Конспект урока русского языка составила Байбородова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского» Курского района Курской области по УМК  М.М.  Разумовской и др.

Тема урока «Текст. Средства связи предложений в тексте»

Цели урока:

Предметные:

  • формирование умения работать с текстом;
  •  формирование коммуникативной компетенции через  углубление и расширение знаний о тексте;
  • совершенствование навыков смыслового анализа текста;
  • формирование понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

  • развитие внимания, логического мышления, активизация мыслительной деятельности;
  • развитие умения слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

  • воспитание интереса к предмету.

Задачи:

  • обобщить сведения о тексте;
  • вспомнить основные признаки текста;
  • вспомнить типы, стили речи.

Форма урока: урок комплексного применения знаний и умений. 

Метод: объяснительно-иллюстративныйчастично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа в парах, групповая работа.

Формируемые УУД:

  • Личностные: умение осознавать и определять свои эмоции, осознавать необходимость сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию, взаимопониманию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в виде текста, таблицы, умение осуществлять анализ, строить рассуждение.
  • Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока, умение работать по плану.
  • Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; умение слушать и слышать других, договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы.

Место урока в системе уроков: 2-й урок по теме.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Реализация цели осуществлялась через содержание урока.

Принцип деятельности: учащиеся участвуют в повторении, обобщении знаний, что способствует успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип целостности: в ходе учебной деятельности у обучающихся формируется обобщенное системное представления тексте, средствах связи предложений в тексте.

Принцип психологической комфортности: создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Применение фронтальной и индивидуальной работы способствует проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого ученика, учит обучающихся слушать и слышать мнение других, выбирать верное решение.

Использование групповой  и парной  работы позволяет решить следующие задачи:

- возрастает глубина понимания материала, познавательная активность;

- меняется характер взаимоотношений между обучающимися, исчезает безразличие;

- обучающиеся приобретают знания, необходимые для жизни в обществе, умение строить свое поведение с учетом позиций другого человека.

Организация контроля осуществляется через следующие формы:

- словесная характеристика (оценка);

- самооценка (листок личных достижений учащегося);

- отметка.

Оборудование: 

  • мультимедийная установка,
  • презентация.

Ход урока

1.Орг. этап

2.Целеполагание.

– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (слайд 1).

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,  

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

– Как вы понимаете смысл этого высказывания? Почему умение понятно говорить на родном языке так важно?

– Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Текст. Средства связи предложений в тексте» (слайд 2)) – запись в тетрадь.

–  Попробуйте сформулировать цели, которые мы ставим перед собой (слайд 3).

– Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам и на ОГЭ, и в жизни.

3.Актуализация знаний.

Учитель:

– Вчера я предложила Алине выяснить, чем занимается текстильная промышленность.  Алина, поделись информацией с классом. (Тексти́льная промы́шленность — группа отраслей лёгкой промышленности, занятых переработкой растительных, животных, искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани.)

– Какое же отношение имеет текстильная промышленность к нашему уроку? (Слова текстиль и текст очень похожи.)

На слайде 4:

Слово текстиль — производное от лат. textere, что означает «плести, переплетать». 

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, паутина, сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

– В современном русском языке эти слова не являются однокоренными, но мы видим у них общий исторический корень.

– На своих столах вы видите лоскуток ткани и лист с текстом. Что же общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения связаны в единое целое, как нити ткани.)

– Если из ткани удалить основную нить, она рассыплется. Текст, подобно ткани, не может существовать без основной мысли. Текст – это не что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

 

В процессе работы нам необходимо оперировать лингвистическими терминами. Сейчас мы напишем терминологический диктант. По толкованию слова вам надо определить термин и записать его в начальной форме (это может быть слово или словосочетание). За доской работает Вероника. Остальные в тетрадях.

Терминологический диктант.

– несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью (текст);

– отрезок письменной речи между двумя красными строками (абзац);

– наименьшая составная часть общей темы текста (микротема);

– то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. (тема);

– главное, что хотел сказать автор своим текстом (основная мысль);

– краткое обозначение темы или основной мысли текста (заголовок);

– слова, передающие основную информацию в тексте (ключевые слова);

- отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции (авторская позиция);

– способ построения текста, выбранный автором для решения определённой задачи (тип);

– разновидности языка, которые обусловлены различиями в речевых ситуациях и его основными функциями – общения, сообщения, воздействия (стиль).

Проверка по эталону. Критерии оценки (на слайде 5) без ошибок – 5, 8-9 правильных ответов – 4, 6-7 правильных ответов – 3, менее 6 – 2.

3. Первичное закрепление.

– Вновь обратимся к нашим лоскуткам ткани. Они состоят из десятков, сотен нитей, скрепленных между собой. Так и текст состоит из предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем хотя бы одну нитку, то мы можем испортить ткань. Так и любой текст, потеряв одно слово или предложение, может потерять смысл. Происходит это потому, что предложения в тексте связаны при помощи специальных средств. На предыдущем уроке мы уже познакомились с ними. Вспомним, какие существуют средства связи предложений в тексте. Для этого вам предстоит поработать в парах.

Перед вами листы бумаги красного цвета, на которых указаны определённые средства связи. Ниже – фрагменты текстов. Ваша задача – подобрать пример к своему средству связи.

В это время Соня и Алина у доски подготовят схемы, которые помогут нам вспомнить способы связи предложений в тексте.

Проверка работы на доске.

– Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4 - 5… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т. д.

– Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.

Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Проверка работы в парах (слайд 6).

Средства связи

Лексические.

Примеры

Слова одной тематической группы.

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня.

Лексический повтор

Лексический повтор — это повтор слова или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяет сохранить единство темы.

Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.

Синонимы и синонимические замены

Синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом.

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Антонимы

Недруг поддакивает. Друг спорит.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и слова типа
вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и другие

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи

Родовидовые слова, т.е.слова, связанные отношением род — вид: родкак более широкое понятие, видкак более узкое.

В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез

 

Морфологические

 Примеры

Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением, использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

 

Использование союзов, частиц, вводных слов, выступающих средствами связи в начале предложений или внутри предложений.

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • ​ нахмурьтесь, как осенняя туча,
  • ​ улыбнитесь, как кот на солнце,
  • ​ устаньте, как муравей, притащивший большую муху,
  • ​ отдохните, как турист, снявший тяжелый рюкзак.

– И снова вернёмся к нашим лоскуткам. Посмотрите, у кого-то на парте кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует глаз. А у других на столе – ткань цветная, яркая, на неё приятно смотреть. Почему такие разные эмоции вызывают у нас эти лоскутки?

– Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.

Убедиться в этом нам поможет работа с текстом. (Фронтальная работа)

– У вас на столах распечатки. 

– Это текст?

– Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

– Создайте текст (чтение учеником результата работы, обсуждение правильности). Эталон – слайд 7. Запишите.

1) Все замерло в ожидании первого утреннего звука. 2)Что это будет за звук — неизвестно. 3)Может быть, робкий свист пичужки или легкий шум ветра в вершинах бородатых елей, может быть, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. 4)Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. 

Анализ текста. Слайд 8:

– Что помогло создать текст?

– Определите способ связи предложений в тексте, используя схемы на доске (Цепная связь.).

– Назовите средства связи (Лексический повтор, слова одной тематической группы.).

– Какова тема текста (Тишина предутренней тайги.).

– Определите основную мысль текста (Тайга замирает под утро, становится тихой.).

– Определите тип текста (Рассуждение, текст нельзя изобразить ни с помощью одной  картинки, ни серии иллюстраций).

– Стиль (художественный).

– Какие средства выразительности использует автор? (Эпитеты – робкий свист, лёгкий шум ветра; олицетворение – сонная тайга, метафора –  бородатые ели, протрубит олень.).

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Сейчас вам предстоит работать в группах. Вспомните правила работы в группе. Назначьте руководителя своей работы.

Работа с текстом ФИПИ

На ваших столах распечатка текста. Внизу – слова, которые вам могут быть непонятны (слайд 9). Отдельно хочу пояснить, что Кандагар – не просто город и провинция в Афганистане. Здесь шли ожесточённые бои во время военного конфликта, в котором участвовали и советские солдаты. Послушайте его (чтение учителем). 

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин – мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15) Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– (18)Спасибо за подарок!

– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

(20)Колька вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(26)А эта книга... (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали... (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.

 (По В. Дроганову)

* В. Дроганов – современный российский писатель.

Словарная работа:

Вымпел – узкий длинный флаг, чаще всего раздвоенный на конце. 

Отпрыск – ребёнок, дитя, чадо. 

Дерматиновый, от слова дерматин -  хлопчатобумажная ткань с нитроцеллюлозным покрытием, нанесённым на одну или обе стороны ткани; заменитель кожи.

Кандагар – город в южном Афганистане, центр одноименной провинции.

1.Определите тему текста.

1) О пользе чтения.

2) О дружбе.

3) О раскаянии.

4) О школе.

2.Определите основную мысль текста.

1) Книга помогает найти друзей.

2) Можно необдуманно обидеть человека, а потом всю жизнь мучиться от чувства вины.

3) Родителям не нужно приходить в школу и решать проблемы своих детей.

4) Нельзя судить о людях по их внешности.

3.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина»?

1)Потому что Колька Бабушкин был «носатый, долговязый, нескладный».

2)Потому что Колькина мать «то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей».

3)Потому что у Кольки Бабушкина не было отца.

4)Потому что рассказчику стыдно за то, что «сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».

4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сурово» (предложение 13).

1) грубо

2) угрюмо

3) трудно

4) больно

6. Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 синонимом.

1) высокий, длинный

2) неприятный

3) симпатичный

4) маленький, невысокий

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) домашняя

2) крикливая

3) пролистать

4) прикоснуться

8. Из предложений 18–20 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

10. Определите способ связи предложений 13-17.

1) цепной

2) параллельный 

 

Этот текст (как и некоторые задания к нему), можно найти на сайте ФИПИ, где размещены экзаменационные материалы. Задания – на белых листах. На работу вам отводится 5 минут.

Ответы зачитывает 1 из групп. Проверка по эталону (слайд 10). Критерии оценки работы группы на слайде 11.

Оценка работы в течение урока вносится в оценочный лист. Оценка активно работавшим обучающимся.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайд 12)

Аналогичное задание по тексту ФИПИ (карточка). Задание повышенной сложности (для желающих) – создать свой текст-описание художественного стиля на тему «Верный друг», используя параллельный способ связи (с опорой на предложенный  текст).

6. Рефлексия (слайд 13)

Облако "тегов"

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…

Деформированный текст:

Может быть, робкий свист пичужки или легкий шум ветра в вершинах бородатых елей, может быть, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень.

Все замерло в ожидании первого утреннего звука.

Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. 

Что это будет за звук — неизвестно.

Карточки для работы в парах и оценочный лист (Приложение к уроку).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (1 и 4 колонки):

Без ошибок – 5, 8-9 правильных ответов – 4, 6-7 правильных ответов – 3, менее 6 – 2.

Домашнее задание:

(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.

(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.

(13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду?

(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.

(32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. (По М. Лоскутову)

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему о собаке по кличке Борожай «до сих пор рассказывают в наших местах»?»

1)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье.

2) Где это видано: собака играет с цыплятами?! Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

3) Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат.

4) А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма… Какая ещё собака в огонь полезет?!

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

3. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «земля» (предложение 7).

  • Государство 2) суша
  • мир 4) страна

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1)Петляя     2)провалиться    3)пробирает  4)выдержали

6. Определите тему текста.

7. Назовите основную мысль.

8. Укажите тип текста.

9. Определите способ связи в 16-19 предложениях.


ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Презентация к уроку (файл pptx, размер 2,15 МБ)

Автор: Байбородова Галина Владимировна