Конспект урока русского языка «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными» в 5 классе.

Автор урока: Аспидова Мария Сергеевна

 

Цели урока: формирование навыка правописания НЕ с именами существительными.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- формировать умение ставить цели урока и планировать время выполнения заданий (регулятивные УУД);

- познакомить с правилом правописания НЕ с существительными;

- формировать умения различать НЕ -  приставку, часть корня, частицу.

  1. Развивающие:

- развивать языковую, коммуникативную компетентность (коммуникативные УУД);

- развивать логическое мышление, творческие способности.

  1. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа (личностные УУД);

- воспитывать интерес и любовь к родному языку;

- воспитывать настойчивость в достижении цели, корректного отношения к мнению одноклассников.

Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс» Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А., «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, ноутбуки для работы групп, планшеты, интерактивная доска, микрофон, конверты с заданиями, карточки с алгоритмом правила, книга путешествия с заданиями.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Проблемный вопрос: в каких случаях НЕ с существительными пишется слитно, в каких – раздельно?

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Вы уже заметили, что сегодня мы будем работать в группах. Чтобы наша работа была плодотворной и дружной, предлагаю взяться за руки и начать урок с пожелания удачи своей группе и всему классному коллективу. Садитесь!

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в царство подземелья. (На доске закреплена книга путешествия с замком.) Поможет нам в этом карта в виде оценочного листа, в котором вы будете самостоятельно оценивать работу группы на каждом этапе нашего урока. (Приложение 1)

- Но, чтобы открыть замок на вратах этого царства и узнать, куда именно мы сегодня попадём, необходимо выполнить задание, которое приготовила для нас стража.

  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного.

(В жёлтом конверте на книге предлагается игра «Микрофон», при помощи которой повторяют пройденный материал по разделу «Имя существительное»)

- Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное – это самостоятельная часть речи.

(Учитель передает микрофон ученикам, комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.)

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Общее грамматическое значение имени существительного – обозначать предмет в широком смысле этого слова (явления природы, предмет, живые существа и растения,  вещества, географические названия, общественные события).

Грамматические признаки существительного:

Постоянные морфологические признаки: одушевлённость/неодушевлённость, собственное/нарицательное, род, склонение.

Непостоянные морфологические признаки: число, падеж.

Синтаксическая роль: в предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.

- Молодцы, ребята, страже понравилась ваша работа! Они разрешили вам открыть замок и узнать, что необходимо сделать в царстве подземелья.

(Снимают замок с книги.)

(В дверь стучит мальчик Алёша из сказки Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»)

- А вот и герой этой книги.

Алёша: Добрый день! Я мальчик из сказки, которую вы читали. Раньше я был прилежным учеником, все учителя относились ко мне хорошо до тех пор, пока у меня не появилось волшебное зёрнышко. С появлением зёрнышка, я изменил своё поведение, предал не только знания, но и своего верного друга – курочку Чернушку. А теперь я всё понял и очень хочу исправиться, чтобы курочка меня простила, мне необходимо спасти её от жителей подземелья, но сделать это я могу, усвоив одно правило. Вы поможете мне?

- Ребята, герой какой сказки перед нами? Правильно! Это сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Чернушка попала в беду, чтобы её спасти, нужно решить все задания, которые встретятся на пути. Поможем Алёше спасти Чернушку?

(Герой садится на стул у двери и в течение всего урока помогает учителю.)

  1. Определение темы и цели урока.

(В оранжевом конверте задание предлагает вспомнить написание НЕ с глаголами и выполнить задание на интерактивной доске «Распределите на две колонки».)

- Из начальной школы мы знаем, что НЕ с глаголами необходимо писать раздельно! Но у этого правила есть слова-исключения, которые не употребляются без НЕ! (вспоминают правило и глаголы-исключения)

- Сейчас Алёша прочитает нам стихотворение об этой очень известной орфограмме.

НЕ с глаголом

Пиши раздельно!

Например,не хотел, не знал,

Только помни об исключении:

Ненавидел, негодовал.

- А какое лексическое значение имеет глагол «Негодовать»?

1 и 3 группы работают  с Толковым словарём.

2 и 4 группы  работают с интернетом (зачитывают толкование слова).

(Слайд 2)

- Будьте внимательны при выполнении этого задания, здесь есть ещё один подвох.

(не)уважать, (не)годовать, (не)чувствовать, (не)навидеть, (не)приятель

- Какое из этих слов не подходит ни к одному из этих столбиков в таблице? Почему? (Потому что НЕПРИЯТЕЛЬ – это имя существительное)

- Назовите тему нашего урока.

(Слитное и раздельное написание НЕ с существительными)

- Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

- Запишите число и тему урока в тетрадь.

- Мы выполнили второе задание и движемся дальше к освобождению Чернушки.

  1. Изучение нового материала.

(Задание в зелёном конверте распределяется по группам. Группам необходимо самостоятельно открыть новое правило написания.)

Материалы для наблюдения

Прочитайте предложения:

  1. Ненастье задержало нашу экскурсию в подземелье.
  2. Внимание солдат устремилось на неприятеля.
  3. Алёша говорил не правду, а ложь.

Алгоритм наблюдения

Найдите существительное, при котором есть НЕ. Определите, чем является НЕ в каждом предложении: приставкой, частью корня, отрицательной частицей (если это приставка или часть корня, выделите их, если частица, подчеркните раздельное написание).

1 группа: Проведите лингвистический эксперимент: закройте НЕ в существительном первого предложения и прочитайте получившееся слово. Употребляется ли в русском языке такое слово без НЕ-?

ВЫВОД № 1: НЕ- с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если оно  не употребляется без НЕ.

2 группа: Замените слово с НЕ во втором предложении синонимом без НЕ:

НЕПРИЯТЕЛЬ – _______________________

ВЫВОД № 2: НЕ- с существительным пишется _______________ (слитно или раздельно?), если оно может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению выражением.

3 группа: В 3-м предложении подчеркните однородные члены, каким союзом они связаны? Чем является слово НЕ в данном предложении?

ВЫВОД № 3: НЕ с существительным пишется _________________ (слитно или раздельно?), если НЕ является (чем?)____________________________________.

В таком предложении есть противопоставление с союзом а.

(4 группа работает с правилом в учебнике и в конце подтверждает или опровергает версии товарищей, а затем зачитывает в учебнике статью «Знаете ли вы, что…»)

(Дети получают карточки с алгоритмом правила.)

Орфографическая  физминутка (1 мин.)

- Молодцы, ребята, справились с заданием! Пришло время отдохнуть! Я буду показывать картинку  и комментировать её при помощи существительных с НЕ. Если существительное пишется с НЕ раздельно – присесть, слитно – хлопнуть в ладоши: незнайка; не правда, а лесть; недоумение; ненависть; не слон, а балерина.

  1. Закрепление изученного материала.

(Четвёртое  задание в красном конверте распределяется по группам. Группы работают над упражнением 133 устно, в тетрадь выписывают номера предложений соответственно заданию.)

1 группа: упражнение 133. Выписать в тетрадь номера предложений с существительными, в которых НЕ – приставка, можно подобрать синоним без НЕ.

2 группа: упражнение 133. Выписать в тетрадь номера предложений с существительными, которые не употребляются без НЕ.

3 группа: упражнение 133. Выписать в тетрадь номера предложений с противопоставлением (есть союз а).

4 группа: упражнение 133. Выписать в тетрадь номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется раздельно, но противопоставление с союзом А в них только подразумевается.

(Проверка осуществляется коллективным поднятием рук при озвучивании номера предложения учителем.)

- Ребята, вам осталось снять цепь с лапок курочки. Для этого необходимо доказать, что вы усвоили правило сегодняшнего урока. Выполните тест, разработанный на образовательном портале УЧИ.РУ, на своих ноутбуках.

- Молодцы! Справились со всеми препятствиями. Чернушка довольна вами и в знак благодарности дарит вам золотые яйца.

- Соберите в корзину только те существительные, в которых НЕ является приставкой: (не)настье; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)вежливость; (не)урожай, (не)счастье; (не)ряха, (не)задача, а пример, (не)решительность, (не)брежность; (не)лесть, а правда.

  1. Рефлексия.

- Ребята, нам удалось спасти Чернушку, мы при помощи своих знаний помогли Алёше освободить курочку. А яйца Чернушка подарила непростые! В них лежат неполные высказывания, которые вам необходимо закончить.

(Каждая группа получает яйцо с заготовленной фразой, дополняет её).

  1. На сегодняшнем уроке мы…
  2. Урок показался для нас…
  3. Материал урока… Было сложно…
  4. Больше всего нам понравилось…

- Чернушка просит нас оценить нашу работу и урок. Если вам понравился сегодняшний урок, и всё давалось легко, приклейте на курочку зелёное пёрышко, если что-то показалось сложным – жёлтое пёрышко, а если всё было непонятно и правило нужно разбирать ещё раз – сигнал опасности, красное пёрышко.

  1. Домашнее задание (разноуровневое).

1 уровень: стр.89 (выучить правило), упр.134;

2 уровень: стр.89 (выучить правило), упр.134, упр.132 (устно);

3 уровень: стр.89 (выучить правило), упр.134, составить словарик из слов, которые не употребляются без НЕ.

 

Приложение 1

Оценочный лист группы № ____

Маршрут

Баллы

(по пятибалльной системе)

 1

 Игра «Свободный микрофон»

 

 2

 

 Открытие новой темы урока

(работа с таблицей)

 

 3

 

 Наблюдение. Открытие правила.

(групповое задание)

 

 4

 

Орфографическая физминутка

 

 5

 

Закрепление нового правила

(упражнение 133 в учебнике)

 

 6

 Тест

 

 

Максимальное количество баллов: 30

Количество баллов: _________