Знакомьтесь с конспектом урока развития речи в 6 классе на тему «Подготовка к сочинению-описанию картины Исаака Левитана "Вечерний звон"».
Его представляет Лаптева Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г. Курска.
Цель урока – организовать работу обучающихся по подготовке к написанию сочинения по картине. Урок построен с использованием технологии «Педагогическая мастерская», что позволяет развивать творческие способности обучающихся.
Урок развития речи
«Подготовка к сочинению-описанию картины Исаака Левитана "Вечерний звон"» (6 класс)
Цель: организовать работу обучающихся по подготовке к написанию сочинения по картине.
Планируемые результаты
личностные: положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания; воспитание чувства красоты, интереса к творчеству, в частности, к живописи, поэзии, музыке;
метапредметные:
регулятивные: умение определять и формулировать цель своей деятельности на уроке; умение планировать свою работу; выполнение оценку своей деятельности; умение находить нужную информацию в поисковых системах интернет, в словарях и учебниках, а также в других бумажных и цифровых источниках; умение сопоставлять и сравнивать информацию из разных источников, привлекать собственный опыт;
коммуникативные: умение учитывать мнения одноклассников и учителя и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение строить связное устное высказывание по теме;
познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям;
предметные: обогащение активного словарного запаса обучающегося; расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; умение определять основную мысль и тему сочинения; умение собирать материал по заданной теме; овладение выразительными свойствами языка; формирование умения писать сочинение по личным впечатлениям; формирование умения строить устный и письменный текст-описание с использованием своих наблюдений.
Форма урока: творческая мастерская.
Оборудование: тетради, карточки-задания, черновики, презентация, видеоролик «Картины Левитана», видеоролик «Родная природа в разное время года», аудиозапись колокольного звона, аудиозапись песни «Вечерний звон» в исполнении П. Бабакова, аудиозапись песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Урок начинается с просмотра видеоролика «Родная природа в разное время года».
- Сегодня мы обратимся к художественному наследию нашей родной земли – творчеству замечательного русского художника Исаака Левитана.
(Слайд № 1)
2. Актуализация знаний.
- Прежде чем начать основную работу, давайте вспомним, какие типы речи вам известны? Чем описание отличается от других типов текста?
НА ДОСКЕ
Сочинение-описание предмета имеет свою композицию.
1. Общая характеристика предмета описания.
2. Признаки предмета, описание деталей.
3. Общая оценка предмета описания.
- В сочинении-описании предмета необходимо обозначать признаки предметов. И обозначение признаков станет главным в работе, поскольку отразит восприятие картины, впечатление от нее.
- Работая над сочинением, следует придерживаться схемы:
НА ДОСКЕ
ЧТО? – КАКОЕ?
- В каком стиле следует работать? (Художественном)
- Назовите основные признаки художественного стиля (В описании предмета используются различные художественно-выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- С какими произведениями Исаака Ильича Левитана Вы уже знакомы?
Просмотр видеосюжета «Картины Левитана». (Слайд № 2)
3. Работа по теме урока. Сбор материалов к сочинению.
Словарный диктант по теме «Свет и тепло левитановских пейзажей». Все словосочетания диктанта характеризуют творчество художника (2 человека работают за закрытой доской). Взаимопроверка. (Слайд № 3)
Свет и тепло левитановских пейзажей
Великолепный пейзажист, талантливый живописец, сочный колорит, удивительное мастерство, пробуждающаяся природа, левитановский пейзаж, скромный мотив, гимн природе, необычайная задушевность, прелесть среднерусской полосы. (Самопроверка по слайду)
Выступление ученика о жизни Левитана. (Слайд № 4)
Во время выступления обучающиеся заполняют таблицу «Материалы к сочинению».
- Заполните первую строку таблицы. Запишите опорные слова и словосочетания, которые будут использованы в сочинении.
Материалы к сочинению
Исаак Левитан |
Русский художник. Пейзажист. Любовь к природе в рисунках. Картины |
Звуки, которые я слышу, глядя на картину |
|
Детали картины |
|
Впечатления от стихотворения О.С. Широких «Картина» |
|
Обсуждение записей.
- Предметом описания сегодня станет картина И. Левитана «Вечерний звон». (Слайд № 5)
Чтение наизусть заранее подготовленным учеником стихотворения Широких О.С. «Картина», которое было написано в г. Городец, в январе 2011 года.
- Во время чтения стихотворения выпишите в рабочий лист, который лежит у вас на столах, ключевые слова.
Картина
«Вечерний звон» — картина Левитана,
Где монастырь, затерянный в лесах.
И звон его, малиново-медвяный,
Светло и грустно тает в небесах.
Простор реки под заревом заката
С медлительным движением воды.
Всё благостностью звона здесь объято:
Заречный лес и ближние кусты.
И к берегу приставшие две лодки
(В одной — рыбак). Причальные мостки.
Паром, скользящий по воде неходко,
По глади перламутровой реки
Везущий богомольцев из слободки.
А звон церковный то звучней, то тише —
К вечерней службе призывает он.
Встань пред холстом и явственно услышишь
Пленящий душу колокольный звон.
Светло и грустно тает в небесах
Тот благовест, малиново-медвяный,
Где приютился монастырь в лесах.
«Вечерний звон» — картина Левитана…
- О чем это стихотворение? Какие ключевые слова вы выделили?
Обсуждение записей.
- В каком жанре написана эта картина? (В жанре церковного пейзажа)
Работа со словами-синонимами.
- Вспомните, что такое пейзаж?
Пейзаж = картина с изображением природы.
Пейзажист – это художник, который пишет пейзажи.
- Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят – не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).
Русское слово живопись указывает на реализм этого искусства в эпоху барокко, когда в России начали писать картины в западном стиле, преимущественно масляными красками. В Иконописи употребляется глагол «писа́ть». В то же время «живописать» может быть понято как своего рода письменность. В связи живописи с письменностью видится определённая манера создавать знаки. История живописи развивается и блуждает именно в этих двух смыслах: в изобразительности, реалистичности и – знаковости: от иконы (образ) к абстракции.
- Тема нашего урока «Подготовка к сочинению-описанию картины Исаака Левитана «Вечерний звон». Внимательно посмотрите на картину. Попробуйте вслушаться в нее. Запишите звуки, которые вы слышите?
Исаак Левитан |
|
Звуки, которые я слышу, глядя на картину |
Колокольный звон, музыка ветра, пение птиц, шорох листьев, шум реки. |
Детали картины |
|
Впечатления от стихотворения. О колокольном звоне |
|
- Обратите внимание на колокольный звон.
Звучит аудиозапись колокольного звона.
- Какие ощущения вы испытываете, когда слышите колокольный звон? (Когда бьют колокола, в душе возникает ощущение торжественности, величия, благодати)
- А знаете ли вы, что колокольный звон на Руси назывался малиновым звоном?
Выступление заранее подготовленного ученика о малиновом звоне
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны. Особенно любим русским человеком малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков. Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Пётр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России. Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон.
В 1716 году царь заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет диковина вышла из строя.
В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Крас изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились исполнять без хитроумной машины: по слуху вручную. (Слайд № 6)
Звучит аудиозапись песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка.
- Великий русский поэт Иван Козлов написал стихотворение «Вечерний звон». Это стихотворение положили на музыку. И знаменитый русский и украинский тенор Иван Козловский исполнил его. Именно эта песня воодушевила Исаака Левитана на создание картины «Вечерний звон». Вот как это произошло.
Звучит аудиозапись песни «Вечерний звон» в исполнении П. Бабакова.
Сообщение ученика на тему «История создания картины И. Левитана “Вечерний звон”» (Слайд № 7)
Картина “ Вечерний звон” была написана Левитаном в 1892 году.
Находясь в Подмосковье и на Волге под Звенигородом, художник восторгается красотой природы, любуясь красивыми монастырями во время заката. Левитан слышит церковные перезвоны колоколов, вечерний звон его умиляет. Вся эта благодать и отражена в картине «Вечерний звон».
Вот как об этом вспоминала его ученица художница С. Кувшинникова: “Мы пошли по берегу пруда вдоль монастырской горы. Вечерело. Солнце близилось к закату, оно обливало монастырь горячим светом последних лучей. И эта красивая картина не разбудила сначала ничего в душе Левитана. Но вот солнце стало заходить совсем. По склонам горы побежали тени и покрыли монастырскую стену, а колокола загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана. Загудел церковный колокол. И Левитан услышал песню. Ее пел человек, находящийся близко. Слышны были четко все слова. Это была песня на слова Козлова “Вечерний звон”. Зачарованный, стоял он и смотрел. Так родился замысел картины “Вечерний звон”».
Сам художник не являлся православно верующим человеком, но глубоко воспринимал красоту и обычаи православия. Сегодня картину Левитана «Вечерний звон» в оригинале можно увидеть в Третьяковской галерее.
- Первое задание выполняется в группах.
Первая группа работает с заданием 1; вторая группа работает с заданием 2.
Страничка поэзии
Задание 1. Посоревнуемся с поэтом. Напишите свой вариант стихотворения, используя данную рифму.
………………………………. звон,
……………………………..он.
………………………. родном,
………………………дом.
(Тот светлый колокольный звон…
Святую тайну хранит он!
Поет о крае он родном…
Где жил я, где мой отчий дом!)
Задание 2. Составьте синквейн на тему «Малиновый звон».
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
«Малиновый звон» (Слайд № 8)
Колокол
Святой, чудесный
Звучит, лечит, живет
Я влюблен в святую Русь
Россия
Обсуждение стихотворения и синквейна.
- Обратимся к предмету нашего описания – картине Исаака Левитана «Вечерний звон». (Слайд 9)
Работа с картиной И.И.Левитана “Вечерний звон”. Заполнение таблицы «Материалы к сочинению».
- Мы смотрим на картину, а впечатление – будто перед нами окно, открытое в уголок летнего леса.
- Почему картина названа “Вечерний звон”? (Вечерний звон сочетает в себе и звон колоколов, и звуки природы, и волшебную музыку души художника)
- Какое настроение вызывает эта картина? (Когда я смотрю на картину, у меня возникает чувство спокойствия, ожидания чего-то светлого)
- Запишите слово спокойный. Подберите к нему синоним. (Спокойный = умиротворенный)
- Подберите эпитеты к слову звон. (Вечерний, малиновый, малиново-медвяный, звучный, тихий)
- С помощью чего художнику удается передать состояние спокойствия, умиротворенности? (С помощью красок. Краски – это не только цвет, это основа выражения настроения, состояния, чувства. Только в цвете ощущается, как ложатся тени на землю, как прозрачна и спокойна река)
- Какие краски использует художник? (От золотисто-желтого цвета, до темно-зеленого)
- Какова композиция картины? Определите предметы описания, основные детали. Заполнение таблицы «Материалы к сочинению».
- Какое время суток изобразил художник? (Вечер, солнце почти село, лучи его освещают окружающий мир)
- Главный предмет на картине – монастырь. Какой он? (Монастырь на берегу реки. Отметим, что монастырь находится за рекой, за лесом – на дальнем плане, однако является главным предметом описания на картине)
- Самостоятельно определите признаки других предметов, изображенных на картине.
Детали картины |
Время суток - тихое вечернее время, начало богослужения; солнце почти село; его лучи освещают окружающий мир. Монастырь – храм; святая обитель; расположился на дальнем берегу; красивый белокаменный, освещенный ласковым вечерним солнцем и окруженный густой зеленой рощей; торжественный и величественный; затерялся в лесах (их стихотворения). Река – величественная; неподвижная; широкая; извиваясь, уходит вдаль; спокойная; в реке отражается монастырь; по реке медленно плывет лодка с паломниками; просторная; перламутровая. Небо – вечернее, розовато-голубое; по нему плывут оранжево-фиолетовые облака. Роща - густая, на дальнем берегу. Паром с людьми, две лодки у берега. |
- Перед вами стихотворение Николая Рубцова «Исаак Левитан».
ЛЕВИТАН
(По мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, –
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
- О чем стихотворение Николая Рубцова? (Лирический героя восхищается звоном колоколов, не менее приятна ему и музыка природы. Все едино. Все рождает в душе героя радость. И мы четко слышим любовь героя к родине. Родина воплощает в себе и колокольный, и колокольчиковый звон)
- Найдите в словаре незнакомые слова (работа в группах).
1 группа работает со словом лачуга (словарь В. Даля).
2 группа – заокольный, окольный (словарь Ожегова).
3 группа – колокольный, колокольчиковый (словарь Ожегова).
Для справки.
Заокольный. Дальний, не в околице находящийся. Заоколичный, за околицей, за городьбою села находящийся. Заоколить клин, рощу, включить в околицу, загородить.
Окольный, -ая, -ое. Уст. Расположенный около, по соседству, по близости, находящийся в данной округе.
- Какие художественно-выразительные средства использует в своем стихотворении автор? Какова их роль? (Эпитет - алеющая мгла. С помощью данного эпитета поэт рисует вечер. Метафора – глаза лачуг, собор звонит, луга звонят. Таким образом художник слова одухотворяет окружающие предметы. Олицетворение – мгла глядит)
- Что общего в картине и стихотворении? (Оба мастера создали необыкновенные произведения искусства – живопись и поэзию. И Левитан, и Рубцов – великие художники. Как Левитан красками, так Рубцов словом создал великолепный образ нашей Родины)
- Перестройте стихотворение Николая Рубцова в прозаический текст. Какое описание у нас получится?
Сумерки. Бревенчатые лачуги, в окнах которых отражается вечерняя алеющая мгла. Луга. По всей округе слышен звон колоколов собора. Этот малиновый звон и музыка природы сливаются в единую прекрасную вечернюю мелодию, которая дарит радость и покой человеку.
- Соответствует ли полученный текст картине Левитана «Вечерний звон»?
4.Подведение итогов.
- Подведем итоги. Составим план сочинения. (Слайд № 10)
- Исаак Левитан – великий русский художник-пейзажист.
- Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»:
а) история создания картины;
б) время суток, изображенное на картине;
в) монастырь на берегу реки;
г) малиновый звон церковных колоколов;
д) изображение русской природы: берег, поросший кустарником; широкая спокойная река; бесконечное небо; густая роща.
- Настроение, которое создает картина.
- Следующее задание. Вставить на месте пропусков подходящие по смыслу слова так, чтобы получился текст. Работа над устным сочинением.
Исаак Ильич Левитан - _________________________. Его перу принадлежит _________________ «Вечерний звон».
Закончился ________________. Солнце почти ________________. Наступило время ____________________ ____________________ в храме.
На берегу реки расположился _____________________ . Его окружает ___________. Сюда к вечерней молитве ________________ на пароме _________________.
Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе _____________ ________. Он зовет людей на вечернюю службу.
Торжественна и величава русская природа в лучах заходящего солнца. На переднем плане картины мы видим _____________________ _______________, заросший ____________. Здесь и пристань с двумя ____________________ _________________. Земная __________________ обрывается у самой реки. Значительную часть картины занимает ____________________ и _________________ река.
__________________________ небо с _________________________облаками бесконечно.
Монастырь и природа словно ________________ в одно целое и стали __________________________________. И ничто не нарушает этот безмятежный покой.
Возможный вариант текста
Перу замечательного русского художника Исаака Левитана принадлежит пейзаж «Вечерний звон».
Закончился день. Солнце почти село. Наступило время вечерней службы в храме.
На берегу реки, окруженный густой рощей расположился белокаменный монастырь. Сюда к вечерней молитве плывут на пароме люди.
Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега и исчезает где-то вдали малиновый звон церковных колоколов. Он зовет людей на вечернюю службу.
Торжественна и величава русская природа в лучах заходящего солнца. На переднем плане картины мы видим пологий берег, заросший кустарником и пристань с двумя небольшими лодками. Земная дорожка обрывается у самой реки. Значительную часть картины занимает неподвижная и спокойная широкая река, по которой на пароме к святой обители направились люди. Розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками бесконечно.
Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. И ничто не нарушает этот безмятежный покой.
4. Домашнее задание. Написать сочинение «“Вечерний звон" – картина И. Левитана».
5. Рефлексия.
- Чему вы научились на уроке? Справились ли с предложенными заданиями?
- Какое задание показалось самым интересным, какое вызвало затруднение?
Презентация к уроку (файл pptx, размер 3, 75 МБ)
Автор: Лаптева Ольга Алексеевна