Это урок развития речи, построенный на основе активной деятельности каждого обучающегося.

Урок включает в себя знакомство с историей создания памятника, беседу о частях памятника, словарную работу, сбор материалов к сочинению, составление плана. На уроке используется живое общение с автором памятника А.И. Антроповым, бывшим воином-афганцем А.И. Дейнего, звучат стихи местных поэтов.

Автор разработки: Апалькова Нина Алексеевна

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ

Образовательная: учиться описывать архитектурные памятники, используя специальную литературу.

Развивающая: совершенствовать умения общаться, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культуре, любовь к родному городу.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: обогащение внутреннего мира обучающихся, формирование интереса и уважения к русской культуре; применение правил делового сотрудничества, принятие  разных точек зрения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 

Регулятивные УУД: умение определять цель учебной деятельности; высказывать свое предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; наблюдать и самостоятельно делать  выводы;  выполнять задания по аналогии;  формировать навыки исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД: умение  участвовать в диалоге;  слушать и понимать других; реагировать на реплики; задавать вопросы; высказывать свою точку зрения; выслушивать партнёра; формулировать собственное мнение и позицию, излагать свои мысли в письменной форме.

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: умение использовать в речи новые архитектурные термины: скульптор, ваятель, скульптура, постамент, рельефные строки, пьедестал;  применять свои знания о типах и стилях речи при написании сочинения.

Тип урока: Урок развития речи, интегрированный.

Технологии: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, технология сотрудничества.

Методы: исследовательский, проблемно-поисковый, методы критического мышления.

Ресурсы: раздаточный материал, проектор, компьютер; «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова; стихи курчатовских поэтов: О. Романова «В армию уходят сыновья»; В. Варламова «Верил каждый в свою звезду; Е. Латаевой «Что с нами сделал ты, Афганистан?»

Книги для выставки:

  1. В. Светиков «Вершины», М., «Молодая гвардия», 1989.
  2. «Афганистан болит в моей душе», М., «Молодая гвардия», 1990.

Эскиз автора памятника «Черный тюльпан» А. И. Антропова, фотографии «Черного тюльпана», рисунки детей.

На урок были приглашены:

  1. Александр Иванович Дейнего – в прошлом воин-афганец, ныне – учитель.
  2. Алексей Иванович Антропов – автор памятника «Черный тюльпан».

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

 

Сценарный план урока

 

Предшествующее уроку домашнее задание:

  1. Внимательно рассмотреть памятник.
  2. Найти стихи местных авторов об Афганистане.
  3. Написать концовку сочинения.
  4. Сильным обучающимся  описать памятник.

 

I. Организационный этап.

На доске изображение памятника «Черный тюльпан»

II. Определение  темы, цели урока.

III. Организация учебной и речевой деятельности. Актуализация знаний.

Учитель:

- Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война, никем и никому не объявленная.  Героическая и трагическая не только из-за обелисков, она в два раза дольше длилась, чем Великая Отечественная и памяти людской еще долго жить, потому что история войны написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками и ворвавшимися фронтовым ветром в нашу мирную жизнь песнями и стихами.

Что с нами сделал ты, Афганистан?

О сколько ран оставил в наших душах…

И нас еще кошмар ночами душит.

Что с нами сделал ты, Афганистан?

 

Нет, мать растит детей не для войны,

Не для утехи президентских гонок.

И не ответят строчки похоронок,

За что погибли наши пацаны…

Екатерина Латаева

Пожалуй, каждый, кто побывал там, «пытает»  свою память, чтобы она не просто высветила дорогу, а, высветив, прокричала: «Вот где, вот на каком месте тебе было невмоготу, вот что оказалось самым трудным! Поэтому сейчас я обращаюсь к Вам, Александр Иванович, вспомните, пожалуйста, и расскажите, что для вас там было самым трудным.

Рассказ очевидца

- Самым трудным было выносить раненых или убитых. И еще провожать «черный тюльпан».  Это самолет, вывозивший оттуда  цинковые гробы...

Учитель:

- Да, афганский вопрос еще долго будет тревожить сердца и умы людей. О нем будут напоминать пирамиды с красными звездами, боевые награды на пиджаках молодых, костыли и протезы, фильмы и книги. На стенде у нас малая часть книг, написанных об Афганистане. А бывшим воинам-интернационалистам  до сих пор еще снятся пепельные горы, зеленые зоны и свинцовые серые дороги.

Надеялся и верил каждый

В свою звезду, в счастливый рок,

И каждый думал не однажды:

«Не на войне мой смерти срок».

 

Война, однако, не щадила,

Брала любого на прицел,

Бывало, всех подряд косила,

Был счастлив, кто остался цел.        

 

И верил за погибших каждый

В свою звезду, в счастливый рок,

И каждый думал не однажды:

«Не на войне мой смерти срок».

В. Варламов

Об этом же думали и те тысячи молодых, чьи жизни унесла эта война. Из всех, кто призывался из Курчатовского военкомата и попал в Афганистан, шестерых забрала в свои цепкие объятия смерть в горах Афганистана. А двое вернулись домой и умерли от ран. Назовем их имена:

Локтионов В.В.

Меркулов В.А.

Приходченко Д.Ф.

Жмакин С.В.

Кузьмин С.Н.

Локтионов А.Н.

Алтухов В.И.

Данилин В.В.

 

Звезды над Кабулом неживые,

Кто-то зажигает их в ночи.

Были вы такие молодые…

Вспомним ваши лица, помолчим…

Г. Шестопалова

А теперь зажгите, пожалуйста, свечи и давайте минуту помолчим. (Минута молчания)

С давних времен на Руси повелось отмечать доблесть и славу русского воинства. В честь побед и знаменательных событий в ратном деле ставились на Руси памятные знаки: стелы, триумфальные арки, обелиски, памятники. Такой памятник установлен и в нашем городе. Тюльпан раскрыл свои лепестки, почерневшие от слез и скорби. Пусть никогда не опадут лепестки твои, тюльпан. Бутон выполнен из медных листов. Они, как чаша горечи, которую эти ребята выпили до дна. Цветок окружают цветные глыбы, сделанные из железобетона. Глыбы – скалы. Особенность памятника  связана с закатом солнца. Солнце заходит за наклонной стеной. Памятник высотой более 4-х метров  изготовлен из железобетона, гранита, меди и частично из мрамора.

И тот цветок -  нам всем напоминанье.

На постаменте траурный столбец,

Как плач души, а может, заклинанье:

Когда же распрям подойдет конец?

А. Матюхин

Памятник «Черный тюльпан» – горькая память афганской войны. Он, этот тюльпан, действительно черный. Веет от него печалью и непроходящей болью.

Проект памятного знака разработан нашим художником, школьным учителем А.И.Антроповым. Сегодня он у нас в гостях. Вам слово, Алексей Иванович.

Испепеленным мальчикам в Афгане

На площади поставлен обелиск.

Исчезли нецелованные парни,

Шагнув во тьму, за чей-то глупый риск.

А. Матюхин

12 октября 1991 года старанием бывших воинов-интернационалистов в Курчатове, впервые в Курской области, был открыт памятник солдатам, погибшим в афганской войне. Хорошо помню этот яркий, солнечный осенний день.

На липовой аллее улицы Мира собрались жители города, приехали воины-афганцы со всей области, были родители погибших. На открытие и освящение памятника приезжал архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий…

Памятник состоит из двух частей:

1-ая нижняя – курган (символ коллективного захоронения),

2-ая основная – цветок (молодые жизни, хрупкие и нежные).

По весне в Курчатове расцветают тысячи тюльпанов. Цветут ярко, всего две недели. Жаль, конечно. Много за ними «охотников». Но на этот, единственный в своем роде тюльпан, вряд ли кто поднимет руку. Надеюсь, что ни сегодня, ни в будущем он не будет подвержен бессмысленному осквернению или снесению. А сейчас у памятника всегда живые цветы.

Учитель:

- А теперь посмотрите внимательно на эскиз и фотографии памятника, на свои рисунки и ответьте на следующие вопросы:

- О чем вы думаете, стоя у этого памятника?

- Какие мысли и чувства вызывает у вас этот памятник?

- Какой тип речи станет преобладающим?

Ответы учеников:

- У солдатских могил люди размышляют не только о жизни и смерти, но и об ответственности каждого за жизнь и торжество на Земле, о подвиге  как о смысле жизни. Погрузиться в эти размышления, возвыситься душой помогают нам своим искусством скульпторы, архитекторы – авторы памятников героям.

Тип речи – описание.

IV. Словарно-стилистическая работа.

 - Найдите в толковом словаре значения следующих слов:

Проект – разработанный план какого-нибудь сооружения, устройства.

Скульптор – художник, занимающийся созданием объемных произведений путем резьбы, лепки или отливки.

Ваятель – сходное по значению слово, но уже устаревшее, сейчас звучит высоко и торжественно.

Скульптура –

  1. Ваяние – один из видов пространственных искусств, создающий объемные произведения.
  2. Произведение этого искусства статуя или скульптура – латинские слова, но первое однозначное. А второе имеет два значения.

Памятник –

  1. Сооружение в память кого- (чего) нибудь.
  2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.

 Памятник – исконно русское слово, а монумент – латинское и имеет другое значение: крупный памятник.

- Запишите словосочетания, которые помогут вам при написании сочинения:

гранитный постамент; рельефные строки; памятник кому-чему ( в честь кого-чего); скульптурное сооружение в честь какого-либо лица, события; памятник воинам-афганцам (интернационалистам); к памятнику воинам, павшим;  памятник в честь; памятник выражает, заставляет нас о многом задуматься

V. Составление плана.

План.

  1. История создания памятника. (Где расположен памятник? Кто автор? Когда он установлен?)
  2. Описание памятника.
  3. Постамент.
  4. Основная часть памятника.
  5. Белый гранит вокруг цветка.
  • Идея памятника. (Что автор хотел выразить своим произведением? Чем памятник ценен для нас?)

VI. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов.

-Послушайте устное описание памятника. Оцените его достоинства и недостатки.

Ученик 1.

В центре импровизированного гранитного холма – устремленный к небу черный тюльпан. Впечатление такое, что будто какая-то злая, неведомая сила рубанула наотмашь по стеблю, срезая цветок. Но он не упал, удержался на краешке, на срезе. И два листка, как две ладони, готовы его подхватить, спасти.

  И он стоит черный, гордый и печальный, как реквием погибшим. Невозможно смотреть равнодушно – мурашки по коже.

Ученик 2.

Особую таинственность придают светильники. Вечером в темноте особенно четко выделяется тюльпан. И в наши дни врывается не только безысходность и печаль, но и надежда: листья у черного тюльпана белые, как два крыла чайки, парящей над морем, и олицетворяют они незапятнанную чистоту, веру в  светлое. Создается настроение таинственности, недосказанности…

VII.  Самостоятельная работа.

VIII. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи. Рефлексия.

- Прослушайте готовое сочинение, сделайте выводы.

Сочинение-описание памятника «Черный тюльпан»

В любой местности есть какие-то скульптурные сооружения. Вот и в нашем небольшом городе имеется памятник «Черный тюльпан», автором которого является школьный учитель Антропов Алексей Иванович. Судя по названию памятника, можно подумать, что он прославляет какого-то цветовода-любителя, вырастившего редкий цветок. Но если вдуматься в название, то почему именно черный, а не какой-нибудь еще? Оказывается, «Черный тюльпан» говорит нам о солдатах, погибших в Афганистане. Именно так называли самолет, на котором оттуда отправляли тела погибших.

На мой взгляд, памятник выглядит немного необычно, в нем есть скрытый смысл. Главной частью является тюльпан. Расположен он в центре импровизированного мраморного холма, где отмечены даты войны. Как мне кажется, бутон олицетворяет солдат, а срезанный стебель – их безвременную смерть. Цветок тянется к небу, словно говоря о душах погибших. В главной части памятника используются два цвета – белый и черный. Почему же подобран такой контраст? Всем известно, что черный цвет – цвет смерти, смерти солдат, а белый – цвет жизни. Но чьей? Наверное, белые гранитные крылья таят в себе души людей, которые вечно будут помнить об этих юношах. Конечно же, это их родители, братья, сестры. Это для нас парни умерли, а для них – нет. Они живут в душах и сердцах близких и родных людей. Поэтому гранитные крылья расположены так близко к цветку. Они окружают тюльпан, словно пытаясь защитить его, уберечь.

Черный тюльпан – символ горя и трагедии целого поколения нашей страны, искалеченные души тех, кто остался в живых. Он – постоянное напоминание о том, что главное на земле – мир! А основная ценность – человеческая жизнь!

Время идет. У памятника часто слышится детский смех, много цветов окружает его, но он никогда не станет аленьким цветочком, ведь он полит слезами родных и близких,  да и просто неравнодушных людей.

IX. Домашнее задание. Проанализировать свои сочинения, откорректировать, переписать начисто.

Литература

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
  2. Стихи курчатовских поэтов: О. Романова «В армию уходят сыновья»; В. Варламова «Верил каждый в свою звезду; Е. Латаева «Что с нами сделал ты, Афганистан?».
  3. Светиков В. Вершины, М.: Молодая гвардия, 1989.
  4. Афганистан болит в моей душе, М.: Молодая гвардия, 1990.

Автор разработки: Апалькова Нина Алексеевна