Предлагаем урок по теме «Имя числительное» в 5 классе.
Автор: Талдыкина Елена Васильевна
Учебник под редакцией Е.А. Быстровой
Дидактическое обоснование:
Урок разработан в свете ФГОС
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 5 классе.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.
Методические задачи урока:
Предметные:
подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятия «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».
формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи.
Метапредметные:
Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать в паре, группе, индивидуально.
Личностные:
-формировать положительную мотивацию учения;
-развивать уважение и интерес к русскому языку, истории страны.
Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, исследовательский, практический; методы и приемы технологии развития критического мышления.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме «Имя числительное».
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Мне хочется, чтобы наш урок был окрашен только радужными красками. Пусть девизом нашего урока станет высказывание: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение» (Б.Спиноза)
СЛАЙД 1
Что нам делать предстоит?
Вот какой вопрос стоит.
Чтоб ответ вам получить,
На уроке внимательным надо быть.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Откройте тетради, запишите число.
СЛАЙД-2
Предлагаю прочитать слова.
-По каким грамматическим признакам можно разделить эти слова ?
- на части речи (сущ. прил., глагол, наречие)
-Я предлагаю каждой группе выполнить задание: 1-выпишет имена сущ.
2-имена прилагательные
3-глагол
4-наречие
Проверка
СЛАЙД -3
3.Актуализация знаний учащихся: определение частей речи. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.
Выявление места и причины затруднения.
-Почему вы считаете, что именно эти слова являются именами сущ., докажите.
-По каким грамматическим признакам вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?
-Докажите, что эти слова- глаголы ? Что вы знаете о глаголе?
-Обоснуйте свой выбор. Что такое наречие?
-Почему не распределили слова:
-ВТОРОЙ. ДЕВЯТЬ, ШЕСТЬ?
- Мы не знаем, куда их распределить?
- Они не подходят к этим частям речи.
- Ни один морфологический признак не подходит к этим словам.
- Может, кто-то знает, что это за слова?
- Это числительные.
- А что вы о них можете сказать?
- Мы не знакомы с этой частью речи.
-А чего вам не хватает, чтобы определить, какая эта часть речи?
- Нам не хватает знаний.
- Так над чем будем работать сегодня?
- Какая тема урока?
- Имя числительное
СЛАЙД- 4
- Давайте определим, какие задачи будем решать на уроке?
- Узнаем, что такое имя числительное, на какие виды делится имя числительное.
- Куда обратимся за помощью?
- Посмотрим в учебнике, спросим у учителя, посмотрим в интернете.
- Чтобы решить наши задачи, я вам предлагаю более подробно рассмотреть эту часть речи.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
-Нас ждёт исследовательская работа
СЛАЙД 5
- Что объединяет эти картинки?
- Дети, мальчики,
- А в чём разница?
- Разное количество.
Давайте запишем слова, обозначающие количество.
- ОДИН, ДВА, ТРИ.
- Что вы можете о них сказать?
- Это имена числительные, они обозначают количество предметов, отвечают на вопрос – сколько.
- Как эти имена числительные можно назвать?
- КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ
Молодцы!
- А теперь давайте сгруппируемся так, как на слайде, оживим нашу картинку.
- Дети выходят и становятся, как на слайде.
- Вспомните, как учитель физкультуры определяет количество детей на уроке?
- Даётся команда: по порядку рассчитайтесь.
- Кто желает стать учителем физкультуры?
(даётся команда: по порядку рассчитайтесь)
- ДЕТИ: первый, второй, третий, четвёртый. пятый.
- Какие слова вам помогли выполнить это задание?
- Первый, второй, третий. четвёртый. пятый.
- Запишите их.
- Что объединяет эти слова?-
-Это имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос – какой?
- Как называются такие числительные?
- ПОРЯДКОВЫЕ
СЛАЙД-6
-ВЫВОД
(определение слов: пятое, пять, пятеро, пятёрка)
5.Реализация построенного проекта.
- Давайте обобщим наши знания
- Предлагаю поработать в парах Заполните карточку. Вставьте недостающие данные.
На партах карточки жёлтого цвета.
Моделирование правила с опорной схемой
-Что у вас получилось?
ПРОВЕРКА (дети читают )
Правильно ли мы действовали? Сравним своё определение с тем, что предлагают авторы учебника
Страница 76
- Хорошо, мы справились. Проект построен.
СЛАЙД 7
ФИЗМИНУТКА
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Давайте ещё проговорим наши правила
- Выполнение упр 1.стр.77
-Устное проговаривание (по одному)
-Хорошо поработали. А сейчас нас ждёт самостоятельная работа.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. СЛАЙД -8
1 предложение читают мальчики
2 читают девочки
3 все вместе
- Откуда взяты эти предложения? Кто автор?
Задание: выписать количественные и порядковые числительные по вариантам)
- ПРОВЕРКА
СЛАЙД -9
- Обменяйтесь тетрадями,
поблагодарите своих одноклассников за помощь.
- У кого были затруднения при выполнении этого задания?
9.Включение в систему знаний и повторение.
- Есть очень хорошая пословица - Один за всех и все за одного
- Как вы понимаете её смысл?
Работа в командах.
На партах карточки синего цвета
ПРОВЕРКА
СЛАЙД -10
10.Рефлексия учебной деятельности.
- Достигли мы своей цели?
Ответ по плану:
- Я узнала…….
-Я хочу узнать……-
- Мне понравилось….
- Мне не понравилось….
-Давайте выразим нашу тему урока уже известным нам жанром – синквейн
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Порядковое, числительное
Пишется, читается, изменяется
С интересом нами изучается
Нравится
Д/З: Придумайте небольшой рассказ с именами числительными