Урок русского языка в военно-морском 8 классе.

Автор: Осетрова Наталья Николаевна

 

Цели:

Обучающие:

  • обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;
  • формировать умения опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов; правильно ставить знаки препинания в предложениях с
  • однородными членами предложения; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление детей; речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения;
  • умения анализа текста; навыки самостоятельной и коллективной работы.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к истории родного края; интерес к героическому прошлому нашей страны.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. Улыбнемся друг другу и начнем работать.

2. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока станут слова поэта Леонида Встречного:

"Да, слава русских моряков бессмертна,
В историю вписали имена
Тех, кто любил Россию беззаветно,
И отдавал за родину сердца".

Леонид Встречный

 

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

- Что такое подвиг?

- Скажите, каждый ли человек способен совершить  подвиг?

- Как вы думаете, о каком подвиге сегодня пойдет речь на уроке?

- Да, ребята, вы совершенно правы: речь на сегодняшнем уроке пойдет о подвиге моряков во времена ВОВ.

Мини-проект (Чистилин Андрей)

Хочу добавить следующее: моряки действительно бесстрашно сражались с врагом, на щадя себя.

Но не только на море они сражались. Сейчас мы с вами попробуем найти на карте Курской области и граничащей с ней Орловской области место, где морские пехотинцы совершили свой бессмертный подвиг.

Итак, я рассказываю, как доехать до памятного места, а вы, следуя по карте, постараетесь найти это место. Запишем населенные пункты, используя односоставные предложения, о которых мы говорили на предыдущих уроках.

«Выезжаем из Курска в сторону Орла. Дмитровск. Кромы. Между Чувардино и Кромами  находится село Чувардино, где   установлен памятник морским пехотинцам…»

- Какие  предложения вы увидели? (односоставные). Докажите.

- Определите виды односоставных предложений.

- Посмотрите, есть ли среди этих предложений простое осложненное?

- Зачитайте его.

- Чем оно осложнено?

- Можете предположить, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Какова цель нашего урока?

Предполагают (речь пойдет о подвиге моряков)

1 ученик работает по карте на слайде, все остальные в рабочих листах.

3. Изучение новой темы. Блиц-опрос.

Учитель: давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах предложениях.

Блиц-опрос: (да/нет)

1.    Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос? (да)
2.    Однородные члены относятся к разным членам предложения? (нет)
3.    Однородные члены не являются одним членом предложения? (нет)
4.    Есть ли в схеме предложения однородные члены? (да)
5.    Однородные члены выражены одной частью речи? (да)
6.    Красный, желтый, синий шарик…Это однородные члены предложения? (да)
7.    Однородные члены произносятся с перечислительной интонацией?(да)
8.    Однородными членами могут быть только главные? (нет)
9.    В данной схеме присутствуют однородные члены.(нет)

- Обобщаем написанное, делаем вывод о том, какие члены предложения являются однородными.

4. Закрепление.

Работа с текстом (в группах).

Мы с вами прекрасно знаем о том, что на флоте каждый матрос, штурман, мичман, командир четко знают алгоритм действий в любой ситуации. Мы сейчас с вами отработаем алгоритм работы с предложениями, в которых есть однородные члены.
На столах лежат листочки с текстом. Прочитайте.

- О чем этот текст? Какова его основная мысль?

Задание: выписать из текста предложения с однородными членами. Приготовить рассказ о любом выписанном предложении по плану (план после текста):

1.    Прочитать предложение выразительно.
2.    Назвать грамматическую основу.
3.    Найти однородные члены. Определить, какими членами предложения они являются.
4.    Прокомментируйте знаки препинания.

Анализ ответов учащихся.

Молодцы, ребята, справились с задачей. Ответьте, пожалуйста, что сложнее: работать с готовым текстом или составлять собственный?

- Но мы ведь моряки, и трудностей не боимся, справимся с любым заданием!

- Скажите, для чего нам  надо уметь составлять тексты?

- Перед вами – фотография памятника, установленного на братской могиле в селе Чувардино. Ваша задача – составить мини-текст, используя предложения с однородными членами. Вопросы-помощники вы можете увидеть под снимком.

1. По какому поводу установлен памятник?
2. Где и когда сооружён?
3. Опишите памятник (общий вид и отдельные элементы)
4. Опишите ландшафт, в который вписан памятник).

- Послушаем, что у вас получилось. Кто желает зачитать свою работу?

- Молодцы, мы вместе справились с заданием, повторили, что такое однородные члены предложения, а теперь вам предстоит самостоятельно выполнить задание.

Следующее задание, которое вы выполните, разноуровневое. Каждый выполняет задание по своим возможностям. Они различного уровня сложности. А по завершении работы мы должны сделать вывод о роли однородных членов предложения. Я желаю вам удачи.

Дифференцированное задание:

1 уровень – дополнить текст однородными членами предложения.

2 уровень - графически обозначить, какими членами предложения являются однородные члены в предложенном отрывке.

3 уровень – составить синквейн об однородных членах предложения.

Выполненную вами работу я проверю, а вы ответьте на вопрос: какую роль играют однородные члены предложения в текстах.
(синквейны можно зачитать)

- работа с текстом для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе.
- работают над мини-сочинением.

Зачитывают свои сочинения. Называют однородные члены предложения.

Делают вывод: однородные члены украшают речь, делают её экспрессивной, более точно передают информацию.

5. Итоги урока (рефлексия).

Итак, подведем итоги. О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

6. Домашнее задание: § 40 (теория); упр. 223(п.), сочинение-перевоплощение  «Я однородный член предложения»;

Рассказать о содержании урока (пересказ), употребив однородные члены предложения; подготовка группового проекта «Книга Памяти погибших на Поле матросской славы» (сообщения о членах бригады моряков-тихоокеанцев с использованием однородных членов предложения).

7. Заключительное слово учителя.

Ребята, благодарю вас за урок и хочу сказать, что мы должны помнить о подвигах людей, пожертвовавших своими жизнями ради нас с вами.


Приложение 1

В начале 1943 года (не)далеко от северной границы Курской области п..явилось н..сколько лыжных бригад, в том числе 1-я и 2-я отдельные лыжные бригады Краснознамённого Тихоокеанского флота. Перед ними были п..ставле(нн,н)ы задачи отвлекать врага, затруднять их манёвры на шоссейных и железных дорогах.

Зима 1943 года была суровой, морозы д..ходили до 30 градусов. Моряки старались как можно глубже уйти в тыл врага. Чтобы не быть раскрытыми, шли только ночью,  обходя населённые  пункты. Днём  зарывались в снег, скрывались в лесах. Но боя избежать не удалось.

  1. Найти предложение с однородными членами.
  2. Прочитать предложение выразительно
  3. Назвать грамматическую основу.
  4. Найти однородные члены. Определить, какими членами предложения они являются.
  5. Прокомментируйте знаки препинания.

Приложение 2

В начале 1943 года (не)далеко от северной границы Курской области п..явилось н..сколько лыжных бригад, в том числе 1-я и 2-я отдельные лыжные бригады Краснознамённого Тихоокеанского флота. Перед ними были п..ставле(нн,н)ы задачи отвлекать врага, затруднять их манёвры на шоссейных и железных дорогах.

Зима 1943 года была суровой, морозы д..ходили до 30 градусов. Моряки старались как можно глубже уйти в тыл врага. Чтобы не быть раскрытыми, шли только ночью,  обходя населённые  пункты. Днём  зарывались в снег, скрывались в лесах. Но боя избежать не удалось.

  1. Найти предложение с однородными членами.
  2. Прочитать предложение выразительно
  3. Назвать грамматическую основу.
  4. Найти однородные члены. Определить, какими членами предложения они являются.
  5. Прокомментируйте знаки препинания.

Приложение 3

В начале 1943 года (не)далеко от северной границы Курской области п..явилось н..сколько лыжных бригад, в том числе 1-я и 2-я отдельные лыжные бригады Краснознамённого Тихоокеанского флота. Перед ними были п..ставле(нн,н)ы задачи: отвлекать врага, затруднять их манёвры на шоссейных и железных дорогах.

Зима 1943 года была суровой, морозы д..ходили до 30 градусов. Моряки старались как можно глубже уйти в тыл врага. Чтобы не быть раскрытыми, шли только ночью,  обходя населённые  пункты. Днём  зарывались в снег, скрывались в лесах. Но боя избежать не удалось.

  1. Найти предложение с однородными членами.
  2. Прочитать предложение выразительно
  3. Назвать грамматическую основу.
  4. Найти однородные члены. Определить, какими членами предложения они являются.
  5. Прокомментируйте знаки препинания.

Приложение 4

1 уровень: дополните предложения однородными членами.

 20 февраля враг перебросил в район сёл … и … крупный отряд автоматчиков и танки. Завязался тяжёлый неравный бой, не прекращавшийся... Моряки сражались до последнего патрона. А когда патроны  заканчивались, … себя горючей смесью и … под танки. Некоторые из них … на броню танка и … по щелям из автоматов. … маскхалаты и … тельняшки, шли они в рукопашный бой, вставали против танков, стреляли из пулемётов и винтовок по самолётам и…! «Полосатой смертью» называли их фашисты.

Слова-помощники: бросались, ни днём ни ночью, стреляли, Волобуево, обливали, обнажив, Чувардино, распахнув, заскакивали, побеждали.

1 уровень: дополните предложения однородными членами.

 20 февраля враг перебросил в район сёл … и … крупный отряд автоматчиков и танки. Завязался тяжёлый неравный бой, не прекращавшийся... Моряки сражались до последнего патрона. А когда патроны  заканчивались, … себя горючей смесью и … под танки. Некоторые из них … на броню танка и … по щелям из автоматов. … маскхалаты и … тельняшки, шли они в рукопашный бой, вставали против танков, стреляли из пулемётов и винтовок по самолётам и…! «Полосатой смертью» называли их фашисты.

Слова-помощники: бросались, ни днём ни ночью, стреляли, Волобуево, обливали, обнажив, Чувардино, распахнув, заскакивали, побеждали.

1 уровень: дополните предложения однородными членами.

 20 февраля враг перебросил в район сёл … и … крупный отряд автоматчиков и танки. Завязался тяжёлый неравный бой, не прекращавшийся... Моряки сражались до последнего патрона. А когда патроны  заканчивались, … себя горючей смесью и … под танки. Некоторые из них … на броню танка и … по щелям из автоматов. … маскхалаты и … тельняшки, шли они в рукопашный бой, вставали против танков, стреляли из пулемётов и винтовок по самолётам и…! «Полосатой смертью» называли их фашисты.

Слова-помощники: бросались, ни днём ни ночью, стреляли, Волобуево, обливали, обнажив, Чувардино, распахнув, заскакивали, побеждали.

Приложение 5

2 уровень: графически обозначьте однородные члены предложения.

Не счесть бескозырок, которые остались на красном от крови февральском снегу. О подвигах, храбрости и мужестве моряков-тихоокеанцев ходят легенды. В народе это место помнят и называют Полем матросской славы.

После войны бригады считались долгое время без вести пропавшими. Оставшиеся в живых моряки и очевидцы тех событий приложили все усилия, чтобы собрать сведения о героях, погибших в ту страшную зиму 1943 года. В 1968 году в селе Чувардино над братской могилой, в которой захоронено более 200 человек, был установлен памятник. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько моряков сложило голову в том неравном бою. 

2 уровень: графически обозначьте однородные члены предложения.

Не счесть бескозырок, которые остались на красном от крови февральском снегу. О подвигах, храбрости и мужестве моряков-тихоокеанцев ходят легенды. В народе это место помнят и называют Полем матросской славы.

После войны бригады считались долгое время без вести пропавшими. Оставшиеся в живых моряки и очевидцы тех событий приложили все усилия, чтобы собрать сведения о героях, погибших в ту страшную зиму 1943 года. В 1968 году в селе Чувардино над братской могилой, в которой захоронено более 200 человек, был установлен памятник. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько моряков сложило голову в том неравном бою. 

2 уровень: графически обозначьте однородные члены предложения.

Не счесть бескозырок, которые остались на красном от крови февральском снегу. О подвигах, храбрости и мужестве моряков-тихоокеанцев ходят легенды. В народе это место помнят и называют Полем матросской славы.

После войны бригады считались долгое время без вести пропавшими. Оставшиеся в живых моряки и очевидцы тех событий приложили все усилия, чтобы собрать сведения о героях, погибших в ту страшную зиму 1943 года. В 1968 году в селе Чувардино над братской могилой, в которой захоронено более 200 человек, был установлен памятник. До сих пор доподлинно неизвестно, сколько моряков сложило голову в том неравном бою. 

Приложение 6

3 уровень: составить синквейн «Однородные члены предложения»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

3 уровень: составить синквейн «Однородные члены предложения»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

3 уровень: составить синквейн «Однородные члены предложения»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приложение 7

Напишите сочинение-описание, используя предложения с  однородными членами предложения

  • По какому поводу установлен памятник?
  • Где и когда сооружён?
  • Опишите памятник (общий вид и отдельные элементы)
  • Опишите ландшафт, в который вписан памятник

Презентация