В представленной сценарной разработке урока по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» в доступной и понятной форме излагает достаточно трудную для пятиклассников тему выбора гласной в приставках, сопровождает урок слайдами, обеспечивает обучающихся Маршрутными листами, подбирает интересную и весёлую физкультминутку.
Данный материал будет интересен начинающим учителям русского языка в качестве образца для создания собственных сценарных планов уроков.
Автор: Пилюгина И.Н.
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний
Цель урока: мотивирование пятиклассников на поиск новых знаний, создание условий для познания нового материала; расширение понятийной базы об орфограммах в приставках;
Задачи урока:
- формировать у обучающихся умения:
- выдвигать проблему, решать её, устанавливать закономерности, которые подтвердили бы правильность решения проблемы;
- выделять главное в учебной статье, развивать логическое мышление обучающихся;
- развивать навыки исследовательской деятельности, анализа своей деятельности;
- обеспечить с помощью практических заданий понимание обучающимися значения приставок пре-, при-;
- приобретать коммуникативные компетенции;
- воспитывать любовь, уважение и интерес к родному языку, окружающему миру.
Структура урока открытия и усвоения новых знаний:
1) организационный этап,
2) постановка цели и задач урока; мотивация учебной деятельности обучающихся;
3) актуализация знаний;
4) первичное усвоение новых знаний;
5) первичная проверка понимания;
6) первичное закрепление;
7) рефлексия (подведение итогов занятия);
8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок – к нам пришли гости. Мы рады знакомству. Доброму гостю хозяин всегда рад. Я приглашаю вас всех в страну языкознания. Всё необходимое вы заранее приготовили. Кроме того, вам понадобится пытливый ум и пристальное внимание. Я желаю вам новых открытий. Помните, что с малых открытий начинается большой успех.
Откройте свои рабочие тетради и запишите:
Двадцать третье января
Классная работа
II. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
Учитель: В конце 2 четверти в канун Нового года вы успешно выполнили проектное задание по литературе, которое по достоинству оценили зрители – ваши родители.
Постановка пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев» запомнилась всем надолго, вот только незадача: после неожиданного цветения подснежников в декабре снег, который обещал братец Январь, так и не выпал, вам так и не удалось покататься на лыжах, слепить снеговиков. Видимо, не все задания, которые на нашем представлении братец Январь дал падчерице, она выполнила в срок.
Падчерица: И действительно! Одно задание вызвало у меня трудность! Помогите мне, ребята, выполнить его!
Необходимо вставить пропущенные буквы и распределить слова по группам
(слайд 1. бе…шумный, пр…красный, н…рисовать, з…вьюжить, ра…бросать, пр…сыпать, …ковать, с…рвется, пр…образить , ра..шалится)
Учитель: Ребята, давайте поможем падчерице выполнить задание и навести порядок в смене времен года, чтобы вновь оттепель не наступила.
Любое задание по плечу, если рядом единомышленники.
Посоветуйтесь друг с другом и разделите слова на группы.
(Работа в парах). Задание вы найдете в маршрутных листах. В случае затруднения обратитесь к листу-путеводителю. Результаты своего первого исследования занесите в тетради. Время выполнения – 4 минуты.
Учитель: По какому принципу вы распределили слова? (различное написание приставок)
Какая морфема называется приставкой? (слайд 2)
Прочитайте слова первой группы и объясните их написание (слайд 3);
слова второй группы;
слова третьей группы.
Проверьте и оцените свою работу, результат занесите в маршрутный лист.
III. Целеполагание.
Цель этапа: актуализация требований к обучающимся со стороны учебной деятельности; установление тематических рамок
Учитель: Написание каких приставок вызвало у вас у вас затруднение? Почему? Чего вы ещё не знаете?
Я думаю, вы догадались, что объектом нашего исследования сегодня будут……(приставки пре- ,при- )
О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Сформулируйте тему урока как проблемный вопрос.
Как пишутся приставки пре- и при- ? (слайд 4)
Запишите тему исследования в рабочие тетради.
Какие цели вы сегодня поставите перед собой?
(Научиться распознавать приставки пре- и при-; установить правила написания приставок пре- и при- и уметь применять их на письме)
Прежде чем мы приступим к открытию нового, я предлагаю немного размяться.
Физминутка (слайд 5)
IV. Актуализация знаний. Построение выхода из затруднения.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, решение устных задач и обсуждение проекта их решения.
Учитель организует учебное исследование, предлагая понаблюдать за словами с приставками пре-, при-
Учитель: На экране слова (слайд 6)
Как вы думаете, по какому принципу разделены данные слова на две группы?
(написание приставок пре- ,при-) А затем каждую из них на подгруппы? Условно обозначим их цифрами 1,2,3,4,5 (по значению, которое придают словам данные приставки)
Наблюдение.
Проверьте свои выводы, обратившись к мудрому путеводителю и наставнику – учебнику (стр. 47 – 48, римские цифры I, II, III)
Какая информация стала для вас новой? Вызвала трудность?
Какие вопросы возникли у вас в ходе работы?
Обратимся вновь к таблице, сделаем выводы.
Выводы, презентация.
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, используя слова с приставками пре-, при-
- Какое у вас настроение? (преотличное)
- Все трудности мы с вами… (преодолеем)
Учитель организует составление кластера.
Для решения орфографических задач, для более точного и быстрого их выполнения я предлагаю вам составить кластер «Правописание приставок пре-, при-» (один ученик работает у доски)
Выводы, обобщение.
Физминутка (Встаньте, приподнимитесь на носочках 3 раза, прикоснитесь к плечу впереди стоящего соседа левой рукой, затем прикоснитесь правой рукой, прислушайтесь к звукам за окном, в коридоре. Спасибо. Присядьте.)
V. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…).
Цель этапа: обеспечение осмысления и закрепления обучающимися материала; коррекция
Учитель: Послушайте стихотворение А. Каютиной, выпишите из него слова с приставками пре- и при-, распределив их в два столбика, дополните примерами из упражнения 77 на стр .48
Работайте в парах, советуйтесь друг с другом, обращайтесь к кластеру. Прочитайте записанные вами слова, объясняя их написание.
Какие слова вызвали у вас трудность? Задайте вопросы.
Проверьте свою работу (слайд 7). Оцените качество её выполнения. Не забудьте в маршрутном листе выставить баллы согласно требованиям.
VI. Первичная проверка понимания.
Цель этапа: диагностика осмысления обучающимися нового учебного материала; выявление пробелов осмысления изученного материала; коррекция
Учитель: Ребята, я предлагаю вам немного поиграть.
Найдите в каждой группе слов, предложенных вам, четвертое лишнее, вставьте пропущенные буквы.
Выполните эту работу самостоятельно в маршрутных листах
(один ученик работает у доски)
Пр..коснуться, пр..бить, пр..градить, пр..лететь
Пр..забавный, пр..вокзальный, непр..рывный, пр..отличный
Пр..поднять, пр..клеить, пр..встать, пр..рвать
Пр..неприятный, пр..добрый, пр..рывистый, пр..бежит
Проверка выполнения задания на доске.
Поменяйтесь маршрутными листами и проверьте работу друг друга. Оцените качество её выполнения. Не забудьте в маршрутном листе выставить баллы согласно требованиям.
VII. Первичное закрепление.
Цель этапа: использование нового знания в практической работе; выявление пробелов; организация ситуации успеха, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную работу
Учитель: Вы, конечно же, догадались, почему я хочу предложить вам поработать с текстом Николая Сладкова. Но в момент, когда я набирала его, что-то необъяснимое происходило с напряжением в сети, вероятно, поэтому отсутствуют некоторые знаки и слова. Приготовьтесь выразительно прочитать текст, а для этого выполните пунктуационный анализ первого предложения, вставьте недостающие слова. Подскажу лишь, что они содержат орфограмму, над которой мы сегодня с вами работаем.
Время выполнения 2 минуты.
Какова его тема? Как вы озаглавили?
Какие слова вы записали? В чем особенность их написания?
Проанализируйте первое предложение с точки зрения пунктуации.
Сравните текст с оригиналом (слайд 8)
Выразительно прочитайте текст.
Ну что же, гостья, помогли ребята тебе понять и выполнить задание?
Хочется верить, что всё в природе пришло в естественное состояние, и не будут нас огорчать январские дожди, и вы научитесь применять правила написания приставок.
VIII. Итог урока (рефлексия деятельности). Домашнее задание.
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Самоопределение уровня собственных знаний, исходя из этого – выбор домашнего задания.
Учитель: Ребята, поделитесь, что унесёте вы сегодня с урока?
Удалось ли достичь намеченных целей?
Обратитесь к маршрутным листам и подведите итоги вашей деятельности на уроке.
Если общая сумма баллов 5 и более, вы ставите отметку «5»; 3-4 балла – «4»; 2 балла – «3», а если кто-то набрал менее 2 баллов, не огорчайтесь, вы можете обратиться ко мне или к консультантам с вопросами, и, выполнив домашнее задание, на следующем уроке вы непременно поработаете лучше.
Спасибо за сотрудничество на уроке. Но сегодня отсутствовали ... . Обязательно нужно будет помочь этим ребятам разобраться в материале. Подумайте, сможете ли вы помочь мне в этом?
Зеленый цвет – я готов объяснить тему однокласснику.
Желтый – я многое могу объяснить, но есть вопросы, над которыми нужно поработать.
Красный – я пока не готов к этой работе.
Домашнее задание: обязательное для всех: повторить написание приставок пре-, при- (стр. 47-48)
по выбору: 1) выполнить упражнение 80 (4 – 5 предложений),
или 2) написать творческую работу «Зима» (4 – 5 предложений), используя слова с приставками пре-и при-.