Изучаем тему «Основная мысль текста» с пятиклассниками.
Автор: Учаева Ольга Ивановна
Предмет: Русский язык
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Цели урока:
- мотивировать и создать условия для познания нового материала; сформировать представление об основной мысли (идее) текста;
- формировать умения определять тему текста и замысел автора, работать со словарем, выполнять лексический анализ текста;
- воспитывать любовь, уважение и интерес к родному языку, литературе, к природе, родине;
- формировать интерес к литературному чтению.
Оборудование урока:
- видеоматериалы к уроку (репродукции русских художников, посвященные осенней природе);
- лингвистические словари;
- листы - «путеводители» по уроку для работы в парах;
- учебники, рабочие тетради по развитию речи
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок – к нам пришли гости. Мы рады знакомству.
Доброму гостю хозяин рад.
Мы постараемся, чтобы на уроке никому не было скучно, чтобы был он интересным и полезным.
2. Самоопределение к деятельности. Целеполагание
Цель этапа: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; актуализация требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности; установление тематических рамок.
Конечно, вы помните, какую тему мы рассматривали на двух предыдущих уроках. Запишите ее на доске и в тетрадях.
(Текст. Тема текста).
Итак, текст – это…
Тема текста – это…
На доске два коротких текста. Запишите их (по вариантам).
Докажите, что это тексты. (работа по вариантам).
(Несколько предложений, связанных по смыслу, то есть, общей темой).
Как вы определите жанр текстов?
(загадки)
Определите темы текстов. (Осень)
Как вы определили тему? (По ключевым словам)
Найдите ключевые слова, словосочетания, которые помогли вам определить тему.
Объяснительная работа
Все мрач(?)ней лицо природы:
Поч…рнели огороды,
Оголяют(?)ся леса,
Молкнут птичьи г…лоса.
Зол…то и неба прос…нь,
Словно в ч…дной ска…ке.
Кто принес нам вот такие,
Зол…тые краски?
ДВА человека у доски: вставляют буквы, объясняют их выбор, определяют морфемы.
Лексическая работа
ПРОСИНЬ - проступающая между облаками, в тумане и т.п. часть синего неба.
ПРОТАЛИНА - 1. Место, где стаял снег и обнажилась земля. // Место на реке, где растаял лед; полынья. 2. разг. Протаявшее место на замерзшем стекле.
Тема текстов совпадает. Так что же, они одинаковы?
(Нет)
А чем же они отличаются один от другого?
(Настроением. Тем, как по-разному увидели осень авторы, как охарактеризовали её, какую оценку ей дали)
Найдите ключевые слова (фразы), которые помогут определить настроение, замысел автора – оценочные слова.
Озаглавьте тексты так, чтобы стал понятен замысел автора.
3. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
А теперь я прошу вас снова обратиться к высказыванию Максима Горького (листы-путеводители по уроку). Прочтите его выразительно. Интерпретируйте это высказывание. Объясните более понятным языком.
«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, для чего написать и как написать», – говорил Максим Горький.
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
Цель этапа: обеспечение осмысления и закрепления обучающимися материала; коррекция
Итак обратимся к учебнику. Что же такое «для чего написать»?
Параграф 10. Читаем правило
5. Первичная проверка понимания
Цель этапа: диагностика осмысления обучающимися нового учебного материала; выявление пробелов осмысления изученного материала; коррекция
Упр. 46 - по вариантам - устно - (работа в парах)
6.Первичное закрепление.
Цель этапа: использование нового знания в практической работе; коррекция.
На листе-путеводителе тексты. На свободной линейке перед текстом запишите названия: а) отражающие тему текста, б) отражающие основную мысль.
Работаете вдвоем.
Какой вывод вы сделали?
Действительно, об одном и том же и сказать, и написать можно по-разному.
"...каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить..." Булат Окуджава
Взгляните на экран: перед вами репродукции картин русских художников. На этих полотнах – осенняя природа. Одинаковые ли чувства пробуждают они в вас?
Дома вы подбирали стихи русских поэтов об осени. Обратитесь к ним – может ли какая-то из картин проиллюстрировать тексты?
7.Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель этапа: выявление границ применимости нового знания; организация ситуации успеха, мотивирующей к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Смысловой анализ текста – упр. 44 (устно)
- Упр. 43 записать в лист – путеводитель.
- Лист – путеводитель. Посоветуйтесь, определите основную мысль текста, предположите пропущенные слова. Помните о ритме стихотворения.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы ……………..,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж ………… всё - простор везде,
Лишь паутины ………… волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и ………. лазурь
На отдыхающее поле...
8.Итог урока (рефлексия деятельности). Домашнее задание.
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Самоопределение уровня собственных знаний, исходя из этого – выбор домашнего задания.
Ребята, спасибо за ваш энтузиазм и работу. Надеюсь, вы узнали что-то важное для себя.
И последняя задача. Я определяю тему нашей встречи сегодня: урок русского языка в 5 Б классе.
Определите основную мысль нашей встречи, выбрав оценочные слова (интересно – неинтересно; полезно – бесполезно; увлекательно – скучно).
Домашнее задание: п. 10
- Упр.45
- Составить словарик «Краски осени»
- Написать миниатюру, представив осень в каком-либо неожиданном образе (волшебница, художница, почтальон, разбойница)