Урок развития речи в 5 классе по подготовке к сочинению типа описания предмета на тему «Добрым людям на загляденье…».

В рамках урока учащиеся готовятся к написанию сочинения-описания саморядовского рушника, знакомятся с процессом изготовления, с символикой рушника, его предназначением, использованием в быту. Также учащиеся тренируются в написании сочинения типа описания, работа урока направлена на достижение цели - написать сочинение-описание рушника, подчеркнув его красоту и неповторимость.

Автор: Мироненко Наталья Дмитриевна

 

Урок развития речи

5 класс

Сочинение-описание предмета (рушник)

Цели:

образовательная: учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; развивать устную и письменную речь; создавать тексты  определённого типа речи;

воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова, развивать трудовые навыки и самостоятельную художественную деятельность.

Задачи:

расширить знания обучающихся о тексте типа описания предмета;

повторить способы построения предложений в тексте типа описания предмета.

УМК: Русский язык 5класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Универсальные учебные действия:

Личностные: понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности.

Регулятивные: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Познавательные: составлять план текста, создавать собственный текст- описания предмета.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, подбирать аргументы.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, классная доска, тетради, черновики, рушники.

 

Ход урока

1.Слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о необычном предмете народного быта. С одной стороны, он выступает как память о предках, с другой – широко используется в быту. Что же это за предмет? Ответить на вопрос нам поможет высказывание доктора педагогических наук, профессора, зав. каф.ТИМПИИ КГУ, Николая Константиновича Шабанова.

(слайд)

«Рушник соловьиного края показывает, насколько богата была курская земля талантливыми людьми. Удивительные образцы народного творчества дошли до нас из глубины веков. Это – совершенные произведения народного искусства. И большое счастье, что музеи бережно сохраняют обычаи и традиции предков».

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Какой может быть основная мысль нашего урока? Отражена ли она в прочитанном высказывании?

-  Мы поговорим на уроке о саморядовских рушниках.

2.Объявление темы и цели урока.

- В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом.

- На уроке мы будем описывать саморядовский рушник, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание рушника

3.Беседа: (использование слайдов).

- Какие стили речи вы знаете? (художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры).

- Какие типы речи вы знаете? ( повествование, описание, рассуждение)

-Что характерно для описания? (Это один из самых распространённых типов речи. Вопрос, который к нему ставится, какой? предмет, человек, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете, человеке).

- Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу).

- Какой тип речи и стиль мы будем использовать при описании рушника?

- Что такое рушник? Рушник – уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, предмет народного быта. (слайд)

Слово учителя.

- Чтобы поближе познакомиться с тем, как рождается рушник, совершим заочную экскурсию в Саморядовский Дом ремёсел. (видеозапись)

Послушайте, как описывают саморядовский рушник в сборнике статей «Курский рушник» Ефремова Любовь Иосифовна:

«Орнамент на рушниках Большесолдатского района села Саморядово ярко-красочен и многоцветен. Традиционно орнамент саморядовских рушников имеет много ярусов-фризов, которые украшены чаще геометрическими узорами. Это наиболее древний орнамент, сохранивший в себе следы языческой архаики и заключавший символы плодородия, семейного счастья, изобилия. Более поздние узоры включают в себя оттенки нежных цветов: голубого, розового, оранжевого. Краски для окраса нитей брали анилиновые, поэтому рушники горели на солнце яркими орнаментами. Мастерицы саморядовского промысла, виртуозно варьируя узоры, составляют различные, никогда не повторяющиеся композиции. Это делает их рушники уникальными произведениями декоративно- прикладного искусства».

4.Демонстрация рушников под народную музыку (слайды).

Слово учителя.

- Практически каждое изделие со своей символикой, по-своему привлекает глаз и поражает своей неповторимостью. Это вид народного искусства, словно старинная песня: слова её неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поёт её по-своему. И хочется не только использовать рушник в быту, но и любоваться им как произведением искусства с совершенно особым поэтическим образом России.

       Что же мы видим на изделиях? Чаще встречаются многоцветные орнаменты геометрического характера, где цветы превращены в розетки или вытянутые шестигранники, а листья в удлинённые прямоугольники.

      Встречаются растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы.

     Зооморфный орнамент: представлены изображения двуглавого орла и различных птиц. Любимым узором у наших мастериц является изображение птиц. Это символ семейного счастья, благополучия. Г.С.Маслова, автор статьи «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник» в своей статье пишет, что «мотив двухголовой птицы (павы), состоящий как бы из двух птиц, слившихся корпусами, нередко вышивали на русских свадебных полотенцах».

   Антропоморфный орнамент включал женские и мужские образы. Мужские символы представлены в виде столбообразной фигуры. Можно увидеть  символы Рожаницы, богини, связанной с плодородием и урожаем.

     Какие значения имеют цвета?

  Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, жизни и смерти, также он воспринимался и как символ красоты.  Красный цвет связывали с плодородием, с цветом солнца – небесного огня.

     Зелёный цвет связывался с водой, дождём и плодородием, с женским божеством, он также считался цветом возрождения растительной жизни. Жёлтый (золотой) цвет был показателем зрелости, состоятельности и богатства.

Словарная работа (слайды)

Рушник – «изделие народных мастеров». В.Даль в «Толковом словаре русского языка» определяет понятие «рушник» как тонкий холст, полотенце, утиральник.

Ткачество – народный промысел, производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел.

5.Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Трава зеленая, а небо…

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди …

Певец поет, а строитель…

Слово учителя

О рушнике сложено множество стихов, песен, пословиц, поговорок, существуют предания, поверья, приметы. Вот некоторые из них. (Читают наизусть подготовленные ученики)

1 ученик: Мамин рушник. Автор – Настя Субботина.

Шила вышивала

Матушка рушник,

Нитками вплетала

Месяц-молодик,

Звёзды-огневицы,

Гладь озёр ночных,

Лик царевны-птицы,

Символ мест родных!

Песню напевала

Матушка моя,

Узоры оживляла:

Ветер и поля,

Лес и шум дубравы,

Красоту земли,

Память предков, нравы

На рушник легли.

Наполняя сказкой

Чудо-рушничок,

Добротой и лаской-

Мамин оберёг.

 

2 ученик. Загадка.

На стене висит, болтается,

Все за него хватаются.(Рушник)

 

3 ученик. Примета.

Символом знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль. Подавали хлеб соль на рушнике.

 

4 ученик. Стихотворение.

Дорогих гостей встречаем

Пышным, круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

 

5 ученик Примета.

На Руси верили, что магические узоры на рушниках- это обереги от враждебных сил, защищающие от сглаза и порчи.

 

6 ученик. Народная песня.

Ридна мати моя,

Ты ночей недоспала,

Ты водила меня у поля край села,

И в дорогу далёку ты меня на зари провожала,

И рушник вышиваный на счастье дала.

6.Сбор материала для написания сочинения.

Узоры: затейливые, яркие, красные, удивительные, прекрасные, нарядные, красно-белая, сине-белая клетка, многоцветный, оттенки нежных цветов.

Мастерица: волшебница, творит, создаёт, ткёт, искусная рукодельница.

Листок: дубовый, золотистый, изящный, выглядывает.

Цветы: гирлянды роз, яркие, многоцветные, красные, алые, пурпурные.

Рушник – уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, предмет народного быта.

Слово учителя. В каком значении использованы многие слова?

Как называется перенос признаков с одного предмета на другой по сходству признаков?

А если мы скажем так… (на партах заготовки для описания рушника)

Учащиеся читают:

Перед нами  саморядовский рушник. Он……….У него фризы………Преобладают цвета……….., обозначающие…….. Рисунок похож (использум эпитеты, сравнения, олицетворения).Рушник – это……….

Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают рушники.

Творческая (письменная работа в черновиках с использованием опорных слов). Описание предмета (рушника). Чтение получившихся описаний. Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей.

Учитель редактирует описание рушника. Дети записывают в черновики тезисы выступлений.

На доске записан план описания и опорные слова.

План.

  1. Представление предмета.
  2. Материал, из которого сделан рушник.
  3. Внешний вид рушника.
  4. Отношение к рушнику.
  5. Роль рушника в нашей жизни и жизни наших предков.

7.Письменная работа в черновиках.

Слово учителя.

- О чём может нам рассказать рушник?

- А может ли рушник рассказать о целом народе?

- Как вы поняли выражение «Добрым людям на загляденье»?

8.Домашнее задание. Проверить и откорректировать тексты своих сочинений, переписать в тетради.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

ДЕМОНСТРАЦИЯ (видеофайл)