Конспект урока русского языка «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными» в 5 классе.
Автор урока: Аспидова Мария Сергеевна
Цели урока: формирование навыка правописания НЕ с именами существительными.
Задачи урока:
- Образовательные:
- формировать умение ставить цели урока и планировать время выполнения заданий (регулятивные УУД);
- познакомить с правилом правописания НЕ с существительными;
- формировать умения различать НЕ - приставку, часть корня, частицу.
- Развивающие:
- развивать языковую, коммуникативную компетентность (коммуникативные УУД);
- развивать логическое мышление, творческие способности.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа (личностные УУД);
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать настойчивость в достижении цели, корректного отношения к мнению одноклассников.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А., «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, ноутбуки для работы групп, планшеты, интерактивная доска, микрофон, конверты с заданиями, карточки с алгоритмом правила, книга путешествия с заданиями.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Проблемный вопрос: в каких случаях НЕ с существительными пишется слитно, в каких – раздельно?
Ход урока
- Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Вы уже заметили, что сегодня мы будем работать в группах. Чтобы наша работа была плодотворной и дружной, предлагаю взяться за руки и начать урок с пожелания удачи своей группе и всему классному коллективу. Садитесь!
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в царство подземелья. (На доске закреплена книга путешествия с замком.) Поможет нам в этом карта в виде оценочного листа, в котором вы будете самостоятельно оценивать работу группы на каждом этапе нашего урока. (Приложение 1)
- Но, чтобы открыть замок на вратах этого царства и узнать, куда именно мы сегодня попадём, необходимо выполнить задание, которое приготовила для нас стража.
- Актуализация знаний. Повторение пройденного.
(В жёлтом конверте на книге предлагается игра «Микрофон», при помощи которой повторяют пройденный материал по разделу «Имя существительное»)
- Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное – это самостоятельная часть речи.
(Учитель передает микрофон ученикам, комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.)
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Общее грамматическое значение имени существительного – обозначать предмет в широком смысле этого слова (явления природы, предмет, живые существа и растения, вещества, географические названия, общественные события).
Грамматические признаки существительного:
Постоянные морфологические признаки: одушевлённость/неодушевлённость, собственное/нарицательное, род, склонение.
Непостоянные морфологические признаки: число, падеж.
Синтаксическая роль: в предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.
- Молодцы, ребята, страже понравилась ваша работа! Они разрешили вам открыть замок и узнать, что необходимо сделать в царстве подземелья.
(Снимают замок с книги.)
(В дверь стучит мальчик Алёша из сказки Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»)
- А вот и герой этой книги.
Алёша: Добрый день! Я мальчик из сказки, которую вы читали. Раньше я был прилежным учеником, все учителя относились ко мне хорошо до тех пор, пока у меня не появилось волшебное зёрнышко. С появлением зёрнышка, я изменил своё поведение, предал не только знания, но и своего верного друга – курочку Чернушку. А теперь я всё понял и очень хочу исправиться, чтобы курочка меня простила, мне необходимо спасти её от жителей подземелья, но сделать это я могу, усвоив одно правило. Вы поможете мне?
- Ребята, герой какой сказки перед нами? Правильно! Это сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Чернушка попала в беду, чтобы её спасти, нужно решить все задания, которые встретятся на пути. Поможем Алёше спасти Чернушку?
(Герой садится на стул у двери и в течение всего урока помогает учителю.)
- Определение темы и цели урока.
(В оранжевом конверте задание предлагает вспомнить написание НЕ с глаголами и выполнить задание на интерактивной доске «Распределите на две колонки».)
- Из начальной школы мы знаем, что НЕ с глаголами необходимо писать раздельно! Но у этого правила есть слова-исключения, которые не употребляются без НЕ! (вспоминают правило и глаголы-исключения)
- Сейчас Алёша прочитает нам стихотворение об этой очень известной орфограмме.
НЕ с глаголом
Пиши раздельно!
Например,не хотел, не знал,
Только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал.
- А какое лексическое значение имеет глагол «Негодовать»?
1 и 3 группы работают с Толковым словарём.
2 и 4 группы работают с интернетом (зачитывают толкование слова).
(Слайд 2)
- Будьте внимательны при выполнении этого задания, здесь есть ещё один подвох.
(не)уважать, (не)годовать, (не)чувствовать, (не)навидеть, (не)приятель
- Какое из этих слов не подходит ни к одному из этих столбиков в таблице? Почему? (Потому что НЕПРИЯТЕЛЬ – это имя существительное)
- Назовите тему нашего урока.
(Слитное и раздельное написание НЕ с существительными)
- Какую цель мы сегодня перед собой поставим?
- Запишите число и тему урока в тетрадь.
- Мы выполнили второе задание и движемся дальше к освобождению Чернушки.
- Изучение нового материала.
(Задание в зелёном конверте распределяется по группам. Группам необходимо самостоятельно открыть новое правило написания.)
Материалы для наблюдения
Прочитайте предложения:
- Ненастье задержало нашу экскурсию в подземелье.
- Внимание солдат устремилось на неприятеля.
- Алёша говорил не правду, а ложь.
Алгоритм наблюдения
Найдите существительное, при котором есть НЕ. Определите, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание).
1 группа: Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?
ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно не употребляется без НЕ.
2 группа: Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ:
НЕПРИЯТЕЛЬ – _______________________
ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.
3 группа: В 3-м предложении подчеркните однородные члены, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?
ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?)____________________________________.
В таком предложении есть противопоставление с союзом а.
(4 группа работает с правилом в учебнике и в конце подтверждает или опровергает версии товарищей, а затем зачитывает в учебнике статью «Знаете ли вы, что…»)
(Дети получают карточки с алгоритмом правила.)
Орфографическая физминутка (1 мин.)
- Молодцы, ребята, справились с заданием! Пришло время отдохнуть! Я буду показывать картинку и комментировать её при помощи существительных с НЕ. Если существительное пишется с НЕ раздельно – присесть, слитно – хлопнуть в ладоши: незнайка; не правда, а лесть; недоумение; ненависть; не слон, а балерина.
- Закрепление изученного материала.
(Четвёртое задание в красном конверте распределяется по группам. Группы работают над упражнением 133 устно, в тетрадь выписывают номера предложений соответственно заданию.)
1 группа: упражнение 133. Выписать в тетрадь номера предложений с существительными, в которых НЕ – приставка, можно подобрать синоним без НЕ.
2 группа: упражнение 133. Выписать в тетрадь номера предложений с существительными, которые не употребляются без НЕ.
3 группа: упражнение 133. Выписать в тетрадь номера предложений с противопоставлением (есть союз а).
4 группа: упражнение 133. Выписать в тетрадь номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется раздельно, но противопоставление с союзом А в них только подразумевается.
(Проверка осуществляется коллективным поднятием рук при озвучивании номера предложения учителем.)
- Ребята, вам осталось снять цепь с лапок курочки. Для этого необходимо доказать, что вы усвоили правило сегодняшнего урока. Выполните тест, разработанный на образовательном портале УЧИ.РУ, на своих ноутбуках.
- Молодцы! Справились со всеми препятствиями. Чернушка довольна вами и в знак благодарности дарит вам золотые яйца.
- Соберите в корзину только те существительные, в которых НЕ является приставкой: (не)настье; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)вежливость; (не)урожай, (не)счастье; (не)ряха, (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)лесть, а правда.
- Рефлексия.
- Ребята, нам удалось спасти Чернушку, мы при помощи своих знаний помогли Алёше освободить курочку. А яйца Чернушка подарила непростые! В них лежат неполные высказывания, которые вам необходимо закончить.
(Каждая группа получает яйцо с заготовленной фразой, дополняет её).
- На сегодняшнем уроке мы…
- Урок показался для нас…
- Материал урока… Было сложно…
- Больше всего нам понравилось…
- Чернушка просит нас оценить нашу работу и урок. Если вам понравился сегодняшний урок, и всё давалось легко, приклейте на курочку зелёное пёрышко, если что-то показалось сложным – жёлтое пёрышко, а если всё было непонятно и правило нужно разбирать ещё раз – сигнал опасности, красное пёрышко.
- Домашнее задание (разноуровневое).
1 уровень: стр.89 (выучить правило), упр.134;
2 уровень: стр.89 (выучить правило), упр.134, упр.132 (устно);
3 уровень: стр.89 (выучить правило), упр.134, составить словарик из слов, которые не употребляются без НЕ.
Приложение 1
Оценочный лист группы № ____
№ |
Маршрут |
Баллы (по пятибалльной системе) |
1 |
Игра «Свободный микрофон» |
|
2
|
Открытие новой темы урока (работа с таблицей) |
|
3
|
Наблюдение. Открытие правила. (групповое задание) |
|
4
|
Орфографическая физминутка |
|
5
|
Закрепление нового правила (упражнение 133 в учебнике) |
|
6 |
Тест
|
|
Максимальное количество баллов: 30
Количество баллов: _________