Урок на тему «Строение текста типа описание предмета» разработан Лаптевой Ольгой Алексеевной для обучающихся 5 класса.

В рамках урока пятиклассники описывают предложенные учителем фотографии из серии «Удивительное рядом», редактируют тексты, прослушивают аудиозапись «крохотки» А.И. Солженицына «Утёнок», пишут выборочное изложение (описание «желтенького утенка») по тексту миниатюры писателя, создают сочинение-письмо другу, в котором описывают нового жильца в своем доме. Работа на уроке направлена на достижение важной цели – развить навыки создания собственного текста-описания предмета.

 

Урок на тему «Строение текста типа описания предмета»

 

Цель –  организовать работу над созданием текста типа описания предмета.

Задачи урока:

- расширить знания обучающихся о тексте типа описания предмета;

- повторить способы построения предложений в тексте типа описания предмета;

- закрепить умения и навыки создания текста типа описания предмета;

- находить в тексте фрагменты со значением описания предмета;

- находить «данное» и «новое» в описании;

- применять новые знания при создании собственного текста.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок развития речи.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: развивают доброе отношение друг к другу, чувство ответственности за выполненные задания, самостоятельность; умеют понимать и сопереживать одноклассникам.

Регулятивные: формулируют цель своей деятельности; работают по плану; исправляют ошибки.

Познавательные: составляют план текста, создают собственный текст-описание предмета.

Коммуникативные:  отстаивают собственное мнение, подбирают аргументы.

Урок с использованием технологии «Творческая мастерская»

 

Ход урока

  1. Индукция. На доске развешены фотографии с изображением природы.

- Что изображено на фотоснимках?

- Какие впечатления оставляет у вас увиденное?

- К.Г. Паустовский писал: «Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам, нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю тот, кто их любит». Как вы понимаете высказывание писателя?

- Что такое прямая речь? Как на письме оформляется прямая речь?

- Запишите высказывание писателя, оформив его в виде предложения с прямой речью. Составьте схему предложения.

1 человек работает у доски.

- Как мы можем связать картинки, расположенные на доске, с темой урока?

(Мы будем писать сочинение, то есть создавать собственный текст)

- Что такое текст? Назовите признаки текста?

- Какой текст можно создать на основе фотографий? (Текст-описание)

- Как бы вы определили тему урока?

- А теперь попробуем сформулировать цель нашей встречи.

Запись темы урока на доске и в тетради.

  1. Деконструкция.

- Давайте вспомним, какие типы текстов бывают. Объясните, что значит повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.

- Перед вами текст. К какому типу мы можем его отнести? Соотнесите его с нужной фотографией. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Карелия. Карелию называют краем бесконечных лесов. Карелию называют краем белых ночей. Карелию называют краем шумящих сосен и елей. Карелию называют краем бескрайних озёр. На её территории даже есть водопады. Удивительна природа Карелии!

  1. Реконструкция.

- Мы остановимся на тексте типа описания предмета.

- Запишем текст о Карелии в исправленном варианте.

Карелия – это край бесконечных лесов, белых ночей, шумящих сосен и елей, бескрайних озёр. Здесь расположено более шестидесяти тысяч озёр, имеются водопады. Природа Карелии удивительна!

- Объясните графически постановку знаков препинания в первом предложении.

- Вспомните компоненты текста описания. Найдите в записанном тексте композиционные части описания.

- Вывод: из каких композиционных элементов состоит текст-описание?

- Обратимся к учебнику, чтобы проверить и дополнить наши знания. Прочитайте самостоятельно и расшифруйте следующую схему? (схема на доске)

ОПИСАНИЕ = ДАННОЕ + НОВОЕ + ОЦЕНКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ОТНОШЕНИЕ)

- Запишите схему в тетради.

- Что представляет собой «данное» в тексте-описании, что представляет собой «новое» в тексте описании?

- Почему в последнем предложении «Удивительна природа Карелии!» лучше изменить порядок слов? Ответ можно найти в учебнике на С.238 (Новое должно стоять в конце предложения)

  1. Социализация.

- Перед вами еще одна интересная фотография из раздела «Удивительное рядом» - фотография утенка.

- Сформулируйте задание к фотографии.

- Послушайте его. Определите тему и основную мысль. Докажите, что прослушанный текст является описанием. В чем его своеобразие? (Перед нами текст научного стиля)

«Дома́шняя у́тка (лат. Anas platyrhynchos) — разводимая человеком водоплавающая птица, один из многочисленных и распространённых видов домашней птицы. Летает плохо, недалеко. Ведёт своё начало от обыкновенной дикой утки, или кряквы. Разводят ради мяса, а также яиц и жирной печени (фуа-гра); кроме того, от них получают перо и пух».

- Чем отличается описание предмета в научном стиле? Найдите ответ в учебнике (Оно предельно подробно)

Работа с аудиотекстом.

Файл аудиозаписи (скачать).

- Прослушайте аудиозапись «крохотки» А.И. Солженицына «Утёнок» и сравните его с предыдущим текстом.

- Чем прослушанный текст отличается от предыдущего? (Стилем текста. «Утенок» Солженицына - текст художественного и публицистического стилей)

- Как автор относится к герою? (Автор любуется им)

- Что помогает нам сделать такой вывод? (Автор мастерски описывает утенка)

- Перед вами текст «крохотки» А.И. Солженицына.

- Определите тему. (Тема отражена в заголовке).

- Определите основную мысль. Найдите предложение в тексте. («Никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого  невесомого жалкенького желтенького утенка…»)

- Как вы понимаете эти слова? (Природа совершеннее человека. Какие бы научные открытия он ни сделал, никогда не создаст того, что сотворила природа).     

- С каким произведением, прочитанным недавно на уроках литературы, мы можем сопоставить данную «крохотку»? (Основная мысль данной «крохотки» совпадает с главной мыслью сказки Андерсена «Соловей»).

- Мы должны жить в гармонии с природой, любить «братьев наших меньших», другими словами -  «жить по совести». Это завещал нам великий русский писатель А.И.Солженицын.

Индивидуальные задания.

  1. Выписать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Определить их роль в тексте.
  2. Выписать художественно-выразительные средства. Определить их роль в тексте.

- Определите основные части текста и озаглавьте их. Составьте план.

  1. «Где моя мама? Где мои все?»
  2. Мама – курица.
  3. «Портрет» утенка.
  4. Никогда мы «не смонтируем» утёнка.

- Определите стиль текста. (Первый, второй и третий абзацыхудожественный стиль, четвертый и пятый -  публицистический).

- Докажите, что 1,2,3 абзацы написаны в художественном стиле. (В тексте использованы различные художественно-изобразительные средства)

Выступление учеников, выполняющих индивидуальные задания.

- Определить типы текста, представленные в миниатюре:

1, 2 абзац – повествование,

3 абзац – описание,

4,5 абзац – рассуждение.

- Запишите схему: П – П – О – Р

Вывод. В одном тексте могут быть представлены разные типы текста. Об этом подробнее мы будем говорить на следующем уроке.

- Найдите в тексте и прочитайте выразительно описание утёнка.  

- Назовите часть речи, которая помогает описать утенка. Подчеркните в тексте имена прилагательные. В какие группы по значению их можно распределить.

- Какой тип текста является главным в данной миниатюре? Почему? (Описание, с помощью него автор раскрывает тему)

- Найти в описании данное (предмет описания – маленький желтый утенок – обозначен в первом абзаце), новое (признаки) и оценку.

  1. Разрыв.

- Прослушайте аудиозапись еще раз. Напишите выборочное изложение: описание утенка.

- Прослушивание текстов изложений, написанных обучающимися.

  1. Итоги.

- О чем мы говорили сегодня на уроки?

- Вспомним слова К. Паустовского. Каким образом мы можем соотнести их с темой сегодняшнего урока?

  1. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.
  1. Домашнее задание. Творческая работа. Вы хотите рассказать другу/подруге о том, что у вас в доме появился новый жилец. Но Ваша подруга/Ваш друг живёт в другом городе. Напишите письмо, расскажите о своем животном, при этом постарайтесь дать подробное описание нового питомца. Объём письма – не менее 70 слов. Письмо пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Рабочий лист к уроку

№ 1.  Перед вами текст. К какому типу мы можем его отнести. Соотнесите его с нужной фотографией. Найдите ошибки и исправьте их.

Карелия. Карелию называют краем бесконечных лесов. Карелию называют краем белых ночей. Карелию называют краем шумящих сосен и елей. Карелию называют краем бескрайних озёр. На её территории даже есть водопады. Удивительна природа Карелии!

№ 2. Работа в группах с «крохоткой»  А. И. Солженицына "Утенок".

«Кро́хотки» — цикл миниатюр в прозе Александра Солженицына. Некоторые литературоведы относят эти произведения к жанру «стихотворения в прозе»

Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик — перевёрнутую корзину без дна — отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чём тут держится душа? Не весит нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, чуть-чуть его сжать — и нет. А между тем — тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.

А мы — мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся, — за двадцать минут целый мир перепашем.

Но никогда! — никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка...

№ 3. Домашнее задание. Творческая работа. Вы хотите рассказать другу/подруге о том, что у вас в доме  появился новый жилец. Но Ваша подруга/Ваш друг живёт в другом городе. Напишите письмо, расскажите о своем животном, при этом постарайтесь дать подробное описание нового питомца. Объём письма – не менее 70 слов. Письмо пишите аккуратно, разборчивым почерком.