Громенкова Светлана Ивановна знакомит нас с конспектом урока русского языка в 10 классе.
Визитная карточка урока
Учебник «Русский язык», авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.
Планируемые результаты
Личностные: формировать и закреплять в сознании учащихся бережное отношения к родному языку, ответственное отношения к собственному слову, к культуре речи.
Метапредметные
• Регулятивные учебные действия: развивать навыки целеполагания, планирования, контроля и оценки деятельности.
• Познавательные учебные действия: совершенствовать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать мысли; развивать навыки работы с текстом.
• Коммуникативные учебные действия: совершенствовать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействовать в группе, принимать совместные решения.
Предметные: повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка; совершенствовать умение различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи).
Урок применения предметных знаний, умений, навыков.
Виды деятельности: анализ и классификация художественных средств выразительности, исследовательская работа с текстом, выполнение заданий КИМов ЕГЭ, написание коллективной творческой работы.
Ход урока
1. Подведение к теме
– Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на речевом практикуме, который хочу начать с синквейна-загадки:
Они
Красивые, живые
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка…богатство мыслей»
Сокровища речи
– Как вы думаете, о чём идёт речь? /Художественные средства, изобразительные средства, средства выразительности/
– Молодцы! Итак, тема нашего урока - «Средства выразительности языка». Эпиграфом к уроку я взяла слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойного названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них».
– Согласны ли вы с ним? Почему?
– Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь.
2. Формулирование задач урока
– Да, действительно, русский язык богат и гибок, что позволяет изобразить любую картину и передать самую сложную мысль. Вопрос только в том, умеет ли говорящий пользоваться изобразительно-выразительными средствами. Главное в понятии «выразительность» – способность к воспроизведению, имитации, описанию явлений окружающей действительности.
Очень тесно мы сталкиваемся со средствами выразительности на ЕГЭ как при выполнении теста, так и при написании сочинения.
– Какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшнем практикуме?
- Повторить термины,
- скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,
- различать виды средств выразительности
- совершенствовать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
– Тема определена, задачи поставлены, начинаем нашу работу с терминологического диктанта. Я читаю определения, вы записываете в столбик название изобразительно-выразительного средства.
3. Терминологический диктант
- Одинаковое построение соседних предложений. /Синтаксический параллелизм/
- С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов, с другой – в устной речи и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака. /Тавтология/
- Обратный порядок слов. /Инверсия/
- Художественное преуменьшение. /Литота/
- Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. /Иносказание/
- Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака. /Сравнение/
- Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и пр. /Термины/
- Скрытая насмешка. /Ирония/
- Только в контексте слова являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. /Контекстные антонимы/
- Единоначалие. /Анафора/
– Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово стилистика. Поставьте себе баллы в карту достижений. Проверьте орфографию. Если термин указан верно, но с орфографической ошибкой, ответ считается неправильным.
– Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? /Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка. Записанные нами термины – наиболее часто встречаемые в КИМах изобразительно-выразительные средства. Знания терминов и их определения на экзамене мало, необходимо ещё и умение приводить примеры. Переходим к следующему этапу практикума/
4. Работа в парах (Соотнеси термин с примером)
- Усердный в бригаде – клад, ленивый – обуза.
- К утру расстреляли притихшее горное эхо.
- Случился случай.
- Мальчик – с – пальчик.
- Сторож допил свою воду, вытер рот рукавом, желая этим сказать, что аудиенция закончена.
- Уж озимь яркая блеснула изумрудом.
- Пытливый скальпель учёного.
- Вообразите себе воробья, который клюёт исполинскую гору.
- Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
а. |
Инверсия |
б. |
Термин |
в. |
Ирония |
г. |
Синтаксический параллелизм |
д. |
Тавтология |
е. |
Сравнение |
ж. |
Литота |
з. |
Анафора |
и. |
Контекстные антонимы |
5. Проверка
– Обменяйтесь ответами с другой парой, проверьте друг друга, поставьте баллы. /Правильный ответы высвечиваются на слайде/
1-и, 2-а, 3-д, 4-з, 5-ж, 6-в, 7-г, 8-е, 9-б
– На какие группы можно разделить изобразительно-выразительные средства, с которыми мы работали? /Тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики/
– Что лежит в основе такого лексического средства, как троп? /Употребление слов в переносном значении/
– Назовите известные вам тропы.
– Что такое фигуры речи? /Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности/
– Перечислите синтаксические средства.
В процессе ответов детей на слайде постепенно заполняется таблица.
Тропы
|
Фигуры речи
|
Изобразительные возможности лексики |
Литота Иносказание Сравнение Ирония Метафора Эпитет Гипербола Олицетворение Синекдоха Перифраза |
Синтаксический параллелизм Инверсия Анафора Эпифора Градация Многосоюзие Риторический вопрос
|
Тавтология Термины Контекстуальные антонимы Синонимы Паронимы
|
– Для чего нам необходимо различать тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики? /Чтобы не ошибиться при выполнении задания ЕГЭ/
– Внимательно читаем инструкцию. /Слайд/
Инструкция
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нём рассматриваются языковые особенности. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
А затем приступаем к выполнению задания.
«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого тропа, как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на фигуре речи______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие» и др.)».
1.Антитеза
2.Метафора
3.Риторический вопрос
4.Аллегория
5.Ряды однородных членов
6.Сравнение
7.Термины
8.Синтаксический параллелизм
9.Эпитет
10.Гипербола
Ответы: 2, 8, 3, 7
– Чтобы правильно определить вид изобразительно-выразительного средства, необходим контекст, в котором он употребляется, то есть текст, который даётся вам на экзамене для анализа.
6. Индивидуальная тестовая работа
– Приступим к индивидуальной тестовой работе. /Каждый ученик получает вариант задания В8 и текст КИМов ЕГЭ. Задание проверяется учителем. Баллы выставляются в карту достижений/
Мини-исследование (работа в группах с текстом И.А. Ильина «О дружбе»).
О дружбе
(1) У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... (2) И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели - и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..
(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше. до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни?
(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?
(9)Бывает "дружба", основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и "дружба" лести, "дружба" тщеславия, "дружба" протекции, "дружба" злословия, "дружба" преферанса и "дружба" собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы - и оба считают себя "друзьями". (12)"Рука моет руку", люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они "подружились". (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию "дружбы" в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.
(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба... (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает... (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...
(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь. (По И.Ильину)
Ильин Иван Александрович (1883–1945) – русский христианский философ, национальный мыслитель, правовед, писатель, литературный критик и публицист, по убеждениям – славянофил и монархист.
Задание 1 группе: Найти в тексте тропы, привести примеры, определить назначение в тексте.
Задание 2 группе: Найти в тексте фигуры речи, привести примеры, определить назначение в тексте.
8. Чтение текста
9. Отчет групп о результатах исследования
10. Творческая работа в группе
– Мне хотелось бы вернуться к началу урока, точнее к синквейну, в котором последними строками были слова «сокровища речи». Эти слова станут первой строчкой сочинения по кругу. Запишите следующее предложение – ваше понимание ключевой фразы (на это отводится одна-две минуты) и передайте другому по кругу. Последний читает всё написанное.
11. Рефлексия
– Вы не только научились находить «сокровища речи» в тестах, тексте, но и использовать их в творческой работе. А теперь обратимся к рефлексивному экрану. Я предлагаю выбрать фразу, которую вам сейчас захотелось продолжить.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
Я смог…
Хочу больше узнать о…
– Посчитайте свои баллы за урок, поставьте себе отметку.
12. Задание на дом
Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:
- Метафора – царица тропов.
- Огромная гипербола и малюсенькая литота.
- Эпитет великолепный.
- Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.
- Спуски и подъёмы градации.
- Анафора и эпифора – стилистические антонимы.
- Возможности сравнения.
– Выберите тему для своей презентации-исследования.
– Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта достижений
ФИО________________
Речевой практикум «Средства выразительности языка»
Вид работы |
Максимум баллов за задание |
Количество баллов за ответ |
Терминологический диктант |
10 |
|
Работа в парах |
9 |
|
Тест |
4 |
|
Исследование |
5 |
|
Итог |
28 |
|
Примечание:
- ставится 1 балл за каждый верный ответ;
- за исследование ставит оценку руководитель группы;
- тест оценивает учитель;
- итог подводит каждый сам.
Разбалловка:
«5» - 26-28
«4» - 20-25
«3» - 15-20
«2» - менее 15
Презентация к уроку (файл pptx, размер 379 КБ).
Автор: Громенкова Светлана Ивановна