Знакомьтесь с конспектом урока развития речи в 6 классе на тему «Подготовка к сочинению-описанию картины Исаака Левитана "Вечерний звон"».

Его представляет Лаптева Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г. Курска.

Цель урока – организовать работу обучающихся по подготовке к написанию сочинения по картине. Урок построен с использованием технологии «Педагогическая мастерская», что позволяет развивать творческие способности обучающихся.

 

Урок развития речи

«Подготовка к сочинению-описанию картины Исаака Левитана "Вечерний звон"» (6 класс)

 

Цель: организовать работу обучающихся по подготовке к написанию сочинения по картине.

Планируемые результаты

личностные: положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания; воспитание чувства красоты, интереса к творчеству, в частности, к живописи, поэзии, музыке;

метапредметные:

регулятивные: умение определять и формулировать цель своей деятельности на уроке; умение планировать свою работу; выполнение оценку своей деятельности; умение находить нужную информацию в поисковых системах интернет, в словарях и учебниках, а также в других бумажных и цифровых источниках; умение сопоставлять и сравнивать информацию из разных источников, привлекать собственный опыт;

коммуникативные: умение учитывать мнения одноклассников и учителя и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение строить связное устное высказывание по теме;

познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям;

предметные: обогащение активного словарного запаса обучающегося; расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; умение определять основную мысль и тему сочинения; умение собирать материал по заданной теме; овладение выразительными свойствами языка; формирование умения писать сочинение по личным впечатлениям; формирование умения строить устный и письменный  текст-описание с использованием своих наблюдений.

Форма урока: творческая мастерская.

Оборудование: тетради, карточки-задания, черновики, презентация, видеоролик «Картины Левитана», видеоролик «Родная природа в разное время года», аудиозапись колокольного звона, аудиозапись песни «Вечерний звон» в исполнении П. Бабакова, аудиозапись песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя.

Урок начинается с просмотра видеоролика «Родная природа в разное время года».

- Сегодня мы обратимся к художественному наследию нашей родной земли – творчеству замечательного русского художника Исаака Левитана.

(Слайд № 1)

2. Актуализация знаний.

- Прежде чем начать основную работу, давайте вспомним, какие типы речи вам известны? Чем описание отличается от других типов текста?

НА ДОСКЕ

Сочинение-описание предмета имеет свою композицию.

1.     Общая характеристика предмета описания.

2.     Признаки предмета, описание деталей.

3.     Общая оценка предмета описания.

- В сочинении-описании предмета необходимо обозначать признаки предметов. И обозначение признаков станет главным в работе, поскольку отразит восприятие картины, впечатление от нее.

- Работая над сочинением, следует придерживаться схемы:

НА ДОСКЕ

ЧТО? – КАКОЕ?

- В каком стиле следует работать? (Художественном)

- Назовите основные признаки художественного стиля (В описании предмета используются различные художественно-выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

- С какими произведениями Исаака Ильича Левитана Вы уже знакомы?

Просмотр видеосюжета «Картины Левитана». (Слайд № 2)

3. Работа по теме урока. Сбор материалов к сочинению.

Словарный диктант по теме «Свет и тепло левитановских пейзажей». Все словосочетания диктанта характеризуют творчество художника (2 человека работают за закрытой доской). Взаимопроверка. (Слайд3)

Свет и тепло левитановских пейзажей

Великолепный пейзажист, талантливый живописец, сочный колорит, удивительное мастерство, пробуждающаяся природа, левитановский пейзаж, скромный мотив, гимн природе, необычайная задушевность, прелесть среднерусской полосы. (Самопроверка по слайду)

Выступление ученика о жизни Левитана. (Слайд № 4)

Во время выступления обучающиеся заполняют таблицу «Материалы к сочинению».

- Заполните первую строку таблицы. Запишите опорные слова и словосочетания, которые будут использованы в сочинении.

Материалы к сочинению

Исаак Левитан

Русский художник. Пейзажист. Любовь к природе в рисунках. Картины 

Звуки, которые я слышу, глядя на картину

 

Детали картины

 

Впечатления от стихотворения О.С. Широких «Картина»

 

Обсуждение записей.

- Предметом описания сегодня станет картина И. Левитана «Вечерний звон». (Слайд № 5)

Чтение наизусть заранее подготовленным учеником стихотворения Широких О.С. «Картина», которое было написано в г. Городец, в январе 2011 года.

- Во время чтения стихотворения выпишите в рабочий лист, который лежит у вас на столах, ключевые слова.

Картина

«Вечерний звон» — картина Левитана,

 Где монастырь, затерянный в лесах.

 И звон его, малиново-медвяный,

 Светло и грустно тает в небесах.

 Простор реки под заревом заката

 С медлительным движением воды.

 Всё благостностью звона здесь объято:

 Заречный лес и ближние кусты.

 И к берегу приставшие две лодки

 (В одной — рыбак). Причальные мостки.

 Паром, скользящий по воде неходко,

 По глади перламутровой реки

 Везущий богомольцев из слободки.

 А звон церковный то звучней, то тише —

 К вечерней службе призывает он.

 Встань пред холстом и явственно услышишь

 Пленящий душу колокольный звон.

 Светло и грустно тает в небесах

 Тот благовест, малиново-медвяный,

 Где приютился монастырь в лесах.

 «Вечерний звон» — картина Левитана…

-  О чем это стихотворение? Какие ключевые слова вы выделили?

Обсуждение записей.

- В каком жанре написана эта картина? (В жанре церковного пейзажа)

Работа со словами-синонимами.

- Вспомните, что такое пейзаж?

Пейзаж = картина с изображением природы.

Пейзажист – это художник, который пишет пейзажи.

- Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят – не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).

Русское слово живопись указывает на реализм этого искусства в эпоху барокко, когда в России начали писать картины в западном стиле, преимущественно масляными красками. В Иконописи употребляется глагол «писа́ть». В то же время «живописать» может быть понято как своего рода письменность. В связи живописи с письменностью видится определённая манера создавать знаки. История живописи развивается и блуждает именно в этих двух смыслах: в изобразительности, реалистичности и – знаковости: от иконы (образ) к абстракции.

- Тема нашего урока «Подготовка к сочинению-описанию картины Исаака Левитана «Вечерний звон». Внимательно посмотрите на картину. Попробуйте вслушаться в нее. Запишите звуки, которые вы слышите?

Исаак Левитан

 

Звуки, которые я слышу, глядя на картину

Колокольный звон, музыка ветра, пение птиц, шорох листьев, шум реки.

Детали картины

 

Впечатления от стихотворения. О колокольном звоне

 

- Обратите внимание на колокольный звон.

Звучит аудиозапись колокольного звона.

- Какие ощущения вы испытываете, когда слышите колокольный звон? (Когда бьют колокола, в душе возникает ощущение торжественности, величия, благодати)

- А знаете ли вы, что колокольный звон на Руси назывался малиновым звоном?

Выступление заранее подготовленного ученика о малиновом звоне

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории и народа, и страны. Особенно любим русским человеком малиновый звон – весёлая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков. Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Пётр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России. Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон.

В 1716 году царь заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет диковина вышла из строя.

В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Крас изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились исполнять без хитроумной машины: по слуху вручную. (Слайд № 6)

Звучит аудиозапись песни «Малиновый звон» в исполнении Н. Гнатюка.

- Великий русский поэт Иван Козлов написал стихотворение «Вечерний звон». Это стихотворение положили на музыку. И знаменитый русский и украинский тенор Иван Козловский исполнил его. Именно эта песня воодушевила Исаака Левитана на создание картины «Вечерний звон». Вот как это произошло.

Звучит аудиозапись песни «Вечерний звон» в исполнении П. Бабакова.

Сообщение ученика на тему «История создания картины И. Левитана “Вечерний звон”» (Слайд № 7)

Картина “ Вечерний звон” была написана Левитаном в 1892 году.

Находясь в Подмосковье и на Волге под Звенигородом, художник  восторгается красотой природы, любуясь красивыми монастырями во время заката. Левитан слышит церковные перезвоны колоколов, вечерний звон его умиляет. Вся эта благодать и отражена в картине «Вечерний звон».

Вот как об этом вспоминала его ученица художница С. Кувшинникова: “Мы пошли по берегу пруда вдоль монастырской горы. Вечерело. Солнце близилось к закату, оно обливало монастырь горячим светом последних лучей. И эта красивая картина не разбудила сначала ничего в душе Левитана. Но вот солнце стало заходить совсем. По склонам горы побежали тени и покрыли монастырскую стену, а колокола загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана. Загудел церковный колокол. И Левитан услышал песню. Ее пел человек, находящийся близко. Слышны были четко все слова. Это была песня на слова Козлова “Вечерний звон”.  Зачарованный, стоял он и смотрел.  Так родился замысел картины “Вечерний звон”».

Сам художник не являлся православно верующим человеком, но глубоко воспринимал красоту и обычаи православия. Сегодня картину Левитана «Вечерний звон» в оригинале можно увидеть в Третьяковской галерее.

- Первое задание выполняется в группах.

Первая группа работает с заданием 1; вторая группа работает  с заданием 2.

Страничка поэзии

Задание 1. Посоревнуемся с поэтом. Напишите свой вариант стихотворения, используя данную рифму.

………………………………. звон,
……………………………..он.
………………………. родном,
………………………дом.

(Тот светлый колокольный звон…

Святую тайну хранит он!

Поет о крае он родном…

Где жил я, где мой отчий дом!)

Задание 2. Составьте синквейн на тему «Малиновый звон».

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

«Малиновый звон» (Слайд № 8)
Колокол
Святой, чудесный
Звучит, лечит, живет
Я влюблен в святую Русь
Россия

Обсуждение стихотворения и синквейна.

- Обратимся к предмету нашего описания – картине Исаака Левитана «Вечерний звон». (Слайд 9)

Работа с картиной И.И.Левитана “Вечерний звон”. Заполнение таблицы «Материалы к сочинению».

- Мы смотрим на картину, а впечатление – будто перед нами окно, открытое в уголок летнего леса.

- Почему картина названа “Вечерний звон”? (Вечерний звон сочетает в себе и звон колоколов, и звуки природы, и волшебную музыку души художника)

- Какое настроение вызывает эта картина? (Когда я смотрю на картину, у меня возникает чувство спокойствия, ожидания чего-то светлого)

- Запишите слово спокойный. Подберите к нему синоним. (Спокойный = умиротворенный)

- Подберите эпитеты к слову звон. (Вечерний, малиновый, малиново-медвяный, звучный, тихий)

- С помощью чего художнику удается передать состояние спокойствия, умиротворенности? (С помощью красок. Краски – это не только цвет, это основа выражения настроения, состояния, чувства. Только в цвете ощущается, как ложатся тени на землю, как прозрачна и спокойна река)

- Какие краски использует художник? (От золотисто-желтого цвета, до темно-зеленого)

- Какова композиция картины? Определите предметы описания, основные детали. Заполнение таблицы «Материалы к сочинению».

- Какое время суток изобразил художник? (Вечер, солнце почти село, лучи его освещают окружающий мир)

- Главный предмет на картине – монастырь. Какой он? (Монастырь на берегу реки. Отметим, что монастырь находится за рекой, за лесом – на дальнем плане, однако является главным предметом описания на картине)

- Самостоятельно определите признаки других предметов, изображенных на картине.

Детали картины

Время суток - тихое вечернее время, начало богослужения; солнце почти село; его лучи освещают окружающий мир.

 Монастырь – храм; святая обитель; расположился на дальнем берегу; красивый белокаменный, освещенный ласковым вечерним солнцем и окруженный густой зеленой рощей; торжественный и величественный; затерялся в лесах (их стихотворения).

 Река – величественная; неподвижная; широкая; извиваясь, уходит вдаль; спокойная; в реке отражается монастырь; по реке медленно плывет лодка с паломниками; просторная; перламутровая.

 Небо – вечернее, розовато-голубое; по нему плывут оранжево-фиолетовые облака.

 Роща -  густая, на дальнем берегу.

 Паром с людьми, две лодки у берега.

- Перед вами  стихотворение Николая Рубцова «Исаак Левитан».

ЛЕВИТАН

(По мотивам картины «Вечерний звон»)

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

 

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, –

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

 

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси...

 

- О чем стихотворение Николая Рубцова? (Лирический героя восхищается звоном колоколов, не менее приятна ему и музыка природы. Все едино. Все рождает в душе героя радость. И мы четко слышим любовь героя к родине. Родина воплощает в себе и колокольный, и колокольчиковый звон)

- Найдите в словаре незнакомые слова (работа в группах).

1 группа работает со словом лачуга (словарь В. Даля).

2 группа – заокольный, окольный (словарь Ожегова).

3 группа – колокольный, колокольчиковый (словарь Ожегова).

Для справки.

Заокольный. Дальний, не в околице находящийся. Заоколичный, за околицей, за городьбою села находящийся. Заоколить клин, рощу, включить в околицу, загородить.

Окольный, -ая, -ое. Уст.  Расположенный около, по соседству, по близости, находящийся в данной округе.

- Какие художественно-выразительные средства использует в своем стихотворении автор? Какова их роль? (Эпитет  -  алеющая мгла. С помощью данного эпитета поэт рисует вечер. Метафора – глаза лачуг, собор звонит, луга звонят. Таким образом художник слова одухотворяет окружающие предметы. Олицетворение – мгла глядит)

- Что общего в картине и стихотворении? (Оба мастера создали необыкновенные произведения искусства – живопись и поэзию. И Левитан, и Рубцов – великие художники. Как Левитан красками, так Рубцов словом создал великолепный образ нашей Родины)

 - Перестройте стихотворение Николая Рубцова в прозаический текст. Какое описание у нас получится?

Сумерки. Бревенчатые лачуги, в окнах которых отражается вечерняя алеющая мгла.  Луга. По всей округе слышен звон колоколов собора. Этот малиновый звон и музыка природы сливаются в единую прекрасную вечернюю мелодию, которая дарит радость и покой человеку.

- Соответствует ли полученный текст картине Левитана «Вечерний звон»?

4.Подведение итогов.

- Подведем итоги. Составим план сочинения. (Слайд № 10)

  1. Исаак Левитан – великий русский художник-пейзажист.
  2. Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»:

    а) история создания картины;

б) время суток, изображенное на картине;

    в) монастырь на берегу реки;

    г) малиновый звон церковных колоколов;

    д) изображение русской природы: берег, поросший кустарником; широкая спокойная река; бесконечное небо; густая роща.

  1. Настроение, которое создает картина.

- Следующее задание. Вставить на месте пропусков подходящие по смыслу слова так, чтобы получился текст. Работа над устным сочинением.

Исаак Ильич Левитан - _________________________. Его перу  принадлежит _________________ «Вечерний звон».

Закончился ________________. Солнце почти ________________. Наступило время ____________________ ____________________ в храме.

На берегу реки расположился _____________________  . Его окружает ___________.  Сюда к вечерней молитве ________________ на пароме _________________.

Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе _____________ ________. Он зовет людей на вечернюю службу.

Торжественна и величава русская природа в лучах заходящего солнца. На переднем плане картины мы видим _____________________ _______________, заросший ____________. Здесь и пристань с двумя ____________________ _________________. Земная __________________ обрывается у самой реки. Значительную часть картины занимает ____________________ и _________________ река.

__________________________ небо с _________________________облаками бесконечно.

Монастырь и природа словно ________________ в одно целое и стали __________________________________. И ничто не нарушает этот безмятежный покой.

 

Возможный вариант текста

Перу замечательного русского художника Исаака Левитана принадлежит пейзаж «Вечерний звон».

Закончился день. Солнце почти село. Наступило время вечерней службы в храме.

На берегу реки, окруженный густой рощей расположился белокаменный монастырь. Сюда к вечерней молитве плывут на пароме люди.

Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега и исчезает где-то вдали малиновый звон церковных колоколов. Он зовет людей на вечернюю службу.

Торжественна и величава русская природа в лучах заходящего солнца. На переднем плане картины мы видим пологий берег, заросший кустарником и пристань с двумя небольшими лодками. Земная дорожка обрывается у самой реки. Значительную часть картины занимает неподвижная и спокойная широкая река, по которой на пароме к святой обители направились люди. Розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками бесконечно.

Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. И ничто не нарушает этот безмятежный покой.

4. Домашнее задание. Написать сочинение «“Вечерний звон" – картина И. Левитана».

5. Рефлексия.

- Чему вы научились на уроке? Справились ли с предложенными заданиями?

- Какое задание показалось самым интересным, какое вызвало затруднение?


Презентация к уроку (файл pptx, размер 3, 75 МБ)

Автор: Лаптева Ольга Алексеевна