Конспект урока русского языка для 10 класса гуманитарного профиля предлагает Ковалева Ирина Васильевна.
Проблема классификация частей речи в русском языке
Содержание и структура урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к исследовательской деятельности.
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о способности учащихся к новому способу действия. Целью мотивации как этапа урока является создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы.
Организация демонстрации результатов домашней работы, выполненной в группах.
- При подготовке к уроку вы проделали большую работу, сотрудничая в группах, обмениваясь информацией. Результаты по поиску информации известны всем. И все-таки подведем итоги вашей серьезной работы.
1-ая группа «Исследователи классификации частей речи в Древней Греции, в Индии IV – V вв. до н. э., в Древнем Риме»;
2–ая группа «Исследователи классификации частей речи в русской грамматической науке»;
3–я группа «Исследователи проблемы классификации частей речи в школьных и академических изданиях, в английском и немецком языках».
Учащиеся демонстрируют в своих презентациях результаты обработки информации, полученной из разных источников, комментируют ее. (См. в приложениях 2, 3, 4).
II. Этап постановки (формулировки) исследовательской задачи (проблемы), выдвижение гипотез.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений, вовлечение в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания исследовательской деятельности.
Подводящий диалог:
- Какой темой объединены задания всех групп?
- Тема для вас новая?
- Чему вы удивились, собрав и обработав информацию о классификации частей речи? В том, что вы удивились, я уверена.
- Какую проблему увидели?
- Вы увидели проблему, которая является одной из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания, следовательно, важнейшей в теоретической грамматике.
(Задаю провокационный вопрос: «Может быть, здесь никакой проблемы нет?»)
- Вы правы, практическая грамматика должна быть нормативной и универсальной. Некоторый научный азарт у вас, конечно, появился. Что по силам сделать нам? Обратитесь к той работе, которую делали дома. Сформулируйте тему и задачи урока, определите конечную цель.
- Сегодня наш урок-исследование потребует от вас логики, культуры мысли, культуры словесного выражения. И я желаю вам, чтобы ваша мысль «пошла в слова».
(Приводят в систему знания по теме «Части речи», выражают свои мысли, проговаривая во внешней речи, выявляют проблему и причины ее возникновения, уточняют тему и цели урока.)
- Были уверены, что «белых пятен» в науке о языке нет.
- В современном языкознании сосуществуют противоположные взгляды на количество частей речи. Применяются различные подходы (критерии) для классификации слов по частям речи.
- Проблема есть. Это неудобно, когда в одном учебнике, например, один набор частей речи, в другом – другой. Это значит, что классификации как таковой нет.
(Выдвигают гипотезы. Записывают их на рабочих листах, чтобы придать высказываниям точность и лаконичность. Число предлагаемых учащимися гипотез не ограничивается.)
Одна из гипотез – видимо, есть уязвимые места в существующих принципах классификации.
(Формулируют тему и задачи урока, определяют конечную цель исследования.)
III. Этап – исследовательская работа, этап построения нового знания.
Работа в группах по поиску нужной информации и преобразованию ее под необходимым углом зрения (повторение теории по данной проблематике, подбор инструментов), систематизация, обобщение.
Цель: формирование у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности, систематизировать и обобщить знания о критериях классификации частей речи.
- От чего оттолкнуться?
Проверка теоретического материала.
- Исследование начинается. Предлагаю идеи, которые, возможно, вам помогут дисциплинировать мысль:
Первая идея принадлежит известному лингвисту.
Сосюр: «В языке существуют только различия, а раз только различия, то всегда должны быть соотнесены различные единицы. Чтобы торчала какая-то грамматическая категория как перст – этого быть не может». Сразу проверим идею.
Задание: Может быть единственное число без множественного?
Вторая идея тоже известного лингвиста, М. Панова, классификация частей речи которого отрицала идею Сосюра, т.к. Панов выделял частицы речи и междометия, находящиеся вне системы частей речи. Он считал, что в каждой позиции единица может очень сильно изменяться, но оставаться сама собой. С одной стороны, одна и та же единица может быть представлена в разновидностях, друг на друга не похожих. А с другой, единицы могут совпадать.
Приведите пример.
- Итак, вы предложили найти уязвимые места в классификации лингвистов. Ограничим наше исследование учением о частях речи Ф.Ф. Фортунатова и Л.В. Щербы.
- Если есть самые большие грамматические классы, значит, существуют и маленькие грамматические классы. Назовите их.
- По Фортунатову получается, что «медведь» – существительное, потому что склоняется. Почему?
- Почему же тогда «медведь» – существительное, если грамматическая характеристика только следствие, а не причина?
Итак, две теории. Ваши соображения? Есть ли уязвимые места у каждой теории? Кто прав?
- Вывод?
- Наши дальнейшие шаги?
- Проверяем два предположения:
1) Достаточно знать грамматические признаки слова, чтобы определить, к какой части речи оно относится.
2) Недостаточно, надо знать еще и лексическое значение.
Практическая работа по группам.
Цель: будем проверять, достаточна ли грамматическая характеристика, чтобы определить часть речи.
1-ая группа: исследование по имени существительному.
- Определите, к какой части речи относятся слова: «каноэ», «окапи», «зебу» «Борнео», «Дюма», «Живаго», «Паганини». При необходимости обратитесь к словарям.
2-ая группа: исследование по имени прилагательному.
Работа с текстом Ю. Казакова. Иногда вдоль дороги тянулась рожь. Она созрела уже. Стояла недвижно, нежно-светлая в темноте, склонившая к дороге колосья…
Воздух был тепел и чист, сильно мерцали звезды, пахло сеном и пылью и изредка горьковатой свежестью ночных лугов.
Выполните задания: Из каких типовых фрагментов состоит текст? Назовите имена прилагательные. Как определили, что это прилагательные? А «тепел» и «чист»? Они ведь не изменяются по падежам? А чем отличается «созрела» от «зрелая»?
- И главный вывод по прилагательному?
3-ая группа: исследование по глаголу
- Какие грамматические признаки имеет глагол? (То, что по числам изменяется можно не упоминать, потому что по числам изменяются и существительные, и прилагательные.)
- К какой части речи отнести слово «нет»? в предложении: Нет дождя. (Дурново Николай Николаевич считает слово «нет» глаголом. Согласны ли вы с ним?)
- Сделайте вывод: может ли слово быть вне части речи?
- Определите, какие грамматические признаки имеют выделенные слова? (Лингвист Пешковский называет их глагольными междометиями. Виноградов – ультрамгновенными или сверхкраткими глаголами прошедшего времени). Найдите инфинитивы этих глаголов.
Он бух в речку. Он шлеп меня по затылку. С крыши кап мне на затылок.
- Каково общее грамматическое значение глагола? Подчиняет ли грамматическая характеристика лексический класс?
- Что обозначает сказуемое в данных предложениях? Высотное здание возвышается над соседними домами. Письменный стол занимает почти половину его комнаты. Стрелка указывает маршрут.
- Сделаем вывод по глаголу.
Дают определение части речи. Сравнивают определения из разных учебников. Находят противоречие: части речи – это класс грамматический, лексический, лексико-грамматический или …?
То же противоречие наблюдают в презентациях (распечатанные на столе каждой группы).
Если слово является существительным, это значит, что оно не изменяется по числам, т.е. число у такого существительного – признак постоянный (вермишель – ед. ч., ножницы – мн. ч.)
- [о] и [а] в безударном положении совпадают. Одна и та же звуковая единица, но мы видим различие, в данной позиции утраченное.
- Фортунатов Филипп Федорович (1848-1914): «Части речи – это самые большие грамматические классы». Морфологическая классификация, по его мнению, должна основываться не только на внешнем строении слова, внешней форме, но и на значении. (Из презентации).
- Например, класс глаголов несовершенного вида, класс глаголов прошедшего времени.
- Раз существительное – это большой грамматический класс, который характеризуется тем, что изменяется по падежам – склоняется и принадлежит к роду, то слово «медведь» имеет грамматическое значение падежа, изменяется по числам, принадлежит роду.
- Лев Владимирович Щерба считал, что части речи – лексико-грамматические классы. «Медведь» не потому существительное, что склоняется, а оно склоняется потому, что существительное». То есть грамматическая характеристика не определяет часть речи, а вытекает из того, что это часть речи. (Из презентации).
- Медведь – это зверь, животное. Все слова, которые называют животных, – существительные.
Аргументы против Щербы. Не всякое существительное склоняется. Есть несклоняемые существительные. Он же сам считал: «Если мы знаем, что какаду – название птицы, мы не ищем формальных признаков для того, чтобы узнать в этом слове существительное".
Аргументы против Фортунатова. Кенгуру – животное. Слово не имеет морфологической характеристики, не изменяется. Но это существительное.
Мы выяснили, что обе теории уязвимы.
Выдвигают гипотезы. Давайте попробуем использовать критерий Фортунатова. Если при определении части речи может быть применен только грамматический критерий, значит, мы доказали, что части речи – грамматические классы, а лексическое значение несущественно.
3 группы учащихся получают задания на карточках
Выводы 1-ой группы
- Выполняя эту практическую работу, мы использовали лексические сведения. Зебу, окапи – это животные. Каноэ – лодка. Борнео – остров. Дюма, Живаго – фамилии писателей. Паганини – композитор. Значит, это существительные.
Сделали вывод: мы использовали лексические сведения.
Выводы 2-ой группы
- Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В тексте типовые фрагменты: описание предмета и описание окружающей среды. Описание – это признаки. Прилагательные: нежно-светлая, горьковатой, ночных. Краткие прилагательные – тепел и чист. Это формы слова. Не изменяются по падежам, но изменяются по родам и числам, т.е. имеют признаки прилагательных. Часть речи – это сказано не о форме слова, а о слове, т.е. о совокупности форм. Слова «созрела» и «зрелая» относятся к разным частям речи, но к одному лексическому классу. Значит, лексические классы для определения части речи – прилагательное – не нужны.
Главный вывод по прилагательному: Имя прилагательное отвечает принципу Фортунатова: это часть речи, которая обладает грамматическими признаками.
- Глагол – это часть речи, которая изменяется по наклонениям, временам и лицам. И это свойственно только глаголу.
- Слово «нет» – это глагол. Предложение можно изменить: Не было дождя. Не будет дождя. Так как «не было» и «не будет» – глаголы, «нет» тоже глагол, потому что изменяется по временам. Не все грамматические признаки есть у этого слова (не изменяется по лицам и числам), но тот признак, который представлен, глагольный.
- Снова соглашаемся с Сосюром: слово быть вне части речи не может. Даже если у него один грамматический признак, то это признак определенной части речи.
- Эти слова короткие, как междометия, и рисуют действие. Инфинитив – бухнуть, шлепнуть, капнуть. У этих глаголов суффикс -ну, который не сохраняется в прошедшем времени. Значит, это глаголы, которые имеют свой инфинитив, свой глагольный суффикс -ну и прошедшее время без этого суффикса.
- Все грамматические признаки глагола объединяются одним грамматическим признаком: глагол обозначает действие предмета. Это не лексический класс, а грамматический.
- Сказуемые действия не называют. Но они имеют грамматическую характеристику. И мы думаем: это действие. Грамматическая характеристика оказывается сильнее лексического класса.
- Для определения части речи у глаголов лексический класс не нужен. Действителен только класс грамматический.
IV. Этап представления найденных фактов, собственные выводы, проверка откорректированной гипотезы.
Цель: включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике.
- Нередко границы между частями речи подвижны, размыты. Части речи способны переходить из одной в другую, способны выступать в роли разных частей речи. Какие критерии вы будете применять, чтобы определить часть речи в этом случае?
Практическое работа № 1 (проверка откорректированной гипотезы в новых условиях): определить часть речи у выделенных слов, определить способ образования этих слов. (См. приложение 1)
- Какие коррективы в окончательные выводы о классификации частей речи вносят результаты вашей практической работы? Какой критерий вы использовали, определяя части речи, которые перешли из одной в другую? Обратитесь к авторитетному мнению ученых.
- Понятие «часть речи» и классификация частей речи – дело нелегкое. А так ли важно уметь различать части речи на практике или это интересно только с точки зрения теории лингвистики?
Самостоятельная практическая работа № 2: тестовые задания по типу ЕГЭ (См. приложение 1 и приложение5) Ученики представляют найденные факты, собственные выводы, проверяют откорректированную гипотезу. Итоги исследования представляются в форме устного отчёта, сообщения.
Каждая группа представляет выводы по «своей» части речи: для определения части речи у глаголов и прилагательных лексический класс не нужен. Действителен только класс грамматический. А для имени существительного важна принадлежность к лексическому классу.
Отнесение каждого конкретного слова к определенной части речи осуществляется по совокупности признаков; не всегда слово обладает всеми признаками, типичными для данной части речи.
Учащиеся работают в парах с раздаточным материалом, определяя субстантивацию, адъективацию, адвербиализацию, переход в имя состояния, препозиционализацию, модаляцию, интеръективацию, конъюкционализацию и опираясь на презентацию (инд. дом. зад.) Фронтальная проверка.
Единственный критерий, который можно использовать в этом случае, - определение общего грамматического значения слова.
В.В. Виноградов: «Части речи -- это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения». Эта мысль повторяется и в учебном пособии Московского университета. Это мнение соответствует логике морфологического разбора.
- Уметь различать части речи необходимо и для того, чтобы грамотно писать, т.е. теоретические знания имеют и прикладную ценность.
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия.
VI. Итоги урока.
Ещё раз проговаривают новое знание, заполняют лист самооценки.
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание:
Часть речи – раздел языка, мало изученный. Достаточно вспомнить историю частей речи. Продолжим эксперимент: проведем исследование с другими частями речи. Задание на выбор: опираясь на выводы, порассуждать, а есть ли смысл категорию состояния выделять в отдельную часть речи (московская лингвистическая школа не выделяет). Вместо категории состояния можно в качестве предмета исследования взять причастие и деепричастие. Если же такое исследование вам не по силам или неинтересно, напишите сочинение-рассуждение по материалам сегодняшнего исследования. Оно может называться «Части речи – класс грамматический или лексический?».
(Выбирают и записывают домашнее задание.)
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ