Комплексная работа с текстом в 6 классе.

Автор: Киреева Наталья Александровна

 

Цель: углубление представления о тексте, закрепление умения комплексно анализировать текст.

Задачи:

  • образовательная: обеспечить закрепление знаний о тексте, способствовать формированию умения определять тему, находить главную мысль текста, тип, стиль речи, классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;
  • развивающая: способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных текстов;
  • воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, иллюстративный материал

Ход урока

1. Организационный момент. Вступление

Первый ведущий (ученик)

Течет река времени. Прошло уже  более  семидесяти  лет с того страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням. Сегодня наш урок посвящен Великой Победе. 22 июня 1941 года на нашу родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь советский народ.

Второй ведущий (ученик)

Эта война затронула все уголки нашей страны. Не исключение и наш город Курск. Ежегодно в нашем городе куряне отмечают 9 Мая, день освобождения страны от немецких захватчиков.

Видеоролик – репортаж с празднования Дня освобождения всей страны от немецких захватчиков.

- Ребята, всю первую четверть мы с вами работали с текстом. Сегодня я вам предлагаю систематизировать весь изученный материал и повторить некоторые элементы анализа. Открыли тетради и записали дату и тему урока.

Тема сегодняшнего урока «Комплексная работа с текстом. Анализ текста»

- Какое ключевое слово в формулировке темы? (текст)

- Что такое текст? (текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически)

Вы обратили внимание на то, что с текстами вы сталкиваетесь везде, слушая радио, смотря телевидение, выступая с различными сообщениями на том или ином уроке, читая учебник или другую литературу.

Сегодня я вам предлагаю работу с текстом. Вы поделены на группы. Каждой группе предлагается выполнить задание по тому или иному тексту.

2. Работа в группах

  • Работа в первой группе

Задания к тексту. Прочитайте текст.

А. Приставкин «Фотографии»

«Мы жили далеко от дома, я и моя сестрен​ка, которой было шесть лет. Чтобы она не за​бывала родных, раз в месяц я приводил сест​ренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотография​ми.

— Смотри, Люда, вот наша мама. Она до​ма, она сильно болеет.

— Болеет... — повторяла девочка.

— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет. 

— Бьет…

— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.

— А здесь?

— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синева​тые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..."

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бе​жать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и ма​ленькая Людочка...

— А мама? 

– Мама? Где же мама? Наверное, затеря​лась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрыва​лись пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коче​нело в животе. Два дня я не приходил к сест​ренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная те​тя. А здесь Людочка и я...

— А где же папа?

— Папа? Сейчас посмотрим.

— Затерялся, да?

— Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чис​тые испуганные глаза.

— Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

— Мальчик, здесь на некоторое время ос​тается часть наших воспитанников. Мы остав​ляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в ку​чу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фо​тографии.

— Вот Людочка. А вот я.

— А еще?

— Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?»

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Укажите тип и стиль речи. Докажите.

Проведите языковой анализ текста.

  1. Назовите виды орфограмм, чаще всего встречающиеся в тексте. Приведите на каждый вид орфограмм по два примера.
  2. Укажите пунтограммы, чаще всего встречающиеся в тексте. По какой причине они поставлены? Приведите по одному примеру.
  • Работа во второй группе

Задания к тексту. Прочитайте текст.

Эдуард Асадов День Победы. И в огнях салюта...

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.

На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.

И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...

Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?

Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.

На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!

И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.

И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!

 

Определите тему и основную мысль текста.

Укажите тип и стиль речи. Докажите.

Проведите языковой анализ текста.

1.Назовите виды орфограмм, чаще всего встречающиеся в тексте. Приведите на каждый вид орфограмм по два примера.

2.Укажите пунтограммы, чаще всего встречающиеся в тексте. По какой причине они поставлены? Приведите по одному примеру.

  • Работа в третьей группе

Задания к тексту. Прочитайте текст.

9 Мая День Победы – Самая трагичная и трогательная дата!

Праздник Великой победы – 9 Мая – один из главных праздников нашей страны, самый трагичный, самый прекрасный и трогательный. Наверное, в каждом городе около вечного огня в этот день собираются те, кто пришел возложить цветы, вспомнить наших защитников и героев, минутку помолчать и в который раз сказать им СПАСИБО… Спасибо за нашу мирную жизнь, за наших детей и внуков, за их счастье! Спасибо Вам, низкий поклон и вечная память…

Вряд ли есть семья, которой не коснулась война. У кого-то воевал дед, у кого-то отец, сын, муж. Мы рассказываем из поколенья в поколенье об их светлом подвиге, чтим память. Передаем дедовские медали и о каждой из них рассказываем своим детям. Эта за мужество, вот эта – за отвагу… Это наша история, история семьи, история нашей страны. Мы приводим детей 9 Мая к вечному огню и рассказываем про день Великой Победы, день победы нашего народа над фашизмом. (Статья из газеты)

Определите тему и основную мысль текста.

Укажите тип и стиль речи. Докажите.

Проведите языковой анализ текста.

Назовите виды орфограмм, чаще всего встречающиеся в тексте. Приведите на каждый вид орфограмм по два примера.

Укажите пунктограммы, чаще всего встречающиеся в тексте. По какой причине они поставлены? Приведите по одному примеру.

Каждая группа выполняет задания к своему тексту 10 минут.

Физкультминутка

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

4. Анализ текста (по группам).

Проверка работы в группах. Перед проверкой работы второй группы включить аудиозапись стихотворения.

Примерные ответы уч-ся

Первая группа

Выступление одного ученика на оценку

Тема детей войны, сиротства.

Основная мысль: автор хотел показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие.

Тип речи – повествование с элементом описания.

Перед нами текст художественного стиля с элементом разговорного.

Во-первых, цель художественного стиля – воздействовать силой слова на воображение, чувства читателя. Автор показал эту историю для того, чтобы дети не забывали о войне. В тексте много тропов. Некоторые из них помогают раскрыть образы детей. Например, эпитеты: «крошечные синеватые ладони», «чистые испуганные глаза» – помогают представить образ Людочки. А вот использование олицетворений: «пришло письмо», «шли дни, месяцы» –  помогают понять, что происходило с детьми.

Во-вторых, в тексте присутствует диалог. Это основной вид высказывания разговорного стиля. Беседа происходит в непринуждённой обстановке между детьми. Автор показывает сестрёнке фотографии и объясняет, кто где находится. В репликах много повторов и вопросительных предложений. Из слов завуча понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому она не смотрит им в глаза.

Таким образом, перед нами текст художественного стиля с элементом разговорного о детях войны, сиротстве. Война окончена, но сколько жизней она забрала с собой.

Выступление второго ученика на оценку

Языковой анализ текста

В тексте встретились следующие виды орфограмм:

-проверяемые гласные в корне слова (сестрёнку, оставляем)

-правописание мягкого знака (бьёт, письмо)

-проверяемые  согласные в корне слова (детского, тетрадкой)

-чередование гласных в корне слова (собирались)

-словарные слова (почтальонша, матрацы)

-правописание приставки при- (принесла, приходил)

В тексте встретились следующие виды пунктограмм:

-знаки препинания в сложном предложении

-знаки препинания при однородных членах

-знаки препинания в диалогах

-много вопросительных предложений

-есть предложения с многоточием (автор предлагает читателю поразмышлять или подумать, что хотел бы сказать мальчик, чтобы не ранить душу сестрёнки)

Вторая группа

Выступление одного ученика на оценку

Тема стихотворения – война и жизнь после нее. Автор показывает, какое горе приносят боевые действия, предостерегая от них потомков. Он утверждает, что свою жизнь нельзя растрачивать на мелочи и глупости, ведь не за это боролись солдаты-герои.

Тип речи – повествование с элементом описания

Перед нами текст художественного стиля.

Во-первых, цель художественного стиля – воздействовать силой слова на воображение, чувства читателя. Жанр этого произведения – стихотворение, где есть созвучные строчки, рифма. Лирический герой – это участник боевых действий, который под огни салюта в честь победы подсчитывает человеческие жертвы. Он говорит, что каждую минуту с жизнью расставалось десять человек, а в час – шестьсот. И длился кошмар долгие четыре года. Жертвы колоссальные, но особо остро они воспринимаются, когда представляешь, что каждого мужчину, парня, юношу где-то ждала семья, любимая жена или девушка. Лирический герой в праве обратиться к молодому горячему поколению с просьбой быть построже к себе. Он напоминает, что нельзя растрачивать себя на мелочи в водовороте планов, идей, «танцулек, выпивки и страстишек». Нужно помнить, что в каждом из нас есть душа, истинное призвание которой – излучать свет доброты для других. Ведь когда-то наша жизнь на свободе, под мирным небом была оплачена очень дорого.

В последних строках лирический герой призывает помнить о том, что за нами всегда наблюдают те, «кто жил во имя нас». Последняя срока – самый выразительный авторский акцент, помогающий раскрыть основную мысль произведения.

Во-вторых, ключевые мысли произведения оформляются при помощи художественных средств. Автор использует метафоры («отчаянно живые», «уносил войны водоворот каждую минуту десять жизней», «яркой синью душу опаля» (о мире), «кружась меж планов и идей»); эпитеты (года «горькие», «невероятный счет», «пустенькие книжки»); сравнения («Облаков вздымая паруса, как корабль плывет моя Земля», салют «будто гром»). Средства выразительности очень яркие, помогают раскрыть основную мысль произведения.

Таким образом, перед нами текст художественного стиля.

Выступление второго ученика на оценку

Языковой анализ текста

В тексте встретились следующие виды орфограмм:

проверяемые гласные в корне слова (фронтах, войны)

-правописание мягкого знака (тряпьё, десять)

-проверяемые  согласные в корне слова (книжка, выпивка)

-непроизносимая согласная в корне слова (честно)

-словарные слова (салют, минута)

-правописание приставки при- (пришёл)

В тексте встретились следующие виды пунктограмм:

-знаки препинания при однородных членах предложения

-знаки препинания при вводных словах

-знаки препинания в сложных предложениях

Третья группа

(Указать связь с видеороликом)

Выступление одного ученика на оценку

Тема текста – праздник Великой Победы.

Основная мысль: автор хотел сказать, что «праздник Великой победы – 9 мая – один из главных праздников нашей страны, самый трагичный, самый прекрасный и трогательный».

Тип речи – повествование.

Перед нами текст публицистического стиля.

Во-первых, предложенный текст является статьёй из газеты. Статья – это жанр публицистики. Цель – воздействовать на массы. Автор статьи призывает сказать огромное спасибо ветеранам за мирную жизнь наших детей.

Во-вторых в тексте употребляются слова общеупотребительные: семья, память, мужество, отвага, медали, дети и другие, - которые имеют огромную ценность в душах молодого поколения. Автор статьи рассказывает об общественной жизни людей в период празднования 9 Мая. Его речь обладает призывностью и страстностью.

Таким образом, перед нами текст публицистического стиля.

Выступление второго ученика на оценку

Языковой анализ текста

В тексте встретились следующие виды орфограмм:

-непроизносимая согласная в корне слова

-словарные слова

-чередование гласных в корне слова

-употребление разделительного мягкого знака

В тексте встретились следующие виды пунктограмм:

-знаки препинания при однородных членах предложения

-знаки препинания в конце побудительных предложений

-знаки препинания в сложных предложениях

Беседа.

- Перед вами три текста разных стилей. Что общего между ними? (Посвящены ВОв, победе русского народа в ВОв)

- Ключевым текстом сегодняшнего урока является текст «Фотографии». Как вы думаете, почему? (Фотографии - реликвия, память, связь поколений)

5. Словарная работа (запись в тетрадях)

Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия)

Память – 1.Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (Это на его памяти)

  1. То же, что воспоминание о ком – чём-нибудь. (Хранить память о событии). (Воспоминание – мысленное воспроизведение сохранившейся в памяти информации)
  2. То, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Проявить милосердие)

- Как в ваших семьях хранят память о Великой Победе? (Уч-ся рассказывают о своих прадедах, о традициях в их семьях).

- Так запечатлели свои воспоминания о Великой Победе наши художники К.М. Антонов «Победители», П.А. Кривоногов «Победа», С.Н. Присекин «Парад Победы» и др. (Один ученик рассказывает, что изображено на одной из иллюстраций по его выбору – на оценку)

6. Итог

Продолжите предложения

Итак, на сегодняшнем уроке мы повторили…..

Данные тексты воспитывают в подрастающем поколении…….

7. Домашнее задание

Найдите текст об участниках ВОв Курской области (5-6 предложений) и выполните его анализ по плану:

  1. Тема.
  2. Основная Мысль.
  3. Тип речи.
  4. Стиль речи (доказать).
  5. Виды орфограмм (1-2 примера).
  6. Виды пунтограмм (1-2 примера).

Заканчивает урок второй ведущий (ученик):

Отрывок из стихотворения Степана Щипачёва «Павшим»

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

 

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

You have no rights to post comments