Предлагаем сценарный план интегрированного урока в 6 классе на материале рассказа Евгения Носова «Трудный хлеб».

Домогарова Лариса Викторовна

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

 

Цель урока: повторение, обобщение и дальнейшая систематизация знаний обучающихся об имени прилагательном на литературном материале Евгения Ивановича Носова.

Задачи урока:

-закрепить усвоение основных знаний, полученных на предыдущих уроках; формировать умения по применению основных орфографических норм, связанных с написанием суффиксов прилагательных, слитным и раздельным написание не, написанием сложных прилагательных;

-повторить краткие сведения из биографии Е.И. Носова, формировать умения по анализу текста, сопоставлению изученных ранее фактов;

-формировать умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии,

-развивать монологическую речь, расширять активный словарный запаса обучающихся;

-развивать навыки самоконтроля, внимания, аккуратности; воспитывать доброе, ответственное отношение к животным.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, портрет Е.И. Носова, фотография спаниеля, рабочие и оценочные листы.

 

Сценарий урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

− Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении.

− Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

− К уроку готовы? Тогда − за работу! Удачи желаю я вам!

Надеюсь, что урок получится плодотворным и интересным.

II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

− Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

− Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?

− Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

− В рабочих листах запишите тему урока «Систематизация знаний об имени прилагательном». СЛАЙД 1

− Давайте определим цель сегодняшнего урока.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа с кластером.

Я начинаю фразу, а вы продолжаете:

− Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является…

− Имена прилагательные бывают 3 разрядов: Какие это разряды? (Качественные, относительные, притяжательные)

− Остановимся на качественных прилагательных. Как мы узнаем качественные прилагательные?

− Ещё чем они отличаются от других разрядов?

− Как изменяются прилагательные?

− Как определить род, падеж, число прилагательных?

– Молодцы! Давайте по кластеру обобщим сведения об имени прилагательном.

IV. РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

1)Объяснительный диктант

Таинственный музыкант, на рыбачьей тропе, серебряный ключик, на песчаной косе, деревенские ласточки, трепетно-яркий огонь, львиный зев, камышовые заросли, неспешными проселками, весенними тропами.

– Назовите и выделите орфограммы, определите разряд прилагательных.

− Ребята, может быть, вам знакомы эти словосочетания?

− Верно, многие из этих словосочетаний – названия рассказов нашего знаменитого земляка.

– Наш урок посвящен известному курскому писателю Евгению Ивановичу Носову, 95-летие которого отмечается в этом году. Это будет интегрированный урок русского языка и литературы.

2)Информация о биографии писателя

3)Виртуальная экскурсия «Памятные места, связанные с именем Евгения Носова»

СЛАЙД 2

11 июня 2004 года в Курске произошло знаменательное событие. На доме № 2/2 по ул. Блинова, где жил Евгений Иванович Носов, была открыта мемориальная доска, а спустя год в маленьком сквере рядом с домом установлен памятник нашему земляку.

СЛАЙД 3

Самое счастливое лицо у Евгения Ивановича было, когда он находился среди природы. Поэтому и скульптурный Носов изображен сидящим на бревнышке, в глубокой задумчивости. Автором памятника является курский скульптор Владимир Бартенев.

В нашем городе есть суперсовременная библиотека, которая носит имя Евгения Ивановича. Она оснащена по последним технологическим требованиям.

СЛАЙД 4

На площади перед Центральной городской детской библиотекой разместился памятник «Белый гусь», который посвящен одноименному рассказу курского писателя, где гусь ценой собственной жизни спасает маленьких гусят. СЛАЙД 5

В литературном музее Курска существует выставка, посвященная творчеству Носова.

СЛАЙД 6

А в родной деревне Толмачево есть улица, которая названа в честь Евгения Носова. СЛАЙД 7

Похоронен писатель на Мемориале памяти павших в годы Великой Отечественной войны, где установлен надгробный памятник. От этого камня веет чем-то теплым и живым, как и от любого произведения Евгения Ивановича. Сзади выгравирована надпись, жизненный лозунг писателя: "Покормите птиц!"

СЛАЙД 8

4)Анализ рассказа «Трудный хлеб»

– К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Е. И. Носова «Трудный хлеб».

– Скажите, в какое время года происходит действие?

– Прочитайте описание осени. Назовите слова в переносном значении, которые помогают автору нарисовать красивую картину осени.

– Перечислите героев рассказа.

– Какой Чанг внешне? (рассматривание фотографии с опорой на рассказ.

– Запишите прилагательные, с помощью которых описана собака.

– Как описана внешность хозяина собаки?

– Что удивило рассказчика?

– Видно ли было со стороны, что собака слепа?

– Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял его дома?

– Найдите в тексте, что говорится об отношении рассказчика к Чангу?

– В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался.

– Как вам кажется, почему?

– В чем был «неосторожен» рассказчик?

– Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

– Попробуйте охарактеризовать охотника, по каким законам живет герой?

– Как ответил хозяин на вопрос рассказчика: «А не лучше ли вам завести другую собаку?»

– Трудный хлеб. Как объяснить это выражение?

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

СЛАЙД 9

5)Ребята, запишите в рабочих листах ответ на вопрос «За что можно уважать хозяина Чанга?»

СЛАЙД 10

V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

1)Работа с предложениями.

- Ребята, вам необходимо выписать из предложений словосочетания «прил.+сущ.», для 1 ряда с орфограммой в суффиксе прилагательного, а для 2 ряда – с орфограммой «слитное и дефисное написание прилагательных». Обязательно добавьте 3 словосочетания.

СЛАЙД 11

Уже давно оставила родную рощу (звонко)голосая иволга. 2. Чанг встряхнул дли (н, нн)ыми лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул (в)лево. 3.Из кустов вышел хозяин с…баки, грузный, (кругло)лицый, с ежиком седых усов. 4. Он одет в короткий стари (н, нн)ый ватник, на ногах высокие болотные сапоги. 5. (Зеленовато)черная голова заканчивалась острым (копье)образным клювом. 6. Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимо(н, нн)ые листья.

ПРОВЕРКА

СЛАЙД 12

2)Знакомство со стихотворениями Е.И. Носова

– Ребята, Евгений Иванович был не только мастером прозы, но и писал стихи.

Здравствуй, Курск!

Тенистая прохлада!

С дороги пыль стряхну:

Я не был столько дней...

Все повидал,

Но ничего не надо

Взамен тебя,

Твоих родных камней.

СЛАЙД 13

 

Голубо и весело:

солнце – целый день!

Над оградой свесилась

майская сирень.

Струи тонкой пряности

в воздухе текут,

будто где-то пряники

к празднику пекут.

СЛАЙД 14

 

Умчались зимние метели,

и снова выси посветлели…

и тянет к дальним берегам,

где волны ластятся к ногам,

желтеют вымытые дюны,

и облака чисты и юны,

и где, быть может, у воды

я отыщу твои следы.

СЛАЙД 15

3)Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Не)хороший день, а плохой; далеко (не)деш… вый подарок; (не)пр… ятный, а трудный разговор; (не)б…льшой, но милый; (не)пр… ятное известие; совсем (не)ветре (н, нн)ая погода.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. СЛАЙД 16

VI. Просмотр буктрейлера по рассказу Е. И. Носова «Есть ли жизнь на других планетах?»

СЛАЙД 17

VII. РЕФЛЕКСИЯ

– Ребята, оцените свою работу на уроке, заполните оценочный лист.

– А теперь давайте оценим работу на уроке при помощи прилагательных. Какие вы ученики?

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Из рассказа Е.И. Носова «Есть ли жизнь на других планетах?» выписать 10 словосочетаний «прил.+сущ.», выделить изученные орфограммы и определить разряды прилагательных.

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

 

Литература

  1. Носов, Е. И. В чистом поле, за проселком: повести и рассказы / Е. И. Носов. - М.: Худож. лит., 1990. - 574 с.
  2. Литературные чтения, посвященные 80-летию со дня рождения Е. И. Носова (1925 - 2002): сб. материалов / Комитет по культуре Курск. обл.; КОНБ им. Н. Н. Асеева. - Курск, 2005. - 48 с.
  3. Конорев Л. «Все пройдет, а книга останется...»: из воспоминаний о Евгении Носове // Наш современник. – 2007. – № 6. – С. 240-246.
  4. Щербаков С. И расцветают маки. О прозе Евгения Ивановича Носова // Литература в школе. – 2009. – № 10. – С. 18-23.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ (в формате ppt, размер 16,3 МБ)

ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ "Звуки леса" (в формате mp3, размер 3,95 МБ)

ВИДЕОФАЙЛ (в формате mp4, размер 4,32 МБ)