Урок русского языка в военно-морском 8 классе.
Автор: Осетрова Наталья Николаевна
Цели:
Обучающие:
- обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;
- формировать умения опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов; правильно ставить знаки препинания в предложениях с
- однородными членами предложения; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление детей; речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения;
- умения анализа текста; навыки самостоятельной и коллективной работы.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к истории родного края; интерес к героическому прошлому нашей страны.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. Улыбнемся друг другу и начнем работать.
2. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока станут слова поэта Леонида Встречного:
"Да, слава русских моряков бессмертна,
В историю вписали имена
Тех, кто любил Россию беззаветно,
И отдавал за родину сердца".Леонид Встречный
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
- Что такое подвиг?
- Скажите, каждый ли человек способен совершить подвиг?
- Как вы думаете, о каком подвиге сегодня пойдет речь на уроке?
- Да, ребята, вы совершенно правы: речь на сегодняшнем уроке пойдет о подвиге моряков во времена ВОВ.
Мини-проект (Чистилин Андрей)
Хочу добавить следующее: моряки действительно бесстрашно сражались с врагом, на щадя себя.
Но не только на море они сражались. Сейчас мы с вами попробуем найти на карте Курской области и граничащей с ней Орловской области место, где морские пехотинцы совершили свой бессмертный подвиг.
Итак, я рассказываю, как доехать до памятного места, а вы, следуя по карте, постараетесь найти это место. Запишем населенные пункты, используя односоставные предложения, о которых мы говорили на предыдущих уроках.
«Выезжаем из Курска в сторону Орла. Дмитровск. Кромы. Между Чувардино и Кромами находится село Чувардино, где установлен памятник морским пехотинцам…»
- Какие предложения вы увидели? (односоставные). Докажите.
- Определите виды односоставных предложений.
- Посмотрите, есть ли среди этих предложений простое осложненное?
- Зачитайте его.
- Чем оно осложнено?
- Можете предположить, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Какова цель нашего урока?
Предполагают (речь пойдет о подвиге моряков)
1 ученик работает по карте на слайде, все остальные в рабочих листах.
3. Изучение новой темы. Блиц-опрос.
Учитель: давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах предложениях.
Блиц-опрос: (да/нет)
1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос? (да)
2. Однородные члены относятся к разным членам предложения? (нет)
3. Однородные члены не являются одним членом предложения? (нет)
4. Есть ли в схеме предложения однородные члены? (да)
5. Однородные члены выражены одной частью речи? (да)
6. Красный, желтый, синий шарик…Это однородные члены предложения? (да)
7. Однородные члены произносятся с перечислительной интонацией?(да)
8. Однородными членами могут быть только главные? (нет)
9. В данной схеме присутствуют однородные члены.(нет)
- Обобщаем написанное, делаем вывод о том, какие члены предложения являются однородными.
4. Закрепление.
Работа с текстом (в группах).
Мы с вами прекрасно знаем о том, что на флоте каждый матрос, штурман, мичман, командир четко знают алгоритм действий в любой ситуации. Мы сейчас с вами отработаем алгоритм работы с предложениями, в которых есть однородные члены.
На столах лежат листочки с текстом. Прочитайте.
- О чем этот текст? Какова его основная мысль?
Задание: выписать из текста предложения с однородными членами. Приготовить рассказ о любом выписанном предложении по плану (план после текста):
1. Прочитать предложение выразительно.
2. Назвать грамматическую основу.
3. Найти однородные члены. Определить, какими членами предложения они являются.
4. Прокомментируйте знаки препинания.
Анализ ответов учащихся.
Молодцы, ребята, справились с задачей. Ответьте, пожалуйста, что сложнее: работать с готовым текстом или составлять собственный?
- Но мы ведь моряки, и трудностей не боимся, справимся с любым заданием!
- Скажите, для чего нам надо уметь составлять тексты?
- Перед вами – фотография памятника, установленного на братской могиле в селе Чувардино. Ваша задача – составить мини-текст, используя предложения с однородными членами. Вопросы-помощники вы можете увидеть под снимком.
1. По какому поводу установлен памятник?
2. Где и когда сооружён?
3. Опишите памятник (общий вид и отдельные элементы)
4. Опишите ландшафт, в который вписан памятник).
- Послушаем, что у вас получилось. Кто желает зачитать свою работу?
- Молодцы, мы вместе справились с заданием, повторили, что такое однородные члены предложения, а теперь вам предстоит самостоятельно выполнить задание.
Следующее задание, которое вы выполните, разноуровневое. Каждый выполняет задание по своим возможностям. Они различного уровня сложности. А по завершении работы мы должны сделать вывод о роли однородных членов предложения. Я желаю вам удачи.
Дифференцированное задание:
1 уровень – дополнить текст однородными членами предложения.
2 уровень - графически обозначить, какими членами предложения являются однородные члены в предложенном отрывке.
3 уровень – составить синквейн об однородных членах предложения.
Выполненную вами работу я проверю, а вы ответьте на вопрос: какую роль играют однородные члены предложения в текстах.
(синквейны можно зачитать)
- работа с текстом для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе.
- работают над мини-сочинением.
Зачитывают свои сочинения. Называют однородные члены предложения.
Делают вывод: однородные члены украшают речь, делают её экспрессивной, более точно передают информацию.
5. Итоги урока (рефлексия).
Итак, подведем итоги. О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
6. Домашнее задание: § 40 (теория); упр. 223(п.), сочинение-перевоплощение «Я однородный член предложения»;
Рассказать о содержании урока (пересказ), употребив однородные члены предложения; подготовка группового проекта «Книга Памяти погибших на Поле матросской славы» (сообщения о членах бригады моряков-тихоокеанцев с использованием однородных членов предложения).
7. Заключительное слово учителя.
Ребята, благодарю вас за урок и хочу сказать, что мы должны помнить о подвигах людей, пожертвовавших своими жизнями ради нас с вами.
Приложение 1
В начале 1943 года (не)далеко от северной границы Курской области п..явилось н..сколько лыжных бригад, в том числе 1-я и 2-я отдельные лыжные бригады Краснознамённого Тихоокеанского флота. Перед ними были п..ставле(нн,н)ы задачи отвлекать врага, затруднять их манёвры на шоссейных и железных дорогах.
Зима 1943 года была суровой, морозы д..ходили до 30 градусов. Моряки старались как можно глубже уйти в тыл врага. Чтобы не быть раскрытыми, шли только ночью, обходя населённые пункты. Днём зарывались в снег, скрывались в лесах. Но боя избежать не удалось.
- Найти предложение с однородными членами.
- Прочитать предложение выразительно
- Назвать грамматическую основу.
- Найти однородные члены. Определить, какими членами предложения они являются.
- Прокомментируйте знаки препинания.
Приложение 2
В начале 1943 года (не)далеко от северной границы Курской области п..явилось н..сколько лыжных бригад, в том числе 1-я и 2-я отдельные лыжные бригады Краснознамённого Тихоокеанского флота. Перед ними были п..ставле(нн,н)ы задачи отвлекать врага, затруднять их манёвры на шоссейных и железных дорогах.
Зима 1943 года была суровой, морозы д..ходили до 30 градусов. Моряки старались как можно глубже уйти в тыл врага. Чтобы не быть раскрытыми, шли только ночью, обходя населённые пункты. Днём зарывались в снег, скрывались в лесах. Но боя избежать не удалось.
- Найти предложение с однородными членами.
- Прочитать предложение выразительно
- Назвать грамматическую основу.
- Найти однородные члены. Определить, какими членами предложения они являются.
- Прокомментируйте знаки препинания.
Приложение 3
В начале 1943 года (не)далеко от северной границы Курской области п..явилось н..сколько лыжных бригад, в том числе 1-я и 2-я отдельные лыжные бригады Краснознамённого Тихоокеанского флота. Перед ними были п..ставле(нн,н)ы задачи: отвлекать врага, затруднять их манёвры на шоссейных и железных дорогах.
Зима 1943 года была суровой, морозы д..ходили до 30 градусов. Моряки старались как можно глубже уйти в тыл врага. Чтобы не быть раскрытыми, шли только ночью, обходя населённые пункты. Днём зарывались в снег, скрывались в лесах. Но боя избежать не удалось.
- Найти предложение с однородными членами.
- Прочитать предложение выразительно
- Назвать грамматическую основу.
- Найти однородные члены. Определить, какими членами предложения они являются.
- Прокомментируйте знаки препинания.
Приложение 4
1 уровень: дополните предложения однородными членами.
20 февраля враг перебросил в район сёл … и … крупный отряд автоматчиков и танки. Завязался тяжёлый неравный бой, не прекращавшийся... Моряки сражались до последнего патрона. А когда патроны заканчивались, … себя горючей смесью и … под танки. Некоторые из них … на броню танка и … по щелям из автоматов. … маскхалаты и … тельняшки, шли они в рукопашный бой, вставали против танков, стреляли из пулемётов и винтовок по самолётам и…! «Полосатой смертью» называли их фашисты.
Слова-помощники: бросались, ни днём ни ночью, стреляли, Волобуево, обливали, обнажив, Чувардино, распахнув, заскакивали, побеждали.
1 уровень: дополните предложения однородными членами.
20 февраля враг перебросил в район сёл … и … крупный отряд автоматчиков и танки. Завязался тяжёлый неравный бой, не прекращавшийся... Моряки сражались до последнего патрона. А когда патроны заканчивались, … себя горючей смесью и … под танки. Некоторые из них … на броню танка и … по щелям из автоматов. … маскхалаты и … тельняшки, шли они в рукопашный бой, вставали против танков, стреляли из пулемётов и винтовок по самолётам и…! «Полосатой смертью» называли их фашисты.
Слова-помощники: бросались, ни днём ни ночью, стреляли, Волобуево, обливали, обнажив, Чувардино, распахнув, заскакивали, побеждали.
1 уровень: дополните предложения однородными членами.
20 февраля враг перебросил в район сёл … и … крупный отряд автоматчиков и танки. Завязался тяжёлый неравный бой, не прекращавшийся... Моряки сражались до последнего патрона. А когда патроны заканчивались, … себя горючей смесью и … под танки. Некоторые из них … на броню танка и … по щелям из автоматов. … маскхалаты и … тельняшки, шли они в рукопашный бой, вставали против танков, стреляли из пулемётов и винтовок по самолётам и…! «Полосатой смертью» называли их фашисты.
Слова-помощники: бросались, ни днём ни ночью, стреляли, Волобуево, обливали, обнажив, Чувардино, распахнув, заскакивали, побеждали.
Приложение 5
2 уровень: графически обозначьте однородные члены предложения.
Не счесть бескозырок, которые остались на красном от крови февральском снегу. О подвигах, храбрости и мужестве моряков-тихоокеанцев ходят легенды. В народе это место помнят и называют Полем матросской славы.
После войны бригады считались долгое время без вести пропавшими. Оставшиеся в живых моряки и очевидцы тех событий приложили все усилия, чтобы собрать сведения о героях, погибших в ту страшную зиму 1943 года. В 1968 году в селе Чувардино над братской могилой, в которой захоронено более 200 человек, был установлен памятник. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько моряков сложило голову в том неравном бою.
2 уровень: графически обозначьте однородные члены предложения.
Не счесть бескозырок, которые остались на красном от крови февральском снегу. О подвигах, храбрости и мужестве моряков-тихоокеанцев ходят легенды. В народе это место помнят и называют Полем матросской славы.
После войны бригады считались долгое время без вести пропавшими. Оставшиеся в живых моряки и очевидцы тех событий приложили все усилия, чтобы собрать сведения о героях, погибших в ту страшную зиму 1943 года. В 1968 году в селе Чувардино над братской могилой, в которой захоронено более 200 человек, был установлен памятник. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько моряков сложило голову в том неравном бою.
2 уровень: графически обозначьте однородные члены предложения.
Не счесть бескозырок, которые остались на красном от крови февральском снегу. О подвигах, храбрости и мужестве моряков-тихоокеанцев ходят легенды. В народе это место помнят и называют Полем матросской славы.
После войны бригады считались долгое время без вести пропавшими. Оставшиеся в живых моряки и очевидцы тех событий приложили все усилия, чтобы собрать сведения о героях, погибших в ту страшную зиму 1943 года. В 1968 году в селе Чувардино над братской могилой, в которой захоронено более 200 человек, был установлен памятник. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько моряков сложило голову в том неравном бою.
Приложение 6
3 уровень: составить синквейн «Однородные члены предложения»
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
3 уровень: составить синквейн «Однородные члены предложения»
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
3 уровень: составить синквейн «Однородные члены предложения»
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Приложение 7
Напишите сочинение-описание, используя предложения с однородными членами предложения
- По какому поводу установлен памятник?
- Где и когда сооружён?
- Опишите памятник (общий вид и отдельные элементы)
- Опишите ландшафт, в который вписан памятник