Предлагаем урок по теме «Имя числительное» в 5 классе.

 

Автор: Талдыкина Елена Васильевна

 

Учебник под редакцией Е.А. Быстровой

Дидактическое обоснование:

Урок разработан в свете ФГОС

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 5 классе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятия  «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».

формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи.

Метапредметные:

Развивать:  УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  уважение и интерес к русскому языку, истории страны.

Основные дидактические методы:  деятельностный, проблемный, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:  индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме «Имя числительное».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

 

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.  

Мне  хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» (Б.Спиноза)

СЛАЙД 1

Что нам делать предстоит?

Вот какой вопрос стоит.

Чтоб ответ вам получить,

На уроке внимательным надо быть.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Откройте тетради, запишите число.

СЛАЙД-2

Предлагаю прочитать слова.

-По каким грамматическим признакам  можно  разделить эти слова ?

- на части речи (сущ. прил., глагол, наречие)

-Я предлагаю каждой группе выполнить задание: 1-выпишет имена сущ.

2-имена прилагательные

3-глагол

4-наречие

Проверка

СЛАЙД -3

3.Актуализация знаний учащихся: определение частей речи. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

Выявление места и причины затруднения.

-Почему  вы  считаете, что именно эти слова  являются  именами сущ., докажите.

-По каким грамматическим признакам вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?

-Докажите, что эти слова- глаголы ? Что вы знаете о глаголе?

-Обоснуйте свой выбор. Что такое наречие?

-Почему не распределили слова:

-ВТОРОЙ.  ДЕВЯТЬ, ШЕСТЬ?

- Мы не знаем, куда их распределить?

- Они  не подходят к этим частям речи.

- Ни один морфологический признак не подходит к этим словам.

- Может, кто-то знает, что это за слова?

- Это числительные.

- А  что вы о них можете  сказать?

- Мы не знакомы с этой частью речи.

-А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?

- Нам не хватает знаний.

- Так над чем будем работать сегодня?

- Какая тема урока?

- Имя числительное

 СЛАЙД- 4  

- Давайте определим, какие задачи будем решать на уроке?

- Узнаем, что такое имя числительное,  на какие виды  делится  имя  числительное.

- Куда обратимся за помощью?

- Посмотрим в учебнике, спросим у учителя, посмотрим в интернете.

- Чтобы решить наши задачи, я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи.  

4.Построение  проекта выхода из затруднения.

-Нас ждёт исследовательская  работа

СЛАЙД 5

- Что объединяет эти картинки?

- Дети, мальчики,

- А в чём разница?

- Разное количество.

Давайте запишем  слова, обозначающие количество.

- ОДИН, ДВА, ТРИ.

- Что вы можете о них сказать?

- Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос – сколько.

- Как эти имена числительные можно назвать?

- КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

Молодцы!

- А теперь  давайте сгруппируемся так, как на слайде, оживим  нашу картинку.

- Дети выходят и становятся, как на слайде.

- Вспомните, как учитель физкультуры определяет количество детей на уроке?

- Даётся команда: по порядку рассчитайтесь.

- Кто желает стать учителем физкультуры?

(даётся команда: по  порядку  рассчитайтесь)

- ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый. пятый.

- Какие слова вам помогли выполнить это задание?

- Первый, второй, третий. четвёртый. пятый.

- Запишите их.

- Что объединяет эти слова?-

-Это имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос – какой?

- Как называются такие числительные?

- ПОРЯДКОВЫЕ

СЛАЙД-6

-ВЫВОД

(определение слов: пятое, пять, пятеро, пятёрка)  

5.Реализация построенного проекта.

- Давайте обобщим наши знания

- Предлагаю поработать в парах Заполните карточку. Вставьте недостающие  данные.

На партах карточки жёлтого цвета.

Моделирование правила с опорной схемой

-Что у вас получилось?

ПРОВЕРКА (дети читают )

Правильно ли мы действовали? Сравним  своё определение с тем, что предлагают авторы учебника

Страница 76

- Хорошо, мы справились. Проект построен.

СЛАЙД 7

ФИЗМИНУТКА

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Давайте ещё проговорим наши правила

 - Выполнение  упр 1.стр.77

-Устное проговаривание (по одному)

-Хорошо поработали. А сейчас нас ждёт самостоятельная работа.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. СЛАЙД -8

1 предложение читают мальчики

2 читают девочки

3 все  вместе

- Откуда взяты эти предложения? Кто автор?

Задание:  выписать количественные и порядковые числительные по вариантам)

- ПРОВЕРКА

СЛАЙД -9

- Обменяйтесь тетрадями,

поблагодарите своих одноклассников за помощь.

- У кого были затруднения при выполнении этого задания?

9.Включение в систему знаний и повторение.

- Есть очень хорошая пословица - Один за всех и все за одного

- Как вы понимаете её смысл?

Работа в командах.

На партах карточки синего  цвета

ПРОВЕРКА

СЛАЙД -10

10.Рефлексия учебной деятельности.

- Достигли мы своей цели?

Ответ по плану:

- Я узнала…….

-Я хочу узнать……-

- Мне понравилось….

- Мне не понравилось…. 

-Давайте выразим нашу тему урока уже известным нам жанром – синквейн

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Порядковое,  числительное

Пишется, читается, изменяется

С интересом нами изучается

Нравится

Д/З: Придумайте небольшой рассказ с именами числительными

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

КОНСПЕКТ УРОКА