Урок посвящён работе с устаревшей лексикой в 5 классе.

 

Автор: Учаева Ольга Ивановна

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Цели урока:

- мотивировать и создать условия для познания нового материала; сформировать представление об устаревшей лексике;

- формировать умение выделять главное в учебной статье, работать со словарем, выполнять лексический анализ текста;                 

- воспитывать любовь, уважение и интерес к родному языку, отечественной истории, к родине;

- формировать интерес к литературному чтению.

Оборудование урока:

- видеоматериалы к уроку (эпизоды из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», слайды с иллюстрациями к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»);

- лингвистические словари;

- презентация по теме, подготовленная обучающимися;

- листы-«путеводители» по уроку для работы в парах;

- учебники, рабочие тетради по русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок – к нам пришли гости. Мы рады знакомству.

Доброму гостю хозяин рад. Хороший гость хозяину в почет.

А народная мудрость как учит встречать и принимать гостей?

Гостя нужно накормить, напоить, развлечь (развеселить)

Угощенье  у нас впереди, а сейчас мы постараемся, чтобы на уроке не было скучно. И начнем наше занятие  с игры.

2. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: создание  условий  для  возникновения  у обучающихся  внутренней  потребности  включения  в учебную  деятельность.

Ребята, вспомните: когда вы были совсем малыши, мамы, папы, бабушки и дедушки  радовались каждому вашему новому слову. Вас часто просили:

«Мишенька, покажи,  где у тебя глазки, где ушки…».

Не удивляйтесь, но я попрошу вас об этом же.

Кто хочет поработать моделью?

Поиграв, постарайтесь понять, о чем пойдет речь на уроке. Итак, покажите, где у вас

ЧЕЛО, ОЧИ, ЛАНИТЫ, УСТА, ПЕРСТЫ, ВЫЯ, ДЕСНИЦА, ШУЙЦА, ДОЛОНЬ (можно предложить 4-5 слов)

3. Целеполагание

Цель этапа: актуализация требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности; установление тематических рамок.  

Вам не удалось определить значения всех слов, почему?   

(Слова старые, сейчас их употребляют редко)

Итак, о чем пойдет речь на уроке?

(Устаревшие слова)

Сформулируйте тему урока как проблемный вопрос.

О чем рассказывают устаревшие слова

Запишите тему в тетради.

А если слова устарели, нужно ли их вспоминать, определять их значение? Где мы можем встретить устаревшую лексику?

(Устаревшие слова могут использовать писатели, изображая прошедшие эпохи, или ученые-историки при описании исторических фактов).

Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина. Прочтите эпизод из сказки и скажите, какое слово вас удивило?

Какие значения этого слова вы знаете? Посоветуйтесь друг с другом (работа в парах).

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

Какую рогатку имел в виду автор? Почему Чернавка так испугалась? Каково значение  слова в тексте сказки?

Вот! Самое интересное – о чем рассказывают устаревшие слова. Если вы научитесь понимать их значение, то узнаете, как жили ваши далекие предки, что любили, что ценили, что считали важным. В словах русского языка отражается история народа. Слова – это живые свидетели исторических событий: развития науки, техники, культуры, изменений в быту.

В качестве эпиграфа к уроку запишите слова

С.Я. Маршака:

На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку.          

4. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Ребята, обращаясь к словарному составу русского языка, мы продолжаем работать с темами какого раздела языкознания?  (Лексика)

Какие вопросы вы задали бы своим ученикам, чтобы проверить их знания по теме?

Обратитесь к терминам  на доске.

Итак, терминологический диктант: Маша задает вопросы, а вы запишите ответ на него в виде термина, выбрав нужный.

На доске: ЛЕКСИКА, ЛЕКСИКОН, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА,

ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА,

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА,

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ,

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Как называется словарный  состав языка?

Как называется словарный запас одного человека?

Ель – хвойное дерево. Что мы определили?

Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? Одно лексическое значение?

Какие слова называются общеупотребительными?

Какой словарь познакомит со значением слова?

Какой словарь расскажет о происхождении слова?                 

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Цель этапа: обеспечение осмысления и  закрепления обучающимися материала; коррекция

Запишем еще один термин – устаревшие слова. Можно ли их назвать общеупотребительными словами? Где мы почерпнем информацию о них?

(Учебник, специальная литература, Интернет)

Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Прочтем материал п. 42 (стр. 120).

Выделите главное в учебной статье.

Обратимся к листу-путеводителю.

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте устаревшие слова, установите, можно ли их заменить синонимами.

Итак, мы убедились, что некоторые устаревшие слова довольно легко заменить современными синонимами, а другие – нельзя. Почему? Найдите ответ в материале учебника.

Итак, мы убедились еще раз: чтобы правильно понять текст, замысел автора, нужно точно определять лексическое  значение слов.

6. Первичная проверка понимания

Цель этапа: диагностика осмысления обучающимися нового учебного материала; выявление  пробелов  осмысления изученного материала; коррекция

Орфографическая работа.

А теперь, объединив свои знания, выполните следующее задание.

Перед вами лист с заданием. Соотнесите по лексическому значению современные слова с устаревшими и избежите ошибки в написании. Вы работаете в парах, обдумываете ответы, записываете в свои тетради.

Ус…ный ответ -                           уста

об…ятельный человек -              баять

оч…ровательный портрет-         чары

цветы нап…рстянки-                  перст

ровная ч…лка-                             чело

ош…ломительный успех-          шелом (шлем)

надежная к…льчуга-                   кольца

бабушкины   …чки-                    очи

Два человека работают у доски.

Итак, знание устаревшей лексики   помогает избежать орфографических ошибок.

На листе-путеводителе оцените цветом свою совместную работу. «Светофор»

Зеленый – ни одной ошибки,

Желтый – 1-2 ошибки,

Красный – больше ошибок, требуется дополнительная помощь

Физкультпауза.

Упражнение 1. Сидя – поставьте ноги на ширину плеч. Десницу и шуйцу соедините за спиной. В таком положении посидите несколько секунд – ваши рамена распрямятся.

Упражнение 2. Позаботимся об уставшей вые. Я произношу слова, а вы делаете движение отрицания (если значение слова вам не нравится) или движение согласия.

Нельзя – льзя (можно), нелепый – лепый (милый, красивый), неряха – ряха (щеголиха, модница), невежда – ведаем.

Загадка: Ребята, в вашем классе есть девочка, чьи предки, по-видимому, были красивыми и обаятельными людьми – об этом говорит её фамилия. Кто это?

7. Первичное закрепление.

Цель урока: использование нового знания в практической работе; выявление пробелов в умении работать со словарем; коррекция.

Лексическая  работа

Ребята, на последующих уроках литературы мы обратимся к творчеству М.Ю. Лермонтова, к стихотворению «Бородино». Конечно, название вам знакомо, летом этого года вся Россия особенно вспоминала события Отечественной войны 1812 года, о которых и рассказывается  в стихотворении Лермонтова. Почему? (200-летие знаменательного события).

Послушайте эпизод стихотворения.

Мы будем говорить о художественных особенностях этого произведения, выразительно читать. И не сможем не обратить внимания на устаревшие слова. Я рада, что тема сегодняшнего урока русского языка позволит нам заняться своеобразным исследованием текста стихотворения (эпизода).

Вы будете работать с толковым словарем. В книгах увидите  закладки к нужным вам страницам.

Выпишите устаревшие слова и их лексическое значение.  Постарайтесь кратко сформулировать толкование.

Работают по рядам: 3-3-4 слова

Редут –  укрепление с валом и рвом   

Картечь –  вид артиллерийского снаряда

Сечь –  битва, сражение

Лафет – станок, опора под орудием

Бивак – стоянка войск для ночлега или отдыха

Кивер – военный головной убор

Булат – сталь, стальной клинок, меч; снаряд

Очи – глаза

Изведал – узнал

Удалый – отважный

Какими приемами вы пользовались для определения лексического значения слов?

(Обратитесь к примечанию на листе-путеводителе)

(краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).

Объяснительная работа

Синтаксический анализ предложения.

Определите, выполняют ли устаревшие слова ту же синтаксическую  роль, что и современная лексика (сическую роль устаревших слов определить грамматические основы и синтаксическую роль устаревших слов).

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый!

(Повеств., воскл., сложное, союзное)

Итак, устаревшие слова выполняют ту же синтаксическую функцию, что и современные синонимы.

8.Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель этапа: выявление границ применимости нового знания; организация ситуации успеха, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

А теперь посмотрите на экран. Покажите те предметы, значение которых только что определили.

Бивак (бивуак), лафет, кивер, редут, поле сечи.

8. Итог урока (рефлексия деятельности). Домашнее задание.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценка  результатов деятельности своей и всего класса. Определение уровня собственных знаний, исходя из этого – выбор домашнего задания.

Ребята, спасибо за сотрудничество на уроке. Но сегодня отсутствовали …

Обязательно нужно будет помочь этим ребятам разобраться в материале. Подумайте, сможете ли вы помочь мне в этом?

Зеленый цвет – я готов объяснить тему однокласснику.

Желтый – я многое могу объяснить, но есть вопросы, над которыми нужно поработать.

Красный  –  я  пока  не готов к этой работе.

Домашнее задание:

1) Нарисовать иллюстрации к эпизодам из   произведений А.С. Пушкина.

2) Провести исследование этих эпизодов, определить лексическое значение устаревших слов.

3) Упр. 337; определить значение устаревших слов;

4) составить математические задачи для первоклассников с использованием этих слов.

В качестве подарка – видеокадры из фильма

«Иван Васильевич меняет профессию»

(1 кадр – ЧЕЛОМ БЬЕТ, 2 кадр – ЛЕПОТА,

 3 кадр – ТРАПЕЗНИЧАТЬ). 

Итак, на этой «вкусной» ноте заканчиваем урок.

 Вы тоже отправляетесь трапезничать,

 то есть (?) обедать. Приятного аппетита!