Урок посвящён работе с устаревшей лексикой в 5 классе.
Автор: Учаева Ольга Ивановна
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Цели урока:
- мотивировать и создать условия для познания нового материала; сформировать представление об устаревшей лексике;
- формировать умение выделять главное в учебной статье, работать со словарем, выполнять лексический анализ текста;
- воспитывать любовь, уважение и интерес к родному языку, отечественной истории, к родине;
- формировать интерес к литературному чтению.
Оборудование урока:
- видеоматериалы к уроку (эпизоды из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», слайды с иллюстрациями к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»);
- лингвистические словари;
- презентация по теме, подготовленная обучающимися;
- листы-«путеводители» по уроку для работы в парах;
- учебники, рабочие тетради по русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок – к нам пришли гости. Мы рады знакомству.
Доброму гостю хозяин рад. Хороший гость хозяину в почет.
А народная мудрость как учит встречать и принимать гостей?
Гостя нужно накормить, напоить, развлечь (развеселить)
Угощенье у нас впереди, а сейчас мы постараемся, чтобы на уроке не было скучно. И начнем наше занятие с игры.
2. Самоопределение к деятельности
Цель этапа: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ребята, вспомните: когда вы были совсем малыши, мамы, папы, бабушки и дедушки радовались каждому вашему новому слову. Вас часто просили:
«Мишенька, покажи, где у тебя глазки, где ушки…».
Не удивляйтесь, но я попрошу вас об этом же.
Кто хочет поработать моделью?
Поиграв, постарайтесь понять, о чем пойдет речь на уроке. Итак, покажите, где у вас
ЧЕЛО, ОЧИ, ЛАНИТЫ, УСТА, ПЕРСТЫ, ВЫЯ, ДЕСНИЦА, ШУЙЦА, ДОЛОНЬ (можно предложить 4-5 слов)
3. Целеполагание
Цель этапа: актуализация требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности; установление тематических рамок.
Вам не удалось определить значения всех слов, почему?
(Слова старые, сейчас их употребляют редко)
Итак, о чем пойдет речь на уроке?
(Устаревшие слова)
Сформулируйте тему урока как проблемный вопрос.
О чем рассказывают устаревшие слова
Запишите тему в тетради.
А если слова устарели, нужно ли их вспоминать, определять их значение? Где мы можем встретить устаревшую лексику?
(Устаревшие слова могут использовать писатели, изображая прошедшие эпохи, или ученые-историки при описании исторических фактов).
Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина. Прочтите эпизод из сказки и скажите, какое слово вас удивило?
Какие значения этого слова вы знаете? Посоветуйтесь друг с другом (работа в парах).
Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Какую рогатку имел в виду автор? Почему Чернавка так испугалась? Каково значение слова в тексте сказки?
Вот! Самое интересное – о чем рассказывают устаревшие слова. Если вы научитесь понимать их значение, то узнаете, как жили ваши далекие предки, что любили, что ценили, что считали важным. В словах русского языка отражается история народа. Слова – это живые свидетели исторических событий: развития науки, техники, культуры, изменений в быту.
В качестве эпиграфа к уроку запишите слова
С.Я. Маршака:
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
4. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Ребята, обращаясь к словарному составу русского языка, мы продолжаем работать с темами какого раздела языкознания? (Лексика)
Какие вопросы вы задали бы своим ученикам, чтобы проверить их знания по теме?
Обратитесь к терминам на доске.
Итак, терминологический диктант: Маша задает вопросы, а вы запишите ответ на него в виде термина, выбрав нужный.
На доске: ЛЕКСИКА, ЛЕКСИКОН, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА,
ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА,
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА,
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ,
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Как называется словарный состав языка?
Как называется словарный запас одного человека?
Ель – хвойное дерево. Что мы определили?
Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? Одно лексическое значение?
Какие слова называются общеупотребительными?
Какой словарь познакомит со значением слова?
Какой словарь расскажет о происхождении слова?
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
Цель этапа: обеспечение осмысления и закрепления обучающимися материала; коррекция
Запишем еще один термин – устаревшие слова. Можно ли их назвать общеупотребительными словами? Где мы почерпнем информацию о них?
(Учебник, специальная литература, Интернет)
Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Прочтем материал п. 42 (стр. 120).
Выделите главное в учебной статье.
Обратимся к листу-путеводителю.
Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте устаревшие слова, установите, можно ли их заменить синонимами.
Итак, мы убедились, что некоторые устаревшие слова довольно легко заменить современными синонимами, а другие – нельзя. Почему? Найдите ответ в материале учебника.
Итак, мы убедились еще раз: чтобы правильно понять текст, замысел автора, нужно точно определять лексическое значение слов.
6. Первичная проверка понимания
Цель этапа: диагностика осмысления обучающимися нового учебного материала; выявление пробелов осмысления изученного материала; коррекция
Орфографическая работа.
А теперь, объединив свои знания, выполните следующее задание.
Перед вами лист с заданием. Соотнесите по лексическому значению современные слова с устаревшими и избежите ошибки в написании. Вы работаете в парах, обдумываете ответы, записываете в свои тетради.
Ус…ный ответ - уста
об…ятельный человек - баять
оч…ровательный портрет- чары
цветы нап…рстянки- перст
ровная ч…лка- чело
ош…ломительный успех- шелом (шлем)
надежная к…льчуга- кольца
бабушкины …чки- очи
Два человека работают у доски.
Итак, знание устаревшей лексики помогает избежать орфографических ошибок.
На листе-путеводителе оцените цветом свою совместную работу. «Светофор»
Зеленый – ни одной ошибки,
Желтый – 1-2 ошибки,
Красный – больше ошибок, требуется дополнительная помощь
Физкультпауза.
Упражнение 1. Сидя – поставьте ноги на ширину плеч. Десницу и шуйцу соедините за спиной. В таком положении посидите несколько секунд – ваши рамена распрямятся.
Упражнение 2. Позаботимся об уставшей вые. Я произношу слова, а вы делаете движение отрицания (если значение слова вам не нравится) или движение согласия.
Нельзя – льзя (можно), нелепый – лепый (милый, красивый), неряха – ряха (щеголиха, модница), невежда – ведаем.
Загадка: Ребята, в вашем классе есть девочка, чьи предки, по-видимому, были красивыми и обаятельными людьми – об этом говорит её фамилия. Кто это?
7. Первичное закрепление.
Цель урока: использование нового знания в практической работе; выявление пробелов в умении работать со словарем; коррекция.
Лексическая работа
Ребята, на последующих уроках литературы мы обратимся к творчеству М.Ю. Лермонтова, к стихотворению «Бородино». Конечно, название вам знакомо, летом этого года вся Россия особенно вспоминала события Отечественной войны 1812 года, о которых и рассказывается в стихотворении Лермонтова. Почему? (200-летие знаменательного события).
Послушайте эпизод стихотворения.
Мы будем говорить о художественных особенностях этого произведения, выразительно читать. И не сможем не обратить внимания на устаревшие слова. Я рада, что тема сегодняшнего урока русского языка позволит нам заняться своеобразным исследованием текста стихотворения (эпизода).
Вы будете работать с толковым словарем. В книгах увидите закладки к нужным вам страницам.
Выпишите устаревшие слова и их лексическое значение. Постарайтесь кратко сформулировать толкование.
Работают по рядам: 3-3-4 слова
Редут – укрепление с валом и рвом
Картечь – вид артиллерийского снаряда
Сечь – битва, сражение
Лафет – станок, опора под орудием
Бивак – стоянка войск для ночлега или отдыха
Кивер – военный головной убор
Булат – сталь, стальной клинок, меч; снаряд
Очи – глаза
Изведал – узнал
Удалый – отважный
Какими приемами вы пользовались для определения лексического значения слов?
(Обратитесь к примечанию на листе-путеводителе)
(краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).
Объяснительная работа
Синтаксический анализ предложения.
Определите, выполняют ли устаревшие слова ту же синтаксическую роль, что и современная лексика (сическую роль устаревших слов определить грамматические основы и синтаксическую роль устаревших слов).
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый!
(Повеств., воскл., сложное, союзное)
Итак, устаревшие слова выполняют ту же синтаксическую функцию, что и современные синонимы.
8.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель этапа: выявление границ применимости нового знания; организация ситуации успеха, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
А теперь посмотрите на экран. Покажите те предметы, значение которых только что определили.
Бивак (бивуак), лафет, кивер, редут, поле сечи.
8. Итог урока (рефлексия деятельности). Домашнее задание.
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса. Определение уровня собственных знаний, исходя из этого – выбор домашнего задания.
Ребята, спасибо за сотрудничество на уроке. Но сегодня отсутствовали …
Обязательно нужно будет помочь этим ребятам разобраться в материале. Подумайте, сможете ли вы помочь мне в этом?
Зеленый цвет – я готов объяснить тему однокласснику.
Желтый – я многое могу объяснить, но есть вопросы, над которыми нужно поработать.
Красный – я пока не готов к этой работе.
Домашнее задание:
1) Нарисовать иллюстрации к эпизодам из произведений А.С. Пушкина.
2) Провести исследование этих эпизодов, определить лексическое значение устаревших слов.
3) Упр. 337; определить значение устаревших слов;
4) составить математические задачи для первоклассников с использованием этих слов.
В качестве подарка – видеокадры из фильма
«Иван Васильевич меняет профессию»
(1 кадр – ЧЕЛОМ БЬЕТ, 2 кадр – ЛЕПОТА,
3 кадр – ТРАПЕЗНИЧАТЬ).
Итак, на этой «вкусной» ноте заканчиваем урок.
Вы тоже отправляетесь трапезничать,
то есть (?) обедать. Приятного аппетита!