Урок открытия знаний для обучающихся 8 класса «Дополнение» подготовила Кондрашова Елена Николаевна.

Цель: создать  развивающую образовательную среду для открытия нового знания – познакомиться с видами дополнения.

Задача: актуализировать приобретенные обучающимися знания по теме «Второстепенные члены предложения»  для знакомства с видами дополнения.

Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе урока:

Знания:

- о видах дополнения;

- о способах различения видов дополнения, использовании их в речи.

Умения:

- мобилизация знаний для открытия нового знания;

- работа в группе;

- ориентирование в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию.

Навыки:

- анализа и самоанализа,  рефлексии деятельности;

- работы в группе, в команде, сотрудничества, ответственности  за порученное дело;

- взаимодействия с окружающими людьми;

- добывания знаний непосредственно из окружающей действительности, владения приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;

- объективного оценивания собственной деятельности и достижений  участников команд.

 

Дополнение как второстепенный член предложения

Сценарий урока

Фаза 1 «Подготовка».

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Все вы уже знакомы, но для успешной работы давайте напомним друг другу о своих деловых качествах. Проведём игру. Каждый из вас в своей группе назовите своё имя и черту характера, необходимую для работы в команде, начинающуюся на эту же букву. Я Елена Николаевна. Я естественная и находчивая. А теперь вы (ученики представляются друг другу).
Поднялось ли у вас настроение? Какая работа вас ожидает? Какие черты характера вам сегодня пригодятся?

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Но мы не только откроем новые знания, но и займёмся добрым делом – каждая команда вырастит цветок. Вы видите 3 горшочка для каждой команды. Всё необходимое для роста цветка есть у вас на парте и в голове (я имею в виду знания). Всё, чего не хватает, мы приобретём в ходе урока. Ну а для начала давайте наберёмся сил, примем витамины знаний и роста и проведём словарную работу.

3. Словарный диктант.

Искусственные цветы, букет из хризантем, искусный флорист, выращенные при естественном освещении, собранный букет, гербарий из ромашек, молодой росток, тропинка с порослью, икебана из засушенных растений.

- В каких словосочетаниях есть определения?

- Какие из них согласованные, а какие несогласованные?

- Какими членами предложения могут быть несогласованные определения?

- Итак, определения бывают…

- А какие бывают дополнения?

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цели урока. (Открываю на доске).

Запись в тетрадь.

4. Определение ожиданий и опасений.

- Давайте вернёмся к нашему цветку. Что необходимо, чтобы он вырос и зацвёл?

  1. Посадить семена.
  2. Ухаживать за ним … (подробно)

- Давайте наметим план нашей работы. Посмотрите на таблицу. Давайте откроем недостающие элементы. (Учитель с учениками постепенно открывают закрытые строки)

Как растёт цветок

Действия обучающихся

Отобрать качественные семена и посадить их

Сформулировать ожидания и опасения.

Росток

Мобилизация и открытие новых знаний.

Бутон

Успешное открытие новых знаний.

Бутон расцвёл

Сбылись ожидания, не сбылись опасения.

Бутон не расцвёл

Не сбылись ожидания, сбылись опасения.


- А теперь отправимся в магазин за покупками!

Каждая команда получает семена – ожидания и опасения. Прикрепите их к горшку и озвучьте, что вы выбрали. (Обучающиеся «покупают семена» и «сажают» их в горшок).

Фаза 2 «Работа над темой».

1. Коллективная работа с учебником.

- Давайте освежим и пополним наши знания о дополнении. (Чтение параграфа 23, пункта 1.)

2. Выполнение упражнения 246.

Определение темы, основной мысли, нахождение дополнений. Синтаксический разбор предложения.

- Замечательно. Как выдумаете, росток уже должен проглянуть?

2. Мозговой штурм.

- Давайте активизируем все свои знания и подумаем, какие свойства имеет дополнение и какие в связи с этим могут быть виды дополнений.

(Обучающиеся высказывают предположения, а учитель записывает их на доске в три столбика).

3. Работа в группах.

- А теперь, ребята, познакомьтесь с материалом пункта 2 и оцените качество нашего мозгового штурма: уберите лишнее и дополните.

(Обучающиеся изучают материал, работают с записями на доске).

4. Взаимопроверка групп.

- Какие же бывают дополнения? А теперь каждая группа прикрепите или не прикрепите бутон на росток той команды, работу которой вы проверяли.

5. Проработка темы.

- Каждая группа получает карточки с предложениями и «по цепочке» находит дополнения, определяет их вид. Проверка осуществляется с помощью проектора и экрана – ответы на слайде.

Телеграфный столб был повален ураганом.

Спорить с ними я никогда не мог.

При работе над дополнением следует обратить внимание на предупреждение и исправление речевых ошибок.

Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра.

Я велел ямщику ехать.

Фаза 3 «Завершение урока».

1. Рефлексия обучающихся.

- А сейчас, когда вы проверили свои работы, давайте вернёмся к цветам. Каждая команда должна решить, распустился бутон на их цветках или нет. А для этого предлагаю вам проанализировать свои ожидания и опасения. Оставьте необходимое на горшках и уберите ненужное. Представитель от команды ответит нам по алгоритму (слайд на экране):

- ожидания подтвердились: мы узнали…

- опасения не оправдались, у нас получилось…

(Каждая команда выступает).

- А теперь поставьте каждому оценку за урок и обсудите её в команде, вспомнив непременно о названных чертах характера в начале урока.

Выставление оценок.

2. Рефлексия учителя.

- Мне понравился наш урок. Вы были сплочёнными, целеустремлёнными, находчивыми. Думаю, я соглашусь с вашими оценками.

3. Домашнее задание.


Конспект урока в табличной форме (файл docx, размер 29,5 КБ).

Автор: Кондрашова Елена Николаевна