Предлагаем сценарный план интегрированного урока в 6 классе на материале рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб».
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Цель урока: повторение, обобщение и дальнейшая систематизация знаний обучающихся об имени прилагательном на литературном материале Евгения Ивановича Носова.
Задачи урока:
-закрепить усвоение основных знаний, полученных на предыдущих уроках; формировать умения по применению основных орфографических норм, связанных с написанием суффиксов прилагательных, слитным и раздельным написание не, написанием сложных прилагательных;
-повторить краткие сведения из биографии Е.И. Носова, формировать умения по анализу текста, сопоставлению изученных ранее фактов;
-формировать умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии,
-развивать монологическую речь, расширять активный словарный запаса обучающихся;
-развивать навыки самоконтроля, внимания, аккуратности; воспитывать доброе, ответственное отношение к животным.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, портрет Е.И. Носова, фотография спаниеля, рабочие и оценочные листы.
Сценарий урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
− Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении.
− Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
− К уроку готовы? Тогда − за работу! Удачи желаю я вам!
Надеюсь, что урок получится плодотворным и интересным.
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
− Какая часть речи может так себя охарактеризовать?
− Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?
− Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
− В рабочих листах запишите тему урока «Систематизация знаний об имени прилагательном». СЛАЙД 1
− Давайте определим цель сегодняшнего урока.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Работа с кластером.
Я начинаю фразу, а вы продолжаете:
− Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является…
− Имена прилагательные бывают 3 разрядов: Какие это разряды? (Качественные, относительные, притяжательные)
− Остановимся на качественных прилагательных. Как мы узнаем качественные прилагательные?
− Ещё чем они отличаются от других разрядов?
− Как изменяются прилагательные?
− Как определить род, падеж, число прилагательных?
– Молодцы! Давайте по кластеру обобщим сведения об имени прилагательном.
IV. РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ
1)Объяснительный диктант
Таинственный музыкант, на рыбачьей тропе, серебряный ключик, на песчаной косе, деревенские ласточки, трепетно-яркий огонь, львиный зев, камышовые заросли, неспешными проселками, весенними тропами.
– Назовите и выделите орфограммы, определите разряд прилагательных.
− Ребята, может быть, вам знакомы эти словосочетания?
− Верно, многие из этих словосочетаний – названия рассказов нашего знаменитого земляка.
– Наш урок посвящен известному курскому писателю Евгению Ивановичу Носову, 95-летие которого отмечается в этом году. Это будет интегрированный урок русского языка и литературы.
2)Информация о биографии писателя
3)Виртуальная экскурсия «Памятные места, связанные с именем Евгения Носова»
СЛАЙД 2
11 июня 2004 года в Курске произошло знаменательное событие. На доме № 2/2 по ул. Блинова, где жил Евгений Иванович Носов, была открыта мемориальная доска, а спустя год в маленьком сквере рядом с домом установлен памятник нашему земляку.
СЛАЙД 3
Самое счастливое лицо у Евгения Ивановича было, когда он находился среди природы. Поэтому и скульптурный Носов изображен сидящим на бревнышке, в глубокой задумчивости. Автором памятника является курский скульптор Владимир Бартенев.
В нашем городе есть суперсовременная библиотека, которая носит имя Евгения Ивановича. Она оснащена по последним технологическим требованиям.
СЛАЙД 4
На площади перед Центральной городской детской библиотекой разместился памятник «Белый гусь», который посвящен одноименному рассказу курского писателя, где гусь ценой собственной жизни спасает маленьких гусят. СЛАЙД 5
В литературном музее Курска существует выставка, посвященная творчеству Носова.
СЛАЙД 6
А в родной деревне Толмачево есть улица, которая названа в честь Евгения Носова. СЛАЙД 7
Похоронен писатель на Мемориале памяти павших в годы Великой Отечественной войны, где установлен надгробный памятник. От этого камня веет чем-то теплым и живым, как и от любого произведения Евгения Ивановича. Сзади выгравирована надпись, жизненный лозунг писателя: "Покормите птиц!"
СЛАЙД 8
4)Анализ рассказа «Трудный хлеб»
– К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Е. И. Носова «Трудный хлеб».
– Скажите, в какое время года происходит действие?
– Прочитайте описание осени. Назовите слова в переносном значении, которые помогают автору нарисовать красивую картину осени.
– Перечислите героев рассказа.
– Какой Чанг внешне? (рассматривание фотографии с опорой на рассказ.
– Запишите прилагательные, с помощью которых описана собака.
– Как описана внешность хозяина собаки?
– Что удивило рассказчика?
– Видно ли было со стороны, что собака слепа?
– Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома?
– Найдите в тексте, что говорится об отношении рассказчика к Чангу?
– В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался.
– Как вам кажется, почему?
– В чем был «неосторожен» рассказчик?
– Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
– Попробуйте охарактеризовать охотника, по каким законам живет герой?
– Как ответил хозяин на вопрос рассказчика: «А не лучше ли вам завести другую собаку?»
– Трудный хлеб. Как объяснить это выражение?
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
СЛАЙД 9
5)Ребята, запишите в рабочих листах ответ на вопрос «За что можно уважать хозяина Чанга?»
СЛАЙД 10
V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ
1)Работа с предложениями.
- Ребята, вам необходимо выписать из предложений словосочетания «прил.+сущ.», для 1 ряда с орфограммой в суффиксе прилагательного, а для 2 ряда – с орфограммой «слитное и дефисное написание прилагательных». Обязательно добавьте 3 словосочетания.
СЛАЙД 11
Уже давно оставила родную рощу (звонко)голосая иволга. 2. Чанг встряхнул дли (н, нн)ыми лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул (в)лево. 3.Из кустов вышел хозяин с…баки, грузный, (кругло)лицый, с ежиком седых усов. 4. Он одет в короткий стари (н, нн)ый ватник, на ногах высокие болотные сапоги. 5. (Зеленовато)черная голова заканчивалась острым (копье)образным клювом. 6. Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимо(н, нн)ые листья.
ПРОВЕРКА
СЛАЙД 12
2)Знакомство со стихотворениями Е.И. Носова
– Ребята, Евгений Иванович был не только мастером прозы, но и писал стихи.
Здравствуй, Курск!
Тенистая прохлада!
С дороги пыль стряхну:
Я не был столько дней...
Все повидал,
Но ничего не надо
Взамен тебя,
Твоих родных камней.
СЛАЙД 13
Голубо и весело:
солнце – целый день!
Над оградой свесилась
майская сирень.
Струи тонкой пряности
в воздухе текут,
будто где-то пряники
к празднику пекут.
СЛАЙД 14
Умчались зимние метели,
и снова выси посветлели…
и тянет к дальним берегам,
где волны ластятся к ногам,
желтеют вымытые дюны,
и облака чисты и юны,
и где, быть может, у воды
я отыщу твои следы.
СЛАЙД 15
3)Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш… вый подарок; (не)пр… ятный, а трудный разговор; (не)б…льшой, но милый; (не)пр… ятное известие; совсем (не)ветре (н, нн)ая погода.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. СЛАЙД 16
VI. Просмотр буктрейлера по рассказу Е. И. Носова «Есть ли жизнь на других планетах?»
СЛАЙД 17
VII. РЕФЛЕКСИЯ
– Ребята, оцените свою работу на уроке, заполните оценочный лист.
– А теперь давайте оценим работу на уроке при помощи прилагательных. Какие вы ученики?
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Из рассказа Е.И. Носова «Есть ли жизнь на других планетах?» выписать 10 словосочетаний «прил.+сущ.», выделить изученные орфограммы и определить разряды прилагательных.
СЛАЙД 18
СЛАЙД 19
Литература
- Носов, Е. И. В чистом поле, за проселком: повести и рассказы / Е. И. Носов. - М.: Худож. лит., 1990. - 574 с.
- Литературные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Е. И. Носова (1925 - 2002): сб. материалов / Комитет по культуре Курск. обл.; КОНБ им. Н. Н. Асеева. - Курск, 2005. - 48 с.
- Конорев Л. «Все пройдет, а книга останется...»: из воспоминаний о Евгении Носове // Наш современник. – 2007. – № 6. – С. 240-246.
- Щербаков С. И расцветают маки. О прозе Евгения Ивановича Носова // Литература в школе. – 2009. – № 10. – С. 18-23.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ (в формате ppt, размер 16,3 МБ)
ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ "Звуки леса" (в формате mp3, размер 3,95 МБ)
ВИДЕОФАЙЛ (в формате mp4, размер 4,32 МБ)