Урок открытия знаний для обучающихся 8 класса «Дополнение» подготовила Кондрашова Елена Николаевна.
Цель: создать развивающую образовательную среду для открытия нового знания – познакомиться с видами дополнения.
Задача: актуализировать приобретенные обучающимися знания по теме «Второстепенные члены предложения» для знакомства с видами дополнения.
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе урока:
Знания:
- о видах дополнения;
- о способах различения видов дополнения, использовании их в речи.
Умения:
- мобилизация знаний для открытия нового знания;
- работа в группе;
- ориентирование в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию.
Навыки:
- анализа и самоанализа, рефлексии деятельности;
- работы в группе, в команде, сотрудничества, ответственности за порученное дело;
- взаимодействия с окружающими людьми;
- добывания знаний непосредственно из окружающей действительности, владения приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
- объективного оценивания собственной деятельности и достижений участников команд.
Дополнение как второстепенный член предложения
Сценарий урока
Фаза 1 «Подготовка».
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Все вы уже знакомы, но для успешной работы давайте напомним друг другу о своих деловых качествах. Проведём игру. Каждый из вас в своей группе назовите своё имя и черту характера, необходимую для работы в команде, начинающуюся на эту же букву. Я Елена Николаевна. Я естественная и находчивая. А теперь вы (ученики представляются друг другу).
Поднялось ли у вас настроение? Какая работа вас ожидает? Какие черты характера вам сегодня пригодятся?
2. Актуализация знаний, целеполагание.
Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Но мы не только откроем новые знания, но и займёмся добрым делом – каждая команда вырастит цветок. Вы видите 3 горшочка для каждой команды. Всё необходимое для роста цветка есть у вас на парте и в голове (я имею в виду знания). Всё, чего не хватает, мы приобретём в ходе урока. Ну а для начала давайте наберёмся сил, примем витамины знаний и роста и проведём словарную работу.
3. Словарный диктант.
Искусственные цветы, букет из хризантем, искусный флорист, выращенные при естественном освещении, собранный букет, гербарий из ромашек, молодой росток, тропинка с порослью, икебана из засушенных растений.
- В каких словосочетаниях есть определения?
- Какие из них согласованные, а какие несогласованные?
- Какими членами предложения могут быть несогласованные определения?
- Итак, определения бывают…
- А какие бывают дополнения?
Сформулируйте тему урока.
Сформулируйте цели урока. (Открываю на доске).
Запись в тетрадь.
4. Определение ожиданий и опасений.
- Давайте вернёмся к нашему цветку. Что необходимо, чтобы он вырос и зацвёл?
- Посадить семена.
- Ухаживать за ним … (подробно)
- Давайте наметим план нашей работы. Посмотрите на таблицу. Давайте откроем недостающие элементы. (Учитель с учениками постепенно открывают закрытые строки)
Как растёт цветок |
Действия обучающихся |
Отобрать качественные семена и посадить их |
Сформулировать ожидания и опасения. |
Росток |
Мобилизация и открытие новых знаний. |
Бутон |
Успешное открытие новых знаний. |
Бутон расцвёл |
Сбылись ожидания, не сбылись опасения. |
Бутон не расцвёл |
Не сбылись ожидания, сбылись опасения. |
- А теперь отправимся в магазин за покупками!
Каждая команда получает семена – ожидания и опасения. Прикрепите их к горшку и озвучьте, что вы выбрали. (Обучающиеся «покупают семена» и «сажают» их в горшок).
Фаза 2 «Работа над темой».
1. Коллективная работа с учебником.
- Давайте освежим и пополним наши знания о дополнении. (Чтение параграфа 23, пункта 1.)
2. Выполнение упражнения 246.
Определение темы, основной мысли, нахождение дополнений. Синтаксический разбор предложения.
- Замечательно. Как выдумаете, росток уже должен проглянуть?
2. Мозговой штурм.
- Давайте активизируем все свои знания и подумаем, какие свойства имеет дополнение и какие в связи с этим могут быть виды дополнений.
(Обучающиеся высказывают предположения, а учитель записывает их на доске в три столбика).
3. Работа в группах.
- А теперь, ребята, познакомьтесь с материалом пункта 2 и оцените качество нашего мозгового штурма: уберите лишнее и дополните.
(Обучающиеся изучают материал, работают с записями на доске).
4. Взаимопроверка групп.
- Какие же бывают дополнения? А теперь каждая группа прикрепите или не прикрепите бутон на росток той команды, работу которой вы проверяли.
5. Проработка темы.
- Каждая группа получает карточки с предложениями и «по цепочке» находит дополнения, определяет их вид. Проверка осуществляется с помощью проектора и экрана – ответы на слайде.
Телеграфный столб был повален ураганом.
Спорить с ними я никогда не мог.
При работе над дополнением следует обратить внимание на предупреждение и исправление речевых ошибок.
Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра.
Я велел ямщику ехать.
Фаза 3 «Завершение урока».
1. Рефлексия обучающихся.
- А сейчас, когда вы проверили свои работы, давайте вернёмся к цветам. Каждая команда должна решить, распустился бутон на их цветках или нет. А для этого предлагаю вам проанализировать свои ожидания и опасения. Оставьте необходимое на горшках и уберите ненужное. Представитель от команды ответит нам по алгоритму (слайд на экране):
- ожидания подтвердились: мы узнали…
- опасения не оправдались, у нас получилось…
(Каждая команда выступает).
- А теперь поставьте каждому оценку за урок и обсудите её в команде, вспомнив непременно о названных чертах характера в начале урока.
Выставление оценок.
2. Рефлексия учителя.
- Мне понравился наш урок. Вы были сплочёнными, целеустремлёнными, находчивыми. Думаю, я соглашусь с вашими оценками.
3. Домашнее задание.
Конспект урока в табличной форме (файл docx, размер 29,5 КБ).
Автор: Кондрашова Елена Николаевна