Это урок развития речи, построенный на основе активной деятельности каждого обучающегося.
Урок включает в себя знакомство с историей создания памятника, беседу о частях памятника, словарную работу, сбор материалов к сочинению, составление плана. На уроке используется живое общение с автором памятника А.И. Антроповым, бывшим воином-афганцем А.И. Дейнего, звучат стихи местных поэтов.
Автор разработки: Апалькова Нина Алексеевна
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ
Образовательная: учиться описывать архитектурные памятники, используя специальную литературу.
Развивающая: совершенствовать умения общаться, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре, любовь к родному городу.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: обогащение внутреннего мира обучающихся, формирование интереса и уважения к русской культуре; применение правил делового сотрудничества, принятие разных точек зрения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД: умение определять цель учебной деятельности; высказывать свое предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наблюдать и самостоятельно делать выводы; выполнять задания по аналогии; формировать навыки исследовательской деятельности.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других; реагировать на реплики; задавать вопросы; высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра; формулировать собственное мнение и позицию, излагать свои мысли в письменной форме.
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: умение использовать в речи новые архитектурные термины: скульптор, ваятель, скульптура, постамент, рельефные строки, пьедестал; применять свои знания о типах и стилях речи при написании сочинения.
Тип урока: Урок развития речи, интегрированный.
Технологии: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, технология сотрудничества.
Методы: исследовательский, проблемно-поисковый, методы критического мышления.
Ресурсы: раздаточный материал, проектор, компьютер; «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова; стихи курчатовских поэтов: О. Романова «В армию уходят сыновья»; В. Варламова «Верил каждый в свою звезду; Е. Латаевой «Что с нами сделал ты, Афганистан?»
Книги для выставки:
- В. Светиков «Вершины», М., «Молодая гвардия», 1989.
- «Афганистан болит в моей душе», М., «Молодая гвардия», 1990.
Эскиз автора памятника «Черный тюльпан» А. И. Антропова, фотографии «Черного тюльпана», рисунки детей.
На урок были приглашены:
- Александр Иванович Дейнего – в прошлом воин-афганец, ныне – учитель.
- Алексей Иванович Антропов – автор памятника «Черный тюльпан».
Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Сценарный план урока
Предшествующее уроку домашнее задание:
- Внимательно рассмотреть памятник.
- Найти стихи местных авторов об Афганистане.
- Написать концовку сочинения.
- Сильным обучающимся описать памятник.
I. Организационный этап.
На доске изображение памятника «Черный тюльпан»
II. Определение темы, цели урока.
III. Организация учебной и речевой деятельности. Актуализация знаний.
Учитель:
- Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война, никем и никому не объявленная. Героическая и трагическая не только из-за обелисков, она в два раза дольше длилась, чем Великая Отечественная и памяти людской еще долго жить, потому что история войны написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками и ворвавшимися фронтовым ветром в нашу мирную жизнь песнями и стихами.
Что с нами сделал ты, Афганистан?
О сколько ран оставил в наших душах…
И нас еще кошмар ночами душит.
Что с нами сделал ты, Афганистан?
Нет, мать растит детей не для войны,
Не для утехи президентских гонок.
И не ответят строчки похоронок,
За что погибли наши пацаны…
Екатерина Латаева
Пожалуй, каждый, кто побывал там, «пытает» свою память, чтобы она не просто высветила дорогу, а, высветив, прокричала: «Вот где, вот на каком месте тебе было невмоготу, вот что оказалось самым трудным! Поэтому сейчас я обращаюсь к Вам, Александр Иванович, вспомните, пожалуйста, и расскажите, что для вас там было самым трудным.
Рассказ очевидца
- Самым трудным было выносить раненых или убитых. И еще провожать «черный тюльпан». Это самолет, вывозивший оттуда цинковые гробы...
Учитель:
- Да, афганский вопрос еще долго будет тревожить сердца и умы людей. О нем будут напоминать пирамиды с красными звездами, боевые награды на пиджаках молодых, костыли и протезы, фильмы и книги. На стенде у нас малая часть книг, написанных об Афганистане. А бывшим воинам-интернационалистам до сих пор еще снятся пепельные горы, зеленые зоны и свинцовые серые дороги.
Надеялся и верил каждый
В свою звезду, в счастливый рок,
И каждый думал не однажды:
«Не на войне мой смерти срок».
Война, однако, не щадила,
Брала любого на прицел,
Бывало, всех подряд косила,
Был счастлив, кто остался цел.
И верил за погибших каждый
В свою звезду, в счастливый рок,
И каждый думал не однажды:
«Не на войне мой смерти срок».
В. Варламов
Об этом же думали и те тысячи молодых, чьи жизни унесла эта война. Из всех, кто призывался из Курчатовского военкомата и попал в Афганистан, шестерых забрала в свои цепкие объятия смерть в горах Афганистана. А двое вернулись домой и умерли от ран. Назовем их имена:
Локтионов В.В.
Меркулов В.А.
Приходченко Д.Ф.
Жмакин С.В.
Кузьмин С.Н.
Локтионов А.Н.
Алтухов В.И.
Данилин В.В.
Звезды над Кабулом неживые,
Кто-то зажигает их в ночи.
Были вы такие молодые…
Вспомним ваши лица, помолчим…
Г. Шестопалова
А теперь зажгите, пожалуйста, свечи и давайте минуту помолчим. (Минута молчания)
С давних времен на Руси повелось отмечать доблесть и славу русского воинства. В честь побед и знаменательных событий в ратном деле ставились на Руси памятные знаки: стелы, триумфальные арки, обелиски, памятники. Такой памятник установлен и в нашем городе. Тюльпан раскрыл свои лепестки, почерневшие от слез и скорби. Пусть никогда не опадут лепестки твои, тюльпан. Бутон выполнен из медных листов. Они, как чаша горечи, которую эти ребята выпили до дна. Цветок окружают цветные глыбы, сделанные из железобетона. Глыбы – скалы. Особенность памятника связана с закатом солнца. Солнце заходит за наклонной стеной. Памятник высотой более 4-х метров изготовлен из железобетона, гранита, меди и частично из мрамора.
И тот цветок - нам всем напоминанье.
На постаменте траурный столбец,
Как плач души, а может, заклинанье:
Когда же распрям подойдет конец?
А. Матюхин
Памятник «Черный тюльпан» – горькая память афганской войны. Он, этот тюльпан, действительно черный. Веет от него печалью и непроходящей болью.
Проект памятного знака разработан нашим художником, школьным учителем А.И.Антроповым. Сегодня он у нас в гостях. Вам слово, Алексей Иванович.
Испепеленным мальчикам в Афгане
На площади поставлен обелиск.
Исчезли нецелованные парни,
Шагнув во тьму, за чей-то глупый риск.
А. Матюхин
12 октября 1991 года старанием бывших воинов-интернационалистов в Курчатове, впервые в Курской области, был открыт памятник солдатам, погибшим в афганской войне. Хорошо помню этот яркий, солнечный осенний день.
На липовой аллее улицы Мира собрались жители города, приехали воины-афганцы со всей области, были родители погибших. На открытие и освящение памятника приезжал архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий…
Памятник состоит из двух частей:
1-ая нижняя – курган (символ коллективного захоронения),
2-ая основная – цветок (молодые жизни, хрупкие и нежные).
По весне в Курчатове расцветают тысячи тюльпанов. Цветут ярко, всего две недели. Жаль, конечно. Много за ними «охотников». Но на этот, единственный в своем роде тюльпан, вряд ли кто поднимет руку. Надеюсь, что ни сегодня, ни в будущем он не будет подвержен бессмысленному осквернению или снесению. А сейчас у памятника всегда живые цветы.
Учитель:
- А теперь посмотрите внимательно на эскиз и фотографии памятника, на свои рисунки и ответьте на следующие вопросы:
- О чем вы думаете, стоя у этого памятника?
- Какие мысли и чувства вызывает у вас этот памятник?
- Какой тип речи станет преобладающим?
Ответы учеников:
- У солдатских могил люди размышляют не только о жизни и смерти, но и об ответственности каждого за жизнь и торжество на Земле, о подвиге как о смысле жизни. Погрузиться в эти размышления, возвыситься душой помогают нам своим искусством скульпторы, архитекторы – авторы памятников героям.
Тип речи – описание.
IV. Словарно-стилистическая работа.
- Найдите в толковом словаре значения следующих слов:
Проект – разработанный план какого-нибудь сооружения, устройства.
Скульптор – художник, занимающийся созданием объемных произведений путем резьбы, лепки или отливки.
Ваятель – сходное по значению слово, но уже устаревшее, сейчас звучит высоко и торжественно.
Скульптура –
- Ваяние – один из видов пространственных искусств, создающий объемные произведения.
- Произведение этого искусства статуя или скульптура – латинские слова, но первое однозначное. А второе имеет два значения.
Памятник –
- Сооружение в память кого- (чего) нибудь.
- Сохранившийся предмет культуры прошлого.
Памятник – исконно русское слово, а монумент – латинское и имеет другое значение: крупный памятник.
- Запишите словосочетания, которые помогут вам при написании сочинения:
гранитный постамент; рельефные строки; памятник кому-чему ( в честь кого-чего); скульптурное сооружение в честь какого-либо лица, события; памятник воинам-афганцам (интернационалистам); к памятнику воинам, павшим; памятник в честь; памятник выражает, заставляет нас о многом задуматься
V. Составление плана.
План.
- История создания памятника. (Где расположен памятник? Кто автор? Когда он установлен?)
- Описание памятника.
- Постамент.
- Основная часть памятника.
- Белый гранит вокруг цветка.
- Идея памятника. (Что автор хотел выразить своим произведением? Чем памятник ценен для нас?)
VI. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов.
-Послушайте устное описание памятника. Оцените его достоинства и недостатки.
Ученик 1.
В центре импровизированного гранитного холма – устремленный к небу черный тюльпан. Впечатление такое, что будто какая-то злая, неведомая сила рубанула наотмашь по стеблю, срезая цветок. Но он не упал, удержался на краешке, на срезе. И два листка, как две ладони, готовы его подхватить, спасти.
И он стоит черный, гордый и печальный, как реквием погибшим. Невозможно смотреть равнодушно – мурашки по коже.
Ученик 2.
Особую таинственность придают светильники. Вечером в темноте особенно четко выделяется тюльпан. И в наши дни врывается не только безысходность и печаль, но и надежда: листья у черного тюльпана белые, как два крыла чайки, парящей над морем, и олицетворяют они незапятнанную чистоту, веру в светлое. Создается настроение таинственности, недосказанности…
VII. Самостоятельная работа.
VIII. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи. Рефлексия.
- Прослушайте готовое сочинение, сделайте выводы.
Сочинение-описание памятника «Черный тюльпан»
В любой местности есть какие-то скульптурные сооружения. Вот и в нашем небольшом городе имеется памятник «Черный тюльпан», автором которого является школьный учитель Антропов Алексей Иванович. Судя по названию памятника, можно подумать, что он прославляет какого-то цветовода-любителя, вырастившего редкий цветок. Но если вдуматься в название, то почему именно черный, а не какой-нибудь еще? Оказывается, «Черный тюльпан» говорит нам о солдатах, погибших в Афганистане. Именно так называли самолет, на котором оттуда отправляли тела погибших.
На мой взгляд, памятник выглядит немного необычно, в нем есть скрытый смысл. Главной частью является тюльпан. Расположен он в центре импровизированного мраморного холма, где отмечены даты войны. Как мне кажется, бутон олицетворяет солдат, а срезанный стебель – их безвременную смерть. Цветок тянется к небу, словно говоря о душах погибших. В главной части памятника используются два цвета – белый и черный. Почему же подобран такой контраст? Всем известно, что черный цвет – цвет смерти, смерти солдат, а белый – цвет жизни. Но чьей? Наверное, белые гранитные крылья таят в себе души людей, которые вечно будут помнить об этих юношах. Конечно же, это их родители, братья, сестры. Это для нас парни умерли, а для них – нет. Они живут в душах и сердцах близких и родных людей. Поэтому гранитные крылья расположены так близко к цветку. Они окружают тюльпан, словно пытаясь защитить его, уберечь.
Черный тюльпан – символ горя и трагедии целого поколения нашей страны, искалеченные души тех, кто остался в живых. Он – постоянное напоминание о том, что главное на земле – мир! А основная ценность – человеческая жизнь!
Время идет. У памятника часто слышится детский смех, много цветов окружает его, но он никогда не станет аленьким цветочком, ведь он полит слезами родных и близких, да и просто неравнодушных людей.
IX. Домашнее задание. Проанализировать свои сочинения, откорректировать, переписать начисто.
Литература
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
- Стихи курчатовских поэтов: О. Романова «В армию уходят сыновья»; В. Варламова «Верил каждый в свою звезду; Е. Латаева «Что с нами сделал ты, Афганистан?».
- Светиков В. Вершины, М.: Молодая гвардия, 1989.
- Афганистан болит в моей душе, М.: Молодая гвардия, 1990.
Автор разработки: Апалькова Нина Алексеевна