Предлагаем сценарный план интегрированного урока в 6 классе на материале рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб».

Домогарова Лариса Викторовна

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

 

Цель урока: повторение, обобщение и дальнейшая систематизация знаний обучающихся об имени прилагательном на литературном материале Евгения Ивановича Носова.

Задачи урока:

-закрепить усвоение основных знаний, полученных на предыдущих уроках; формировать умения по применению основных орфографических норм, связанных с написанием суффиксов прилагательных, слитным и раздельным написание не, написанием сложных прилагательных;

-повторить краткие сведения из биографии Е.И. Носова, формировать умения по анализу текста, сопоставлению изученных ранее фактов;

-формировать умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии,

-развивать монологическую речь, расширять активный словарный запаса обучающихся;

-развивать навыки самоконтроля, внимания, аккуратности; воспитывать доброе, ответственное отношение к животным.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, портрет Е.И. Носова, фотография спаниеля, рабочие и оценочные листы.

 

Сценарий урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

− Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении.

− Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

− К уроку готовы? Тогда − за работу! Удачи желаю я вам!

Надеюсь, что урок получится плодотворным и интересным.

II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

− Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

− Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?

− Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

− В рабочих листах запишите тему урока «Систематизация знаний об имени прилагательном». СЛАЙД 1

− Давайте определим цель сегодняшнего урока.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа с кластером.

Я начинаю фразу, а вы продолжаете:

− Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является…

− Имена прилагательные бывают 3 разрядов: Какие это разряды? (Качественные, относительные, притяжательные)

− Остановимся на качественных прилагательных. Как мы узнаем качественные прилагательные?

− Ещё чем они отличаются от других разрядов?

− Как изменяются прилагательные?

− Как определить род, падеж, число прилагательных?

– Молодцы! Давайте по кластеру обобщим сведения об имени прилагательном.

IV. РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

1)Объяснительный диктант

Таинственный музыкант, на рыбачьей тропе, серебряный ключик, на песчаной косе, деревенские ласточки, трепетно-яркий огонь, львиный зев, камышовые заросли, неспешными проселками, весенними тропами.

– Назовите и выделите орфограммы, определите разряд прилагательных.

− Ребята, может быть, вам знакомы эти словосочетания?

− Верно, многие из этих словосочетаний – названия рассказов нашего знаменитого земляка.

– Наш урок посвящен известному курскому писателю Евгению Ивановичу Носову, 95-летие которого отмечается в этом году. Это будет интегрированный урок русского языка и литературы.

2)Информация о биографии писателя

3)Виртуальная экскурсия «Памятные места, связанные с именем Евгения Носова»

СЛАЙД 2

11 июня 2004 года в Курске произошло знаменательное событие. На доме № 2/2 по ул. Блинова, где жил Евгений Иванович Носов, была открыта мемориальная доска, а спустя год в маленьком сквере рядом с домом установлен памятник нашему земляку.

СЛАЙД 3

Самое счастливое лицо у Евгения Ивановича было, когда он находился среди природы. Поэтому и скульптурный Носов изображен сидящим на бревнышке, в глубокой задумчивости. Автором памятника является курский скульптор Владимир Бартенев.

В нашем городе есть суперсовременная библиотека, которая носит имя Евгения Ивановича. Она оснащена по последним технологическим требованиям.

СЛАЙД 4

На площади перед Центральной городской детской библиотекой разместился памятник «Белый гусь», который посвящен одноименному рассказу курского писателя, где гусь ценой собственной жизни спасает маленьких гусят. СЛАЙД 5

В литературном музее Курска существует выставка, посвященная творчеству Носова.

СЛАЙД 6

А в родной деревне Толмачево есть улица, которая названа в честь Евгения Носова. СЛАЙД 7

Похоронен писатель на Мемориале памяти павших в годы Великой Отечественной войны, где установлен надгробный памятник. От этого камня веет чем-то теплым и живым, как и от любого произведения Евгения Ивановича. Сзади выгравирована надпись, жизненный лозунг писателя: "Покормите птиц!"

СЛАЙД 8

4)Анализ рассказа «Трудный хлеб»

– К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Е. И. Носова «Трудный хлеб».

– Скажите, в какое время года происходит действие?

– Прочитайте описание осени. Назовите слова в переносном значении, которые помогают автору нарисовать красивую картину осени.

– Перечислите героев рассказа.

– Какой Чанг внешне? (рассматривание фотографии с опорой на рассказ.

– Запишите прилагательные, с помощью которых описана собака.

– Как описана внешность хозяина собаки?

– Что удивило рассказчика?

– Видно ли было со стороны, что собака слепа?

– Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома?

– Найдите в тексте, что говорится об отношении рассказчика к Чангу?

– В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался.

– Как вам кажется, почему?

– В чем был «неосторожен» рассказчик?

– Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

– Попробуйте охарактеризовать охотника, по каким законам живет герой?

– Как ответил хозяин на вопрос рассказчика: «А не лучше ли вам завести другую собаку?»

– Трудный хлеб. Как объяснить это выражение?

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

СЛАЙД 9

5)Ребята, запишите в рабочих листах ответ на вопрос «За что можно уважать хозяина Чанга?»

СЛАЙД 10

V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

1)Работа с предложениями.

- Ребята, вам необходимо выписать из предложений словосочетания «прил.+сущ.», для 1 ряда с орфограммой в суффиксе прилагательного, а для 2 ряда – с орфограммой «слитное и дефисное написание прилагательных». Обязательно добавьте 3 словосочетания.

СЛАЙД 11

Уже давно оставила родную рощу (звонко)голосая иволга. 2. Чанг встряхнул дли (н, нн)ыми лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул (в)лево. 3.Из кустов вышел хозяин с…баки, грузный, (кругло)лицый, с ежиком седых усов. 4. Он одет в короткий стари (н, нн)ый ватник, на ногах высокие болотные сапоги. 5. (Зеленовато)черная голова заканчивалась острым (копье)образным клювом. 6. Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимо(н, нн)ые листья.

ПРОВЕРКА

СЛАЙД 12

2)Знакомство со стихотворениями Е.И. Носова

– Ребята, Евгений Иванович был не только мастером прозы, но и писал стихи.

Здравствуй, Курск!

Тенистая прохлада!

С дороги пыль стряхну:

Я не был столько дней...

Все повидал,

Но ничего не надо

Взамен тебя,

Твоих родных камней.

СЛАЙД 13

 

Голубо и весело:

солнце – целый день!

Над оградой свесилась

майская сирень.

Струи тонкой пряности

в воздухе текут,

будто где-то пряники

к празднику пекут.

СЛАЙД 14

 

Умчались зимние метели,

и снова выси посветлели…

и тянет к дальним берегам,

где волны ластятся к ногам,

желтеют вымытые дюны,

и облака чисты и юны,

и где, быть может, у воды

я отыщу твои следы.

СЛАЙД 15

3)Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш… вый подарок; (не)пр… ятный, а трудный разговор; (не)б…льшой, но милый; (не)пр… ятное известие; совсем (не)ветре (н, нн)ая погода.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. СЛАЙД 16

VI. Просмотр буктрейлера по рассказу Е. И. Носова «Есть ли жизнь на других планетах?»

СЛАЙД 17

VII. РЕФЛЕКСИЯ

– Ребята, оцените свою работу на уроке, заполните оценочный лист.

– А теперь давайте оценим работу на уроке при помощи прилагательных. Какие вы ученики?

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Из рассказа Е.И. Носова «Есть ли жизнь на других планетах?» выписать 10 словосочетаний «прил.+сущ.», выделить изученные орфограммы и определить разряды прилагательных.

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

 

Литература

  1. Носов, Е. И. В чистом поле, за проселком: повести и рассказы / Е. И. Носов. - М.: Худож. лит., 1990. - 574 с.
  2. Литературные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Е. И. Носова (1925 - 2002): сб. материалов / Комитет по культуре Курск. обл.; КОНБ им. Н. Н. Асеева. - Курск, 2005. - 48 с.
  3. Конорев Л. «Все пройдет, а книга останется...»: из воспоминаний о Евгении Носове // Наш современник. – 2007. – № 6. – С. 240-246.
  4. Щербаков С. И расцветают маки. О прозе Евгения Ивановича Носова // Литература в школе. – 2009. – № 10. – С. 18-23.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ (в формате ppt, размер 16,3 МБ)

ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ "Звуки леса" (в формате mp3, размер 3,95 МБ)

ВИДЕОФАЙЛ (в формате mp4, размер 4,32 МБ)

You have no rights to post comments