Известно, что уроки по фразеологии являются интересными и в достаточной степени сложными. Не всегда учащиеся могут увидеть фразеологические единицы в тексте или грамотно их использовать в своей речи.
Мы представляем материалы к уроку русского языка в 10 классе по теме «Фразеологизмы и их употребление» с применением технологии проблемного обучения. Целью такого урока является не только повторение, но и углубление, обобщение знаний по фразеологии, а также знакомство с разнообразием и богатством фразеологизмов русского языка.
Автор: Никулина Яна Витальевна
В окружающем нас мире есть еще много скрытого и неизведанного.
Современная жизнь постоянно ставит перед человеком неотложные и острые проблемы и задачи, поэтому и требует более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, процессов и взаимоотношений людей и окружающих их вещей. Формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач, поэтому интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения. Успех такого развития достигается главным образом на уроке, поскольку классно-урочная система остаётся ведущей в современной школе. Когда учитель остается один на один со своими воспитанниками, от его умения организовать систематическую познавательную деятельность – «наполнить сосуд и зажечь факел» – зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.
Большинство ученых-методистов признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений учащихся невозможно без проблемного обучения, которое можно реализовать через мыслительную деятельность.
На организационном этапе урока можно провести словарную работу, которая поможет учащимся настроиться на урок.
Словарная работа.
Встал не с той ноги, ни зги не видно, не разлей вода, ни кола ни двора, ни жив ни мертв, не покладая рук, ни много ни мало, ничего не попишешь, не в духе, быть или не быть, ни туда ни сюда, ни два ни полтора.
При выполнении этого задания необходимо объяснить написание НЕ и НИ в сочетаниях и определить, в какую лексическую группу можно объединить данные словосочетания.
Таким образом, учащиеся самостоятельно определяют тему урока, ставят цель и задачи.
На этапе актуализации знаний можно провести опрос.
– Что называют фразеологизмом или фразеологическим оборотом? Приведите примеры.
– В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы?
– Что изучает фразеология?
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые имеют определенное лексическое значение; они не создаются в процессе речи, а извлекаются из памяти в готовом виде. Например: намылить голову, стреляный воробей, сесть в калошу и др. Фразеология – это раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты, а также состав фразеологических единиц и устойчивых сочетаний языка.
Слово учителя (теоретический материал).
Лингвисты делят фразеологизмы (фразеологические единицы) на следующие разряды: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.
Фразеологические сращения – это такие неделимые устойчивые фразеологические единицы, общее значение которых совершенно не соответствует сумме значений составляющих их слов. Например: мозолить глаза, как пить дать. (Учащиеся приводят свои примеры).
Фразеологические единства – семантически неделимые фразеологические единицы, смысл которых до некоторой степени мотивирован значением составляющих частей. Например: сматывать удочки, плыть по течению… (Примеры учащихся).
Фразеологические сочетания – это такие обороты, которые характеризуются большей самостоятельностью составных частей по сравнению со сращением и единствами. Например, скалить зубы, трескучий мороз… (примеры учащихся).
Если подходить к понятию «фразеология» широко, то сюда включают фразеологические выражения, которые тоже устойчивы, но состоят из слов со свободными значениями. Сюда относят пословицы, поговорки, крылатые выражения (афоризмы). Например, «Служить бы рад – прислуживаться тошно» или «Тише едешь – дальше будешь» (Примеры учащихся).
Фразеологизмы – это постоянные спутники нашей речи, а речь – это средство общения (коммуникации) между людьми. Чтобы понимать друг друга, точнее и образнее выражать свою мысль, можно использовать многие лексические приемы, в том числе фразеологизмы.
Часто, чтобы добиться желаемого речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, любовь, насмешку, горечь, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо точнее и эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже не замечая их – ведь некоторые из них просты, привычны и знакомы с детства (как в сказке, дать стрекача, сматывать удочки и др.). Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.
Существуют различные источники возникновения фразеологизмов:
1) профессиональные выражения: тянуть канитель, стричь под одну гребенку, сойти со сцены, играть первую скрипку;
2) выражения из произведений устного народного творчества: сказка про белого бычка, наливное яблочко, за тридевять земель;
3) античная мифология: ахиллесова пята, яблоко раздора, дамоклов меч, ариаднина нить;
4) церковная литература: иерихонская труба, камень преткновения, заблудшая овца;
5) научная и художественная литература: живой труп, плоды просвещения, власть тьмы, человек в футляре, дворянское гнездо.
Фразеологизмы по своему происхождению делятся на следующие группы:
- исконно русские;
- заимствованные из старославянского;
- заимствованные из других языков.
Особенности фразеологизмов:
1) сложность состава;
2) семантическая неделимость;
3) постоянство состава;
4) непроницаемость структуры;
5) устойчивость грамматической формы компонентов;
6) закрепленный порядок слов.
Для закрепления теоретического материала на практике и систематизации полученных знаний можно использовать следующие задания.
Задание №1.
В чем отличие двух фразеологизмов: «убить двух зайцев» и «погнаться за двумя зайцами»?
Приведите примеры ситуаций из жизни, где применяются эти фразеологизмы.
Задание №2.
Вспомни значение фразеологизмов.
- Зарубить себе на носу.
- Жить припеваючи.
- Делить шкуру неубитого медведя.
- Воду мутить.
- Белая ворона.
- Сесть в лужу.
- Наврать с три короба.
- Одна нога здесь, другая там.
Задание №3.
Определить литературный источник возникновения фразеологизма: блоху подковать, человек в футляре, на деревню дедушке, темное царство, быть или не быть, рыцарь печального образа.
Задание №4.
Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.
- Мой брат успешно закончил школу, проделав сизифов труд.
- Мы идем в ногу со своим временем.
- Ему воскуряли дифирамбы.
- Нам не удалось одержать реванш над командой из другой школы.
- Затея лопнула, как карточный домик.
- Он работал, опустив рукава.
Задание №5. Работа со словарями.
– Скажите, а есть ли фразеологические обороты в других языках?
– Русскому фразеологизму с глазу на глаз соответствует французский голова к голове, а по-немецки это будет меж четырьмя глазами. Вам предлагается задание, где вы должны
подобрать русский фразеологизм (или уже привычный нам), совпадающий по значению с приведенными заимствованными выражениями и объяснить их значение при помощи фразеологического словаря:
1) английский: это еще все в воздухе
французский: это еще не в кармане
испанский: написано на песке
немецкий: это написано на звездах
русский: … (вилами по воде писано);
2) английский: бить воздух
французский: бить шпагой по воде
испанский: ходить кругами вокруг колодца
немецкий: обмолачивать пустую солому
русский: ... (толочь воду в ступе);
3) английский: жить в клевере
французский: как петух в мармеладе
испанский: плавать в изобилии
немецкий: как червячок в сале
русский: … (как сыр в масле).
– Какие пометы встретились вам в словаре?
– Как различаются фразеологизмы по сфере употребления?
Задание №6. Работа с текстами.
Обратимся к хорошо известным текстам Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева.
1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 3) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 4) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев)
Устно попробуйте доказать целесообразность данных фразеологизмов в контексте (работа в парах).
В качестве контроля усвоения нового материала учащимся предлагается выполнить тест (Приложение).
При подведении итогов урока (рефлексии) учащимся можно предложить ответить на вопросы.
– Что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?
– В какие отношения могут вступать фразеологические обороты?
– Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?
– С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе, какова их роль в речи?
– Зачем в нашей речи нужны фразеологизмы?
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Задания для констатирующего эксперимента
Тестовые задания по теме «Фразеологические конструкции»
ФИ ученика______________________________________, класс __________________
Вариант I
- Соедините термины с описаниями их значений.
1) Фразеологические единства |
А) Абсолютно неделимые фразеологизмы, значение которых совершенно не зависит от слов, составляющих фразеологизм: бить баклуши, как пить дать. |
2) Фразеологические сочетания |
Б) Обороты, целостное значение которых вытекает их значений слов, составляющих фразеологизм. Например, одержать победу, кромешный ад. |
3) Фразеологические сращения |
В) Обороты, общее значение которых метафорически мотивировано значениями составляющих данный оборот слов: зарыть талант в землю, пускать пыль в глаза. |
- Определите разряды фразеологизмов.
1) Повесить нос |
А) Фразеологические сращения |
2) Спустя рукава |
Б) Фразеологические единства |
2) Семь пятниц на неделе |
В) Фразеологические сочетания |
- Найдите фразеологизм:
А) кивнуть головой
Б) коснуться головой
В) сложить голову
Г) положить голову
- Найдите фразеологизм:
А) как аршин съел
Б) как грабли проглотил
В) как сажень проглотил
Г) как аршин проглотил
- Подберите антонимом к фразеологизму «Бить баклуши»:
А) трудиться
Б) обижать
В) бездельничать
Г) играть на музыкальном инструменте
- Соотнесите фразеологические синонимы:
А) Кот наплакал |
1) Набрать в рот воды 2) Ума палата 3) Строить воздушные замки 4) Всего ничего |
7. Укажите предложение с фразеологизмом:
А) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.
Б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.
В) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!
Г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката.
- Закончите фразеологизм «нить…»:
А) с золотом
Б) Пандоры
В) Ариадны
Тестовые задания по теме «Фразеологические конструкции»
ФИ ученика______________________________________, класс __________________
Вариант II
- Соедините термины с описаниями их значений.
1) Фразеологические сочетания |
А) Абсолютно неделимые фразеологизмы, значение которых совершенно не зависит от слов, составляющих фразеологизм: бить баклуши, как пить дать. |
2) Фразеологические единства |
Б) Обороты, целостное значение которых вытекает их значений слов, составляющих фразеологизм. Например, одержать победу, кромешный ад. |
3) Фразеологические сращения |
В) Обороты, общее значение которых метафорически мотивировано значениями составляющих данный оборот слов: зарыть талант в землю, пускать пыль в глаза. |
- Определите разряды фразеологических единиц.
1) Первый блин комом |
А) Фразеологические сращения |
2) Сломя голову |
Б) Фразеологические единства |
3) Насупить брови |
В) Фразеологические сочетания |
- Найдите фразеологизм:
А) спрятать нос
Б) вымыть нос
В) сломать нос
Г) повесить нос
- Найдите фразеологизм:
А) ободрать как берёзку
Б) ободрать как липку
В) ободрать как вербочку
Г) ободрать как сосенку
- Антонимом к фразеологизму «Гонять лодыря» является:
А) заставлять кого-то работать
Б) трудиться
В) спать
Г) бездельничать
- Найдите фразеологические синонимы:
А) Тёртый калач |
1) Заткнуть за пояс 2) Стреляный воробей 3) Заговаривать зубы 4) Обещанного три года ждут |
- Укажите предложение с фразеологизмом:
А) Он не ел ни рыбу, ни мясо.
Б) По характеру она была ни рыба ни мясо.
В) Ни рыба, ни мясо не входили в меню этой диеты.
Г) В этом магазине нет ни рыбы, ни мяса!
- Закончите фразеологизм «ящик…»:
А) с золотом
Б) Ариадны
В) Пандоры