Громенкова Светлана Ивановна знакомит нас с конспектом урока русского языка в 10 классе.

Визитная карточка урока

Учебник «Русский язык», авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.

Планируемые результаты

Личностные: формировать и закреплять в сознании учащихся бережное отношения к родному языку, ответственное отношения к собственному слову, к культуре речи.

Метапредметные

Регулятивные учебные действия: развивать навыки целеполагания, планирования, контроля и оценки деятельности.

Познавательные учебные действия: совершенствовать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать мысли; развивать навыки работы с текстом.

Коммуникативные учебные действия: совершенствовать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействовать в группе, принимать совместные решения.

Предметные: повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка; совершенствовать умение  различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи).

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Виды деятельности: анализ и классификация художественных средств выразительности, исследовательская работа с текстом, выполнение заданий КИМов ЕГЭ, написание коллективной творческой работы.

Ход урока

1. Подведение к теме

– Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на речевом практикуме, который хочу начать с синквейна-загадки:

Они

Красивые, живые

Украшают, описывают, имитируют

«Богатство языка…богатство мыслей»

Сокровища речи

– Как вы думаете, о чём идёт речь? /Художественные средства, изобразительные средства, средства выразительности/

– Молодцы! Итак, тема нашего урока - «Средства выразительности языка». Эпиграфом к уроку я взяла слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойного названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них».

– Согласны ли вы с ним? Почему?

– Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь.

2. Формулирование задач урока

– Да, действительно, русский язык богат и гибок, что позволяет изобразить любую картину и передать самую сложную мысль. Вопрос только в том, умеет ли говорящий пользоваться изобразительно-выразительными средствами. Главное в понятии «выразительность» – способность к воспроизведению, имитации, описанию явлений окружающей действительности.

Очень тесно мы сталкиваемся со средствами выразительности на ЕГЭ как при выполнении теста, так и при написании сочинения.

– Какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшнем практикуме?

  • Повторить термины,
  • скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,
  • различать виды средств выразительности
  • совершенствовать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

– Тема определена, задачи поставлены, начинаем нашу работу с терминологического диктанта. Я читаю определения, вы записываете в столбик название изобразительно-выразительного средства.

3. Терминологический диктант

  1. Одинаковое построение соседних предложений. /Синтаксический параллелизм/
  2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов, с другой – в устной речи и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака. /Тавтология/
  3. Обратный порядок слов. /Инверсия/
  4. Художественное преуменьшение. /Литота/
  5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. /Иносказание/
  6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака. /Сравнение/
  7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и пр. /Термины/
  8. Скрытая насмешка. /Ирония/
  9. Только в контексте слова являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. /Контекстные антонимы/
  10. Единоначалие. /Анафора/

– Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово стилистика. Поставьте себе баллы в карту достижений. Проверьте орфографию. Если термин указан верно, но с орфографической ошибкой, ответ считается неправильным.

– Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? /Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка. Записанные нами термины – наиболее часто встречаемые в КИМах изобразительно-выразительные средства. Знания терминов и их определения на экзамене мало, необходимо ещё и умение приводить примеры. Переходим к следующему этапу практикума/

4. Работа в парах (Соотнеси термин с примером)

  1. Усердный в бригаде – клад, ленивый – обуза.
  2. К утру расстреляли притихшее горное эхо.
  3. Случился случай.
  4. Мальчик – с – пальчик.
  5. Сторож допил свою воду, вытер рот рукавом, желая этим сказать, что аудиенция закончена.
  6. Уж озимь яркая блеснула изумрудом.
  7. Пытливый скальпель учёного.
  8. Вообразите себе воробья, который клюёт исполинскую гору.
  9. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

а.

Инверсия

б.

Термин

в.

Ирония

г.

Синтаксический параллелизм

д.

Тавтология

е.

Сравнение

ж.

Литота

з.

Анафора

и.

Контекстные антонимы

5. Проверка

– Обменяйтесь ответами с другой парой, проверьте друг друга, поставьте баллы. /Правильный ответы высвечиваются на слайде/

1-и, 2-а, 3-д, 4-з, 5-ж, 6-в, 7-г, 8-е, 9-б

– На какие группы можно разделить изобразительно-выразительные средства, с которыми мы работали? /Тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики/

– Что лежит в основе такого лексического средства, как троп? /Употребление слов в переносном значении/

– Назовите известные вам тропы.

– Что такое фигуры речи? /Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности/

– Перечислите синтаксические средства.

В процессе ответов детей на слайде постепенно заполняется таблица.

Тропы

 

Фигуры речи

 

Изобразительные возможности лексики

Литота

Иносказание

Сравнение

Ирония

Метафора

Эпитет

Гипербола

Олицетворение

Синекдоха

Перифраза

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Анафора

Эпифора

Градация

Многосоюзие

Риторический вопрос

 

 

 

Тавтология

Термины

Контекстуальные антонимы

Синонимы

Паронимы

 

 

 

 

 

 

– Для чего нам необходимо различать тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики? /Чтобы не ошибиться при выполнении задания ЕГЭ/

– Внимательно читаем инструкцию. /Слайд/

Инструкция

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нём рассматриваются языковые особенности. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

А затем приступаем к выполнению задания.

«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого тропа, как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на фигуре речи______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие» и др.)».

1.Антитеза

2.Метафора

3.Риторический вопрос

4.Аллегория

5.Ряды однородных членов

6.Сравнение

7.Термины

8.Синтаксический параллелизм

9.Эпитет

10.Гипербола

Ответы: 2, 8, 3, 7

– Чтобы правильно определить вид изобразительно-выразительного средства, необходим контекст, в котором он употребляется, то есть текст, который даётся вам на экзамене для анализа.

6. Индивидуальная тестовая работа

– Приступим к индивидуальной тестовой работе. /Каждый ученик получает вариант задания В8 и текст КИМов ЕГЭ. Задание проверяется учителем. Баллы выставляются в карту достижений/

Мини-исследование (работа в группах с текстом И.А. Ильина «О дружбе»).

О дружбе

(1) У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... (2) И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели - и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше. до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни?

(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(9)Бывает "дружба", основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и "дружба" лести, "дружба" тщеславия, "дружба" протекции, "дружба" злословия, "дружба" преферанса и "дружба" собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы - и оба считают себя "друзьями". (12)"Рука моет руку", люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они "подружились". (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию "дружбы" в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба... (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает... (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её...

(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь. (По И.Ильину)

Ильин Иван Александрович (1883–1945) – русский христианский философ, национальный мыслитель, правовед, писатель, литературный критик и публицист, по убеждениям – славянофил и монархист.

Задание 1 группе: Найти в тексте тропы, привести примеры, определить назначение в тексте.

Задание 2 группе: Найти в тексте фигуры речи, привести примеры, определить назначение в тексте.

8. Чтение текста

9. Отчет групп о результатах исследования

10. Творческая работа в группе

– Мне хотелось бы вернуться к началу урока, точнее к синквейну, в котором последними строками были слова «сокровища речи». Эти слова станут первой строчкой сочинения по кругу. Запишите следующее предложение – ваше понимание ключевой фразы (на это отводится одна-две минуты) и передайте другому по кругу. Последний читает всё написанное.

11. Рефлексия

– Вы не только научились находить «сокровища речи» в тестах, тексте, но и использовать их в творческой работе. А теперь обратимся к рефлексивному экрану. Я предлагаю выбрать фразу, которую вам сейчас захотелось продолжить.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я смог…

Хочу больше узнать о…

 

– Посчитайте свои баллы за урок, поставьте себе отметку.

12. Задание на дом

Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:

  1. Метафора – царица тропов.
  2. Огромная гипербола и малюсенькая литота.
  3. Эпитет великолепный.
  4. Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.
  5. Спуски и подъёмы градации.
  6. Анафора и эпифора – стилистические антонимы.
  7. Возможности сравнения.

– Выберите тему для своей презентации-исследования.

– Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта достижений

ФИО________________

Речевой практикум «Средства выразительности языка»

Вид работы

Максимум баллов за задание

Количество баллов за ответ

Терминологический диктант

10

 

Работа в парах

9

 

Тест

4

 

Исследование

5

 

Итог

28

 

 

Примечание:

  • ставится 1 балл за каждый верный ответ;
  • за исследование ставит оценку руководитель группы;
  • тест оценивает учитель;
  • итог подводит каждый сам.

Разбалловка:

«5» - 26-28

«4» - 20-25

«3» - 15-20

«2» - менее 15


Презентация к уроку (файл pptx, размер 379 КБ).

 

Автор: Громенкова Светлана Ивановна