На уроке систематизируются и обобщаются знания обучающихся о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
В процессе деятельности повторяется теоретический материал и выполняются практические задания: составляются схемы к предложениям, конструируются предложения определённого типа. В течение всего занятия идёт подготовка к ОГЭ. Обучающимся предлагаются отдельные задания из тестовой части, а также составляется монолог-рассуждение (задание 15.3 ОГЭ).
Учитель Малыхина Татьяна Владимировна
Урок русского языка в 9-м классе
Цели урока:
- Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания по темам: "Орфограммы - гласные в корне слова", "Приставки, их правописание", "Правописание глагола и его форм", "Виды связи в предложениях с несколькими придаточными";
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
- Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- формировать умение пользоваться справочными пособиями;
- формировать навыки исследовательской работы;
- Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование урока:
- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать. Очень надеюсь, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения друг с другом, чувство удовлетворения.
2. Фонетическая разминка. (Скороговорка)
Чтобы настроиться самим на рабочий лад и помочь это сделать нашему речевому аппарату, давайте уделим этому минутку. Итак, ваши любимые скороговорки.
- Но на самом деле турка не был в деле
- Да и Клара-краля в то время кралась к ларю
- Пока Карл у Клары крал кораллы
- За что Клара у Карла украла кларнет
- А потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали
- Но грех не смех, не уложить в орех
- О Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке
- Вот и не до бомбардира ворам было
- Но и не до деготниковой вдовы
- И не до деготниковых детей
- Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова
- Раз дрова, два дрова, три дрова, не вместились все дрова.
3. Определение темы и целей урока.
Продолжаем урок. Посмотрите на доску, запишите число, классная работа. А вот для определения темы урока я вам предлагаю рассмотреть несколько моих зарисовок.
[ ], ( где) и ( где)
( когда), [ ], ( который )
[ ], ( откуда), (где )
Как вы думаете, что это я изобразила? (Предложения)
Что их объединяет? (Они все сложные, СПП, имеют несколько придаточных)
Можно ли предположить, о чем пойдет речь дальше?
(По мере ответов детей на доске образуется кластер с набором характеристик предложений)
(Формулируем и записываем тему урока)
Исходя из темы, определим цели наши на сегодняшнем уроке.
(продолжим изучать, потренируемся в работе со схемами).
Итак, объем работы достаточный, поэтому приступим.
4. Работа со схемами.
Вернемся к нашим так называемым схемам. Давайте их назовем, расскажем, что здесь изображено. Мне кажется, что схемы не совсем полные. Что нужно здесь дорисовать, чем дополнить?
5. Следующий вид нашей работы – работа в парах.
Игра «Конструктор»: из полученного набора предложений составляем сложноподчиненное с несколькими придаточными, Записываем в тетрадь, читаем, составляем его схему, зарисовываем на доске.
1 пара:
Он стоял среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все пропахло смертью, где тихо светилась в сумерках одинокая береза. (однородное подчинение).
2 пара:
Когда его разбудили на рассвете, Смирнов чувствовал себя разбитым, потому что вчерашняя вылазка отняла у него все силы. (параллельное подчинение).
3 пара:
Он с нетерпением выглядывал почтальона, так как тот должен был принести долгожданное письмо из дома, которое бы многое Смирнову объяснило. (последовательное подчинение
6. Работа с изобразительно-выразительными средствами.
1)В предложении 2 вы встретили фразеологизм. Назовите его.
Какие средства художественной изобразительности вы еще знаете?
2)Цифровой диктант.
Я даю определения, вы ставите соответствующую цифру, один ученик работает у доски.
Средства художественной изобразительности
- Эпитет
- Сравнение
- Метафора
- Антитеза
- Градация
- Гипербола
- Литота
- Олицетворение
- Фразеологизм
Вопросы к цифровому диктанту:
- Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.
- Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
- Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.
- Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.
- Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
- Средство художественного изображения, основанное на чрезвычайном преувеличении.
- Стилистически неделимое словосочетание, крылатое выражение.
Проверка.
В каком из заданий ГИА нам пригодятся эти знания? (задание 3, тест)
Динамическая пауза.
- «Ленивые восьмерки» - нарисовать в воздухе три «восьмерки» левой рукой, потом правой, а потом вместе, поочередно встряхивая сильно руками. (Активизируется структура мозга, обеспечивается запоминание, повышается устойчивость внимания).
- «Зоркие глаза» (профилактика нарушения зрения): глазами нарисуйте шесть кругов по часовой стрелке и шесть кругов против часовой стрелки.
- Просто потянуться от души!
7. Графический диктант (на слайде предложения всплывают).
1)Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).
2)Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.
Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.
3)Долго было слышно, как он плелся туда, где светился огонек.
Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным – места (II ст.)
4)В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
8. Лексическая работа.
Замените стилистически нейтральное слово «бежать» из предложения 2 стилистически окрашенным синонимом;
Разговорное слово «плелся» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом или сочетанием слов.
В каком задании теста мы столкнемся с похожим видом работы? (?)
9. Выполним задание.
Прочтите текст вслух. О чем он?
Наш текст не случайно о родных языках. Я хочу поздравить всех нас с Днем родного языка, который мы будем праздновать уже завтра, 21 февраля. Еще 17 ноября 1999 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка, а уже с 2000 года ежегодно 21 февраля он отмечается. Этот праздник призван содействовать языковому и культурному разнообразию и многоязычию. 2008 год Генеральная Ассамблея ООН объявила Международным годом языков.
2010 год стал Международным годом сближения культур.
Каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия.
Наши предложения взяты из речи Генерального директора ЮНЕСКО К, Мацуура 21 февраля 2003 года.
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. Докажите свою точку зрения.
(1)Родному языку уделяется много внимания, потому что именно языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества, которое проявляется во всем своем разнообразии. (2) Язык описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. (3)Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались. (4) Родные языки уникальны. (5)Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами.
10. Речевое лото.
Из предложенных тем выбираем любую и составляем по ней несколько предложений, остальные дома.
(на доске вывешиваем листок с темами в форме билета лото)
ЭКОЛОГИЯ |
КОСМОС |
НЕЖНОСТЬ |
ПОГОДА |
СТИЛЬ |
ХОББИ |
ТЕЛЕВИДЕНИЕ |
ЭКЗАМЕН |
ЖИВОТНЫЕ |
ЦВЕТЫ |
СЕМЬЯ |
ОТДЫХ |
ТАЛАНТ |
СОЧУВСТВИЕ |
НЕБО |
ДРУЗЬЯ |
МЕЧТА |
ПОЛИТИКА |
КИНО |
ГЕРОИЗМ |
УСПЕХ |
ПРОФЕССИЯ |
РОДИНА |
МУЗЫКА |
ПОДВИГ |
ЧТЕНИЕ |
ПОНИМАНИЕ |
ЗЕМЛЯ |
МУЗЕИ |
РОВЕСНИКИ |
МОДА |
ВЫБОР |
ЗДОРОВЬЕ |
СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК |
ШКОЛА |
ПАТРИОТИЗМ |
ЛЮБОВЬ |
СПОРТ |
КРАСОТА |
УЧИТЕЛЬ |
Эта работа поможет вам при подготовке к сдаче итогового собеседования, а именно составление монолога. Так же и при написании сочинения , задание 15.3.
11. Итоги урока.
Итак, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, вспомнив ранее изученное и повторив тему «СПП с несколькими придаточными». Закреплять эту тему и углубляться в нее мы будем и на следующем занятии.
Всегда на уроке я выставляю вам оценки, а вот сегодня я хочу нарушить эту традицию и попросить, чтобы вы поставили оценку мне и нашему уроку. Сделаем мы это в форме синквейна. Ключевую фразу я вам скажу:
1 строка – урок
2 строка – два имени прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка - четыре наречия
5 строка – фраза – пожелание.
12. Домашнее задание
1- выписать из произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 3 предложения с параллельным, однородным и последовательным подчинением, составить их схемы.
2- выписать из предложений 8 словосочетаний и определить их тип грамматической связи, совершив, где возможно, замену на синонимические словосочетания.
Работа в парах (пакет с набором заданий) как дополнительное домашнее задание.
Фонтан в центре города
(1)Девочка ждет начала.
(2)Вот струи приседают и прожектора пригасают, а музыка дает вступление. (3)Из середины взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, невидная своим бесцветным стволом, но озаряющая окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (4)И вот уже по всей окружности вокруг нее, чуть склоняясь каждая в свою сторону, возникают еще струи. (5)Добавляется центральных струй, и они закрывают пространство от центра до краев. (6)А когда они вновь разрежены, то все это пространство заполнено прекрасными огромными цветами из воды…
(7)Запомнить бы вот это - порыв ветра, как он наклоняет и треплет заросли воды, а при этом нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой.
(8)Вот затихло, и музыка притихает, чувствуя, что не она здесь главная. (9)Вот нарастает звучание воды, выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (10)И вся вода поднимается, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот-вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.
Задание:
1 группа
1)Выпишите все слова с чередующимися безударными гласными в корне. Распределите их по группам в зависимости от условия проверки.
2 группа
2)Выпишите из текста все слова с приставками, правописание которых зависит от глухости/звонкости звука, который обозначает последующая буква.
3 группа
3) Выпишите из текста все слова с приставкой ПРИ-. Объясните правописание приставки в них.