Деятельностный подход на уроках русского языка интересен тем, что дети самостоятельно делают открытия и приходят к выводам, при этом роль учителя здесь минимальна.

Он направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Особенно актуальным деятельностный подход является в ситуации выбора написания букв в корне слова, поскольку он способствует быстрому усвоению и запоминанию полученного материала. Важно обратить внимание, что данное обстоятельство при изучении русского языка является неотъемлемой частью личностной работы учащегося, направленной на качественное усвоение учебного материала.

Урок сопровождается применением цифровых образовательных ресурсов и проецированием информации экране интерактивной доски, строится с опорой на ранее изученные темы. В ходе урока, работая с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют словарную работу, сами формулируют правило и делают выводы. Реализация поставленной цели и задач позволяет формировать УУД, способствует повышению уровня учебной мотивации.

Урок разработан на основе школьного учебника для 6 класса под ред. Н.М. Шанского и в соответствии с ФГОС ООО.

Автор: Мелихова Надежда Владимировна

 

Конспект урока «БУКВЫ О-А В КОРНЕ -ЛАГ-//-ЛОЖ-»

Класс: 5 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: деятельностный подход.

Оборудование: презентация учителя, проектор, УМК – Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.:Просвещение, 2012.

Цель: обеспечение условий для овладения учащимися алгоритмом выбора написания О-А в корне -ЛАГ-//-ЛОЖ-.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о написании О-А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-; отработать навык правильного написания слов с названной орфограммой.
  2. Развивающие: способствовать развитию критическое мышление, внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать творческие, речевые способности учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову.

Планируемые результаты

Предметные: знание правила о правописании корней -ЛАГ-//-ЛОЖ-; умение находить орфограмму и осуществлять выбор гласной в корне.

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

(целеполагание)

УУД: личностные, коммуникативные.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Помните, как пел Крошка Енот? («От улыбки станет всем теплей»!) Я рада, что у вас прекрасное настроение, давайте приступим к активной работе.  А сегодня мы продолжим путешествие по стране «Орфография». Давайте вспомним, с каким особенно важным понятием мы познакомились ранее? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (правильное написание). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на прошлом уроке? (-раст-//-ращ-//-рос-)

(Слайд 2).

А теперь разделите данные слова на группы и расскажите, почему вы заделали именно так. Еще необходимо вставить пропущенные буквы.

(Слайд 3).

С..довник, р..стение, р..сточек, прил..жить, изл..гать, выр..щенный, в..дяной.

Вы справились? Задание было понятным для вас? (возникли трудности). По какой причине они возникли? Может, мы не знаем какого-то правила?  (Дети не знают, как писать корни -ЛАГ-//-ЛОЖ-).

Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (формулирование темы урока).

II. Формулирование нового знания.

(формирование основы действий).

Диалог, парная работа.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы, заинтересованности; развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Учитель: Ребята, каким образом можно узнать правило написания корня -ЛАГ-//-ЛОЖ-?  (прочитать в учебнике или понаблюдать). Давайте выполним парное задание. На презентации вы видите слова. Перепишите их, выделите корень, понаблюдайте и выведите явную закономерность.

(Слайд 4).

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, полагать.

Вы справились? (да).  Теперь вы можете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ-?

III. Первичное закрепление (проговаривание нового знания).

Учитель: Ребята, давайте составим алгоритм для быстрого запоминания. (Выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; если есть суффикс «А», то в корне буква «А») (Слайд 5).

Посмотрим в учебник. Сходится ли правило с алгоритмом? (да).

Приступим к выполнению упражнения на новое правило, которое вы видите в учебнике. Давайте проверим, усвоили ли вы знания.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой.

(самоконтроль, фиксация алгоритма действий)

А сейчас давайте напишем интересный буквенный диктант (о-а). Если вы правильно напишите все слова, то есть верно вставите в них буквы, значит, вы успешно усвоили правило и теперь будете писать О-А всегда правильно.

1.изложить, положить, изложение

2.выложить, излагать, заложить

3.приложить, прилагательное, наложить Слайд 6).

V. Упражнения для тренировки и выработки знаний (отработка и закрепление нового материала, формирование автоматизации процессов).

Ребята, вы должны всегда помнить о том, что глагол «ложить» без приставки не употреблять нельзя. Исключением может быть словосочетание «ложиться спать».

У меня есть задание: нужно написать на скорость максимальное количество глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить». Начинайте! Давайте проверим. Какой корень в написанных глаголах и почему?

VI. Рефлексия деятельности.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог.

Какая цель была в начале урока? Мы ее достигли? Оцените свою деятельность и деятельность своих одноклассников, используя слова с корнями –ЛАГ-// - ЛОЖ- (излагали, предполагали, проложили).

Запишите домашнее задание:

Напишите небольшой рассказ на тему «В парке», употребляя слова и словосочетания с - ЛАГ-//-ЛОЖ - (Слайд 7).

Ребята, спасибо за урок! До встречи!

 

Используемые источники:

  1. http://www.philology.ru/
  2. http://nayrok.ru/

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ (файл pptx, размер 184 КБ).

 

Автор: Мелихова Надежда Владимировна