Учитель русского языка и литературы МКОУ «Леженская ОШ» Тимского района Курской области Арцыбашева Светлана Ивановна предлагает урок обобщения и повторения по теме «Сложносочинённое предложение» в 9 классе.
Обобщение и повторение по теме «Сложносочинённое предложение»
Визитная карточка урока
Цели:
1. деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
2. образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов, заданий по типу экзаменационных
Планируемые результаты
Личностные результаты: формирование идеалов добра, оптимистического восприятия мира, интереса к родному краю, русскому языку
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД: учить с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, используя адекватные языковые средства.
Познавательные УУД: вырабатывать умение наблюдать, делать выводы.
Регулятивные УУД: учить школьников оценивать свою деятельность; формировать установку на улучшение результата, обучать анализировать причины неудач.
Предметные результаты: отрабатывать умения: различать простые предложения с однородными членами и ССП,
определять основное значение ССП, расставлять знаки препинания в ССП
Ресурсы: портрет Ф.И.Тютчева, аудиозапись романса на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас, и всё былое…», карточки с тестами (для каждого обучающегося).
Учебник: Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2012.
Тип урока: урок рефлексии
Межпредметные связи: литература, музыка, краеведение
В основе предлагаемого урока положена технология деятельностного метода в обучении, которая предполагает включение детей в самостоятельную учебную деятельность. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Надпись на доске или проекция на экран:
Расположение Курска напоминает окрестности Флоренции.
Я унесу из него самое благоприятное впечатление.
Ход урока
1. Вступительное слово.
Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е. Евтушенко.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Какие ассоциации рождают у вас эти строки?
Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.
2. Начинаем урок с игры-ассоциации «Курск».
Назовите писателей, поэтов, которые упоминали о Курском крае.
Тургенев, Некрасов, Лесков, Толстой, Носов, Чехов, Асеев, Фет, Гайдар, Тютчев.
Ф.И.Тютчев не один раз посещал Курск. В письме к жене от 26 июля 1869 года он сообщил:
Расположение Курска великолепно и смутно напоминает окрестности Флоренции.
Я унесу из него самое благоприятное впечатление.
3. Синтаксический разбор.
Из этих предложений составьте сложносочинённое и выполните синтаксический разбор.
Расположение Курска напоминает окрестности Флоренции, и я унесу из него самое благоприятное впечатление.
(Повеств., невоскл., сложное, сложносочинённое, отношения между частями-соединительные:
(1) Двусост., распр., полное, неосложнено;
(2) Двусост., распр., полное, неосложнено)
Схема.
4. Попробуйте сформулировать тему урока.
Повторение и обобщение по теме: «Сложносочинённые предложения».
Мы будем отрабатывать умения различать ССП и простые предложения с однородными членами, определять отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания, выполнять творческие задания.
5. Игра «Доскажи словечко».
1. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: …
(союзным и бессоюзным)
2. Сложные предложения , в которых простые связаны при помощи интонации, называются …
(бессоюзными)
3. Равноправны по смыслу части …
(ССП)
4. Части ССП могут соединяться при помощи союзов …
(сочинительных)
5. Отношения между частями сложносочинённого предложения могут быть… (соединительные, противительные и разделительные)
6. Между частями ССП может и не быть запятых, если …
(есть общий второстепенный член предложения, общая придаточная часть, предложение вопросительное)
7. Между частями ССП возможна постановка тире, если…неожиданное присоединение или противопоставление
6. Анализ текста.
Послушайте отрывок русского романса… («Я встретил Вас, и всё былое…»)
Откройте учебники на странице 109, упр.214.
Прочитайте строки из стихотворения Ф.И.Тютчева.
Что они представляют собой с точки зрения синтаксиса?
Почему в предложениях стоит тире?
Назовите изобразительно-выразительные средства (былое ожило - олицетворение, сердцу стало тепло - метафора, в отжившем сердце ожило, время золотое - эпитеты).
Что означают строки… И всё былое в отжившем сердце ожило?..
Дополнительная информация содержится в тексте…
Послушайте текст (упр. 214).
Определите тему (История создания романса).
Определите основную мысль. В каком предложении она выражена?
(искусство вечно, в последнем предложении)
Тип речи - повествование
Стиль публицистический
Как связаны предложения в тексте?
Связь цепная, при помощи личных и указательных местоимений.
Определите значение и происхождение выделенных слов: обаяние, впечатление, композитора, искусства (по вариантам).
С какой целью мы узнаём этимологию слов?
7. Сейчас мы напишем словарный диктант (у доски 2 человека пишут на закрытых досках).
Известного романса, музыкальное произведение,
Тютчева поразило, обаяние женщины,
под впечатлением чувств, считается шедевром,
мировой поэзии, русский композитор,
превосходное стихотворение, небезынтересный случай,
превратности судьбы, достоинства прозы,
научное исследование, национальное достояние,
непредвиденные обстоятельства,
в течение многих лет, мир искусства, приводит в трепет,
счастливые дни, девятнадцатилетним юношей.
Объясните написание «н» и «нн» в причастиях (предложения 2 и 10).
Объясните написание не с прилагательными и глаголами (6, 10, 12 предложения).
Из предложения12 выпишите словосочетание с видом связи согласование, перестройте в управление (чудесным миром - мир чудес).
8. Морфологический и морфемный разбор слов: известного поэта, встретил, в сердце
(у доски)
Выпишите сложносочинённые предложения в соответствии с правилами орфографии и пунктуации (4, 10, 12).
Определите смысловые отношения. Что может соединять союз и?
9. Определить вид предложений: простое с однородными членами или ССП.
Она сидела на полу и груду писем разбирала.
Затих повсюду шум и гам, и воцарилося молчанье.
Мы ж, лёгкое племя, цветём и блестим и краткое время на сучьях гостим.
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
В небе тают облака, и, лучистая на зное, в недрах катится река, словно зеркало стальное. (Ф.И.Тютчев)
10. Творческая работа.
Конструирование предложений.
Составить ССП и указать смысловые отношения
1 уровень.
Сегодня все должно решиться, или мне …
2 уровень.
Осень, но …
Перестроить ССП в простое с однородными членами.
1 уровень.
Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом.
2 уровень.
Солнце поднялось, и роса высохла.
Перестроить простое предложение с однородными членами в ССП
1 уровень.
Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
2 уровень
Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
11. Тест.
1 ряд указывает номера сложносочиненных,
2 ряд — сложноподчиненных,
1. Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.
2. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись для дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.
3. Я углубился в виноградную аллею, которая вела в грот
4. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза,
5. Не путайся зимы - весна придет.
6. Ветер гонит облако с дождями, листья перевертывает скопом.
7. На месте том, где в гору поднимается дорога, три сосны стоят.
8. Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.
12. Подведение итогов. Оценки.
Чем занимались на уроке?
Сегодня на уроке мы повторили тему «Сочинительные союзы».
Отработали умения:
- различать простые предложения с однородными членами и ССП,
- определять основное значение ССП,
- расставлять знаки препинания в ССП,
- узнали кое-что новенькое о знаменитом поэте, побывавшем в Курске.
Ваши впечатления от урока (смайлики)?
Да, каждый человек интересен, и возможно, мы не наслаждались бы строками Тютчева, если бы 300 лет назад в Архангельской губернии не родился человек-университет, человек, стоявший у истоков русского литературного языка, - М.В. Ломоносов.
Найдите в словарях его высказывание о русском языке, прочитайте и объясните, как вы его понимаете…
Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств, помните об этом.
Домашнее задание: упр.222, с. 112.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект урока в табличной форме .docx 26,8 КБ
Автор: Арцыбашева Светлана Ивановна