Урок русского языка в 9 классе по теме «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении».
Автор: Калашникова Ирина Валерьевна
Цель урока:
создать условия для достижения образовательных результатов:
• личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
• метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности);
• предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении).
Задачи урока:
• формировать понятие о сложносочинённом предложении;
• повторить сочинительные союзы;
• способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение;
• формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тетрадь, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка домашнего задания
Добрый день. Проверим домашнее задание.
Замените словосочетание «Цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: жизненный путь.
2. Синтаксический разбор
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в бездонное небо и висит потом вверху, как лампочка в холодильнике.
Ответ: повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полное, осл. однородными сказуемыми и сравнительным оборотом.
3. Фронтальный опрос
Дети, какое предложение называется сложным?
Ответ: сложные предложения – это предложения, состоящие из нескольких простых предложений.
Например: покраснела рябина, посинела вода.
Дети, какое предложение называется бессоюзным?
Ответ: это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без союзов и союзных слов.
Ребята, какие предложения называются союзными?
Ответ: это сложные предложения, где есть союзы и союзные слова.
Дети, какие вы знаете союзы и союзные слова?
Ответ: а, но, да=в значении но, однако, зато, же и т.д.
Союзные слова: где, куда, зачем, откуда, почему, когда, как.
Что такое сложносочиненные предложения?
Ответ: это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
Например: Ураган прошел, однако связи с городом не было.
4. Индивидуальные задания по карточкам «Готовимся к ОГЭ».
Задание №2
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст
(1) Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живем мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2) Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3) Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. (4) Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5) А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но отличие от нее, они безжизненны.
Задание:
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера и гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)
Ответ:
Задание №3
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.
Ответ:
Задание №4
Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) расценивать — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С;
2) подведены (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного;
3) расстилаться — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения;
4) (решил много) Задач — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется;
5) (говорил) по-английски — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Ответ:
5. Работа по новой теме
Ребята, запишем сегодняшнее число, классная работа.
Посмотрите на предложение:
Петухи давно пропели и играют на рожке.
Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки: получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.
-Какое перед нами предложение?
Отвечают:
- простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
- Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?
Отвечают:
-не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и, который будет соединять два простых предложения в составе сложного.
-Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.
Петухи давно пропели, и играют на рожке.
-А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении? (последовательность действий)
- Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Формулируют тему урока:
«Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях»
Запишите тему сегодняшнего урока в тетради (записать тему на доске)
Определим цели урока по опорным словам:
повторить
усвоить
научиться
• повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы; (слайд 9)
• усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
• научиться различать виды сложносочинённых предложений.
- Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП
6.Работа с учебником (стр. 37 - сопоставьте по смыслу предложения)
Упр. 62 (работа в группах)
1 группа выписывает предложения с противопоставительными союзами. (2, 3)
2 группа выписывает предложения с чередованием или взаимоисключением (4)
3 группа выписывает предложения с одновременной последовательностью (1,5,9)
Сейчас лидер каждой группы озвучить выбранный ответ.
7. Закрепление учебного материала
Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается (попробуем переставить предложения местами).
1. Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)
2. В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (противопоставление)
3. То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)
Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.
«5»- выполнил без ошибок;
«4»- допустил 1 ошибку;
«3»- допустил 2 ошибки.
8. Подведение итогов урока
Подведем итоги нашей работы на уроке. Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?
Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.
1. Славу свою добываю в бою.
2. Бог-то бог, а не будь сам плох.
3. Святой Боже пахать не поможет.
4. Глаза с поволокой, а рот с позевотой.
5. У врача лечись, у умного учись.
6. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
7. Один глаз на мельницу, другой на кузницу.
8. Добрый разум наживёшь не сразу.
9. На свой ум надейся, а за чужой держись.
10. Пчела мала и та работает.
9. Задание на дом
Выписать по 3 предложения из художественного произведения согласно таблице упр. №61 параграф 12.
Замените словосочетание «Цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Выполните синтаксический разбор предложения: Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в бездонное небо и висит потом вверху, как лампочка в холодильнике.