриваем виды и формы вступления и заключения (см. 2 последних слайда в презентации “Порядок работы с текстом").
11. Подбираем из данных учителем вариантов вступлений и заключений подходящие и обосновываем свой выбор (Варианты вступлений и заключений).
Приложение № 5
Варианты вступлений к сочинению
- Война-это не только сражения на фронте, но и тыл. Сколько испытаний выпало на долю мирного населения! Люди ставили себя и своих близких под удар, но старались хоть чем-то помочь партизанам. Яркий пример готовности рисковать всем мы видим в тексте Д.Н. Медведева, командира крупных партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны.
- Мы восхищаемся мужеством солдат и офицеров, защищавших Родину на фронтах Великой Отечественной войны, но часто ли мы задумываемся о тех, кто должен был находиться на оккупированной врагом территории и, рискуя своей и чужими жизнями, бороться с гитлеровцами.
- Что такое война? Какое место она занимает в истории Человечества? В истории нашей страны? Можно ли забыть о той цене, которую заплатил наш народ за Великую Победу?
- Л.Н. Толстой дал, бесспорно, самое точное определение войне как “противному всей человеческой природе событию”. Действительно, всё, что связано с войной, противоречит существованию человека как высокоорганизованной личности.
- История Человечества – история войн. Каковы их итоги? Миллионы жертв, сломанные судьбы, уничтоженные города и государства. Когда же люди поймут, что самое ценное на Земле – Жизнь!!!
- Война – это сражения, гибель людей, горе, разрушения, но это ещё и проверка человека как личности. Война испытывает людей, обнажает пороки, слабости, взращивает героев, наделяет смелых доблестью , помогает преодолевать такие трудности, которые под силу только богатырям.
- Как я жалею, что мой дедушка ушёл из жизни, когда я был ещё подростком и не интересовался его судьбой. Он воевал в Сталинграде! Читаю текст В. Некрасова о Василии Конакове, а представляю деда. Он был таким же немногословным, спокойным, любил работать на даче, собирать грибы. Только сейчас я понимаю, что был он не робкого десятка, потому что его пиджак с медалями довольно тяжел от боевых наград.
- Какие качества открывает в человеке война? В биографиях героев чаще всего нет ничего героического – обыкновенные парни и девушки. А почему они совершили подвиг? Значит, было в них что-то, чего не было в тех, кто испугался, струсил и стал предателем.
- Любому ли человеку под силу такое испытание, как война? Ответ очевиден. Всё зависит от нравственной прочности личности. Но как жить дальше, если ты “купил” свою жизнь, заплатив за неё чужими жизнями?
Варианты заключений сочинений
- Война закончилась в 1945 году, но до сих пор поисковые отряды находят останки солдат, и иногда им удаётся восстановить имя бойца, а бывает, что история Великой Отечественной войны дополняется ещё одним подвигом.
- Легко ли молодым людям, знающим, что гибель их неминуема, не смалодушничать, не сдаться, чтобы сохранить жизнь? На такое способны только сильные духом! Я разделяю восхищение автора.
- С такими людьми, как Вася Конаков, не страшен враг. Никакой! Лучше не скажешь! Вот в чём секрет нашей Победы!
- По-настоящему сильный человек-это сильный духом человек. Именно такое свойство личности помогает преодолеть самые страшные испытания.
- Предателями не рождаются. Ими становятся, если нет у человека нравственной прочности, силы духа, нравственной основы. Такие люди достойны только презрения.
Написание вступления и заключения на этом этапе работы с текстом целесообразно потому, что текст учащимися уже хорошо осмыслен, и выбор варианта вступления и заключения будет верным.
12. На заключительном этапе урока учащимся предлагается перечень проблем к данному тематическому блоку (Перечень проблем к тематическому блоку
"Человек на войне"). Возможно его обсуждение и дополнение.
Приложение № 6
Перечень проблем к тематическому блоку "Человек на войне"
- Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны.
- Проблема чести и человеческого достоинства.
- Проблема героизма мирного населения.
- Проблема памяти о войне (о подвигах, совершённых во имя Победы).
- Проблема нравственного выбора.
- Проблема раннего взросления.
- Проблема выполнения воинского долга (верность присяге).
- Проблема нравственной прочности.
- Проблема истинного (ложного) патриотизма.
- Проблема (массового/личного) героизма в годы войны.
- Проблема предательства.
- Проблема трусости.
- Проблема героической повседневности в годы войны.
- Какие качества характера раскрывает в человеке война?
- Как влияет война на душевное состояние человека?
Приложение № 1 (файл docx, размер 25,3 КБ)
Приложение № 2 (файл doc, размер 40,0 КБ)
Приложение № 3 (файл doc, размер 41,0 КБ)
Приложение № 4 (файл doc, размер 25,5 КБ)
Приложение № 5 (файл doc, размер 31,5 КБ)
Приложение № 6 (файл doc, размер 24,5 КБ)
Презентация (файл ppt, 270 КБ)