Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению-описанию» разработан Лаптевой Ольгой Алексеевной.

Цель – формирование навыков создания текста-описания памятника архитектуры. На уроке школьникам предложено оформить письмо, в котором необходимо описать одну из достопримечательностей г. Курска. Обучающиеся совершают заочную экскурсию по столице соловьиного края и выбирают наиболее интересные, на их взгляд, памятники архитектуры. Урок построен с применением технологии «Творческая мастерская». Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

 

Технологическая карта урока русского языка в 6 класса

Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию»

Цель: формированиенавыков создания текста описания памятника архитектуры.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- развивать желание приобретать новые знания;

- формировать готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формировать целостное мировоззрение, учитывающее социальное, культурное многообразие современного мира;

- воспитывать уважительное отношение к культуре своего края, родному языку.

Регулятивные УУД

- планировать и корректировать свою собственную деятельность;

- ставить цель деятельности;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- оценивать свою деятельность;

- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные УУД

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- строить схему;

- находить в тексте требуемую информацию;

- преобразовывать текст.

Коммуникативные УУД

-определять возможные роли в совместной деятельности;

- играть определенную роль в совместной деятельности;

- принимать позицию собеседника;

- определять свои действия и действия партнера;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться друг с другом;

- отбирать и использовать речевые средства в диалоге;

- создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления.

Предметные результаты

-владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки текстов;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении;

- создавать монологические высказывания с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- создавать и редактировать письменные тексты-описания с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Ключевые понятия темы урока: типы текста, описание предмета, жанр, письмо, художественный стиль, средства художественной выразительности, достопримечательность.

Методы, доминирующие на уроке:словесно-наглядные, интерактивные, практические, демонстрационные.

Образовательные технологии:«Творческая мастерская», ИКТ, личностно-ориентированные технологии.

Тип урока:урок комплексного применения знаний и умений.

 

  1. Организационный этап

Цель – включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает  контакт с обучающимися.

- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: она ничего не стоит и в то же время стоит дорого. Что это? (Улыбка) Давайте улыбнемся друг другу и поделимся своим настроением с гостями.

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем

Личностные: Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

 

  1. Этап индукции. Мотивация к деятельности

Цель – определение темы урока обучающимися

Предлагает задание, способствующее определению темы урока. Мотивирует обучающихся на определение темы урока.

- Я получила по электронной почте следующее сообщение. Давайте посмотрим.

Просмотр видеосюжета «Просьба Саши». (видеосюжет о том, как девочка из другого города просит рассказать о достопримечательностях Курска)

Моим помощником сегодня будет _______________. Выясни значение слова достопримечательность

Просматривают видеосюжет. Определяют роль помощника учителя.

Предметные: участие в диалогическом общении с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Регулятивные: сформулировать тему урока.

Познавательные:умение установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 

  1. Этап самоиндукции.

Цель - сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.

Преобразует педагогическую цель в учебную ситуацию, ведущую к целеполаганию обучающихся. Проверяет соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

- Ребята, каким образом мы можем ответить Саше? (сделать фото и отправить через Viber, WhatsApp; MMS)

- Предлагаю написать Саше письмо. О чём оно будет?

- Давайте сформулируем тему урока? Запишите ее в рабочих листах.

- Какую цель и какие задачи поставим перед собой?

- Что такое достопримечательность? (место, предмет, замечательные чем-либо, достойные особого внимания) Послушаем, что же мы нашли в словаре.

- Обратите внимание на доску. Перед Вами фотографии. Какие достопримечательности Вы можете назвать? Я предлагаю Вам остановиться на Знаменском соборе, мемориальном комплексе «Курская дуга», памятнике курскому писателю Е.И. Носову.

- Сегодня вашу работу я буду оценивать странными на первый взгляд словами (карточки разместить на доске):

худо, хорошо, весьма хорошо, превосходно.

– Как вы думаете, кто, когда и где мог получать такие оценки?

(Такие оценки получали лицеисты (ученики) Императорского Царскосельского лицея в России почти 200 лет назад, среди которых был Александр Сергеевич Пушкин.)

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока, определяют задачи. Работают с толковым словарем. Рассматривают фотографии и называют, что на них изображено. Выбирают предметы для описания.

Предметные: развитие навыков диалогического общения в зависимости от ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Регулятивные:ставить цель деятельности; формулировать учебные задачи.

Познавательные: вербализовать эмоциональное впечатление; определять логические связи между предметами.

Коммуникативные: соблюдать нормы публичной речи; обирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации.

Личностные: воспитывать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

 

  1. Этап самоконструкции.

Цель – обсуждение плана и последовательности действий

Организует работу в группах. Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку. Обеспечивает техническую сторону проведения самостоятельной работы

- На уроке вы будете работать в микрогруппах по четыре человека. Повернитесь друг к другу. Определите ответственного. Перед Вами рабочие листы с упражнениями, которые мы будем выполнять в течение урока. Обратимся к первому. Вам необходимо прочитать текст и выполнить задания к нему. Всего заданий – четыре. Распределите задания между членами группы так, чтобы каждый участник был задействован в выполнении упражнения.

Сигналом к началу и окончанию работы будет звук колокольчика.

На выполнение первого задания Вам отводится 4 минуты. Приступим.

Прочитайте текст. Распределите задания между членами группы. Выполните задания к тексту.

  1. Назовите достопримечательность. Укажите автора. Расскажите, где она находится в городе.
  2. Опишите её, используя слова-подсказки. Подберите как можно больше определений-эпитетов.
  3. Расскажите о судьбе памятника. Сделайте вывод о значении памятника для нашего времени.
  4. Выразите свое отношение к памятнику культуры (архитектуры).

Обучающиеся делятся на группы, знакомятся с предложенными заданиями, распределяют их между членами группы. Организуется работа над созданием группового творческого продукта

Предметные: развитие навыков изучающего чтения; понимание, интерпретация и комментирование текста; умение выделять главную информацию в тексте

Регулятивные: умение распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя.

Коммуникативные: определять задачу коммуникации; отбирать и использовать речевые средства; создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств.

Личностные: иметь уважительное отношение к культуре родного края.

 

  1. Этап социализации.

Цель – коллективное обсуждение групповых творческих продуктов

Организует обсуждение групповых работ.

- Послушаем о Знаменском соборе города Курска. Кто готов выступить? Есть ли дополнения у второй группы?

- Послушаем о мемориальном комплексе «Курская дуга». Есть ли дополнения?

- Послушаем о памятнике Е.И. Носову. Есть ли дополнения?

Представляют коллективу творческие продукты.

Предметные: овладение различными видами аудирования; развитие навыков монологической речи в зависимости от ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Регулятивные: умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи и находить средства для их устранения.

Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности; отбирать и использовать речевые средства в диалоге; использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления.

 

6. Этап «Разрыв».

Цель – повторение  изученного материала, обращение к новым источникам информации, представление индивидуального творческого продукта.

Физминутка. Создание индивидуального творческого продукта

Создает условия успешного учения. Организует просмотр видеосюжета, самопроверку, физкультминутку

- Итак, у нас есть информация для письма. Вспомним, как нужно оформить письмо?

Давайте посмотрим учебный фильм и обозначим «законы» жанра.

Видео РЭШ, 1:50

- Назовите, из чего состоит письмо?

- А сейчас организуем работу в парах. Перед Вами кроссворд. Заполните его.

Самопроверка. Поднимите руки, у кого получилось так, как у меня.

- Для чего все это необходимо было вспомнить?

В основе письма будет описание памятников культуры и архитектуры города. Давайте вспомним, из каких частей состоит сочинение-описание.

- Давайте снимем напряжение глаз. Зажмурьтесь – удивитесь. И так несколько раз. А теперь представьте, что у Вас на носу цветной карандаш. Напишите им слово письмо прописными буквами.

- Перед Вами открытки. Выберите ту, которая вам нравится, о какой достопримечательности Вы расскажете в письме Саше. В рабочем листе у вас есть подсказки-описания к любому из рассматриваемых сегодня архитектурных памятников. Выберите задание, которое Вам по силам. Вы можете вставить в имеющийся текст недостающие слова, написать сочинение по предложенному началу или создать свой вариант. Вы можете описать любой из трех памятников архитектуры. Не забудьте, что вы оформляете сочинение в виде письма. Начнем писать черновик. Время на выполнение задания – 7 минут.

Находят  материалы, дающие целостное представление об изучаемом объекте.

Смотрят видеосюжет РЭШ. Выделяют главную информацию: называют структуру письма (приветствие, информация, прощание, подпись, дата, postscriptum). Работают в парах при решении кроссворда. Сверяют результаты своей деятельности с предложенным образцом.Определяют композицию текста-описания.

Создают индивидуальный творческий продукт (работают над черновиком сочинения).

Предметные: создавать и редактировать письменный текст-описание художественного стиля; владеть навыками работы с предложенными источниками.

Регулятивные: оценивать свою деятельность.

Познавательные: находить в тексте требуемую информацию; преобразовывать текст.

Комммуникативные: формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.

Личностные: иметь уважительное отношение к культуре родного края; иметь уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

 

Представление образовательного продукта.

Учитель предлагает обучающимся познакомить класс с итогами работы. Организует чтение работ.

Звонок колокольчика.

- Тех, кто осмелится прочитать первыми, ждет награда!

Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

 

  1. Рефлексия.

Цель – обучение осознанию  своей учебной деятельности.

Осуществляет сотрудничество в определении путей коррекции ошибок и затруднений.

- Перед Вами незаконченные предложения. Возьмите цветной стикер и продолжите ту фразу, которая отражает Ваше внутреннее состояние.

Сегодня я сумел…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

После урока мне захотелось…

Я похвалил бы себя…

Я почувствовал, что…

Я научился…

А теперь цветные стикеры приклейте к конверту, который мне будет очень дорог в память о нашей встрече (по рядам).

Продолжают фразы, предложенные учителем, и записывают их на цветных стикерах. Приклеивают стикеры к конверту, размещенному на доске

Предметные: создавать и редактировать письменный текст с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Регулятивные:соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные: находить в тексте требуемую информацию; преобразовывать текст.

Комммуникативные: критически относиться к собственному мнению и корректировать его.

Личностные: уважать другого человека, его мнение.

 

  1. Осуществление контроля, самооценки.

Цель – обучение объективной оценке результатов своей деятельности.

Организует оценку деятельности обучающихся

- Вы работали «превосходно» (снять карточку с доски и развернуть её. На обороте карточки отметка «1»). В лицее это была лучшая отметка. Как вы думаете, почему? 1 – это первый, значит лучший. Лицеистам внушали, что «все воспитанники равны ... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было».

Проводят самооценивание.

Регулятивные: оценивать продукт своей деятельности.

Комммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Личностные: уважать другого человека, его мнение.

 

  1. Итог урока.

Цель - оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса.

Подводит итоги урока.

Спасибо за работу, помощь и сотрудничество!

Участвуют в подведении итогов урока.

Регулятивные: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся.

Комммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Личностные: уважать другого человека, его мнение.

 

  1. Домашнее задание

Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся.

Оформить письмо на открытке.

Записывают домашнее задание

Регулятивные: фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.


Технологическая карта урока в табличной форме (файл .doc, размер 37,8 КБ).

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 2

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ 3