В представленной сценарной разработке урока по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» в доступной и понятной форме излагает достаточно трудную для пятиклассников тему выбора гласной в приставках, сопровождает урок слайдами, обеспечивает обучающихся Маршрутными листами, подбирает интересную и весёлую физкультминутку.

Данный материал будет интересен начинающим учителям русского языка в качестве образца для создания собственных сценарных планов уроков.

Автор: Пилюгина И.Н.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний

Цель   урока: мотивирование пятиклассников на поиск новых знаний, создание условий для познания нового материала; расширение понятийной базы об орфограммах в приставках;

Задачи  урока:

  • формировать у обучающихся умения:
    • выдвигать проблему, решать её, устанавливать закономерности, которые подтвердили бы правильность решения проблемы;
    • выделять главное в учебной статье, развивать логическое мышление обучающихся;
    • развивать навыки исследовательской деятельности, анализа своей деятельности;
    • обеспечить с помощью практических заданий понимание обучающимися значения приставок пре-, при-;
  • приобретать коммуникативные компетенции;
  • воспитывать любовь, уважение и интерес к родному языку, окружающему миру.

Структура урока открытия и усвоения новых знаний:

1)  организационный этап,

2)  постановка цели и задач урока;  мотивация учебной деятельности обучающихся;

3)  актуализация знаний;

4)  первичное усвоение новых знаний;

5)  первичная проверка понимания;

6)  первичное закрепление;

7)  рефлексия (подведение итогов занятия);

8)  информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

ХОД УРОКА


I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок – к нам пришли гости. Мы рады знакомству. Доброму гостю хозяин всегда рад. Я приглашаю вас всех в страну языкознания. Всё необходимое вы заранее приготовили. Кроме того, вам понадобится пытливый ум и пристальное внимание. Я желаю вам новых открытий. Помните, что с малых открытий начинается большой успех.

Откройте свои рабочие тетради и запишите:
Двадцать третье января
Классная работа

II. Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: создание  условий  для  возникновения  у обучающихся  внутренней  потребности  включения  в учебную  деятельность

Учитель: В конце 2 четверти в канун Нового года вы успешно выполнили проектное задание по литературе, которое по достоинству оценили зрители – ваши родители.

Постановка пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев» запомнилась всем надолго, вот только незадача: после неожиданного цветения подснежников в  декабре снег, который обещал братец Январь, так и не выпал, вам так и не удалось покататься на лыжах, слепить снеговиков. Видимо, не все задания, которые на нашем представлении братец Январь дал падчерице, она выполнила в срок.

Падчерица: И действительно! Одно задание вызвало у меня трудность! Помогите мне, ребята, выполнить его!

Необходимо вставить пропущенные буквы и распределить слова по группам
(слайд 1. бе…шумный, пр…красный, н…рисовать, з…вьюжить, ра…бросать, пр…сыпать, …ковать, с…рвется,  пр…образить , ра..шалится)

Учитель: Ребята, давайте поможем падчерице выполнить задание и навести порядок в смене времен года, чтобы вновь оттепель не наступила.
Любое задание по плечу, если рядом единомышленники.

Посоветуйтесь друг с другом и разделите слова на группы.

(Работа в парах). Задание вы найдете в маршрутных листах. В случае затруднения  обратитесь к листу-путеводителю. Результаты своего первого исследования занесите в тетради. Время выполнения – 4 минуты.

Учитель: По какому принципу  вы распределили слова? (различное написание приставок)

Какая морфема называется приставкой? (слайд 2)

Прочитайте слова первой группы и объясните их написание (слайд 3);
слова второй группы;
слова третьей группы.

Проверьте и оцените свою работу, результат занесите в маршрутный лист.

III. Целеполагание.

Цель этапа: актуализация требований к обучающимся со стороны учебной деятельности; установление тематических рамок

Учитель: Написание каких приставок вызвало у вас у вас затруднение? Почему? Чего вы ещё не знаете?

Я думаю, вы догадались, что  объектом нашего исследования сегодня будут……(приставки пре- ,при- )

О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Сформулируйте тему урока как проблемный вопрос.

Как пишутся приставки пре- и при- ? (слайд 4)

Запишите тему исследования в рабочие тетради.

Какие цели вы сегодня поставите перед собой?

(Научиться распознавать приставки пре- и при-; установить правила написания приставок пре- и при- и  уметь  применять их на письме)
Прежде чем мы приступим к открытию нового, я предлагаю немного размяться.

Физминутка (слайд 5)

IV. Актуализация знаний. Построение выхода из затруднения.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

Учитель организует учебное исследование, предлагая понаблюдать за словами с приставками пре-, при-

Учитель: На экране слова (слайд 6)

Как вы думаете, по какому принципу   разделены  данные слова на две группы?
(написание приставок пре- ,при-) А затем каждую из них на подгруппы? Условно обозначим их цифрами 1,2,3,4,5 (по значению, которое придают словам данные приставки)

Наблюдение.

Проверьте свои выводы, обратившись к мудрому путеводителю и наставнику – учебнику (стр. 47 – 48, римские цифры I, II, III)

Какая информация стала для вас новой? Вызвала трудность?

Какие вопросы возникли у вас в ходе работы?

Обратимся вновь к таблице, сделаем выводы.

Выводы, презентация.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, используя слова с приставками пре-, при-

- Какое у вас настроение? (преотличное)

- Все трудности мы с вами… (преодолеем)

Учитель организует составление кластера.

Для решения орфографических задач, для более точного и быстрого  их выполнения я предлагаю вам составить кластер «Правописание приставок пре-, при-» (один ученик работает у доски)

Выводы, обобщение.

Физминутка (Встаньте, приподнимитесь на носочках 3 раза, прикоснитесь к плечу впереди стоящего соседа левой рукой, затем  прикоснитесь правой рукой, прислушайтесь к звукам за окном, в коридоре. Спасибо. Присядьте.)

V. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…).

Цель этапа: обеспечение  осмысления и  закрепления  обучающимися  материала;  коррекция

Учитель: Послушайте стихотворение А. Каютиной, выпишите из него слова с приставками пре- и при-, распределив их в два столбика, дополните примерами из упражнения 77 на стр .48

Работайте в парах, советуйтесь друг с другом, обращайтесь к кластеру. Прочитайте записанные вами слова, объясняя их написание.

Какие слова вызвали у вас трудность? Задайте вопросы.

Проверьте  свою работу (слайд 7). Оцените качество её выполнения. Не забудьте в маршрутном листе выставить баллы согласно требованиям.

VI. Первичная проверка понимания.

Цель этапа: диагностика осмысления обучающимися нового учебного материала; выявление  пробелов  осмысления изученного материала; коррекция

Учитель:  Ребята, я предлагаю вам немного поиграть.

Найдите в  каждой группе слов, предложенных вам,  четвертое лишнее, вставьте пропущенные буквы.

Выполните эту работу  самостоятельно в маршрутных листах
(один ученик работает у доски)

Пр..коснуться, пр..бить, пр..градить, пр..лететь

Пр..забавный, пр..вокзальный, непр..рывный, пр..отличный

Пр..поднять, пр..клеить, пр..встать, пр..рвать

Пр..неприятный, пр..добрый, пр..рывистый, пр..бежит

Проверка выполнения задания на доске.

Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте работу друг друга. Оцените качество её выполнения. Не забудьте в маршрутном листе выставить баллы согласно требованиям.

VII. Первичное закрепление.

Цель этапа: использование нового знания в практической работе; выявление пробелов; организация ситуации успеха, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную работу

Учитель: Вы, конечно же, догадались, почему я хочу предложить вам  поработать с текстом Николая Сладкова. Но в момент, когда я  набирала его, что-то необъяснимое происходило  с напряжением в сети, вероятно, поэтому отсутствуют некоторые знаки  и  слова. Приготовьтесь  выразительно прочитать текст, а для этого  выполните пунктуационный анализ первого предложения, вставьте недостающие слова. Подскажу лишь, что они содержат орфограмму, над которой мы сегодня с вами работаем.

Время выполнения 2 минуты.

Какова его тема? Как вы озаглавили?

Какие слова вы записали? В чем особенность их написания?

Проанализируйте первое предложение с точки зрения пунктуации.

Сравните текст с оригиналом (слайд 8)

Выразительно прочитайте текст.

Ну что же, гостья, помогли ребята тебе понять и выполнить задание?

Хочется верить, что всё в природе пришло в естественное состояние, и не будут нас огорчать январские дожди, и вы научитесь применять правила написания приставок.

VIII.  Итог урока (рефлексия деятельности). Домашнее задание.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка  результатов деятельности своей и всего класса. Самоопределение уровня собственных знаний, исходя из этого – выбор домашнего задания.

Учитель: Ребята, поделитесь, что унесёте вы сегодня с урока?

Удалось ли достичь намеченных целей?

Обратитесь к маршрутным листам и подведите итоги вашей деятельности на уроке.
Если общая сумма баллов 5 и более, вы ставите отметку «5»; 3-4 балла – «4»; 2 балла – «3», а если кто-то набрал менее 2 баллов, не огорчайтесь, вы можете обратиться ко мне или к консультантам с вопросами, и, выполнив домашнее задание, на следующем уроке  вы непременно поработаете лучше.

Спасибо за сотрудничество на уроке. Но сегодня отсутствовали ... . Обязательно нужно будет помочь этим ребятам разобраться в материале. Подумайте, сможете ли вы помочь мне в этом?

Зеленый цвет – я готов объяснить тему однокласснику.

Желтый – я многое могу объяснить, но есть вопросы, над которыми нужно поработать.

Красный – я пока не готов к этой работе.

Домашнее задание: обязательное для всех: повторить написание приставок пре-, при-  (стр. 47-48)

по выбору: 1) выполнить упражнение 80 (4 – 5 предложений),
или 2) написать творческую работу «Зима» (4 – 5 предложений), используя слова с приставками  пре-и при-.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

СЛАЙДЫ К УРОКУ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ