Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению-описанию» разработан Лаптевой Ольгой Алексеевной.
Цель – формирование навыков создания текста-описания памятника архитектуры. На уроке школьникам предложено оформить письмо, в котором необходимо описать одну из достопримечательностей г. Курска. Обучающиеся совершают заочную экскурсию по столице соловьиного края и выбирают наиболее интересные, на их взгляд, памятники архитектуры. Урок построен с применением технологии «Творческая мастерская». Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Технологическая карта урока русского языка в 6 класса
Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию»
Цель: формированиенавыков создания текста описания памятника архитектуры.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- развивать желание приобретать новые знания;
- формировать готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формировать целостное мировоззрение, учитывающее социальное, культурное многообразие современного мира;
- воспитывать уважительное отношение к культуре своего края, родному языку.
Регулятивные УУД
- планировать и корректировать свою собственную деятельность;
- ставить цель деятельности;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- оценивать свою деятельность;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Познавательные УУД
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- строить схему;
- находить в тексте требуемую информацию;
- преобразовывать текст.
Коммуникативные УУД
-определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника;
- определять свои действия и действия партнера;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться друг с другом;
- отбирать и использовать речевые средства в диалоге;
- создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления.
Предметные результаты
-владеть навыками различных видов чтения и информационной переработки текстов;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении;
- создавать монологические высказывания с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты-описания с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Ключевые понятия темы урока: типы текста, описание предмета, жанр, письмо, художественный стиль, средства художественной выразительности, достопримечательность.
Методы, доминирующие на уроке:словесно-наглядные, интерактивные, практические, демонстрационные.
Образовательные технологии:«Творческая мастерская», ИКТ, личностно-ориентированные технологии.
Тип урока:урок комплексного применения знаний и умений.
- Организационный этап
Цель – включение в деятельность на личностном уровне.
Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.
Устанавливает контакт с обучающимися.
- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: она ничего не стоит и в то же время стоит дорого. Что это? (Улыбка) Давайте улыбнемся друг другу и поделимся своим настроением с гостями.
Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.
Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.
Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем
Личностные: Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
- Этап индукции. Мотивация к деятельности
Цель – определение темы урока обучающимися
Предлагает задание, способствующее определению темы урока. Мотивирует обучающихся на определение темы урока.
- Я получила по электронной почте следующее сообщение. Давайте посмотрим.
Просмотр видеосюжета «Просьба Саши». (видеосюжет о том, как девочка из другого города просит рассказать о достопримечательностях Курска)
Моим помощником сегодня будет _______________. Выясни значение слова достопримечательность
Просматривают видеосюжет. Определяют роль помощника учителя.
Предметные: участие в диалогическом общении с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Регулятивные: сформулировать тему урока.
Познавательные:умение установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Этап самоиндукции.
Цель - сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.
Преобразует педагогическую цель в учебную ситуацию, ведущую к целеполаганию обучающихся. Проверяет соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
- Ребята, каким образом мы можем ответить Саше? (сделать фото и отправить через Viber, WhatsApp; MMS)
- Предлагаю написать Саше письмо. О чём оно будет?
- Давайте сформулируем тему урока? Запишите ее в рабочих листах.
- Какую цель и какие задачи поставим перед собой?
- Что такое достопримечательность? (место, предмет, замечательные чем-либо, достойные особого внимания) Послушаем, что же мы нашли в словаре.
- Обратите внимание на доску. Перед Вами фотографии. Какие достопримечательности Вы можете назвать? Я предлагаю Вам остановиться на Знаменском соборе, мемориальном комплексе «Курская дуга», памятнике курскому писателю Е.И. Носову.
- Сегодня вашу работу я буду оценивать странными на первый взгляд словами (карточки разместить на доске):
худо, хорошо, весьма хорошо, превосходно.
– Как вы думаете, кто, когда и где мог получать такие оценки?
(Такие оценки получали лицеисты (ученики) Императорского Царскосельского лицея в России почти 200 лет назад, среди которых был Александр Сергеевич Пушкин.)
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока, определяют задачи. Работают с толковым словарем. Рассматривают фотографии и называют, что на них изображено. Выбирают предметы для описания.
Предметные: развитие навыков диалогического общения в зависимости от ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Регулятивные:ставить цель деятельности; формулировать учебные задачи.
Познавательные: вербализовать эмоциональное впечатление; определять логические связи между предметами.
Коммуникативные: соблюдать нормы публичной речи; обирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации.
Личностные: воспитывать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
- Этап самоконструкции.
Цель – обсуждение плана и последовательности действий
Организует работу в группах. Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку. Обеспечивает техническую сторону проведения самостоятельной работы
- На уроке вы будете работать в микрогруппах по четыре человека. Повернитесь друг к другу. Определите ответственного. Перед Вами рабочие листы с упражнениями, которые мы будем выполнять в течение урока. Обратимся к первому. Вам необходимо прочитать текст и выполнить задания к нему. Всего заданий – четыре. Распределите задания между членами группы так, чтобы каждый участник был задействован в выполнении упражнения.
Сигналом к началу и окончанию работы будет звук колокольчика.
На выполнение первого задания Вам отводится 4 минуты. Приступим.
Прочитайте текст. Распределите задания между членами группы. Выполните задания к тексту.
- Назовите достопримечательность. Укажите автора. Расскажите, где она находится в городе.
- Опишите её, используя слова-подсказки. Подберите как можно больше определений-эпитетов.
- Расскажите о судьбе памятника. Сделайте вывод о значении памятника для нашего времени.
- Выразите свое отношение к памятнику культуры (архитектуры).
Обучающиеся делятся на группы, знакомятся с предложенными заданиями, распределяют их между членами группы. Организуется работа над созданием группового творческого продукта
Предметные: развитие навыков изучающего чтения; понимание, интерпретация и комментирование текста; умение выделять главную информацию в тексте
Регулятивные: умение распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.
Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя.
Коммуникативные: определять задачу коммуникации; отбирать и использовать речевые средства; создавать письменные тексты с использованием необходимых речевых средств.
Личностные: иметь уважительное отношение к культуре родного края.
- Этап социализации.
Цель – коллективное обсуждение групповых творческих продуктов
Организует обсуждение групповых работ.
- Послушаем о Знаменском соборе города Курска. Кто готов выступить? Есть ли дополнения у второй группы?
- Послушаем о мемориальном комплексе «Курская дуга». Есть ли дополнения?
- Послушаем о памятнике Е.И. Носову. Есть ли дополнения?
Представляют коллективу творческие продукты.
Предметные: овладение различными видами аудирования; развитие навыков монологической речи в зависимости от ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Регулятивные: умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи и находить средства для их устранения.
Познавательные: излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности; отбирать и использовать речевые средства в диалоге; использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления.
6. Этап «Разрыв».
Цель – повторение изученного материала, обращение к новым источникам информации, представление индивидуального творческого продукта.
Физминутка. Создание индивидуального творческого продукта
Создает условия успешного учения. Организует просмотр видеосюжета, самопроверку, физкультминутку
- Итак, у нас есть информация для письма. Вспомним, как нужно оформить письмо?
Давайте посмотрим учебный фильм и обозначим «законы» жанра.
Видео РЭШ, 1:50
- Назовите, из чего состоит письмо?
- А сейчас организуем работу в парах. Перед Вами кроссворд. Заполните его.
Самопроверка. Поднимите руки, у кого получилось так, как у меня.
- Для чего все это необходимо было вспомнить?
В основе письма будет описание памятников культуры и архитектуры города. Давайте вспомним, из каких частей состоит сочинение-описание.
- Давайте снимем напряжение глаз. Зажмурьтесь – удивитесь. И так несколько раз. А теперь представьте, что у Вас на носу цветной карандаш. Напишите им слово письмо прописными буквами.
- Перед Вами открытки. Выберите ту, которая вам нравится, о какой достопримечательности Вы расскажете в письме Саше. В рабочем листе у вас есть подсказки-описания к любому из рассматриваемых сегодня архитектурных памятников. Выберите задание, которое Вам по силам. Вы можете вставить в имеющийся текст недостающие слова, написать сочинение по предложенному началу или создать свой вариант. Вы можете описать любой из трех памятников архитектуры. Не забудьте, что вы оформляете сочинение в виде письма. Начнем писать черновик. Время на выполнение задания – 7 минут.
Находят материалы, дающие целостное представление об изучаемом объекте.
Смотрят видеосюжет РЭШ. Выделяют главную информацию: называют структуру письма (приветствие, информация, прощание, подпись, дата, postscriptum). Работают в парах при решении кроссворда. Сверяют результаты своей деятельности с предложенным образцом.Определяют композицию текста-описания.
Создают индивидуальный творческий продукт (работают над черновиком сочинения).
Предметные: создавать и редактировать письменный текст-описание художественного стиля; владеть навыками работы с предложенными источниками.
Регулятивные: оценивать свою деятельность.
Познавательные: находить в тексте требуемую информацию; преобразовывать текст.
Комммуникативные: формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.
Личностные: иметь уважительное отношение к культуре родного края; иметь уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Представление образовательного продукта.
Учитель предлагает обучающимся познакомить класс с итогами работы. Организует чтение работ.
Звонок колокольчика.
- Тех, кто осмелится прочитать первыми, ждет награда!
Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.
- Рефлексия.
Цель – обучение осознанию своей учебной деятельности.
Осуществляет сотрудничество в определении путей коррекции ошибок и затруднений.
- Перед Вами незаконченные предложения. Возьмите цветной стикер и продолжите ту фразу, которая отражает Ваше внутреннее состояние.
Сегодня я сумел…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
После урока мне захотелось…
Я похвалил бы себя…
Я почувствовал, что…
Я научился…
А теперь цветные стикеры приклейте к конверту, который мне будет очень дорог в память о нашей встрече (по рядам).
Продолжают фразы, предложенные учителем, и записывают их на цветных стикерах. Приклеивают стикеры к конверту, размещенному на доске
Предметные: создавать и редактировать письменный текст с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Регулятивные:соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные: находить в тексте требуемую информацию; преобразовывать текст.
Комммуникативные: критически относиться к собственному мнению и корректировать его.
Личностные: уважать другого человека, его мнение.
- Осуществление контроля, самооценки.
Цель – обучение объективной оценке результатов своей деятельности.
Организует оценку деятельности обучающихся
- Вы работали «превосходно» (снять карточку с доски и развернуть её. На обороте карточки отметка «1»). В лицее это была лучшая отметка. Как вы думаете, почему? 1 – это первый, значит лучший. Лицеистам внушали, что «все воспитанники равны ... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было».
Проводят самооценивание.
Регулятивные: оценивать продукт своей деятельности.
Комммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Личностные: уважать другого человека, его мнение.
- Итог урока.
Цель - оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса.
Подводит итоги урока.
Спасибо за работу, помощь и сотрудничество!
Участвуют в подведении итогов урока.
Регулятивные: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся.
Комммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Личностные: уважать другого человека, его мнение.
- Домашнее задание
Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся.
Оформить письмо на открытке.
Записывают домашнее задание
Регулятивные: фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Технологическая карта урока в табличной форме (файл .doc, размер 37,8 КБ).